Программа

по коррекции нарушений  звукопроизношения

кружка «Речевичок»

Данная коррекционно - развивающая    программа разработана для оказания логопедической помощи дошкольникам и школьникам, имеющим нарушения звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.

    Овладение правильным  произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6 –летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки. Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда  У многих детей дефекты звукопризношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. К завершению дошкольного образования ребенок должен хорошо понимать  устную речь и  выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве  средства общения, познания, творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.docx54.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУ ДО «Иволгинский районный центр дополнительного

образования»

«ПРИНЯТО»

На учебно- методическом совете

Председатель: заместитель по УР

______________ Ажеева И.А.

Протокол № 01

 От «     » _______ 20    года

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МУ ДО «ИРЦДО»

___________ Астраханцев С. В.

Печать

                          Приказ №  

            от «     » _______ 20    года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 по коррекции нарушений  звукопроизношения

кружка «Речевичок»

Направленность: социально-педагогическая

Возраст: 6-10 лет

Срок реализации: 1 год (216 часов)

Автор-разработчик :Ардаева Арюна Андреевна,

                                   педагог дополнительного образования

с. Иволгинск, 2018г

    Содержание

Пояснительная записка (2) стр.

1.Основные характеристики программы (2-3)

2.Планируемые результаты (3-4) стр.

3.Содержание программы (5-7) стр.

4. Перспективное планирование (8-10) стр.

5.Ожидаемый результат (10-11) стр.

6. Материально-техническое обеспечение (12)         

7.Список рекомендуемого оборудования (13)стр.

8. Список литературы (14) стр.

         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Данная коррекционно - развивающая    программа разработана для оказания логопедической помощи дошкольникам и школьникам, имеющим нарушения звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.

    Овладение правильным  произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6 –летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки. Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда  У многих детей дефекты звукопризношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. К завершению дошкольного образования ребенок должен хорошо понимать  устную речь и  выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве  средства общения, познания, творчества.

Детей с речевыми нарушениями   рассматривают, как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности  затрудняют  успешное  овладение ими  учебного материала в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети  с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям  детей. Поэтому необходима профилактика речевых нарушений.

Таким образом ведется достаточно интенсивная работа, так как необходимо скорректировать дефект за  год.

2.Основные характеристики программы:

1.1.Дополнительная общеразвивающая программа «Коррекция звукопроизношения» реализуется в соответствии с с ФГОС начального общего образования.   В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым.

Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание образовательной программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения. Основной социально-педагогической направленностью образования. В методике постановки звуков устной речи частично заимствована из работ известного советского сурдолога-фонетиста профессора Федора Федоровича РАУ и его учеников и автора «Букваря» Надежды Сергеевны Жуковой

1.2.Актуальность программы обусловлена тем, что в человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Хотя бы на этапе обучения .А поскольку всем детям приходится учиться , то от качества  речи  ребенка зависит и успешность его обучения, поэтому главной задачей воспитателей и родителей по подготовке детей к школе является именно развитие речи.В наше современное время , в связи с загруженностью учащихся и родителей мало уделяется времени на развитие речи подрастающего поколения. Поэтому возникает необходимость в коррекции звукопроизносительной стороны речи  учащихся, имеющих нарушение.

1.3.Отличительные особенности программы. В программу включены некоторые элементы народной педагогики.  

1.4. Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью общего разностороннего развития личности учащегося в процессе предлагаемой ему деятельности.

1.5.Цель программы  - формирование у детей правильной устной и письменной речи.

1.6. Задачи:

1. Формировать правильное произношение звуков;

2.Научить различать звуки речи;

3. Развить связную речь;

       

 

1.7.Возраст учащихся, которым адресована программа от 6                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              -10 лет.

1.8.Формы занятий:

1.Фронтальное; (групповые занятия по темам , указанным в программе)

2.Индивидуальное (. индивидуальные занятия по постановке звуков;)

1.9. Объем программы:

2.0. Объем программы – 216 количество часов на весь период обучения по программе

2.1.Срок реализации программы – 1 год

2.2.Режим занятий: 4 раза   в неделю по 30 минут.

3. Планируемые результаты

           3.1. В ходе коррекционной деятельности учащийся должен научиться понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; а правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными я сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

 владеть элементарными навыками пересказа; а владеть навыками диалогической речи;

владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшитель-ласкательных и увеличительных форм существительных ;

 грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;

использовать в спонтанном общении слова различных лексико- грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

3.2. Способы и формы проверки результатов

Игровые задания для развития пальцев рук, задания для различения звуков речи, задания на развитие связной речи, диктанты.

