Внеклассная работа по химии

Идигишева Нурслу Кубашевна

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого внеклассного мероприятия:

 «Посвящение в  химико-биологический профиль!»

Класс: 9-11 классы

Цели: формирование познавательного интереса учащихся к предмету химия.

Задачи:

- обучающие: закрепить знания о правилах техники безопасности на уроках химии; обобщить и систематизировать знания о химических элементах;

- развивающие: развить познавательную активность и творческие способности обучающихся при выполнении заданий.

- воспитывающие: прививать чувство коллективизма и осуществлять профориентационную работу с выпускниками 9 – х классов.

Ход мероприятия

Ведущий 1: Здравствуйте! Вас приветствует 11 Б класс Лицей №1!

Ведущий 2: Сегодня мы открываем врата химии нашим последователем! А знакомство с нашим лицеем начнется с НАШЕГО химико-биологического класса.

Ведущий 1: Вашему вниманию представляется презентация  «Из жизни профиля»

Ведущий 2: У наших учеников  рекорд – в рюкзаках содержится 9 кг учебников и тетрадей! А вам слабо?

Ведущий 1: Понедельник в школе - общественный траур. Суббота – всенародный праздник. Да разве все перечислишь? Фабрика звезд  - это всё он - наш химико-биологический класс!

Ведущий 2: Осень! Листья! Химия!                                                                                                                                

Ведущий 1: Химия – это наука чудес и превращений!

Ведущий 2: И мы предлагаем познакомиться с нашими последователями! 10 Б девизы……………

Песня команд

«химики»

Долго химию учили,

Долго мы её зубрили,

Долго голову ломали,

Над задачею сидя.

А теперь на этой сцене

Мы играем в КВНе.

КВН сейчас поможет

Время провести не зря.

«бионики»

Где-то на белом свете,

Там, где всегда мороз,

Жил водород в пробирке

И синий кислород.

Жили они не тужили,

Но вдруг появились мы.

Вместе мы их смешали

И получили взрыв.

Ведущий 1: А сейчас вы увидите, какой артистизм у наших химиков. К нам в гости пришли колба и пробирка.

 Катионы, анионы,

Машионы, танионы

Замигрировали к Вите —

Ток идет в электролите.

Мы учили реактивы,

Меня вызвали к доске.

И теперь у нашей школы

Ни доски, ни парты нет!

Колбы, колбочки, кюветы...

Почему мне снится это?

Формулы, диффузии

В сны пришли, в иллюзии...

Атомы в молекулах

Утром кукарекуют...

Изотопы разные снятся...

Безобразие!

Ведущий 1: Проверим, насколько наши команды эрудированны и химически подкованы.

  1. Какую «пищу» из воздуха получают растения?(4)
  2. В чистом виде этот газ убивает человека мгновенно, он известен запахом тухлых яиц.(5)
  3. Её называют горькой землей или магнезией.(7)
  4. Эту кислоту называют кровью химии.(1)
  5. При повышенной концентрации этой кислоты в желудке ощущается изжога. (3)
  6. Какое соединение было названо Д.Н.Прянишниковым «альфой и омегой» обмена азотистых веществ в организме?(2)
  7. Эта кислота расходуется при выработке взрывчатых в-в, органических красителей и пластических масс(6)
  8. Водный раствор аммиака в быту называют нашатырным спиртом, в технике -аммиачной водой.(9)
  9. Углекислый газ, растворенный в воде, образует кислоту. (8)                                                              

1-H2SO4, 2-NH3, 3-HCL, 4-CO2, 5-H2S, 6-HNO3,7-MgO, 8-H2CO3, 9-NH4OH                                                Ведущий 2: Давайте поиграем…

Игра “Что в черном ящике?”

Класс делится на команды по 4 человека.

Задание командам: по описанию особенностей свойств, истории открытия, знакомых областей применения вам надо угадать, о каком веществе идет речь. Угадав вещество с первой попытки, вы получаете 5 баллов, со второй – 4 балла и т.д. Ответы даются в письменном виде, чтобы другие команды могли продолжить игру. Если команда дала неправильный ответ, она имеет право продолжить игру, но получает минус 1 балл.

По итогам двух-трех туров определяется команда-победитель, которая получает приз.

Ведущий дает правильный ответ в конце каждого тура. Учет баллов ведется на доске (можно выбрать помощника из ребят в классе).

П е р в о е  в е щ е с т в о

1) Это вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству. (5 баллов.)

2) Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты. (4 балла.)

3) По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. (3 балла.)

4) “Из воды родится, а воды боится”. (2 балла.)

5) Широко применяется в быту, в кулинарии, в кожевенном деле, в текстильной промышленности и других.

(1 балл.)

(Ответ. Поваренная соль.)

В т о р о е  в е щ е с т в о

1) Древние египтяне называли его “вааепере”, что означает “родившееся на небе”. (5 баллов.)

2) Древние копты называли его “камнем неба”. (4 балла.)

3) Изделия из него ценились дороже золота. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца и броши. (3 балла.)

4) Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что и заниматься им не стоит. (2 балла.)

5) По его имени назван век. Это пластичный мягкий металл. (1 балл.)

(Ответ. Железо.)

Ведущий 2: А теперь мы хотим проверить знания наших гостей.

Я коварный поджигатель.

Вы огня хотите - нате!

Я - всесильный окислитель

(Если только дров дадите).(кислород)

Гулять в грозу - какой резон?

Подышим воздухом, дружище.

В природе словно стало чище,

Повсюду в воздухе (озон)

А ну, скорей снимите шляпу!

Я - дочь космического папы.

И вездесуща и легка, -

Я - лед, я - пот, я - облака.

Я - иней, чай, бульон, туман,

Река, ручей и океан.

Когда я злюсь, то закипаю;

А от мороза - застываю.(вода)                                                                                                                                                                                                             3 Вы со мною уже встречались -

Я - космический скиталец,

Элементов прародитель

И отважный предводитель.

Я - любитель кислорода,

Вместе с ним даю я воду.(водород)

...Этот чудо-минерал в море вице-адмирал,

Главный повар в ресторане и палач на свежей ране. (поваренная соль)

Ведущий 1: Молодцы! Все показали хорошие знания по химии.

Ведущий 2: Долго химию учили,

Долго мы её зубрили.

И тут химики устали

 И рекламу мы создали!

Показ видео.

Ведущий 1: Вот вы успешно прошли все испытания, приготовленные для вас химиками нашего лицея. Поздравляю вас! Наконец настала торжественная минута, которую вы так долго ждали. Мы вас принимаем в ряды химико-биологов нашей школы. А сейчас вам нужно дать клятву юного химика. Вы готовы? Положите, пожалуйста, правую руку на учебник химии и повторяйте за мной:

Клянусь я кислотой и хлором

Всегда урок по химии учить

И быть в учении упорным. Клянусь!

Клянусь Периодическим Законом

Достичь того, чего не знал,

И до всего дойти умом. Клянусь!

Клянусь я синим купоросом

Раскрыть все сложные вопросы. Клянусь!

Ведущий 2 :А теперь разрешите вручить вам дипломы химика. (Вручаются дипломы)

До скорых встреч!

                                                                                


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого внеклассного мероприятия

на тему: «Будущее за химико-биологическим профилем!»

(профориентационная работа с учащимися 9-х классов  ОУ МО «город Бугуруслан»)

 Классы: 9-11.

Цели: формирование познавательного интереса учащихся к предмету химия, через внеклассную деятельность; самооопределение учащиеся с выбором профильного обучения в старших классах.

 Задачи:

- обучающие: закрепить знания о правилах техники безопасности на уроках химии; обобщить и систематизировать знания о химических элементах;

- развивающие: развить познавательную активность и творческие способности обучающихся при выполнении заданий.

- воспитывающие: прививать чувство коллективизма и взаимопонимания при работе в группах.

Ход мероприятия

Ведущий  1: Здравствуйте! Вас приветствует химико-биологический  класс МБОУ Лицей №1!

Мы  рады видеть в нашем праздничном зале  уважаемых педагогов, родителей,  почётных гостей,  девятиклассников  – будущих учащихся профильной школы, которым  предстоит сделать свой выбор совсем скоро.

Ведущий  2:  Нашему химико-биологическому профилю 4 года!  За это время  мы многое сделали многое узнали. А ведь это все не зря… Если мы оглянёмся вокруг, то увидим, что жизнь современного человека невозможна без естественных наук. Теперь мы надеемся, что такая же активная жизнь ждет и наших последователей: сложная учебная работа, активная внеклассная деятельность, факультативы, дополнительные занятия…

Ведущий  1: И так встречаем – учащиеся 10  химико-биологического профиля!

НАУКА БИОЛОГИЯ

1. Человек рождается на свет, чтоб творить, дерзать и не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый след  и решить все трудные задачи!

 Человек рождается на свет…  Для чего? Ищите свой ответ!

2. Человек – он ведь тоже природа,

Он ведь тоже закат и восход,

И четыре в нем времени года, и особый в нем музыки ход!

 Проблема 21 века – как уберечь на Земле человека?

3. Если порядок в квартире,

Болезни тебе не страшны.

И знают все дети в мире

Главный закон чистоты!

4.Иные часто повторяют, что мол, здоровье укрепляют,

И в грудь себя бьют кулаком: «Я с чистотою знаком!».

А вот пример – ЛЕЖЕБОКИН КАРПУША!

Уважаемый зритель, посмотри и послушай!

Вывозят Карпушу,  развалившегося в кресле.

КАРПУША: поет на мотив песни  «Песенка мушкетеров»                          

Пора – пора – порадуюсь я на своем веку.

Валяюсь с сигаретой на левом на боку,

И булочку с какаваю я есть не перестану,

Судьбе не раз шепну: «Мерси боку!».

1.Карпуша! Ты ещё в постели?

Товарищ! Вы не заболели?

2.Ботинки  даже он не снял!

