"Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения".

Рогова Алёна Алексеевна

Рогова Алена Алексеевна

 

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения.

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи в дошкольной организации. Авторы предлагают модель, разработанную на основе системно-деятельностного подхода, раскрывающую основные направления деятельности в процессе сопровождения: диагностическое, профилактическое, консультативное, коррекционно-развивающее, поддерживающее, просветительское, образовательное. Данная модель может быть использована педагогами-дефектологами, логопедами, психологами образовательных дошкольных организаций, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождении детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, общее недоразвитие речи, дошкольная образовательная организация, комбинированное дошкольное образовательное учреждение, коррекционная работа.

 

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико-психолого-педагогической помощи детям. Это обусловлено, прежде всего, тем, что речевой дефект, каков бы он ни был, носит многосторонний характер.

В связи с этим возникает необходимость комплексного подхода к  психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня, что подразумевает направления организационно-управленческой и коррекционно-педагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в осуществлении коррекционной работы [2].

Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей посещающих коррекционную (логопедическую) группу разнородна по составу [1].

Разработанная нами модель выявляет и фиксирует пути и способы психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ. 

На наш взгляд, в условиях дошкольной образовательной организации комбинированного типа, психолого-педагогическое сопровождение является гибким длительным динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. Здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения (Рис. 1):

- детей дошкольного возраста нарушениями речи и их родителей,

- детей дошкольного возраста с условно нормативным развитием и их родителей,

- педагогов, участвующих в работе комбинированного ДОУ.

image

Рис. 1. Участники психолого-педагогического сопровождения в едином образовательном пространстве.

Остановимся на описании предложенной нами модели психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР III уровня в комбинированном ДОУ. (рис. 2).

Целью сопровождения является создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению речевых нарушений, развитию познавательных процессов старших дошкольников с ОНР III уровня.

Исходя, из поставленной цели мы определили задачи психолого-педагогического сопровождения в соответствии с субъектами образовательного процесса:

в отношении детей дошкольного возраста с нарушениями речи:

  • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса дошкольника в динамике его психического развития;
  • создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития старших дошкольников с ОНР III уровня;
  • обеспечение систематической помощи детям с ОНР III уровня в рамках образовательного пространства комбинированного ДОУ;
  • организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических, физических возможностей;

imageimage

Рис. 2 Модель психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ.

в отношении детей с нормальным психофизическим развитием:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;

в отношении семей дошкольников:

  • систематическая психологическая помощь родителям детей;
  • повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
  • повышение уровня реабилитационной компетентности родителей детей дошкольного возраста с нарушениями речи (ОНР III уровня);
  • оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с нарушениями речи (ОНР III уровня);
  • формирование психологической культуры;

в отношении педагогов, участвующих в работе комбинированного ДОУ:

  • повышение профессиональной компетентности;
  • формирование навыков командной работы;
  • формирование психологической культуры.

Для успешной организации психолого-педагогического сопровождения мы выделили принципы организации этого процесса:

- приоритет интересов сопровождаемого;

- непрерывность сопровождения;

- целенаправленность сопровождения;

- систематичность сопровождения;

- гибкость сопровождения;

- комплексный подход к сопровождению;

- преемственность сопровождения на разных уровнях образования;

- принцип сетевого взаимодействия;

- рекомендательный характер советов специалистов сопровождения [5].

На наш взгляд, эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуется через следующие направления деятельности:

- диагностическая деятельность. В ДОУ проводились следующие виды диагностики:

- психологическая (предмет диагностики – психическое состояние ребёнка);

- педагогическая (предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы);

- медицинская (предмет диагностики – состояние здоровья и физического состояния ребёнка);

- управленческая (предмет диагностики – деятельность образовательного учреждения).

- профилактическая деятельность. Профилактика нарушений речи у детей с ОНР III является чрезвычайно важной задачей. Логопедическая профилактика осуществлялась при условии полного знания о развитии ребенка (физического, психического, речевого и т. д.) с опорой на нормативы развития. Так же профилактика направлена развитие познавательных процессов на всех этапах дошкольного детства.

- консультативная деятельность. В логопедической группе логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций.

- коррекционно-развивающая деятельность. При отборе программного материала учитывалась структура дефекта детей с ОНР III уровня. На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки.

- поддерживающая деятельность. Поддержка детской инициативы очень важна, детская деятельность организована так, чтобы ребёнок упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели.