Работа логопеда  начинается с диагностического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план работы, который реализуется в процессе  логопедических занятий и занятий с психологом.

Подготовительный этап работы включает в себя развитие познавательных процессов и подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа. Продолжительность – 2-10 занятий.  Проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия 2-3 раза в неделю.

Основной этап включает индивидуальные и подгрупповые занятия. Каждое занятие включает следующие разделы:

 

Раздел

Продолжительность

Коррекция звукопроизношения

 10-15 минут

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

5-7 минут

Формирование лексико - грамматического строя речи

5-7 минут

Развитие мелкой моторики

3-5 минут

                                 4.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4.1..УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на индивидуальное занятие с учащимися с нарушениями звукопроизношения

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

Формы занятия

I.

Диагностика речевого развития

6

Сентябрь

1.2.

Обследование

3

тестирование

1.3.

Обследование

3

тестирование

II.

Коррекция звукопроизношения

210

1.

Знакомство с речевым  аппаратом

4

Коррекционные игры

2.

Уточнение речевых возможностей учащихся

4

октябрь

Упражнения

3.

 В мире звуков. Звуки окружающего мира.

4

Наглядно- словесные упражнения, мультимедийная презентация

4.

Комплекс общих упражнений для развития артикуляционных органов.

4

Артикуляционная гимнастика. Игры

5.

Комплекс общих упражнений для развития артикуляционных органов.

Артикуляционная гимнастика.

4

Наглядно- словесные упражнения

6.

Упражнения для дыхания. Артикуляционная гимнастика.

4

Силовая гимнастика, артикуляционная гимнастика

7.

Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки.

6

ноябрь

Упражнения для дыхания. Артикуляционная гимнастика.

8.

Артикуляционная гимнастика

4

Самомассаж, гимнастика

  9.

Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование

Голосовая гимнастика

4

Фонопедические упражнения

10.

Общая моторика. Речь с движением.

4

Динамические упражнения

11.

Общая моторика. Речь с движением.

4

12.

Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика.

4

ноябрь

Пальчиковая гимнастика, самомассаж,мозаика, лото

13.

Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память

6

Мультимедийная презентация, игры, картотека

14.

Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление.

6

Игры, картотека, загадки

15.

Зрительно-пространственные и временные представления. Зрительно-моторная координация.

6

 Рисование бордюров, узоров.  Графические диктанты. Игры

16.

 Слово.

4

декабрь

Упражнения на выделение слова из предложения.

17.

Звуки и буквы

4

Игры, упражнения

18.

Звуко-буквенный анализ и синтез.Слоговый анализ и синтез

4

Упражнения.

19.

Согласные. Дифференциация тведых и мягких согласных.

6

Упражнения

20.

Исправление недостатков произношения свистящих звуков (С, З, Ц, Сь, Зь)

6

январь

Игры

21.

Постановка звука

8

Наглядно-словесные игры

22.

Автоматизация звуков в прямых и обратных  слогах

6

Упражнения

23.

Автоматизация звуков в предложении

6

Упражнения

24.

 Автоматизация звуков в тексте

6

февраль

Тренировочные упражнения

25.

Автоматизация звуков в спонтанной речи

6

Тренировочные упражнения

26.

Постановка звуков, автоматизация звуков по плану(см. свистящие, шипящие звуки)

8

Тренировочные игры

27.

Различение звонких—глухих согласных звуков

6

март

Упражнения

28.

Различение аффрикат

6

Упражнения

29.

Различение соноров

4

Тренировочные упражнения

30.

Исправление недостатков произношения соноров    (Л – Ль)

6

Упражнения

31.

Постановка звуков, автоматизация звуков

6

апрель

Тренировочные упражнения

Исправление недостатков произношения соноров    

(Р – Рь)

4

Тренировочные игры

32.

Постановка звуков, автоматизация звуков

6

Тренировочные упражнения

33.

Состав слова. Словообразование.

6

Упражнения

34.

Словоизменение. Согласование слов.

6

Упражнения

35.

Предлоги.

6

май

Игры, упражнения

36.

Дифференциация предлогов и приставок.

6

Упражнения

37.

Предложение

6

 Упражнения

38.

Текст

6

Упражнение в выделении главных слов в предложении. Пересказ текстов.

39.

Развитие связанной речи

6

Словесные игры

40.

Итоговая проверочная работа

2

Итого

216

4.2.Перспективное планирование индивидуальной работы при  коррекции фонетических и фонематических недостатков речи

Сонорная группа звуков (Р,Рь,Л,Ль)

Этапы работы

Кол-во часов

Содержание работы

Виды работы

Оборудование и материалы

1 этап: «Развитие общей,речевой моторики»

А.(2 ч.)

