Программа по театральной деятельности "Весёлые маски"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57 «Катюша»
Рассмотрено: Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 57 «Катюша» Протокол № _ от_____________ | Утвержден: Приказ № ___ от _________________ Заведующий __________ /Е.М. Ветрова
|
ДОПОЛЬНИТЕЛЬНАЯ
общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
по театральной деятельности
«Весёлые маски»
Возраст обучающихся: 3-7 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель: Мамонова Е.А.
Музыкальный руководитель I категории
г. Тамбов
2018
Информационная карта
ФИО педагога | Мамонова Екатерина Александровна |
Вид программы | Модифицированная |
Тип программы | Общеразвивающая |
Образовательная область | Искусство |
Направленность деятельности | Художественная |
Способ освоения содержания образования | Практический |
Уровень освоения содержания образования | Ознакомительный |
Уровень реализации программы | Дошкольное образование |
Форма реализации программы | Групповая |
Продолжительность реализации | 2 года |
Содержание
1. Целевой раздел 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цель и задачи программы 4
1.3. Содержание программы 5
1.4. Планируемые результаты 5
2. Содержательный раздел 8
2.1.Календарный учебный график 8
2.2 Условия реализации программы 14
2.3.Формы аттестации 14
2.4.Оценочные материалы 15
2.5.Методические материалы 16
2.6. Литература 22
Блок № 1. Комплекс характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта и эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Занятия театральной деятельностью, выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Программа описывает подготовку по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Направленность (профиль) программы:
Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы – вот важные моменты этой программы.
Новизна программы
В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать.
Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства.
Данная программа охватывает, кроме театральной, другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество, по-своему изображают героев сказки.
В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
Актуальность программы в том, что она способствует реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка.
Отличительной особенностью программы является то, что участие в программе не требует от участников специальных навыков и физических данных. Программа доступна в изучении, легко осваиваема, эффективна в достижении результата. Может быть использована не только в кружковой деятельности, но и в работе воспитателей, педагогов, учителем-логопедом в интегрированной образовательной деятельности, а также в свободной деятельности детей.
С помощью данной программы формируется умение детей определять отличительные качества персонажей и передавать их в движении, используя картинки-образы; умение фиксировать различные мимические выражения, жесты и позы, а также расшифровывать их значения; выражать мимикой и жестами эмоциональные различные состояния.
Адресат программы: дети 3-7лет.
Формы обучения и виды занятий: практические.
Срок освоения программы определяется содержанием программы: 2 года обучения.
Режим занятий: 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия: в соответствии с СанПином.
Форма проведения занятий: совместная деятельность воспитателя с детьми.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи 1-го года обучения:
1. Воспитание положительных нравственных идеалов, стремление быть отзывчивым, правильно оценивать действия разыгрываемого персонажа.
2. Развивать устойчивый интерес к театральной деятельности.
3. Добиваться свободного проявления эмоций детей в жестах, мимике, пении, слове.
4. Добиваться исполнительского умения детей в создании художественного образа, используя для этого игровое, песенное, танцевальное творчество.
5. Обогащать речь детей, добиваться правильной интонационной-выразительной речи.
6. Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, придумывать истории собственного сочинения.
7. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
8. Учить детей правильно оценивать себя и своих товарищей.
9. Вызывать у детей желание двигаться, танцевать, создавая яркий, пластичный образ.
10. Воспитывать у детей желание «играть», т.е. разыгрывать сказки.
11. Добиваться умения использовать песенные, танцевальные, драматизированные импровизации в самостоятельной деятельности.
Задачи 2-го года обучения:
1. Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
2. Совершенствовать исполнительские умения в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
3. Продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую и монологическую форму речи.
4. Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, песенных и танцевальных импровизациях.
5. Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях и в самостоятельной деятельности.
6. Закреплять навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках.
7. Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, создавая яркий образ героя.