 Носки давненько не стирал…

КАРПУША  (возмущенно)

Я здоров! Ещё я сплю!

Вставать я рано не люблю!

И зубы чистить я не буду,

Совсем не буду мыть посуду…

3.Как же это? Почему?

КАРПУША  А мне все это ни  к чему!

4.Ох, и глупый ты, Карпуша!

Лучше нас скорей послушай!

Наш совет совсем простой:

ВСЕ:  Всегда дружи ты с чистотой!

2.Наш совет совсем несложный:

ВСЕ:   ты  с грязью будь поосторожней!

КАПРУША:  Здоровье, спорт, зарядка! Я не люблю порядка! Сто раз слыхал я это! Возьму ка лучше сигарету!

1. Ты что? От этой сигареты сосудов спазм, колит, гастрит.

Вся слизистая рта разъета, и развивается бронхит!

КАРПУША:  Вы что пугаете меня? Как ведьмы злые, налетели! Да я  без этого огня и встать - то не смогу с постели! Куренье думать помогает, мою активность повышает, да никотин – мой первый друг!

2. А ну-ка! Брось её из рук!

3. Да ты хоть сам-то понимаешь, что ерунду нам здесь вещаещь?

КАРПУША:  Меня же фильтр защитит!

4. Он как ребенок говорит!

КАРПУША:  Здоровье меня не волнует пока! Надоели совсем, отключусь от проблем!

4. Мы открыто скажем так:

 Ты своему здоровью враг!

(Участники отворачиваются от Карпуши, ему вдруг становится плохо).

КАРПУША:  Ой, чего-то не могу! Вдруг раздуло мне губу! Что-то ёкнуло в печенке, помогите же, девчонки! Не могу ни спать, ни есть! Ой, полезла даже шерсть! Почему-то ломит тело! Объясните, в чём же дело?

3. Говорили мы тебе: «Позаботься о себе!».

КАРПУША:  Ой, скрутило даже уши! Надо было вас мне слушать! Приучу себя к порядку, буду делать я зарядку! Хочу здоровым тоже быть! И организм свой защитить.

ВСЕ  хором:  Здоровье – это главное богатство!!!

1.Человек рождается на свет,

Чтоб творить, дерзать, а не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый след

И решить все трудные задачи.

Человек рождается на свет

Для чего? Ищите свой ответ.

2.Человек – он ведь тоже природа, Он ведь тоже закат и восход…

И четыре в нем времени года, и особый в нем музыки ход!

1. В жизни химия нужна,

Как предмет она важна.

И учить ее прилежно

Мы должны от А до Я.

 Что мы носим, что едим,

 Чем здоровью мы вредим?

 Как кислоты выливать,

 Чтобы что-то не взорвать?

На все вопросы эти

Нам химия ответит!

1 вед.: Предмет -  химия.

2 вед. Химия -  очень интересная наука, она изучает вещества, из которых изготовлены окружающие нас предметы, их свойства, а также превращения их в другие вещества.

1 вед.: Химия – наука экспериментальная. На уроках мы проводим эксперименты с различными веществами. Но приступить к эксперименту может лишь тот, кто в совершенстве знает правила безопасности. А с теми, кто не владеет в совершенстве этими знаниями, происходят несчастные случаи.

2 вед.: Приглашаем вас в музей «Полуживых фигур». Знакомьтесь - «Жертва взрыва».

(Входит ученик в порванной одежде, глаз перевязан черной повязкой, лицо в саже, волосы всклочены)

Жертва взрыва.

Получал я водород,

К нему прибавил кислород,

А они взорвались сразу,

И остался я без глаза.

1 вед.:

Ему хотелось волшебства,

В пробирке он поджег два вещества…

(Звучит траурная музыка. Взявшись за руки, выходят  Жертва щелочи в одежде с большими дырами и заплатами и Жертва кислоты в  аналогичном костюме).

Жертва щелочи, размазывая слезы:

Вы не думайте, друзья,      

Что пришла так в школу я.

Злая щелочь платье съела,

Вот такое братцы, дело.

Жертва кислоты:

Попробовать на вкус решил я кислоту.

Глядь, языка уж нет во рту!

Растаял мой язык, как лед,

И до сих пор во рту все жжет.

2 вед.:

Перед тем как с веществами общаться,

Надо узнать, как с ними обращаться.

1 вед.: Последний экспонат – «Жертва любопытства».

(Входит ученик с поднятыми вверх руками. К рукам прикреплены рисунки – руки без пальцев.)

Жертва любопытства, плача:

Сунул палец я в пробирку,

Вместо пальца – просто дырка.

2 вед.:

Вот беда! Игра опасна,

Слезы льешь теперь напрасно.    

Ведущие (вместе) :

Чтоб жизнь свою не подвергать опасности,

Ты свято соблюдай все правила безопасности!

Не то в музей наш попадёшь

С урока целым не уйдешь.               

Ведущий 1: Мальчишки и девчонки, а также их родители,  я думаю, в лицее учиться захотите вы!  