- просветительская деятельность. Просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса детей с ОНР III уровня, их родителями, педагогическими работниками.

- образовательная деятельность. Образовательная деятельность осуществляется путем освоения детьми пяти образовательных областей «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие», ориентировалась на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.

Сопровождение ребенка дошкольного возраста с ОНР III уровня направлено на определение индивидуального образовательного маршрута и обеспечение максимально эффективного его прохождения с целью оптимальной социализации и коррекции речевых нарушений [3].

Рассмотрим этапы психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня:

1 этап: организационный.

Цель организационного этапа – организация процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Задачи данного этапа:

- определение специалистов и педагогов, которые будут участвовать в психолого-педагогическом сопровождении детей,

- определение направлений психолого-педагогического сопровождения,

- определение последовательности процесса сопровождения,

- подготовка документации,

- составление графика и плана работы.

2 этап – содержательный.

Цель содержательного этапа – определение содержания психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Задачи данного этапа:

- определение степени участия и содержания деятельности каждого специалиста;

- обсуждение единых подходов к реализации психолого-педагогического сопровождения и его границ;

- включение родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения (мотивационно-стимулирующая работа с родителями);

- информационно-просветительская деятельность логопеда в отношении взрослых участников психолого-педагогического сопровождения.

3 этап – сопроводительный.

Цель сопроводительного этапа – психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Задачи данного уровня:

- выработка адекватного отношения к достижениям и неудачам ребенка;

- выработка стратегии индивидуального оценивания ребенка;

- выработка стратегии поведения по отношению к ребенку во время занятий других мероприятий;

- освоение приемов работы с детьми, имеющими речевые нарушения (например, индивидуальное уточнение последовательности выполнения работы, подбор индивидуальных заданий, определение целесообразности включения ребенка в мероприятия и пр.);

- определение объема необходимой помощи ребенку;

- реализация консультативной деятельности (взаимное консультирование специалистами и педагогами и совместное консультирование родителей);

- коррекционно-педагогическая, психокоррекционная деятельность по отношению к ребенку [4].

Рассмотрим формы работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Работа с детьми с ОНР III уровня.

- профилактическая работа;

- мониторинг;

- тренинги;

- создание ситуаций;

- логопедические занятия;

- непосредственная образовательная деятельность;

- проектная деятельность и др.

Работа с педагогами комбинированного ДОУ.

- групповые и индивидуальные  лекции;

- семинары;

- профконсультации;

- тренинги и д.р.

Работа с родителями детей с ОНР III уровня:

- групповые и индивидуальные консультации, лекции;

- беседы;

- семинары;

- родительские собрания;

- тренинги.

Педагоги в процессе сопровождения используют следующие формы работы:

  • деловые, ролевые и имитационные игры;
  • разбор конкретных ситуаций;
  • групповые дискуссии;
  • логопедические занятия;
  • интегрированные занятия детей с ОНР III уровня с детьми из общеобразовательной группы;
  • коммуникативные, мотивационные, логопедические и социально-психологические тренинги;
  • артикуляционная гимнастика;
  • анализ решений проблем;
  • педагогическая мастерская.

Педагоги сопровождения в своей работе используют такие средства сопровождения, как учебно-методические пособия, методические рекомендации, электронные издания, плакаты, буклеты, презентации, аудио и видеоматериалы, глобальная сеть Интернет. В образовательном учреждении организованны «уголок консультаций» для родителей, дни «открытых дверей», родительские вечера.

Организация психолого-педагогического сопровождения требует выполнения некоторых условий. Необходимо определить и следовать приоритетным целям, и соотносить их с конечным результатом, проектировать желаемый результат, проводить мониторинг промежуточных достижений. Мотивировать всех участников сопровождения. Применять некоторый комплекс коррекционных мер в отношении ребенка с ОНР III уровня и его семьи.  Проводить рефлексию совместных усилий, анализ достигнутых результатов.

Результатом проделанной работы является переход старших дошкольников с ОНР III уровня на более высокий уровень развития речи и познавательных процессов.

Таким образом, данная модель ориентирована на старших дошкольников с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ. Это позволяет ее использовать при работе с детьми, посещающими комбинированный ДОУ. Однако разработка подобной модели достаточно сложная работа и поэтому возможны различные корректировки в зависимости от индивидуальных условий, возникающих у детей с ОНР III уровня и организационных условия дошкольного учреждения.

Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка. Представленная нами модель психолого-педагогического сопровождения имеет цель, задачи и состоит из нескольких этапов. Мы поставили свои задачи в отношении всех участников психолого-педагогического сопровождения. Выделили три этапа сопровождения:  организационный, содержательный, сопроводительный. К каждому этапу были поставлены свои цели и задачи. Подобраны и реализованы формы работы к каждому участнику психолого-педагогического сопровождения. В итоге, осуществление модели психолого-педагогического сопровождения позволяет достигнуть поставленные цели.

 

 

Ссылки на источники

  1. Дети с ограниченными возможностями:        проблемы    и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст]. - М.: Изд-во ГНОМиД. 2009. - 448 с.
  2. Зикеева, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений [Текст] / А.Г. Зикеева // Учеб. пособие для студ. вузов– М.: Академия, 2000. – 200 с.
  3. Колесникова, Г.И. Психологический практикум по консультированию [Текст] / Г.И. Колесникова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007.-318 с.
  4. Рогова, А.А. Методические рекомендации по комплексному сопровождению лиц с общим недоразвитием речи / А.А. Рогова // Материалы всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования: позиция молодых» - Челябинск 2015 г, -248с.
  5. Салаватулина, Л.Р, Рогова, А.А. Психолого-педагогическое сопровождение  детей с общим недоразвитием речи в дошкольной образовательной организации [Текст] / Л.Р. Салаватулина, А.А. Рогова // Материалы по международной научно-практической конференции «Научные отрасли Европейского континента» - Прага Publishing Hous «Education and Science», 2014, - 35с.
  6. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.

 

 

Rogova Alena Alekseevna

Chelyabinsk

 

Psycho-pedagogical support of preschool children with the general underdevelopment of speech Level III under the combined preschool educational institution.

Annotation. The article is devoted to the organization of psycho-pedagogical support of preschool children with speech disorders in preschool organization. The authors propose a model developed on the basis of system-activity approach, revealing the main activities during the maintenance: diagnostic, preventive, advisory, corrective developing, supporting, education, education. This model can be used by teachers, defectologists, speech therapists, psychologists, educational preschool organizations engaged in psychological and educational support for children with general speech underdevelopment.

Keywords: psycho-pedagogical support, general underdevelopment of speech, pre-school institution, the combined pre-school educational institution, correctional work.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rogova_a.docx240.81 КБ

Предварительный просмотр:

Рогова Алена Алексеевна

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения.

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи в дошкольной организации. Авторы предлагают модель, разработанную на основе системно-деятельностного подхода, раскрывающую основные направления деятельности в процессе сопровождения: диагностическое, профилактическое, консультативное, коррекционно-развивающее, поддерживающее, просветительское, образовательное. Данная модель может быть использована педагогами-дефектологами, логопедами, психологами образовательных дошкольных организаций, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождении детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, общее недоразвитие речи, дошкольная образовательная организация, комбинированное дошкольное образовательное учреждение, коррекционная работа.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико-психолого-педагогической помощи детям. Это обусловлено, прежде всего, тем, что речевой дефект, каков бы он ни был, носит многосторонний характер.

В связи с этим возникает необходимость комплексного подхода к  психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня, что подразумевает направления организационно-управленческой и коррекционно-педагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в осуществлении коррекционной работы [2].

Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей посещающих коррекционную (логопедическую) группу разнородна по составу [1].

Разработанная нами модель выявляет и фиксирует пути и способы психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ.  

На наш взгляд, в условиях дошкольной образовательной организации комбинированного типа, психолого-педагогическое сопровождение является гибким длительным динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. Здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения (Рис. 1):

- детей дошкольного возраста нарушениями речи и их родителей,

- детей дошкольного возраста с условно нормативным развитием и их родителей,

- педагогов, участвующих в работе комбинированного ДОУ.

Рис. 1. Участники психолого-педагогического сопровождения в едином образовательном пространстве.

Остановимся на описании предложенной нами модели психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР III уровня в комбинированном ДОУ. (рис. 2).

Целью сопровождения является создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению речевых нарушений, развитию познавательных процессов старших дошкольников с ОНР III уровня.

Исходя, из поставленной цели мы определили задачи психолого-педагогического сопровождения в соответствии с субъектами образовательного процесса:

в отношении детей дошкольного возраста с нарушениями речи:

  • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса дошкольника в динамике его психического развития;
  • создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития старших дошкольников с ОНР III уровня;
  • обеспечение систематической помощи детям с ОНР III уровня в рамках образовательного пространства комбинированного ДОУ;
  • организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических, физических возможностей;

Рис. 2 Модель психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ.