8. Поддерживать инициативу детей в индивидуальной и коллективной импровизации при игре на ДМИ, сопровождающую драматизацию.
Формы работы
1.Театрализованные игры.
2.Занятия в театральном кружке.
3.Рассказы воспитателя о театре.
4.Организация спектаклей.
5.Беседы-диалоги.
6. Чтение литературы.
7. Оформление альбома о театре.
8. Показ представлений
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. Художественно – эстетическое:
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
2. «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
3. «Познавательное», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
4. «Социально - коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
Взаимодействие с родителями и специалистами:
Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве зрителей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включает восемь основных блоков, представленных в таблице.
Блок 1 – основы актерского мастерства.
Блок 2 – сценическая речь.
Блок 3 – сценическое движение.
Блок 4 – теория (театральная азбука)
Блок 5 – работа над репертуаром
Блок 6 – Премьера. Показ спектакля.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 год обучения:
Умеют действовать согласованно.
Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминают заданные позы.
Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.
Умеют строить простейший диалог.
Умеют составлять предложения с заданными словами.
2 год обучения:
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминать заданные позы.
Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.
Знать 5—8 артикуляционных упражнений.
Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.
Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
Уметь составлять предложения с заданными словами.
Уметь строить простейший диалог.
Уметь сочинять этюды по сказкам.
Блок № 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
Специфика работы с детьми дошкольного возраста не позволяет разделить конкретное количество часов на теоретический и практический материалы. Поэтому в учебно–тематическом плане программы предложено общее количество часов по каждой теме.
№ п/п | Наименование разделов | 1 год | 2 год | 3 год |
1 | Театральная азбука | 4 | 4 | 4 |
2 | Сценическая речь | 15 | 15 | 15 |
3 | Сценическое движение | 10 | 10 | 10 |
4 | Основы актерского мастерства | 20 | 20 | 20 |
5 | Работа над репертуаром | 21 | 21 | 21 |
6 | Проведение праздников и развлечений | 2 | 2 | 2 |
Всего часов |
| 72 | 72 | 72 |
1.3. Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
Разделы | Задачи | Содержание занятий |
1. Введение в искусство Театральная азбука | Сентябрь: Знакомство с коллективом. Познакомить детей с искусством театра, театральными профессиями, театральной лексикой (афиша, сцена, занавес, кулисы, декорации, грим, зрительный зал.), правилами поведения в театре. Развивать интерес к сценическому искусству. | Чтение стихотворения В.Василенко «Ты становишься зрителем» Беседы о театре, театральных профессиях (актёр, режиссёр, костюмер, гримёр) Презентации для детей «Всё о театре» Загадки о театральных профессиях. Рассматривание иллюстраций «Виды театров», «Устройство театра» Игра «И я тоже», «Танцующий зоопарк», «Зверобика» Игра «Птицы, на гнезда!» |
2. Основы актерского мастерства | Сентябрь – декабрь: · Развивать внимание, память, мимику; · учиться снимать зажатость и скованность, · учить согласовывать свои действия с другими детьми.
Декабрь – февраль: Развивать воображение и фантазию
Март – май: Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать предметы. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами. | Этюды «Ой,ой,живот болит», «Три характера», «Вкусные конфеты», «Покупка театрального билета», «Утешение». Сочинить этюд на тему: «Коллективный выход в театр» Игра «Одно и то же по-разному». Инсценировки: «Спор овощей», «Кто сказал Мяу?» (по В.Сутееву)
Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?» (разыгрывание диалога из сказки «Кто сказал «мяу»?» между щенком и собакой). Игра «Превращение предмета». Игра «Кругосветное путешествие». Инсценировка «Колобок на новый лад».
