Учительская

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_4_kl.docx21.87 КБ
Файл matem.4_kl.docx1.54 МБ
Microsoft Office document icon rya_4_kl.doc78.5 КБ
PDF icon rya._4kl.pdf484.67 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру 4 класс

Тема: Наш край

Цели: 

  1. Познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значения в природе и жизни человека.
  2. Развивать мышление, речь.
  3. Воспитывать любовь к родному краю.

Формируемые УУД:

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: клип – караоке «Наш край» (сл. А. Пришельца, муз. Д. Кабалевского), политико – административная карта России и Республики Бурятия, толковый словарь В.И. Даля или С.И. Ожегова.

Ход урока

I Организационный момент

II Актуализация опорных знаний

- Определите, о какой природной зоне идет речь.

  • Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промерзает на много метров в глубину. (Арктическая зона)
  • Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры – все это препятствует росту больших деревьев. (Тундра)
  • Здесь четко выражены 4 сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (Зона степей)
  • Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь)

(показ иллюстраций)

III Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись песни «Наш край»)

- Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так необычно, почему прозвучала эта песня? (потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае)

- Совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела – «Родной край – часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел. (Ученики читают текст на с.135)

- Что вас особенно заинтересовало, а может быть, удивило?

(Высказывания детей)

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живем!

(Учитель открывает доску с названием темы урока «Наш край»)

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значения в природе и жизни человека).

- Что мы будем делать для достижения этой цели? (изучим информацию по данной теме)

- Что бы вы хотели бы узнать о родном крае?

На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие на следующих уроках.

IV Открытие нового знания

  1. Работа со словарем

Край – слово многозначное. Перед вами лежат словари Владимира Даля. Посмотрите все значения слова край в толковом словаре.

  • Конечная линия, предельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краев.
  • Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности).
  • В России: крупная административно - территориальная единица. Например: Приморский край.

- Какие определения для нас подходят? (2 и 3)

- Давайте попробуем подобрать синонимы к слову КРАЙ, которые бы относились к нашей теме. (страна, земля, сторона, место, область, местность и т.д.)

  1. Работа с картой

- Давайте познакомимся с картой России на с.136-137 учебника. Узнайте ее название на с.138 (Политико -  административная)

- Внимательно посмотрите на эту карту и изучите словные обозначения. Что нам расскажет эта карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территория субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы)

- Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны. Найдите и назовите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т.д.)

- Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье)

- А что вы можете сказать о Восточно – Европейской равнине? (на ней расположено очень много небольших по площади республик, областей)

Еще мы можем сказать, что Восточно – Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра.

- Найдите на ваших картах территорию Республики Адыгия. Она обозначена цифрой 1. Назовите столицу этой республики. (Майкоп)

V Первичное закрепление

  1. Работа с картой своего края

- Найдите на карте территорию своего края, где мы живем.

(ученик при помощи учителя показывает на стенной карте, остальные находят у себя в учебнике)

- Какой город является главным на нашей территории? (УланУдэ)

(Называют и находят на карте)

- Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? (в средне – сибирском плоскогорье)

В какой природной зоне мы живем? (тайга)

- А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту?

Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите город, в котором мы живем.

  1. Работа в группах

- Узнаем больше о свое родном крае. Для этого поработаем в группах: 1-я группа узнает и расскажет об истории образования  города Улан-Удэ и о его географическом положении; 2-я группа – о растительном мире мире; 3-я группа – о животном мире; 4-я группа – о достопримечательностях Улан-Удэ.

(Ученики работают по дополнительной литературе, рассматривают гербарии, картинки своего города)

VI Физкультминутка

звучит музыка (Шум моря)                        

 Давайте представим, что мы на берегу Байкала,

нам жарко и сейчас мы находимся на берегу нашего озера.

 Посмотрите вокруг, как здесь красиво!

Представьте, что вы сидите на теплом прибрежном песочке,

Поиграйте с ним.

А сейчас расслабьтесь, закройте глаза.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.

Мы слышим шум озера, прибой волны

И шелест волн прибрежных.

Волна беседует со мной и говорит:

 «Расслабься, успокойся, отдохни.

 Почувствуй чистый воздух озера,

Тепло и свет ласкают тело.

Расслабься и послушай тишину.

Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

Крепче кулачки сожмите,

Их повыше поднимите.

Потянитесь, улыбнитесь,

Глаза откройте, проснитесь.

VII Работа по новой теме

  1. Сообщение учащихся

- Узнаем, историю образования города Улан Удэ и его географическое положение. Для этого послушаем выступление 1 группы. (показ геральдики )

- А сейчас узнаем, какие растения есть в Бурятии.