Ведущий 2:  До свидания! До скорых встреч!

________________________________________________________________________________________________

Идигишева Нурслу Кубашевна,  учитель химии

муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №1»  

муниципального образования «город Бугуруслан»



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие  

Тема: « Здоровое питание».

Класс:10

Цель: Формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

Задачи: 

1. дать представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах и витаминах, минеральных веществах, функциях этих веществ в организме;

2. развивать  и формировать правила правильного питания; заинтересовать учащихся изучением вопросов здоровья;  формировать умение выбирать полезные продукты питания.

3. воспитывать стремление  бережного отношения к своему здоровью и важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Прогнозируемый результат: учащиеся смогут сделать выбор – правильное питание.

Форма проведения: работа в группах.

Средства обучения:

  • наглядные пособия
  • научные данные о правильном  питании
  • презентация
  • 3 ватмана
  • маркеры -3 цвета

Список литературы:

  1. Разговор о правильном питании. Рабочая тетрадь для школьников./М. Безруких, Т. Филиппова.- М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009.- 71 с.
  2. Разговор о правильном питании . Методическое пособие для учителя./ М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.- 75 с
  3. Формула правильного питания . Рабочая тетрадь для школьников./ М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.- 78 с. 
  4. Завуч начальной школы. Научно- практический журнал./Гл. редактор журнала Лизинский В. М.

Ход классного часа

  1. Организационный момент: сообщение темы классного часа и порядка работы.
  2. Мотивационный момент:  ТКМ
  3. Целеполагание: обеспечить принятие цели классного часа учащимися.
  4. Основная часть занятия: знакомство с правильным рациональным режимом питания.
  5. Рефлексия: прогнозирование здоровья учащихся в зависимости от качества питания.  

I.Вводная часть.

1.Составление кластера «Здоровье».

-Сегодня мы будем говорить с вами о нашем здоровье, и для начала я предлагаю вам, каждой команде, на листе ватмана (его I части) записать слова-ассоциации «Здоровье».

(В течение 3-5мин составляют кластер, затем команды обмениваются между собой листами и дополняют теми словами, какие ещё не записаны, листы ватмана должны вернуться к первоначальным группам).

2.Творческая работа

-Молодцы, а теперь во II части ватмана  запишите  пословицу на тему «Здоровье», можно четверостишие, можно строчку из песни, можно сочинить самим.(7-10 мин). 

  1. Ешь правильно – и лекарство не надобно.
  2. Лакомств тысяча, а здоровье одно.
  3. Обед без овощей – праздник без музыки.
  4. Зелень на столе – здоровье на сто лет.
  5. Гречневая каша – матушка наша, а хлебец – кормилец.
  6. Лук – от семи недуг.
  7. Хлеб да капуста худую не попустят.
  8. Морковь прибавляет кровь.
  9. Там, где нет мяса – свекла герой.
  10. Лимонный сок – сок благословения.
  11. Кто ест виноград, тот пьет сгущенное солнце.
  12. Через рот сто болезней входят.
  13. Самые точные часы – желудок.
  14. Укоротить ужин – удлинить жизнь.
  15. Не ложись сытым – встанешь здоровым.
  16. Кто жаден до еды, доживет до беды.
  17. Лакомств тысяча, а здоровье одно.
  18. Спеши на работе, а не за едой.

Выберите фотографию человека в качестве модели своего будущего. (Варианты фотографий: успешные красивые сильные молодые люди, молодые родители с детьми, а также больные, немощные, бедные, одинокие.)

3.Синквейн

-Молодцы, а теперь составьте Синквейн  (5-7 мин.)

Здоровье -

Бесценное, дорогое.

Заниматься, беречь, закаляться.

Я люблю свое здоровье!

Жизнь!

1.  Здоровье

2.  Крепкое,  слабое

3.  Закаляйся,  лечись,  улучшай

4.  Здоровье  не  купишь

5.  Лекарство

1.  Здоровье

2.  Крепкое,  слабое

3.  Крепнет,  слабеет,  верит

4.  В  здоровом  теле  —  здоровый

дух

5.  Режим  дня

1.  Здоровье

2.  Хорошее,  слабое

3.  Болеть,  выздоравливать,  кашлять

4.  Здоровье  -  это  жизнь

5.  Бодрость

4. Защита групп.

 -Спасибо! А теперь посмотрим, что у нас получилось, анализируем свою работу, что знали, что узнали. (Защита групп-5 мин.)

II.Основная часть.

2.-Я обращаю ваше внимание на кластер, выделите все слова, которые относятся к питанию (называют)

-Что бы вам хотелось сегодня более подробно рассмотреть и о чем поговорить? ( О  здоровом питании)

- Какие цели и задачи мы поставим перед собой?