Этюд «Запомни свою позу», «Заколдованный ребёнок», «Любитель-рыболов», этюд на воспроизведение черт характера: «Страшный зверь». Игра «Изобрази вкус яблока», «Руки-ноги». Упражнение с предметами, упражнение со стульями. Этюды по русским народным сказкам («Колобок», «Теремок») Инсценировка: «Кто колечко найдёт?» по стихотворению С.Маршака |
3. Сценическая речь (культура и техника речи) | Сентябрь – декабрь: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию, учить строить диалог.
Декабрь – февраль: Упражнять артикуляционный аппарат. Учить пользоваться интонациями, произнося фразы радостно, грустно, удивлённо. Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнёра.
Март – май: Пополнять словарный запас. Развивать образное мышление. Подбирать к словам слова – действия и слова, противоположные по значению. Совершенствовать навык чёткого произношения. | Упражнения на произношение гласных и согласных. Упражнения на развитие дыхания: «Одуванчик», «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок», «Фыркающая лошадка». Игра «Вопрос – ответ» Скороговорки «Шесть мышат в камышах шуршат», «Сшила Саша Сашке шапку». «Ужа ужалила ужица»
Артикуляционная гимнастика «Хомяк», «Рожицы», на вытягивание губ «Хоботок». Упражнения на дыхание «Насос», «Цветочный магазин», «Свеча» Скороговорки (проговаривание в разном темпе) Речевая пальчиковая игра со стихами «Кто приехал?», «Тра-та-та!» Речевая игра с движением: «Курочка и цыплята» (сл.В.Берестова), «Воробьи» Упражнение «Прыгуны»
Пальчиковые игры со стихами «Дождик» (сл.А.Парунова), «Молоточек» (сл. Е.Руженцева), «Девочки, мальчики» Речевая игра с движением «Петрушка», «Игра в дирижёра» Проговаривание скороговорок и чистоговорок. Творческие игры со словом «Сочини сказку», «Ручной мяч». Игра со скороговорками «Испорченный телефон». |
4. Сценическое движение (ритмопластика) | Сентябрь – декабрь: Развивать умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. Упражняться в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц.
Декабрь – февраль: Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
Март – апрель: Развивать умение использовать разнообразные жесты.
| Игры и упражнения «Самолёты и бабочки», «Мокрые котята» П/игра «Пугало», Упражнение «Медведи в клетке», игра «Веселые обезьянки». упражнение-пантомима «Лесная полянка». Музыкально-пластические импровизации «Поварята», «Подарок»
Игры и упражнения: «Ёжик», «В царстве золотой рыбки», «Снежинки», «Не ошибись», «Поймай хлопок», «Шея есть, шеи нет», «Весёлая зарядка», «Цыплята». Игры на напряжение и расслабление мышц «Снеговик», «Баба Яга».
Жесты: иди сюда – уходи, согласие – несогласие, плач – утешение, приветствие – прощание. Игры на развитие двигательных способностей: «Конкурс лентяев», «Как живёшь?», «Бабушка Маланья», «Заводная кукла».
|
5. Работа над репертуаром | Январь – май развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделять их голосом, развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния пополнять словарный запас, образный строй речи. | Основные этапы работы: - Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с детьми. - Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). – Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. - Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. - Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением. - Репетиция всей пьесы целиком. |
Премьера | Май Выявление всех творческих способностей детей. | Показ спектакля |
Календарно-тематическое планирование
2 год обучения
Разделы | Задачи | Содержание занятий |
1.Введение в искусство Театральная азбука | Сентябрь: Углублять знания детей о театре как виде искусства, закреплять правила поведения в театре, посещение театра драмы и комедии. Дать понятия о таких видах театрального искусства, как опера и балет, мюзикл. | Рассматривание фотографий «Известные театры России» Беседа – диалог: «Зачем нужны декорации? Музыка? Что делает режиссёр? Что должен уметь актёр?». Игра «Путешествие с театральным билетом», «Волшебная корзинка». Изготовление афиш «Наши представления» |
2. Основы актерского мастерства | Сентябрь – декабрь: Воспитывать готовность к творчеству. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность. Способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера
Декабрь – февраль: Воспитывать инициативность и выдержку. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях. Развивать воображение и веру в сценический вымысел. Учить детей самостоятельно сочинять этюды.