- А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята 3 группы о животном мире Бурятии

- Что нужно делать. Чтобы сберечь в нашей Бурятии такую красивую природу?

- А что вы сможете сделать для этого? (не мусорить, не ломать деревья и т.д.)

- Какие достопримечательности есть в нашем Улан Удэ? Чем он знаменит? Об этом расскажет нам 4 группа.

- Итак. Ребята, посмотрите, сколько много материала мы с вами нашли. Весь этот материал мы с вами систематизируем, оформим и сошьем в книгу.

- Какие разделы в книге мы можем с вами написать? (история образования Улан Удэ, географическое положения , растительный мир, животный мир Бурятии, достопримечательности города Улан Удэ).

- А как можно назвать нашу книгу? (варианты ответов) «Посмотри как он хорош, край в котором ты живешь»

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

- Выполните самостоятельно задания 1, 2 на с.65

№2 Глядя на политико – административную карту России на стр.136-137, что мы можем написать о том, где мы живем? (мы проживаем в западно – сибирском плоскогорье, в природной зоне тайга. Мы проживаем в Бурятии. Главный город на нашей территории является город Улан Удэ)

- А теперь самостоятельно в задании №1 напишите, что значит родной край в твоей жизни. (2 человека зачитывают ответ)

- А сейчас мы проверим насколько хорошо вы слушали своих одноклассников. Для этого мы с вами поиграем в игру «Морской бой». У каждого из вас на столе лежат листочки в клеточку. На этом листочке есть чертеж, на котором есть буквы и цифры.

- Как вы думаете, что обозначают буквы? (варианты ответов)

- А цифры? (номер вопроса)

- Итак, я вам читаю вопрос с вариантами ответов. На своем чертеже вы находите номер вопроса и соответствующий вариант ответа. Ставите точку. И так далее. В конце опроса у вас должна получиться геометрическая фигура.

  1. Под предводительством кого был основан город Улан Удэ?

А Углов Федор Григорьевич

Б князь Голицын

В братья Лаптевы

Г Ивана Поршенникова

  1. Блюда из этого продукта обязательно включают в свой рацион космонавты, летчики, моряки и путешественники

А черника

Б арбузы

В грибы

Г огурец

  1. В какой природной зоне расположена Бурятия?

А тайга

Б зона пустынь

В тундра

Г зона степей

  1. Это животное называется жемчужиной сибирской тайги.

А соболь

Б заяц

В белка

Г медведь

  1. Этот памятник установлен в честь погибших в ходе Афганской войны.

А острожный камень

Б трактор

В маршалу Жукову

Г черный тюльпан

VIII Подведение итогов

- Какие карты вы знаете? (политико – административная, физическая карта России, карта природных зон России, карта полушарий)

- С какими новыми картами мы сегодня работали? (политико – административная карта России)

- Что можно узнать с помощью политико – административной карты России? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территория субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы)

- Какие условные обозначения используют в этих картах? (Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Цифрами на карте обозначены субъекты Российской Федерации)

- Достигли мы цель нашего урока?

IX Рефлексия

- Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»

- Где могут пригодиться новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем еще надо поработать?

- Сейчас мы с вами составим букет из роз. При помощи роз, которые лежат у вас на партах, оцените свою деятельность на уроке. Зелёный – все понятно, синий – есть затруднения, красный – много непонятного

(Самооценка. Комментарий учителя)

Домашнее задание

  1. Прочитать текст на с.138 учебника
  2. Выполнить задания 4-6 на с.66 рабочей тетради.
  3. Найти стихи и песни о родном крае.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

4 КЛАСС.

СОСТАВ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА (С.53-54)

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятием «однокоренные слова»; обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова (место в слове, способ нахождения, значение); совершенствовать умение выполнять разбор слова по составу; способствовать развитию навыков написания сложных слов, выделения в сложных словах соединительной гласной; содействовать воспитанию интереса к русскому языку.

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с понятием «однокоренные слова»; научатся выполнять разбор слова по составу; подбирать однокоренные слова; писать сложные слова; выделять в сложных словах соединительную гласную («о», «е»); составлять схемы слов; подбирать слова по данным схемам

Метапредметные УУД

Познавательные: анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

Личностные
результаты

Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; проявлять уважительное отношение к иному мнению.

Оборудование

Электронное приложение к учебнику. Учебные таблицы. Индивидуальные карточки.


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

I.Орг.момент

II.Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).

