Творческая работа студентов Якутского медицинского колледжа

Научно-исследовательская работа студентки 1 курса СДО-20-7

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативные особенности дистанционного обучения в

Якутском медицинском колледже.

Тарасова Прасковья-студентка 1 курса СД-20-7 ГБПОУ «Якутский медицинский колледж» г. Якутска

Батарина Анна Анатольевна, преподаватель иностранного языка ГБПОУ «Якутский медицинский колледж» г. Якутска, аспирант ИЯКН СВФУ

Аннотация. В статье ведётся анализ коммуникативных особенностей дистанционного обучения в Якутском медицинском колледже.

Ключевые слова. Дистанционное обучение, оффлайн,  онлайн, особенности преподавания, образовательное пространство, обучающийся, образовательные технологии, аттестационная работа, выпускная квалификационная работа, контрольная, итоговая проверка, коммуникативные особенности.

           В сентябре 2016г всемирная организация ЮНЕСКО опубликовала доклад об образовании. Согласно данному документы  образованию будет дана главная, то есть ключевая роль  на  нашей планете. Что без образования  даже жизнь на  планете  остановиться, не будет будущего человечеству.   Качество образования сегодня  занимает основное место  среди  проблем современном образовательном  пространстве. Образование сегодня доступно всем, но педагоги в среднего специального образования который год бьют тревогу о снижении уровня качества образования  выпускников  школ. Не имея качественного знания, студент может определенные сложности  в первом году обучения в колледже. Ситуацию  ухудшила ситуация  с Коронавирусной инфекцией по всей стране. Все образовательные учреждения  прошли  адаптацию в  сложных новых условиях образования, нашли новые методы, использую новые средства обучения в условиях  дистанционного обучения. Поиск наиболее эффективных  интерактивных площадок, средств.

             Сегодня в эпоху стремительно развивающихся информационных технологий и широкого  пространства интернета и неспокойной обстановки пандемии , в первую очередь,  по всему миру  самым актуальным вопросом становится  реализация образовательного процесса во всех уровнях образования кроме дошкольного  как дистанционное обучение.

          Все участники образовательного процесса встретились со многими трудностями и с большим количеством новых вопросов, которые не имели актуальности до 2020 года, но стоит отметить  и положительные моменты дистанционного обучения.

         Что  представляет из себя дистанционное обучение в колледже? Какие

         Если рассматривать дистанционное обучения согласно ст. 16 ФЗ «Об образовании в РФ», «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Исходя из этого федерального закона под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.».  Таким образом, дистанционное обучение - это общение преподавателя и ученика/студентов посредством интернет - технологий. Обучающийся  должен иметь доступ к видео-урокам, методическим, дидактическим учебным материалам, предусматривается  онлайн-общение с преподавателем. После прохождения учебного материала, обучающийся должен выполнять домашнюю работу, лабораторные, письменные, устные задания. По так же как и при очной форме обучения по итогам периода обучения обучающийся  сдает проверочные, контрольные, срезовые, аттестационную работу в онлайн либо оффлайн режиме. В большинство  учебных заведений требуют физического присутствия обучающегося во время  проверочной работы, итоговой аттестации. Присутствие считается обязательной, что доказывает выполнение работы самостоятельно студентом. Для достоверности проверки используются индивидуальный подход к каждому  обучающемуся.

            Для успешности дистанционной формы преподавания необходимы техническая оснащенность преподавателя, а также студентов. Одним из важных факторов проведения занятия, лектория является высокоскоростной интернет – главное условие дистанционного обучения. Естественно, при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды. Сегодня с каждым днем  технические средства обучения  обновляются с каждым днем. Препятствием могут быть как  стоимость  технического средства, также навыки и умения пользоваться  ими.

     Самые популярные средства дистанционного обучения:

  1. Персональный компьютер, ноутбуки, макбуки, планшеты  с веб-камерой и подключением к скоростному интернету;
  2. Площадки  для  скоростной googleclass, discord, Jitsi Meet, Zoom, Якласс, Jamboard, learning apps, Google документы, Youtube, Kahoot, Miro     и   многие другие площадки для видеосвязи, мессенджеры для удобного общения: Skype, ICQ и т.д.;
  3. Специализированный сайт для управления обучением, для более удобного перехода по ссылкам интернет-образования (журналы, гугл-таблицы).
  4. Для общения всех участников дистанционного обучения: обучающегося с преподавателем и непосредственно обучения используются следующие формы, которые эволюционируют по мере развития дистанционного обучения:
  5. Электронная переписка – для рассылки заданий и отправки выполненных работ (watsapp, facebook);
  6. Телеконференции – помогают организовывать настоящие дискуссии между студентами, если того требует тема;
  7. Прямые трансляции занятий, лекций, лабораторных занятий - видеоуроки – полноценный урок с объяснением нового материала можно вполне провести по скайпу, который можно записи затем просмотреть повторно.