Правильное питание — это очень важная составляющая нашего здоровья. Люди зачастую болеют самыми разными заболеваниями и считают, что причина этого в чём угодно: в экологии, наследственности, отсутствии физических нагрузок, и т. д. И они абсолютно правы. Между тем большинство заболеваний происходит всё-таки из-за того, что у них неправильный рацион питания. Многие люди в огромном количестве  поглощают острые, жареные, солёные блюда, чипсы, пьют газированные напитки, пиво и др. В результате  появляются  проблемы с почками, печенью, сердцем,  появляются язва желудка, гастрит, лишний вес, холецистит, больные суставы, атеросклероз, гипертония и многое другое. Вообще, правильное питание в зависимости от возраста требует определённого режима питания, то есть распределения приёма пищи в течение всего дня, а также соблюдение нужной температуры конкретного продукта, и др. Необходимо оптимальное соотношение в пище белков, жиров и углеводов, витаминов и микроэлементов.

-Какие составные части пищи вы знаете?

-Что  такое   белки, жиры, углеводы? (Ответы учащихся)

1 группа.  УГЛЕВОДЫ - это питательные вещества, которые составляют большую часть рациона питания и являются основным источником энергии для организма.

Углеводы сложные

Углеводы простые.

содержатся в хлебобулочных изделиях, злаках, крупах, крахмале.

содержатся в сахаре, фруктах, овощах

   2 слайд

2 группа БЕЛКИ – это сложные вещества, которые нужны организму человека для построения новых клеток, для работы мышц и для дыхания (именно белки разносят по всему телу кислород, который мы вдыхаем). Белки защищают наш организм от инфекции и помогают регулировать работу многих органов. Вот почему так важно, чтобы с пищей мы получали достаточное количество белка. Особое значение это имеет в период интенсивного роста человека

Белки растительного  происхождения  

Белки  животного происхождения  

 фасоль, горох, соя, овсяная и гречневая крупы, рис, хлеб,  картофель, 

   молоко, мясо, рыба, яйца, творог, сыр, кисломолочные продукты

  3 слайд

3 группа. ЖИРЫ. Они относятся к основным питательным веществам и являются обязательной частью нашего рационального питания. Жиры – источник длительной энергии. Совсем отказываться от жиров нельзя, так как существует витамины, которые растворяются и усваиваются только в жировой среде, они необходимы для хорошего зрения и для работы нервной системы.

Жиры растительного происхождения    

Жиры  животного происхождения      

  (кукурузное, оливковое, подсолнечное масло и др.

 рыбий жир, майонез, сливочное масло,сметана

Таблица 1. Рекомендуемые нормы потребления жиров, белков и углеводов в день

Возраст

(годы)

Энергетическая ценность,

Ккал

Белки, г

Жиры, г

Углеводы,г

всего

Животного происхождения

всего

Животного происхождения

7-10

2300

79

47

79

16

315

11-13, мальчики

2700

93

56

93

19

370

11-13, девочки

2450

85

51

85

17

340

14-17, юноши

2900

100

60

100

20

400

14-17, девушки

2600

90

54

90

18

360

- Здоровье подростка – основа здоровья взрослой жизни, т.к. растут и развиваются все органы и системы организма. Питание должно быть сбалансированным по белкам, жирам, углеводам, витаминам и минеральным веществам. Иначе, полнота, нарушение развития мозга, костей, мышц, других органов, нарушение иммунитета, трудности в обучении.

4 слайд

  Ягоды, фрукты и овощи – это кладовая витаминов и других полезных веществ.

Витамины.

 Никогда не унываю, и улыбка на лице,

 Потому что принимаю витамины А, В, С.

 -А можете ли вы рассказать о пользе витаминов?

Сообщение на тему: « О роли витаминов»

            Слово «витамин» придумал американский ученый - биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово вита (жизнь) с «амин», получаем слово «витамин».

 Витамины чрезвычайно важны для правильного течения обменных процессов, в том числе усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей организма. Поступая в организм в небольших количествах, витамины участвуют в обмене веществ и регулируют многие физиологические и биохимические реакции. Большинство витаминов  не синтезируется в организме, а доставляются с продуктами растительного и животного происхождения.

У детей, не получающих достаточного количества витаминов, развивается гиповитаминоз, имеющий следующие симптомы: ухудшение самочувствия, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, защитных сил организма. Длительное и полное отсутствие  какого-либо витамина в пище приводит  к тяжёлому заболеванию  – авитаминозу.

 Стихи Л. Зильберга  

Витамин А- очень важен для зрения. (Мини-проекты)

Витамины группы  В -способствует хорошей работе сердца. (Мини-проекты)

Витамин Д- способствует укреплению тканей всего тела. Он содержится в рыбе, в рыбьем жире. (Мини-проекты)

Витамин С- укрепляет организм, и человек меньше подвергается простудным

заболеваниям.  (Мини-проекты)

Фолиевая кислота

Вывод:  Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. С помощью рационально подобранных продуктов питания можно предупреждать любые болезни, погасить только что начавшееся заболевание.

 Прекрасными поставщиками витаминов зимой является квашеная капуста, морковь, орехи, морская капуста.

Таблица 2. Продукты, богатые витаминами.

