Конспект НОД "Необычное путешествие в природу"

Конспект Нод по познавательному развитию про животных зимой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobychnoe_puteshestvie.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Необычное путешествие в природу»

Задачи: 

-Формировать представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.

- Расширять представления о зиме.
- Закрепить представления о том, что, в зимнее времени года, свои особенности в жизни диких зверей; как они приспосабливаются к жизни в зимних условиях, где живут, чем питаются; расширять  знания детей о повадках лесных жителей.

-Воспитывать любовь к природе, интерес к животным.

- Формировать умение употреблять в речи обобщающие понятия. (Дикие животные).

-Активизировать словарный запас детей.
- Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.

-Развивать желание взаимодействовать со сверстниками при создании коллективной композиции.

-Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.

-Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки. 

-Способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие

Материалы и оборудование: Костюм зимы, презентация, аудиозапись со звуками вьюги, аудиозапись с музыкой и звуками шагов зимой, панно «Зимний лес», фотографии диких животных, фото для игры «Кому что нужно».

Предварительная работа:

Чтение стихов, сказок, рассказов о зиме (С.Есенин «Поет зима аукает»,         Я. Аким «Первый снег», С.Козлов «Зимняя сказка», р.н.с. «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Лисичка сестричка и волк» и т.д.) разучивание загадок,

Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами.

Беседа с детьми о диких животных зимующих в лесу.

Ход    НОД

Под музыкальное сопровождение (вой вьюги)  входит воспитатель в костюме Зимы.           

    - Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто я? Отгадайте загадку и узнаете, о каком времени года идет речь.

Солнце землю греет слабо

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Не подвижна и тверда.

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает все кругом белоснежным серебром.

- Да, верно это зима.

У зимы три  месяца, а какие знаете?
Декабрь, январь и февраль.

Вспомним нашу игру «Круглый год» (пальчиковая игра)
Круглый год, круглый год!
(Сжать в кулачок пальцы правой руки и вращать большим пальцем.)
За зимой весна идет,
А за весною следом,
Торопится к нам лето.
И у кого мы спросим -
Идет за летом осень.
А за осенью сама,
Вновь идет, спешит зима.
(Поочередно соединять большой палец с остальными пальцами на каждое время года)
Повторить другой рукой.

Посмотрите на наше панно, (панно «Зимний лес» без зверей) кого же на нем не хватает (ответы детей) Правильно животных. Где можно найти их? (ответы детей) Правильно в лесу. Какие животные живут в лесу? (ответы детей с перечислением животных) Правильно, и как можно назвать их всех вместе - дикие животные. Давайте отправимся сегодня с вами в путешествие в зимний лес за фотографиями животных?
А вы когда-нибудь были в зимнем лесу? (ответы детей). Нам нужно надеть теплую одежду. (Проводится подвижная игра «Оденься» с имитацией движений).

Мы снимаем тапки

Надеваем шапки,

Шарфики, штанишки

Сапоги, пальтишки

Надеваем куртки

Готовы мы к прогулке.

На чем поедем? На лыжах. (Имитация движений лыжников)
- Зима
: Вот мы с вами попали в царство живой природы и посмотрим, как животные приготовились к зиме и сделаем их фото.

Как животные зимуют зимой. Как готовятся к зиме (рассказ воспитателя).

-Зимушка - Зима пришла к нам. Как же мы увидим животных? А вот как. Отгадаете загадки, и появится животное, и мы его сфотографируем, а потом разместим в лесных хоромах: каждого на своё место, в свой уголок.

-Загадка первая:
«Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу»                 (Белка)

-Белка ( появляется фотография животного дети имитируют, что фотографируют ).

-А как зимует белка? (К зиме белка утепляет своё гнездо, строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев; делает запасы; может съесть побеги кустарников и почки деревьев).

-Загадка вторая:
«Что за зверь зимой холодной,
Ходит по лесу голодный?
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть».        (Волк)

-Волк (появляется фотография животного - дети имитируют, что фотографируют.)

-Чем же занимается волк?

Зимой из-за недостатка, пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Существует даже поговорка: «Волка ноги кормят».
-Что означает она? (если волк не будет бегать, то и пищу себе не добудет)

-Следующая загадка

«Повыше кошки рост,
Живёт в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы… »                (Лису)

-Лиса (появляется фотография животного - дети имитируют, что фотографируют.)