           С целью изучения коммуникативных особенностей  дистанционного обучения  среди студентов ГБПОУ РС (Я) «Якутский Медицинский Колледж» был проведен опрос по качеству и удовлетворенности обучения, в котором приняли участие 246 учащихся. В результате данного опроса удалось выявить следующие цифры:

1) 61% опрошенных предпочитают традиционную форму обучения дистанционному (39%);

2) Адаптация для большинства прошла нелегко, многие студенты испытывали трудности, однако сейчас их не испытывают – 47,3%, легко приспособились к новым условиям – 23,7%, и остальные 26,1% приспосабливались к новым условиям тяжело.

3) Общая удовлетворенность ДО показала следующие результаты: 41,4% - остались довольны, 38,1%  - затруднялись ответить и 20,5% - ответили нет.

4) При общей оценке преподавательской работы 60% респондентов оценили ее как «хорошо» и «отлично», 26,1% - удовлетворительно.

5) Наиболее распространёнными трудностями в целом при обучении в дистанционной форме  студенты посчитали: большой объем задаваемых материалов (143) и медленный Интернет или вовсе его отсутствие (146); сложность выполнения практических задач (126) и неудобство пользования дистанционными формами обучения (73), а также недостаточное знание пользования ПК и гаджетов (55).

6) При вопросе: «Что вам не нравится в ДО?» большинство опрошенных отметили отсутствие живого общения (30,7%), большой объем изучаемого материала (26,7%) и к сожалению ухудшение здоровья (20,3), что кстати не может не служить тревожным фактором, которые стоит учитывать в будущем.

(https://docs.google.com/forms/d/1bGWhYOZVsJFmZzKXn0BJ_Hi_9WAlDCrE56DLEwD5oEE/edit?usp=sharing-ссылка опроса)

Из результатов  опроса  можно сделать следующие выводы: большинство опрошенных предпочитают традиционную форму обучения, мотивируют это тем, что были сложности  адаптации в новых условиях, большой объем самостоятельной работы создает много трудностей  и занимает больше времени, чем во время очной формы обучения. Отрицательное влияние дистанционного обучения  30,7% считают, что отсутствие живого общения, а также  ухудшение здоровья, который является  тревожным фактором. Данная проблема имеет еще одну характерную затратную сторону – это финансово – материальная. Мы рассчитали в среднем сколько денег тратит студент и преподаватель, стоимость  технических средств,  без которых невозможна  дистанционное  обучение.

           Практически везде дистанционное обучение обучающихся во всех образовательных организациях разного уровня организуется как индивидуальное, а также групповые формы занятий. Не только образовательные занятия, лекции, лабораторные занятия  проводятся  дистанционно, это могут быть кураторские часы, организационные собрания студентов и их  родителей, также  собрания с преподавателями, консилиумы, педагогические советы.

      Существуют традиционная и нетрадиционная форма дистанционного  обучения. Организация дистанционного обучения в школе строится по традиционной модели:

  • Студенты общаются с преподавателем;
  • Выполняют указания преподавателя;
  • Задают вопросы;
  • Отвечают на вопросы преподавателя.

      Если раньше до наступления  режима изоляции, когда дистанционное обучение стало намного популярнее, чем до пандемии. До данного режима обучения - дистанционное обучение активно  выбирают следующие категории учащихся:

  1. Обучающиеся  с ограниченными возможностями здоровья;
  2. Граждане желающие получать образование в определенных учебных учреждениях, но не имеющие возможности из-за территориальных условий получить высококвалифицированную педагогическую помощь;
  3. Обучающиеся, которые желают получить дополнительное образование либо дополнительную специальность;
  4. Одаренные дети, нуждающиеся в индивидуальном темпе учебной деятельности и готовые к усвоению значительных объемов новой информации, которые имели возможность обучения в форме экстерната;
  5. Граждане с иными религиозными предпочтениями. Студенты  из религиозных семей или семей, принадлежащих различным общинам, которые не воспринимают школу, как должный институт социализации и всячески ограничивают нахождение детей в подобных учреждениях. Последнее широко использовалось в США в некоторых государствах Западной Европы в начале 2000-х гг.

На сегодняшний день уже существуют образовательные учреждения разных уровней дистанционного обучения с государственной аккредитацией. Они осуществляют полное общее среднее образование в дистанционной форме и по итогам аттестации и результатов ЕГЭ выдают документы о среднем образовании, дипломы о среднем специальном образовании государственного образца. По правилам таких образовательных учреждений промежуточные аттестации, контрольные срезы, сессии в таких школах альтернативного образования проходят онлайн, а для аттестации старших школьников и студентов для сдачи экзаменов (ОГЭ,  ЕГЭ), защита выпускных квалификационных работ  необходимо личное присутствие обучающегося.