п/п

Продукт

Витамин

Действие

1

Овощи и плоды оранжевого и жёлтого  цвета, печень, рыбий жир, яйцо, масло, сыр.

Витамин А

Отвечает за развитие органов зрения, формирование костей, здоровое состояние зубов, волос, кожи.

2

Растительное масло, печень, зелёные овощи, крупы, семена подсолнечника.

Витамин Е

Защищает и предупреждает сердце и сосуды о возможных болезнях

3

Морская рыба, молоко, яйцо, сыр, шампиньоны.

Витамин Д

Содержит фосфор и кальций для  зубов и костей

4

Цитрусовые, клубника, сладкий перец, смородина, шиповник, капуста, картофель, киви,  кислые яблоки.

Витамин С

Сохраняет здоровыми дёсны, зубы, сосуды, кости. Противодействует усталости и образованию вредных веществ  в желудке.

5

Свинина, печень, хлеб грубого помола, рис, чечевица, горох, овсянка,  лесной орех.

Витамин В1

Укрепляет нервную систему, повышает аппетит.

6

Молочные продукты, кукуруза, куры, мясо, рыба, зелёные овощи.

Витамин В2

Превращает вещества в энергию. Отвечает за рост и защиту кожи

7

Печень, арахис, сардины, скумбрия, говядина, шампиньоны,  абрикос, банан, персик.

Витамин В3

Даёт стимул для правильной  работы нервной  сердечно-сосудистой систем, помогает дышать каждой клеточке, нормализует водно-солевой обмен.

8

Зародыши пшеницы, лосось, сардины, соя, цыплята, почки, печень, яйцо, арахис, грецкие орехи, коричневый рис.

Витамин В6

Участвует более чем в 60 процессах нашего организма, в том числе кроветворения, пищеварения, обмена жиров.

9

Соя,  кукуруза,  печень, яичные желтки, дрожжи, крупы, морковь, шпинат, арахис.

Витамин В9

Участвует в обмене жиров, белков. Влияет на процесс роста, состояние клеток крови, необходимых для образования гемоглобина.

10

Мясо, яйцо, сыр, почки, печень, молоко, творог, сельдь, форель, крольчатина.

Витамин В12

Чем больше вы едите белковой пищи, тем больше требуется витамина В12.

11

Зелёные овощи, яйца, мясо, крупы, капуста, шпинат, творог.

Витамин К

Участвует в процессе свёртывания крови.

12

Листовые овощи, дрожжи, печень, арахис, чечевица, апельсины, почки, фасоль, бананы, брюссельская капуста, брокколи.

Фолиевая кислота

Необходима детям в период быстрого роста, основной участник образования гемоглобина и правильного развития будущего ребёнка (зародыша)

5 слайд

Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятие спортом, а еще питание, потому что «мы – это то, что мы едим». Эта поговорка кратко отражает суть проблемы. Клетки нашего организма образуются из питательных веществ, полученных с пищей.

Если пища содержит все необходимые нашему организму вещества, то человек всегда будет здоров. Недостаток в пище витаминов и минеральных веществ восполнить могут только овощи и фрукты.

6 слайд

Минеральные вещества

Минеральные вещества необходимые для нормального роста и развития костей, мышц, кроветворения, деятельности нервной системы

Минеральные вещества важные для детского организма

Польза для организма

Дефицит минеральных веществ

Кальций

Злаковые, молочные продукты

Участвует в образовании костей и зубов, необходим для нормальной деятельности нервной, эндокринной и мышечной систем.

Суточная потребность организма ребёнка в кальции составляет 1100мг

Дефицит кальция вызывает изменения в деятельности нервной системы, кариес зубов, в тяжёлых случаях – повышенную ломкость костей. 

Фосфор

Наиболее богаты фосфором продукты моря, яичный желток, мясо, хлеб,  сыр, овсяные хлопья и гречневая крупа. 

  Необходим для развития костной системы, участвует в обмене белков, жиров, углеводов. 

Суточная потребность организма ребёнка  в фосфоре – 1650мг.

Фосфор входит в состав зубной эмали, важен в период интенсивного роста костной ткани.   

Железо

Много железа в яичном желтке, мясе, рыбе, крупах (овсяной, перловой, гречневой

Это основная часть гемоглобина крови, переносящего кислород к клеткам и тканям; участвует в окислительно – восстановительных процессах, особенно интенсивных в детском возрасте.. 

Дефицит   может привести к  утомлению, ухудшению способности к обучению; ослаблению иммунитета, потери физической силы и выносливости.

  Магний

Лесные орехи, какао, соя, фасоль, 
гречневая   крупа,  отруби. 

Медь участвует во всех иммунных процессах организма.

Дефицит  магния может привести к преждевременному старению мозга, головокружению, потере равновесия

7 слайд

 Анкета.

-Правильно ли вы питаетесь? Попробуем узнать о себе, а для этого мы проведем   анкетирование.

 1. Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?

А) всегда, круглый год – 5 баллов.

Б) Иногда, когда заставляют – 2 балла.

В) Никогда – 0 баллов.

