Проектная деятельность

Литвиненко Юлия Викторовна

Разработанные проекты по формированию экологического воспитания детей с учетом регионального компонента и этнокультурной составляющей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Березка»

Познавательно-исследовательский

 проект

«Экологическая тропа»

(в сокращении)

                                                                                                                                             

Старший воспитатель

Литвиненко Ю.В.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Полное название проекта

«Экологическая тропа»

Место проведения проекта, сроки

МАДОУ «Березка» , г.Когалым лето 2018г.

Руководители проекта

Старший воспитатель МАДОУ «Березка» Литвиненко Ю.В.

Участники проекта

Дети старшего возраста групп № 9.10,15 (с 5 до 7 лет), педагоги, родители

Образовательные области, в рамках которых проводится работа по проекту

Позвательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Тип проекта

Познавательно-исследовательский.

Цели проекта

Осуществление экологического развития детей и ознакомления с природой родного края путем реализации системы практико-ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе,.

Задачи проекта

  • формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам родного края;
  • формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, то есть заложить основы осознано – правильного отношения к природным явлениям и объектам;
  • воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ухаживать за растениями, птицами, желания наблюдать за жизнью растений, насекомых и птиц, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления;
  • развитие устойчивого интереса детей к природе, её живым и неживым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.

Этапы работы над проектом

I этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.

II этап – собственно познавательно-исследовательский.

III этап – обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.

Заключительные мероприятия

1. Оформление проектной папки и презентации проекта.

2.  Подготовка к участию в музыкально-познавательной игре «Лесное путешествие» - театрализованное представление .

Актуальность

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего государства является охрана окружающей среды, Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у людей экологического сознания, культуры природопользования.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

 Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Этапы проекта:

I этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.

II этап – собственно познавательно-исследовательский.

III этап – обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.

Предполагаемые результаты:

  • У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
  • Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Многие дети научатся проводить простые опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
  • Узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
  • Дети будут бережно относится к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
  • К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.

Формы реализации проекта:

  • Разработка экологической тропы, оформление карты экологической тропы МАДОУ «Березка».
  • Занятия - путешествия по экологической тропе.
  • Использование сказочных персонажей.
  • Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций.
  • Практическая деятельность с природными объектами.
  • Наблюдение за живой и неживой природой.
  • Ролевые, дидактические, настольные экологические игры.
  • Продуктивная деятельность (рисование, поделки из природного материала и т.д.).
  • Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий, мультфильмов и видеосюжетов. 

Экологическая тропа

Экологическая тропа расположена на территории ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы. По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде указателей, такие как:

  • начало тропы «Наш огород» (какие культуры растут: овощи, лекарственные травы; что нуждается в уходе);
  • остановка «Альпийская горка»;
  • остановка «Пруд»
  • остановка «Уголок леса» (сосны, березы, осина);
  • остановка «Птичий городок»;
  • остановка «То березка, то рябинка»;
  • остановка «Летняя лаборатория» (песочница);
  • остановка «Мир насекомых» (экологические акции, наблюдения);
  • остановка «Лютики-цветочки» (посиделки в цветнике – в гостях у Феи цветов);
  • конец тропы «Дерево мудрости»

Природные объекты:

1. «Наш огород»

 Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.

                Задачи: продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними. Вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

2. «Альпийская горка

          Эта видовая точка представляет собой постоянно изменяющуюся рукотворную горку рядом с огородом, в хорошо освещенном пространстве, где подобраны разнообразные декоративные, цветущие растения, привлекательные для проведения наблюдений, дизайнерской деятельности.

         Задачи:  формировать представления об «альпийской горке», как разновидности цветника;  о составляющих частях «альпийской горки» (сочетание объектов живой и неживой природы).

3.  «Уголок леса»

   Задачи: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться. Воспитывать эмоционально положительное, бережное отношение к растениям, уважение и почитание к деревьям – долгожителям; формировать представление о красоте и неповторимости «зеленого мудреца».

                      Обращается внимание ребят на то, что сосна — хвойное дерево. Они рассматривают хвоинки, сравнивают обычные листья и хвою, изучают и трогают кору, ветки, шишки. Глядя на крону, убеждаются, что сосна — пример светолюбивого дерева.

Обращается внимание на то, что береза – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян – «березовые сережки».

4. «Тропинка здоровья»

Задачи: развитие здоровья детей, формирование устойчивой привычки к режиму двигательной активности.

5. «Птичий базар»

       

Задачи: расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах, о жизни птиц. Учить детей называть птиц, прилетающих на территорию детского сада, рассказывать об их внешнем виде, особенностях поведения; развивать наблюдательность. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их. 

6. «То березк, то рябинка»

Задачи: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться. Учить детей различать деревья по внешним признакам.

Дети исследуют листья и ягоды, выясняют какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные? Рассматривают ягоды обычным способом и через лупу. На примере рябин изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью. Дошкольники сравнивают живые и опавшие листы.

Задачи: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться. Учить детей различать деревья по внешним признакам.

7. «Летняя лаборатория» 

Задачи: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.

(Ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом. Шкафчик для хранения лабораторного инвентаря.)

  • «Мир насекомых» (экологические акции, наблюдения);
  • остановка «Лютики-цветочки» (посиделки в цветнике – в гостях у Феи цветов);
  • конец тропы «Дерево мудрости»