Б.(3ч.)

В.(3ч.)

Г.(3ч.)

Развитие общей моторики:

гимнастика рук,ног,туловища

Развитие мелких движений кистей рук и пальцев:

-вычерчивание фигур

-обведение шаблонов

-штриховка

-рисование по контуру

-пальчиковая гимнастика

Развитие речевого слуха,зрительного,

слухового внимания и памяти

Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата(упражнения для язычка)

Игры для развития координации и чувства ритма

выполнение заданий под наблюдением логопеда

Игры направленные на развитие зрительного внимания и памяти(«Делай так, «Что изменилось», «Найди фигуру по подобию»

Упражнения перед зеркалом(в классе, дома, самостоятельно)

Ножницы,трафареты,мячи

Предметные картинки,

игрушки,

дидактические игры

зеркала,

бумажные трубочки,

кусочки ваты

2 этап: «Постановка и коррекция звука»

А.(3ч.)

Б.(1ч.)

В.(2ч.)

Знакомство с артикуляцией звука

Упражнения для звука Р

Упражнения для звуков Л

1 способ:вызывание межзубного Л

2 способ: постановка от вспомогательных звуков А или Ы

Коррекция звука:Работа над звуком

- точностью,

- чистотой,

- плавностью,

- силой,

- темпом,

- достижением устойчивости результата

Показ перед зеркалом,

закрепление артикуляц-х упражнений

Игры направленные на развитие артикуляционной моторики:

-игры на выработку вибраторных движений кончика языка,работа над силой выдоха

Зеркало,игровой материал

Полоски бумаги,

соломинки,

лодочки разных размеров,карандаши

3 этап:

 « Автоматизация поставленного звука в речи;

развитие фонематического восприятия,фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности»

А.(1ч.)

Б.(4ч.)

В.(4ч.)

Г.(1ч.)

Д.(4ч.)

Е.(4ч.)

Ж.(3ч.)

З.(3ч.)

И.(4ч.)

К.(5ч.)

Л.

(2-4ч.)

Работа над звуком:

- закрепление звука в слогах(прямых)

-закрепление звука в словах с прямыми слогами

( под ударением на слоге)

-закрепление звука в словах с прямыми слогами

( без ударения на слоге)

закрепление звука в слогах(обратных)

-закрепление звука в словах с обратными слогами( под ударением на слоге)

-закрепление звука в словах с обратными слогами( без ударения на слоге)

- закрепление звука в словах со стечением согласных

-закрепление звука в предложениях

- закрепление звука в

тексте

- закрепление звука в пословицах, поговорках,

стихах, скороговорках

Дифференциация смешиваемых звуков

(слуховая)

Произнесение слогов,слов,

предложений, чтение текстов,работа со слоговыми таблицами, заучивание стихов,

чистоговорок,

скороговорок,

работа с деформированным текстом

Пересказ текстов, составление рассказов, придумывание части рассказа, инсценирование сказок

Слоговые таблицы, предметные картинки,картинки с загадками,

сюжетные картинки

игрушки,

сюжетные картинки

4 этап: «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука  в речи»

14

Введение звука в самостоятельную речь

Используемая литература:

1.Фомичева М.Ф.Воспитание у детей правильного произношения

2.Поваляева М.А.

Сказки о веселом язычке

3.Коноваленко В.В.

Домашние тетради № 5,6,7,8

для закрепления произношения звуков Р,Рь,Л,Ль

В конце года дети должны уметь:

      Правильно произносить все звуки речи; находить место звука в слове, уметь полно отвечать на вопросы учителя;  составлять небольшой рассказ по картине и из личного опыта;употреблять в речи сложные формы предложений.;планировать предстоящую работу; определять пути и средства достижения учебной цели; контролировать свою деятельность; работать в определенном темпе; отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; свободно составлять рассказы, пересказы; владеть навыками творческого рассказывания;

4.3.Ожидаемый результат.

         В результате регулярных занятий улучшается артикуляционная моторика у детей,

развивается мелкая и общая моторика, речь их становится более четкой, эмоционально-окрашенной и выразительной, обогащается и активизируется словарь учащихся.

Программа по русскому языку легче усваивается, в письменной речи становится меньше ошибок (замен, искажений, пропусков букв, слогов).