2.Сколько раз в день вы едите?

А) 4 -6 раз – 5 баллов.

 Б) 3 раза – 3 балла.

В) 2 раза -0 баллов.

3.Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?

А) ежедневно, несколько раз -5 баллов.

Б) 2-3 раза в неделю – 3 балла.

В) очень редко – 1 балл.

Г) никогда – 0 баллов.

4.Когда и что вы едите на ночь?

 А) мясо с гарниром в 9 часов – 1 балл.

 Б) Кашу молочную в 9 часов – 2 балла.

В) Стакан кефира или молока в 9 часов – 5 баллов.

Г) Ем когда захочу и что захочу до 11 часов – 0 баллов.

5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?

А) иногда петрушку и укроп в супе, салате – 1 балл.

Б) лук и чеснок не ем никогда – 0 баллов.

В) всё это употребляю ежедневно в небольшом количестве – 5 баллов.

Г) ем иногда, или когда заставляют – 2 балла.

Ответы:

Если вы набрали 13 – 15 баллов,

 вы достаточно употребляете в пищу овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.

Если вы набрали 9 -12 баллов,

 это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите, когда и что придётся. Но у вас дома об этом заботится кто – то другой, так что вы достаточно правильно питаетесь.

0 – 9 баллов.

Вам нужно задуматься о своём питании, как о режиме дня, так и о рационе. Чем быстрее вы этим займётесь, тем лучше будет ваше здоровье.

8 слайд

Продукты, которые очень вредны для нашего организма  

Вредные вещества

Опасность

Содержатся

ГЛЮТАМАТ НАТРИЯ - усилитель вкуса

Вызывает аппетит и заставляет нас переедать даже тогда, когда мы не голодны! И откладывать лишний запас энергии в ЖИР!

Приправы

АСПАРТАМ- подсластитель

Соответствует 8 кускам сахара на 1 стакан!

Газированная вода

Е211, Е330

Канцерогены

В составе газированных напитков, майонезах

Е102, Е110, Е124

Нарушают пищеварение.

В леденцах

Е407

нарушает пищеварение.

Шоколадные  плитки,

мороженое

Е627

Вызывает рак.

В чипсах    

Е320

Повышает холестерин

В жевательной резинке

Вывод:  "Пусть пища будет вашим главным лекарством"  ( Гиппократ)

- Итак,  мы с вами знаем, что человеку необходимы белки, жиры, углеводы и витамины, а также   минеральные вещества. Для того,  чтобы еда пошла в прок, необходимо соблюдать правила питания:

9 слайд

Правила питания: 

1. Необходимо воспитывать   привычку есть медленно, хорошо пережёвывая пищу.

2. Во время еды нельзя читать и заниматься каким-либо другим делом.

3. Ребёнку дошкольного возраста необходимо 5 - разовое питание в течение дня, а школьнику - 4 – разовое.

4. Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.

5. Булочек и сладостей надо есть поменьше, особенно если имеешь склонность к полноте. В этой пище много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей.

6. Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.

7. Пища не должна быть очень горячей, обжигающей или очень холодной.

8. Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.

9. Утром перед школой надо обязательно завтракать. Некоторые ребят по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что- то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.

10. Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.

 10 слайд

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтоб расти и развиваться,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться,

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

Таблица   Режим питания школьника (1-я смена)

Время

Приём пищи

Продукты

Вес/кол-во

 

завтрак

 

обед

 

ужин

 По предложениям ребят составляется самый удобный режим питания. При этом на доске заполняется общая таблица (завтрак в 7.30,  обед в 14.30, ужин в 18.00), а дети заполняют индивидуальные бланки. В третьем столбике таблицы записываются, продукты, которые школьники употребляют обычно: и любимые, и те, что предлагаются родителями или в школе. Проводится обсуждение выбранных блюд с точки зрения их пользы.  

 После этого подводится итог, почему следует выбирать горячее полноценное питание. 

(Холодный климат, в котором мы живём, требует горячей мясной объёмной пищи.) И почему раз в день обязательно надо есть горячий суп. (Жидкая горячая пища – праздник для желудка, ведь регулярная перегрузка желудка тяжёлой сухой пищей вызовет преждевременные болезни желудочно-кишечного тракта). После работы по составлению индивидуального режима питания ребята обсуждают в группах, какие рекомендации своим родителям по организации питания они хотели бы дать. Представители групп читают предложения вслух.

–  Вы многие любите сухарики, чипсы, лимонады.  А если не любите, то точно покупали и пробовали эти продукты хоть однажды. А многие ли из вас интересовались,  из чего состоят эти продукты? 
– Ребята, я предлагаю первой группе выписать состав Кока-колы, а второй группе состав чипсов. Выберите, кто будет от группы озвучивать состав продукта.

Состав  Кока-колы: вода, сахар, диоксид углерода, краситель, регулятор кислотности (ортофосфорная кислота), натуральные ароматизаторы, кофеин.