Преимущества дистанционного образования:

- Обучающиеся (студенты, слушатели)  занимаются в комфортном для себя условиях, не выезжая из дома и столько, сколько требуется времени ему для усвоения материала.

- На усвоение материала тратится меньше времени, чем в колледже при очной форме обучения. Студент предоставлен самостоятельной деятельности.

- Свободное распределение своего времени, возможность дополнительного заработка. Студент получает возможность обучаться из любой точки мира где есть доступ к интернету. Необходимое условие - наличие технических средств и доступ в интернет.

- Появляется возможность выбирать дополнительные факультативные занятия, курсы и так далее.

Кроме  преимуществ в дистанционном обучении есть и свои недостатки:

- Дистанционное образование  требует максимального участия всех членов семьи. Домочадцы должны способствовать созданию благоприятных условий для обучающегося.

-  Отсутствует живое общение с преподавателем и с однокурсниками.

- Материальный аспект дистанционного обучения: стоимость технических средств отличается дороговизной стоимости, не все могут позволить персональный компьютер, ноутбуки и так далее.

- работа за компьютером может отрицательно влиять на здоровье обучающегося, на зрение, на осанку, на общее физическое состояние  всех участников  дистанционного обучения.

          Исходя из того, что существую недостатки в дистанционном обучении, необходимо выработать условия для успешной реализации дистанционного образования.

          Дистанционного образования будет продуктивно реализоваться, если разумно использования в соответствии с определенными нормами и требованиями.

Например:

  • дистанционное образование для школьников должно быть представлено в системе;
  • должна быть организована единая электронная образовательная среда, которая будет обеспечивать:
  • взаимодействие всех пользователей;
  • хранение, регулярное обновление и систематизацию учебно-методических ресурсов;
  • поддержку участников учебной деятельности с помощью дистанционных технологий;
  • мониторинг дистанционного учебного процесса и его эффективности.

Учебный процесс должен реализовываться на основе учебных планов, адаптированных с позиции количества часов и с учетом специфики организации дистанционного обучения;

Все учебно-методические материалы должны проходить обязательное рецензирование (профессиональную экспертизу);

Обучение должно сочетать аудиторные и дистанционные занятия, самостоятельную работу учащихся, а также включать традиционные учебно-методические материалы;

Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого студента; учебный процесс должен реализовываться на разных режимах (как в режиме online, когда учебные мероприятия и взаимодействие с педагогом проводится в режиме реального времени с использованием ИКТ, так и в режиме отложенного времени, который предоставляет ребенку возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время).   Представленные условия являются основополагающими и необходимыми при реализации дистанционного обучения. Исполнение каждого условия по отдельности не гарантирует успешное обучение, но в целостности они составляют основательную базу для построения продуктивного обучения в колледже

             Таким образом, коммуникативные особенности дистанционного обучения представляют с собой онлайн общение, то есть через монитор компьютера  и других технических средств. Дефицит живой коммуникации имеет свои плюсы, предохраняет от заражения вирусом, но не более. Без общения развитие человека не происходит. В нашем случае в образовательном пространстве живая коммуникация необходима как воздух и вода. Поскольку человек социальное существо, ему необходимо общение для существования. Изоляция человека от живого общения может привести к отрицательному влиянию на его психику. Не даром в наказании преступников изолируют от общества на несколько  лет, что является для человека одним их самых страшных наказанием. Следовательно, коммуникация в дистанционном обучении только онлайн, что является недостаточным и целостным для преподавания. Такого рода преподавание может иметь некачественные результат, следовательно, может повлиять на снижение качества образования.

          Но несмотря на вышесказанное, образовательное учреждение предоставляя образовательные услуги удаленным пользователям вне зависимости от временных ограничений, приобретает все более значимую роль, демонстрируя интерактивность, гибкость и разнообразие форм, подчеркивают его инновационность и актуальность. И становится реалией современного образования в новых условиях отдаленного обучения.

Использованная литература и источники:

  1. Вайндорф-Сысоева, М.Е.Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов/М.Е.Вайндорф-Сысоев,Т.С.Грознова, В.А.Шитова: под общей редакцией М.Е.Вайндорф-Сысоев-. Москва: Издательство ЮБрайт, 2018.-194 с.
  2. Уильям Хортон, Кэтрин Хортон. Электронное обучение: инструменты электронного обучения: Москва: Кудиц- Образ, 2019.-220 с.
  3. https://yandex.ru/turbo/zakonrf.info/s/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/16/
  4. https://docs.google.com/forms/d/1bGWhYOZVsJFmZzKXn0BJ_Hi_9WAlDCrE56DLEwD5oEE/edit?usp=sharing