в отношении детей с нормальным психофизическим развитием:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;

в отношении семей дошкольников:

  • систематическая психологическая помощь родителям детей;
  • повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
  • повышение уровня реабилитационной компетентности родителей детей дошкольного возраста с нарушениями речи (ОНР III уровня);
  • оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с нарушениями речи (ОНР III уровня);
  • формирование психологической культуры;

в отношении педагогов, участвующих в работе комбинированного ДОУ:

  • повышение профессиональной компетентности;
  • формирование навыков командной работы;
  • формирование психологической культуры.

Для успешной организации психолого-педагогического сопровождения мы выделили принципы организации этого процесса:

- приоритет интересов сопровождаемого;

- непрерывность сопровождения;

- целенаправленность сопровождения;

- систематичность сопровождения;

- гибкость сопровождения;

- комплексный подход к сопровождению;

- преемственность сопровождения на разных уровнях образования;

- принцип сетевого взаимодействия;

- рекомендательный характер советов специалистов сопровождения [5].

На наш взгляд, эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуется через следующие направления деятельности:

- диагностическая деятельность. В ДОУ проводились следующие виды диагностики:

- психологическая (предмет диагностики – психическое состояние ребёнка);

- педагогическая (предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы);

- медицинская (предмет диагностики – состояние здоровья и физического состояния ребёнка);

- управленческая (предмет диагностики – деятельность образовательного учреждения).

- профилактическая деятельность. Профилактика нарушений речи у детей с ОНР III является чрезвычайно важной задачей. Логопедическая профилактика осуществлялась при условии полного знания о развитии ребенка (физического, психического, речевого и т. д.) с опорой на нормативы развития. Так же профилактика направлена развитие познавательных процессов на всех этапах дошкольного детства.

- консультативная деятельность. В логопедической группе логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций.

- коррекционно-развивающая деятельность. При отборе программного материала учитывалась структура дефекта детей с ОНР III уровня. На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки.

- поддерживающая деятельность. Поддержка детской инициативы очень важна, детская деятельность организована так, чтобы ребёнок упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели.

- просветительская деятельность. Просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса детей с ОНР III уровня, их родителями, педагогическими работниками.

- образовательная деятельность. Образовательная деятельность осуществляется путем освоения детьми пяти образовательных областей «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие», ориентировалась на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.

Сопровождение ребенка дошкольного возраста с ОНР III уровня направлено на определение индивидуального образовательного маршрута и обеспечение максимально эффективного его прохождения с целью оптимальной социализации и коррекции речевых нарушений [3].

Рассмотрим этапы психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня:

1 этап: организационный.

Цель организационного этапа – организация процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Задачи данного этапа:

- определение специалистов и педагогов, которые будут участвовать в психолого-педагогическом сопровождении детей,

- определение направлений психолого-педагогического сопровождения,

- определение последовательности процесса сопровождения,

- подготовка документации,

- составление графика и плана работы.

2 этап – содержательный.

Цель содержательного этапа – определение содержания психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Задачи данного этапа:

- определение степени участия и содержания деятельности каждого специалиста;

- обсуждение единых подходов к реализации психолого-педагогического сопровождения и его границ;

- включение родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения (мотивационно-стимулирующая работа с родителями);

- информационно-просветительская деятельность логопеда в отношении взрослых участников психолого-педагогического сопровождения.

3 этап – сопроводительный.

Цель сопроводительного этапа – психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Задачи данного уровня:

- выработка адекватного отношения к достижениям и неудачам ребенка;

- выработка стратегии индивидуального оценивания ребенка;

- выработка стратегии поведения по отношению к ребенку во время занятий других мероприятий;

- освоение приемов работы с детьми, имеющими речевые нарушения (например, индивидуальное уточнение последовательности выполнения работы, подбор индивидуальных заданий, определение целесообразности включения ребенка в мероприятия и пр.);

- определение объема необходимой помощи ребенку;

- реализация консультативной деятельности (взаимное консультирование специалистами и педагогами и совместное консультирование родителей);

- коррекционно-педагогическая, психокоррекционная деятельность по отношению к ребенку [4].

Рассмотрим формы работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Работа с детьми с ОНР III уровня.

- профилактическая работа;

- мониторинг;

- тренинги;

- создание ситуаций;

- логопедические занятия;

- непосредственная образовательная деятельность;

- проектная деятельность и др.