-Как вы думаете, лиса запасает корм на зиму? Чем же она питается? (ответы детей: ловит мышей, зайцев.
- Подумайте, за кем отправилась лиса?

«Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается,
Под кустом спасается»          (Заяц)

-Заяц ( появляется фотография животного - дети имитируют, что фотографируют.)

-Какие изменения произошли в жизни зайца?
Зимой заяц надевает белую шубку и становится не заметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег.

-Что ест заяц ? (Питается корой деревьев, замёрзшей ягодой и под снегом найдёт пищу)

-Этого лесного красавца вы узнаете, если отгадаете:
«Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый»         (Лось)

-Лось (появляется фотография животного - дети имитируют, что фотографируют.)

-Как вы думаете, чем питается лось?
(К числу основных зимних кормов лосей относятся ива, сосна, осина, рябина, берёза, малина; в оттепели они гложут кору)
- Добавлю только одно, за сутки зимой лось съедает — 12—15 кг корма.

         Следующая загадка

«Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.                (Медведь)

- Медведь, правильно, а как вы думаете, можем мы встретить в зимнем лесу медведя, а почему? (ответы детей: потому, что медведь зимой спит) (появляется фотография берлоги животного - дети имитируют, что фотографируют.)

-А сытым или голодным ложиться спать медведь?
Уходит медведь в спячку с богатым запасом жира. А в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосет. На самом деле, он согревает её губами и языком.


- А теперь мы отдохнём и физкультминутку проведём.

Физкультминутка
«Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка, (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперёд и вниз, (движения руками)
Улыбайся и садись.
А рядом заинька сидит.
Зайка серенький сидит (сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши заики)
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть, (дрожим стоя)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать, (прыжки на месте)
Кто — то зайку напугал,
Зайка — прыг и убежал.
Это был свирепый волк.
Ходит-бродит серый волк (идут по кругу)
И зубами щёлк да щёлк (стучат зубками)
Шёрстка как щетинка, (опустились на пол, изогнули спинки)
Вздыбилась на спинке.
Повстречалась мне лиса (скрестить руки)
Любопытные глаза, (прищурить глаза)
Притаилась за пеньком (присесть)
Ярко-рыжим огоньком,
И спокойно наблюдает: (ладонь к бровям)
Кто в её лесу гуляет.

А теперь  вспомним, чем питаются звери зимой? 
- Ребята, подумайте и ответьте: могут ли выжить лесные животные без пищи зимой? (Животным приходится очень трудно зимой, без помощи людей не обойтись).

— А люди могут помочь диким животным зимой? Как называют людей, которые кормят и заботятся о лесных животных? (Лесники). Какую работу выполняют они в лесу для того, чтобы не погибли звери?

Для всех животных в лесу делают «Пункты питания». Для лосей подрубают молодые осины, они любят так же ветки рябины. Животные любят соль. Солью подкармливают лосей и зайцев.

-Что животным страшнее: холод или голод? Почему?

Животные много ходят, бегают в поисках еды; тратят много сил и здоровья. Самый опасный враг – это голод, когда нечего есть. Холод не так опасен, так как у них тёплая шубка.

-Мы узнали о животных всё: места обитания, корм, цвет зимней шубки «Сделали фотографии».

- Ну, что, ребятки, засиделись мы что-то с вами в зимнем лесу, а ведь нам пора возвращаться в детский сад. На чем поедем? (на лыжах) Имитация движений лыжника.

Ну, вот мы и в детском саду и фотографии у нас есть, что же нам с ними делать?  (Ответы детей: давайте мы их поместим в наш лес)

-Перед вами фото животных. Выбери себе фото и разместите его там, где считаете нужным на нашем панно... А теперь посмотрите, вы приготовили  угощения для зверей. Выберете кому, что нужно и разместите около животного, которому этот корм понадобится. Дети выполняют задание. Как вы думаете, лесным зверям хорошо в нашем зимнем лесу? - О каких животных мы говорили? Как люди помогают диким животным?

Вот, молодцы теперь я спокойна за зверушек – они будут сытые и спокойно перезимуют в нашем лесу.  Что вам ребята понравилось в нашем путешествии? А еще у меня есть подарок и вам. (Даю угощения).

 Ну, мне пора уходить приглашаю вас на улицу и в лес, я буду вас ждать .

        До-свиданья.