В результате освоения учебного материала программы учащиеся должны

приобрести следующие умения:

Артикуляторные:

- хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы,

нижняя челюсть, мягкое небо;

- точность, сила и дифференцированность движений этих органов;

- выработка полноценных движений и определенных положений органов

артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Речевые:

- выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять их

количество, слышать интонацию, с которой каждое произносится;

использовать средства создания выразительности: окраску голоса (интонацию),

мимику;

- понимать вопросы и задания, инструкции учителя;

- создавать устные высказывания на основе схем, рисунков.

Фонетические:

- разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы;

- выделять звуки слова и характеризовать их; выделять слоги, хорошо различать

ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости-звонкости согласные.

Языковые (грамматические и фонетико-графические):

- определять границы предложений, правильно обозначать их при письме (начало –

прописной буквой, конец – точкой, вопросительным или восклицательным знаком);

- задавать вопросы к словам-предметам  (в том числе разграничивать вопросы кто?

что?), отличать от слов-предметов слова-действия и слова-признаки;

- различать звуки и буквы. Выполнять звуковой анализ слов, распознавать звуки

речи, выделять их из слова, давать им характеристику, определять последовательность в слове.

Гигиенические, графические, орфографические:

- соблюдать правила посадки за столом, положения тетради, ручки в руке;

- правильно, аккуратно, разборчиво и красиво писать буквы и оформлять их соединение;

- осмысленно обозначать при письме твердость и мягкость согласных;

- применять правила оформления границ предложений, написание имен собственных, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в слогах жи–ши, ча–ща, чу–щу;

- писать под диктовку, списывать с печатного и письменного образца слова и предложения, применяя освоенные орфографические правила и правила переноса слова

Список рекомендуемого оборудования и мебели логопедического кабинета

1. Настенное зеркало для логопедических занятий;

2. Зеркала для индивидуальной работы;

3. Дополнительное освещение у зеркала.

4. Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;

5. Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, 6. технические средства, компьютерное оборудование (при необходимости);

7. Шкафы для пособий;

8. Письменный стол для работы учителя-логопеда;

9. Столы для занятий с детьми;

10. Стулья детские.

11. Игрушки

6. Программно-методическое обеспечение

1.На индивидуальных и подгрупповых занятиях  используются компьютерные технологии и развивающие компьютерные игры с целью разнообразия приемов работы по автоматизации звуков речи и закреплению навыков чтения, а также для развития лексико-грамматического строя речи и коррекции психических процессов:

1."Говорим правильно",

"Домашний логопед",

3.Нищева Н.В. .«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи».  СПб.,2004.

4.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.(подготовительная группа). М.,2006.

5.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа).  М., 2002

7.Список рекомендуемого оборудования и мебели логопедического кабинета

1. Настенное зеркало для логопедических занятий;

2. Зеркала для индивидуальной работы;

3. Дополнительное освещение у зеркала.

4. Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;

5. Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, 6. технические средства, компьютерное оборудование (при необходимости);

7. Шкафы для пособий;

8. Письменный стол для работы учителя-логопеда;

9. Столы для занятий с детьми;

10. Стулья детские.

8.Список литературы

1.Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Как эффективно подготовить ребенка к школе: развитие фонематического слуха у дошкольников. СПб.: Лань, 1999.

2.Волкова Л.С. , Селивёрстов В.И. Хрестоматия по логопедии том 2 М., 1997.

3.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.

4.Ефименкова Г.С. Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы      логопеда на школьномлогопункте: пособие для логопеда. М., 1991.

5.Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей.- М., 2006.

6.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М: Просвещение,  2008.

7.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. Санкт-Петербург,2003.

8.Лалаева Р.И. логопедическая работа в коррекционном классе.- М.: Владос, 1999.

9.Логопедия // Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1995.

10.Лалаева Р.И. Устранение нарушения чтения и письма у учащихся вспомогательной школы. - М., 1978.

11.Мазанова Е.В. Коррекция акустическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. - М., 2007.

12.Мазанова Е.В. Коррекция оптическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов 2-е изд.,испр.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.

13.Мазанова Е.В. Коррекция дисграфиина почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов, М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.

14.Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматическойдисграфии. 2-е изд.,испр.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.

15.Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. (альбом 2, упражнения по коррекции акустической дисграфии) - М., 2008.

16.Письмо Минобразования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» / Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Пособие для учителя-дефектолога, М. -  ГИЦ Владос, 2003.

17.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников.- М., 2005.

18.Примерная основная образовательная программа  образовательного учреждения. Начальная школа. Стандарты второго поколения// Под ред. И.А. Сафроновой, М.- Просвещение, 2011.

19.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373. Регистрационный №  15785  Минюста России от 22 декабря 2009 г. / Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования. Стандарты второго поколения// Под ред. И.А. Сафроновой, М.- Просвещение, 2011.