Работа с педагогами комбинированного ДОУ.

- групповые и индивидуальные  лекции;

- семинары;

- профконсультации;

- тренинги и д.р.

Работа с родителями детей с ОНР III уровня:

- групповые и индивидуальные консультации, лекции;

- беседы;

- семинары;

- родительские собрания;

- тренинги.

Педагоги в процессе сопровождения используют следующие формы работы:

  • деловые, ролевые и имитационные игры;
  • разбор конкретных ситуаций;
  • групповые дискуссии;
  • логопедические занятия;
  • интегрированные занятия детей с ОНР III уровня с детьми из общеобразовательной группы;
  • коммуникативные, мотивационные, логопедические и социально-психологические тренинги;
  • артикуляционная гимнастика;
  • анализ решений проблем;
  • педагогическая мастерская.

Педагоги сопровождения в своей работе используют такие средства сопровождения, как учебно-методические пособия, методические рекомендации, электронные издания, плакаты, буклеты, презентации, аудио и видеоматериалы, глобальная сеть Интернет. В образовательном учреждении организованны «уголок консультаций» для родителей, дни «открытых дверей», родительские вечера.

Организация психолого-педагогического сопровождения требует выполнения некоторых условий. Необходимо определить и следовать приоритетным целям, и соотносить их с конечным результатом, проектировать желаемый результат, проводить мониторинг промежуточных достижений. Мотивировать всех участников сопровождения. Применять некоторый комплекс коррекционных мер в отношении ребенка с ОНР III уровня и его семьи.  Проводить рефлексию совместных усилий, анализ достигнутых результатов.

Результатом проделанной работы является переход старших дошкольников с ОНР III уровня на более высокий уровень развития речи и познавательных процессов.

Таким образом, данная модель ориентирована на старших дошкольников с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ. Это позволяет ее использовать при работе с детьми, посещающими комбинированный ДОУ. Однако разработка подобной модели достаточно сложная работа и поэтому возможны различные корректировки в зависимости от индивидуальных условий, возникающих у детей с ОНР III уровня и организационных условия дошкольного учреждения.

Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка. Представленная нами модель психолого-педагогического сопровождения имеет цель, задачи и состоит из нескольких этапов. Мы поставили свои задачи в отношении всех участников психолого-педагогического сопровождения. Выделили три этапа сопровождения:  организационный, содержательный, сопроводительный. К каждому этапу были поставлены свои цели и задачи. Подобраны и реализованы формы работы к каждому участнику психолого-педагогического сопровождения. В итоге, осуществление модели психолого-педагогического сопровождения позволяет достигнуть поставленные цели.

Ссылки на источники

  1. Дети с ограниченными возможностями:        проблемы        и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст]. - М.: Изд-во ГНОМиД. 2009. - 448 с.
  2. Зикеева, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений [Текст] / А.Г. Зикеева // Учеб. пособие для студ. вузов– М.: Академия, 2000. – 200 с.
  3. Колесникова, Г.И. Психологический практикум по консультированию [Текст] / Г.И. Колесникова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007.-318 с.
  4. Рогова, А.А. Методические рекомендации по комплексному сопровождению лиц с общим недоразвитием речи / А.А. Рогова // Материалы всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования: позиция молодых» - Челябинск 2015 г, -248с.
  5. Салаватулина, Л.Р, Рогова, А.А. Психолого-педагогическое сопровождение  детей с общим недоразвитием речи в дошкольной образовательной организации [Текст] / Л.Р. Салаватулина, А.А. Рогова // Материалы по международной научно-практической конференции «Научные отрасли Европейского континента» - Прага Publishing Hous «Education and Science», 2014, - 35с.
  6. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.

Rogova Alena Alekseevna

Chelyabinsk

Psycho-pedagogical support of preschool children with the general underdevelopment of speech Level III under the combined preschool educational institution.

Annotation. The article is devoted to the organization of psycho-pedagogical support of preschool children with speech disorders in preschool organization. The authors propose a model developed on the basis of system-activity approach, revealing the main activities during the maintenance: diagnostic, preventive, advisory, corrective developing, supporting, education, education. This model can be used by teachers, defectologists, speech therapists, psychologists, educational preschool organizations engaged in psychological and educational support for children with general speech underdevelopment.

Keywords: psycho-pedagogical support, general underdevelopment of speech, pre-school institution, the combined pre-school educational institution, correctional work.