Конспект занятия "Символы России"

Знакомство детей с государственными и нардными символами России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_2.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе на тему «Моя Россия»

Цели:

  • закрепить знания детей о символики страны: флаг, герб, гимн; о    символическом значении цвета и образов (орел, всадник);
  • познакомить с народными символами России - березой и матрешкой;
  • закрепить способы работы в технике « пластилинография»: раскатывание, сплющивание, отщипывание, раскрашивание пластилином;
  •  формировать: творческие способности детей, самостоятельность, активность, навыки культуры речевого общения.

Предварительная работа:

разучить с детьми: отрывок из гимна России, хоровод «Березонька», стихотворения: «Наша Родина» Н. Забила, «Береза» С. А. Васильева. Подготовить изобразительные материалы, силуэты матрешек.

Оборудование:иллюстрации: балалайка, гармонь; макет березы, матрешка, куклы в народных костюмах, самовар, изделия из дерева, силуэты матрешек.

Ход занятия:

Воспитатель: Много стран на планете Земля. Как и у человека у страны есть имя.

Воспитатель: Как называется наша страна? (Россия).

Воспитатель: А, мы, живущие в ней? (Россияне).

Воспитатель: Какая наша страна? (Россия — страна очень большая и красивая. Через всю страну протекает много рек, очень много лесов, в которых много разных зверей, растет много ягод и грибов)

Воспитатель: Да, мы живем в огромной, прекрасной стране. Это наша  большая Родина. О Родине мы много читали, разучивали стихи. Кто хочет рассказать стихотворение о Родине?  

Ребенок: Н. Забила «Наша Родина»

«Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом — снега и вьюга»

  Воспитатель: Наша Родина — самое  большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки — символы.  Жители разных стран гордятся символами своего государства. А какие основные  символы нашего государства вы знаете? (Флаг, герб, гимн)

  Воспитатель:         Верно.                                                                                                                                Обратите внимание на экран. Какой символ перед вами? (слайд №2) (На экране мы видим символ нашей Родины – флаг).

 Воспитатель: Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны? (Из белого, синего, красного).

 Воспитатель: Что означает каждый цвет? ( БЕЛЫЙ - он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. СИНИЙ — это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. КРАСНЫЙ -цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину).

 Включить гимн (Слушают часть гимна России и садятся)

  Воспитатель: Дети, что мы прослушали? ( Мы прослушали главную песню страны - гимн).

  Воспитатель: А почему вы слушали гимн стоя? (Мы встали потому, что государственный гимн слушают стоя, а мужчины – без головных уборов).

  Воспитатель: А в каких случаях исполняется государственный гимн? ( Он исполняется в торжественных случаях, например, при поднятии Российского флага, во время парада на Красной площади в День победы, ежедневно по радио шесть часов утра, перед началом спортивных соревнований, при награждении медалями российских спортсменов в знак уважения к стране).

  Воспитатель: Давайте снова обратимся к нашему экрану. Перед нами еще один  символ нашего государства (слайд №3). Назовите его. ( На экране мы видим символ российского государства - герб).

  Воспитатель: Что изображено на гербе?

(На гербе изображен двуглавый орел. Орел- символ солнца, небесной силы и бессмертия. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. Скипетр - это знак государственности. Держава - знак законности и права.

На груди орла - всадник на коне – это Георгий Победоносец, пронзающий копьем дракона. Всадник - это знак бесстрашия, торжество добра над злом. Герб изображается на всех печатях, денежных знаках, на паспортах, документах) (слайды №4,5).

 Воспитатель: О гербе мы тоже учили стихотворение. Кто сможет рассказать?

Ребенок:В. Степанов «Герб России»

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

  Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо знаете государственные символы своей страны, тем самым вы проявляете любовь и уважение к своей Родине, гордость за то, что являетесь гражданами России.  Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна наша страна имеет еще и народные символы. Сегодня мы познакомимся с двумя народными символами- с березой и матрешкой.