– А кто из вас, ребята, знает о влиянии этих веществ на организм человека?
– Предлагаю вам познакомиться с этой информацией  (раздаю карточки)

1. Сахар в народе называют «сладкой смертью». Его чрезмерное потребление ведет к разрушению зубов. Особенно вредны для зубов сладкие прохладительные напитки. В одном стакане Кока-колы содержится пять чайных ложек сахара. 
2. Кофеин вызывает нарушения сна (ребенок, выпив на ночь два стакана колы, труднее засыпает). Но самое опасное, что к кофеину может возникнуть привыкание.
3. Углекислый газ раздражающе действует на желудок, вызывает изжогу и воспаление в нем. Кислота (фосфорная) разрушает зубную эмаль.
4. Чтобы почистить раковину, вылейте банку Колы и не смывайте в течение часа. Лимонная кислота удалит пятна.
5. Чтобы удалить ржавые пятна с бампера машины, потрите бампер фольгой, смоченной в Коле.
6. Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку Колой и обмотайте ею болт на несколько минут.
7. Кола поможет избавиться от пятен. Она очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.
8. Налейте Колу в чайник и оставьте её там на весь день. Она удалит всю накипь и чайник будет внутри как новый.

Презентация опытов

– Ребята, а теперь я попрошу зачитать состав чипсов.

Состав чипсов:  картофель, растительное масло, идентичный натуральному ароматизатор  «Зелёный лук» (соль, луковый порошок, сухая молочная сыворотка, сахар усилители вкуса и аромата  (глутамат натрия, 5-рибонуклеотид натрия), сухое обезжиринное молоко, лактоза, натуральные и идентичные натуральным вкусоароматические вещества, сырный порошок, регулятор кислотности (лимонная кислота), краситель, чесночный порошок, мальтодекстрин, сухое обезжириное молоко).

– А кто из вас, ребята, знает о влиянии этих веществ на организм человека?
– Предлагаю вам познакомиться с этой информацией (раздаю карточки)

1. Чипсы содержат большое количество жира. Если на чистую салфетку положить большой чипс, согнуть салфетку пополам, при этом нажать посильнее на то место, где расположен чипс, то мы увидим большое жирное пятно. 
2. В чипсах много крахмала. Если мы возьмём раствор йода и капнем на чипс, через несколько секунд появляется тёмно-синее пятно, что выдаёт присутствие крахмала. Крахмал, оставшийся во рту, в течение двух часов преобразуется в глюкозу. А это – идеальная питательная среда для кариесных бактерий.
3. В чипсах содержится опасное вещество – акриламид. При поджигании ломтика чипсов появляется едкий запах пластмассы. Это говорит о присутствии опасного акриламида, который считается ядом для нашего организма, поражающий нервную систему, печень и почки.

Домашний эксперимент

1 группа Опыт с чипсами
между бумажными салфетками прижимается один картофельный чипс. На салфетке появилось пятно, что свидетельствует о наличии жира в продукте. При термической обработке жиры превращаются в канцерогены, поражающие печень, нервную систему и почки.
Опыт с жевательной резинкой
Определим, за какой период произойдет растворение «жвачки» в желудке человека, если ее проглотить.
Для переваривания пищи в желудке любого человека присутствует соляная кислота. Для проведения опыта использовали уксусную кислоту. Налили в емкость разбавленного уксуса, поместили туда пережеванную резинку. Наблюдали за ней на протяжении 3-х дней.
В первый день никаких изменений с жевательной резинкой не произошло.
На второй день «жвачка» стала жесткая, твердая.
На третий день увеличилась в 2 раза, но не растворилась полностью.
Вывод: проглоченная человеком «жвачка» не переваривается и может нанести вред организму.
Опыт с кока-колой
Взяли 2 ржавых болтика. Один поместили в стакан с водой, другой – с лимонадом. На второй день болтик в воде покрылся еще одним слоем ржавчины, а болтик в “Коле”, наоборот, даже очистился от нее. 

III.Заключительная часть

Прогноз оценки здоровья учащихся к 18-летию

Составляем прогноз оценки здоровья учащихся к 18-летию. Для этого к оценкам “5”, “4”, “3”, “2” подбираются карточки с характеристикой питания и карточки с прогнозом успехов в жизни. (Каждая группа получает комплект карточек.)

“5”

Горячее питание по режиму с соблюдением разнообразного меню

Успешное преодоление жизненных трудностей (отличная учёба, хорошая работа, счастливая семья)

“4”

Горячее питание нерегулярное, вместо обеда – “перекус”.

Возможны проблемы со здоровьем в трудных жизненных ситуациях в самый неподходящий момент.

“3”

Питание без режима, однообразное.

Болезни не только желудочно-кишечного тракта, но и других систем. Ограничения в выборе профессии.

“2”

Питание всухомятку, вместо еды – лакомство.

Нет способностей к учёбе, невозможно получить хорошую работу, родить здоровых детей.

- Как вы думаете, какой из полученных вариантов подходит для достижения поставленной в начале урока цели?

Рефлексия. Поаплодируйте, кто считает, что занятие было интересным и полезным.