Март – май: Совершенствовать импровизационные возможности детей. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. Воспитывать доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками. | Этюды: «Разное настроение», «Цветок», «Сердитый дедушка». Общеразвивающие игры: «Запомни фотографию», «Летает – не летает», «Внимательные звери» Упражнения: «Угадай, что я делаю?», «Превращение предмета» Придумать свой рассказ на тему «Осень в лесу» (по желанию).
Этюды на выражение различных эмоций «Разное настроение» (на стихи Н.Померанцева). Этюд на выражение отдельных черт характера «Карабас-Барабас». Этюды в парах «Зеркало», «Тень» Этюд на воображение «Шкатулка». Игры: След в след», «Кругосветное путешествие». Сочинение этюдов: Знакомство, просьба, благодарность, угощение, покупка театрального билета.
Этюды по сказкам «Гадкий утёнок», «Красная шапочка», «Золушка». Придумывание диалога к сказке «Театральная разминка». Игры и упражнения: «Одно и тоже по - разному», «Воробьи – вороны».
|
3. Сценическая речь (культура и техника речи) | Сентябрь – декабрь: Развивать речевое дыхание. Учить пользоваться интонациями, улучшать дикцию. Расширять диапазон и силу звучания голоса. Развивать умение строить диалог между героями разных сказок в придуманных обстоятельствах.
Декабрь – февраль: Тренировать точное и чёткое произношение гласных и согласных звуков. Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Сочинять коллективно сказку, по очереди добавляя своё предложение.
Март – май: Формировать чёткую грамотную речь. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев. | Произношение скороговорок с разным темпом. Речевая игра «У кого что внутри?» (стихи О.Вациетиса). Речевая сказка-игра: «Про ёжика». Игры «Испорченный телефон», «Снежный ком». Упражнения «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики».
Игры: «Дрессированные собачки», «Птичий двор», «Эхо», «Чудо лесенка», «Прятки» (на развитие сценической речи, сл. З.Александровой). Игры на развитие дыхания «Комарик», Пальчиковая игра «Кто живёт под потолком?» (сл. С.Черного). Творческие игры «Сочини сказку», «Вопрос – ответ». Артикуляционные упражнения для языка, губ, челюсти.
Работа со скороговорками и стихами. Игра «Подскажи словечко». Речевая игра «Не шумите!» (сл.А.Кушнера), «Волшебный сон». Творческие игры со словами «Фантазии о…», «Моя сказка». |
4. Сценическое движение (ритмопластика) | Сентябрь – декабрь: Развивать умение владеть своим телом, напрягать и расслаблять мышцы. Развивать умение равномерно размещаться по площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.
Декабрь – февраль: Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность. Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики.
Март – апрель: Развивать воображение и способность к пластической импровизации. Совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жеста. | Игры на развитие двигательных способностей: «Муравьи», «Осенние листья», «Буратино и Пьеро», «Баба Яга», «Снежная королева», «Марионетки». Свободная двигательная импровизация «Волшебство осеннего луча» (муз. П.И.Чайковского «Вальс»).
Игры: «Не ошибись», «Поймай хлопок», «Ритмический этюд», «Голова или хвост», «Зёрнышко», «Заводная кукла». Жесты: Приглашающий, вопрошающий, отстраняющий, негодующий.