  Воспитатель: Поговорим о        березе (слайд №         6,7).                                           Береза – символ красоты русской природы, символ России.                                          Ни в одной стране нет столько берез, как у нас в России.                                               Береза – очень ценное         дерево.                                                                                                                   В старину люди плели из березовой коры лапти, лукошки, шкатулки, писали на ней (слайд № 8 ).                                                                                                                                   Березовые лучины служили освещением, т.к. горели долго и без искр (слайд   №9)                                                                                                                          Дедушки         мастерили         игрушки         для         внуков.  (слайд№10)                                                                                                                                                                                         И в настоящее время береза используется в строительстве (слайд №11), а мастера продолжают изготавливать удивительной красоты поделки из березы(слайд №12)                                                                                                                             Береза - дивный лекарь. Мы используем для своего здоровья: березовые почки, молодые листочки,         ветки, березовый сок (слайд№13).                                                                                         К березе в России относятся с любовью: ей посвящают  стихи, песни, восхваляют в хороводах. Давайте и мы заведем хоровод «Березонька».

Хоровод « Березонька »                                                                                                         1. На лугу, на лугу,                                                                                                                 зеленешеньком,                                                                                                                           Там березка стоит                                                                                                                  одинешенька.                                                                                                                                                                     Низко березонька                                                                                                                                        наклонилася,                                                                                                                                 Горько березонька                                                                                                                            зажурилася.

2. Ты скажи, что с тобой                                                                                                          приключилося,                                                                                                                        Отчего головой ты                                                                                                                      склонилася.                                                                                                                          Люди недобрые                                                                                                                                повстречались мне,                                                                                                              Ветви зеленые обломали                                                                                                         мне.

3. Мы лечили березку                                                                                                                        зеленую,                                                                                                                                                И водицей поили                                                                                                                          студеною.                                                                                                                                                Стала березонька                                                                                                                               зеленешенька,                                                                                                                                     стала кудрявая                                                                                                                                                             веселешенька.

  Воспитатель: Следующий народный символ – матрешка (слайд № 14).  

  Посмотрите, какая она яркая и нарядная. О матрешке, как и о народных героях, слагаются легенды. Матрешку знают и любят во всем мире - ни один турист не уедет из России без куклы сувенира - матрешки.                            Откуда пришла к нам занятная игрушка?                                                                                

  Давным-давно (сто лет) назад родилась расписная матрешка. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин (слайд № 15)

  Как выглядела первая русская матрешка? (слайд №16)    

 Воспитатель: Самая большая — первая — изображала девочку в сарафане и платке с черным петушком в руках. Внутри находилась фигурка мальчика, опять фигурка девочки и так далее. Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя — восьмая — была младенцем, завернутым в пеленку.          

 Воспитатель: Почему игрушку назвали матрешка? В доме у художника работала Матрена добрая и красивая девушка в честь ее, и назвали игрушку.

  А теперь я предлагаю вам побыть в роли художника. У меня есть вот такие чудесные матрешки. Их надо расписать, чтобы они стали яркими и нарядными. А потом мы их подарим нашим дорогим гостям.

  Расписывать мы будем в технике пластилинография. (Вспоминают приемы пластилинографии, элементы росписи матрешек).  Прежде, чем рисовать нужно пальчики размять.

                           Пальчиковая гимнастика

У матрешки нашей Мани                            1-2 строчки -сжимаем руки в кулачек                                                                                   Пять девчоночек в кармане.                                                                                     Маню раскрываем,                                      3-12 строчки - на счет вынимаем из кула-                                                                                    Зину вынимаем.                                            ков по одному пальцу одновременно.                                                                                  Вот достали Зину,                                                                                                                 Вытащили Нину.                                                                                                                             А из Нины мы достали                                                                                            Чернобровую Наталью.                                                                                                                         А внутри Наташи                                                                                                                    Засиделась Даша.                                                                                                                          Дашу мы раскрыли,                                                                                                                       Выпустили Лилю.                                     13-14 строчки - раскрываем ладони и рас-                                                                  Все девчонки из кармана                          топыриваем пальцы, словно показывая                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Вышли в красных сарафанах.                 матрешек в ярких сарафанах                  

Воспитатель: Молодцы! Теперь  можно приступить  к работе.                                          (Дети работают под тихую музыку. В процессе работы воспитатель обращает внимание на осанку детей, контролирует приемы их работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания).

 Итог занятия

Воспитатель: Что нового узнали на занятии? ( Ответы детей).                                      Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Много знаете о своей стране. О ее красоте, о ее природных богатствах. Знаете государственные  и народные символы России.                                                                                                                     Гордитесь своей Родиной, любите и берегите ее!