Игры: «В замке спящей красавицы», «Факир и змеи», «Умирающий лебедь». Пластические движения под музыку «В деревне» (муз. К.Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных»). «Танец капелек» (на развитие творческого воображения, муз. и сл. Е.Гомоновой). |
5. Работа над репертуаром | Январь – май Совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. Продолжать работу над способностью детей, свободно и раскрепощено держаться во время выступлений. | Основные этапы работы: - Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с детьми. - Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). - Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. - Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. - Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением. - Репетиция всей пьесы целиком. |
Премьера | Май Выявление всех творческих способностей детей. | Показ спектакля |
Календарно-тематическое планирование
3 год обучения
Разделы | Задачи | Содержание занятий |
1.Введение в искусство Театральная азбука | Сентябрь: Закреплять и расширять знание о том, что такое театр и театральное искусство, какими бывают представления в театре, кто такие актёры, режиссеры, драматурги, декораторы и костюмеры. Какие превращения случаются на сцене и какие выразительные средства тому способствуют. | Рассматривание фотографий Беседа-диалог: Презентация Просмотр видео на заданную тематику Игра «Путешествие с театральным билетом», Изготовление афиш |
2. Основы актерского мастерства | Сентябрь – декабрь: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Декабрь – февраль: развивать детское воображение, обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
Март – май: Отрабатывать дикцию, упражнять в чётком произношении слов. Пантомимы, инсценировки пословиц, импровизация. | Упражнения: «Деревянные и тряпичные куклы», «Цветочек», «Маятник», «Паровозики», «Незнайка», «Крылья самолета и мягкая подушка», «Мельница», «Кузнечик», «Лисичка подслушивает», «Танец розы», «Игра с платком», «Отгадай, кто мы», «У зеркала (ролевая гимнастика)».
«Был у зайца дом как дом», «Капуста», «Кошка», «Жадный пес», «Умываемся», «Самолет», «Кошки – мышки», «Мишка косолапый», «Звонкий день», «После дождя», «Игра в лесу», «Лошадки».
Упражнения «Слова на букву», «Повтори», упражнений на фантазию «Додумай», упражнения на концентрацию, «Смена ролей», «Без остановки», «Интервью». «Правда-неправда», «Предмет по кругу» «Скульптор и глина», «Несуществующее животное», «Беседа глухонемых», «Сочиняем сказки сами». |
3. Сценическая речь (культура и техника речи) | Сентябрь – декабрь: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас. Декабрь – февраль: Артикуляционная гимнастика Зарядка для шеи и челюсти Тренинг правильной дикции Дыхательные упражнения
Март – май: Игры и упражнения на опору дыхания Постановка речевого голоса Развития диапазона голоса Работа со скороговорками | Упражнения: «Игра со свечой», «Осенние листочки», «Считай до пяти», «Больной зуб». «Звериные скороговорки» «Мяч эмоций»
«Назойливый комар», «Хомячок», «Рожицы». Упражнения для губ и языка «Удивленный бегемот», «Горячая картошка» Упражнения со звуками.
«Дрессированные собаки» «Птичий двор» «Эхо» «Больной зуб» «Капризуля» «Баня» «Этажи», «Маляр» «Колокола», «Оркестр», «Чудо-лесенка» «Сплетня», «Переброс», «Скороговорки в образе» «Диалогические скороговорки». |
4. Сценическое движение (ритмопластика) | Сентябрь – декабрь: развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации) Декабрь – февраль: развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию. Март – апрель: Развивать чувство ритма; согласованность действий с партнером; слуховое внимание. | Упражнение «Мороженое», «Кактус и ива», «Мокрые котята», «Конкурс лентяев», «Заяц-барабанщик». Этюд «Осенние листья».
«Снежинки», «Новая кукла», «Заколдованный лес», «Утро».
«В стране цветок» «Танец огня» «В стране гномов» «Факир и змеи» «Времена года» |
5. Работа над репертуаром | Январь – май Совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. Продолжать работу над способностью детей, свободно и раскрепощено держаться во время выступлений. | Основные этапы работы: - Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с детьми. - Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). - Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. - Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. - Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением. - Репетиция всей пьесы целиком. |
Премьера | Май Выявление всех творческих способностей детей. | Показ спектакля |
1.4. Условия реализации программы:
- наличие материально-технического обеспечения;
- систематичность посещения кружка «Весёлые маски»;
- отчетные театрализованные представления для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;
- участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества.
Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами.
Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование.
Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении художественных материалов и изобразительных средств.
2.3. Формы аттестации
Обследования детей проводятся 2 раза в год.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком дополнительной Программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
2.4. Оценочные материалы
В процессе обследования используются методы:
- наблюдение (в процессе индивидуальной работы, игры, занимательной деятельности);
- беседа (в процессе знакомства с новыми художественными произведениями, занятий по театрализованной деятельности, в процессе индивидуальной работы);
- изучение результатов деятельности (изучение рисунков, конструкций, практических действий по театрализации), обсуждение нравственно- этических ситуаций из художественных произведений или из личного опыта,
- проблемная ситуация.
Основным видом контроля на всех этапах обучения является показ спектакля.
Мониторинг способствует раскрытию творческих способностей детей. Помогает Воспитателю учитывать:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально – личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности наличие любознательности и исследовательского интереса;
- возрастные и поло-ролевые особенности;
- речевые навыки.
Механизм оценки получаемых результатов
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
1. Основы театральной культуры («Азбука театра»).
Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень (2 балла): интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень (1 балл): не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень (1 балл): понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3.Актерское мастерство
Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень (2 балла): владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.
2.5.Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы обучения (словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.).
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, встреча с интересными людьми, гостиная, игра, концерт, конкурс, наблюдение, праздник, спектакль, студия, шоу.
Основные направления программы:
1. Театрально-игровая деятельность.
Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Музыкально-творческое.
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность.
Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержит: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры.
Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве: Что такое театр, театральное искусство; Какие представления бывают в театре; Кто такие актеры; Какие превращения происходят на сцене; Как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем.
Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Рекомендации по работе над ролью:
· составление словесного портрета героя;
· фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
· работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
· подготовка театрального костюма.
Правила драматизации:
Правило индивидуальности:Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим. Проигрывание психо-гимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия:В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
Правило помогающих вопросов:Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи.После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Педагогические технологии:индивидуализации обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения, развивающего обучения, проблемного обучения, исследовательской деятельности, проектной деятельности, игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.;
Алгоритм учебного занятия:
Проводится 2 раза в неделю. Продолжительность занятия: 30-35 минут.
Дидактические материалы:
· ноутбук, подборка сказок, песен, мелодий;
· рисунки для мини – декораций;
· театр верховых кукол (куклы-Петрушки);
· театральная ширма;
· декорации к спектаклям.
· Настольный театр;
· Пальчиковый театр;
· Театр масок;
· Костюмы;
· Подборка игр;
· Разработки занятий;
· Сказки и т.п
2.6.Список литературы
1. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева Коррекционно - развивающее обучение и воспитание. Издательство «Просвещение». М. 2003.
2. Н. В. Гавриш, О. С. Ушакоа. Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «Сфера» 2007.
3. М. Ю. Картушина Логоритмические занятия в детском саду. Творческий центр «Сфера» М. 2003.
4. М. Ю. Картушина Логоритмика для малышей. Сценарий занятий с детьми 3-4 лет. Творческий центр «Сфера» М. 2005
5. М. Б. Зацепина Развитие ребенка в театрализованной деятельности. Творческий центр. «Сфера» М.2010.
6. М.Б. Зацепина Организация культурно—досуговой деятельности дошкольников. Методическое пособие М. 2004.
7. Г.Калинина. Давайте устроим театр. Домашний театр как средство воспитания М.2007.
8. Т.А.Куликовская 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции.М.,2003.
9. Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр.М., 2001.
10. М Б. Зацепина, Т.В. Антонова. Праздник елки в детском саду. История и современность. Учебное пособие. М.,2006.
11. Н. Ф. Сорокиной «Театр – творчество – дети».