2.Инд.задание

ФИЗ.МИН

Определяется готовность к уроку.

Мы внимательные.

Мы старательные.

Мы отлично учимся.

Всё у нас получится!

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.(с.52,упр.80)

– Прочитать однокоренные слова по группам.

– Объяснить подбор родственных слов.

– Выделить корень.

Задание: прочитай, найди и зачеркни лишнее слово. Выдели корень в однокоренных словах.

1.Вода, водный, водичка, водить.

2.Смелый, храбрый, смелость, смельчак.

3.Соринка, сор, сорвал, насорил.

Хоровое проговаривание организационного стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Выполняют задание. (1мин)

Два ученика работают на закрытых досках;

- рефлексия

- взаимопроверка

 

Выдвигать

гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять

актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную

цель и задачу.


3.Работа над словами с непроверяем.  Написанием

ИКТ (электронное приложение к учебнику)

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.  

 Костюм [каст*ум]

– Запишите словарное слово в тетрадь.

«Родственные слова – пояснение.» (2кл)

– Подберите однокоренные слова:

Костюм, костюмчик, костюмер, костюмерная.

- Разберите слово по составу, которое соответствует схеме

«Корень, суффикс, приставка» (3кл.)

- Формулировка определений значимых частей слова.

1.Выборка картинки костюма из вариантов одежды.

2.Заимствованное слово (французское), лексическое значение;

3.Составление словосочетаний (устно)

-спортивный костюм, водолазный костюм, костюм пожарника, карнавальный костюм и т.д.

4. Просматривают материал электронного приложения;

5.Записывают родственные слова к слову костюм;

6.Фронтальный опрос правил о значимых частях слова.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

После анализа страницы учебника предлагает сформулировать детям тему и цели урока.

С.53 №81, №82

– Какие слова называются однокоренными? (Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.)

– Прочитайте тему урока. (на доске)

– Сегодня на уроке будем учиться подбирать однокоренные слова, видеть и различать части слова, разбирать слова по составу.

Заранее подготовленные ученики инсценируют рассказ.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Читают и объясняют правило в стихах.

Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень выделять.

Из корней слова растут,

Родственными их зовут

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать,

находить общее и различия, делать выводы.


IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение

над языковым

материалом

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Расскажите, что вы знаете о каждой части слова. Начнем с корня.

Корень слова – значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

Часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

– Приставки – большие труженицы. Они образуют тысячи слов, хотя самих их всего около 50.

За корнем суффикс

Выбрал местечко,

Не словом угодил,

А лишь словечком.

Река большая превратится в речку.

Лес в лесника,

А печь – всего лишь в печку.

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила.

1.Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. (с.52)

2.Работа с учебной таблицей.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию


– Возвращение к карточке, разбор каждого слова по составу.

Пояснение способа образования родственных слов.

– Подчеркните в словах изученные орфограммы.

– Вспомните алгоритм разбора слова по составу.

1.Вода, водный, водичка.

2.Смелый, смелость, смельчак.

3.Соринка, сор, насорил.

Три ученика продолжают работу с карточками у доски.

Рефлексия.

Самопроверка работ с инд.карточками.

-Определяют способ образования слов (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный)

- Самооценка.

V. Первичное

закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 81).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте. Докажите, что слова каждой пары однокоренные. (Данные слова имеют общий корень и близкое значение.)

– Обсудите, при помощи какой значимой части

(или частей) слова образовалось каждое из выделенных слов.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения.

Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Работают в парах. Записывают слова в группы по способу образования.

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-
суффиксальный

Рисовать – нарисовать;

Горизонт – горизонтальный;

Звезда – без-

звездный;

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.


Демонстрация табл. с порядком разбора

Помни, при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи,

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.

Выполняют разбор слова по составу.

боте в паре. Учитывать мнение соседа по парте.

Осуществлять контроль

по результату

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 82).

– Прочитайте стихотворение Л. Яхнина. Обсудите, все ли слова с частью -вод- являются однокоренными? (Нет, так как у слов разные значения.)

– Выпишите сложные слова, выделите в них корни и подчеркните соединительную гласную букву «о». Объясните значение слов.

– Выпишите слова, однокоренные слову «вода». Выделите в них корень.

Или

Читает загадки, отгадки дети разбирают по составу (мясорубка, пылесос, кофеварка). 

Работают в парах. Выписывают сложные слова, выделяют в них корни и подчеркивают соединительную гласную букву «о». Объясняют значение слов.

Выписывают слова, однокоренные слову «вода». Выделяют в них корень.

Или

Отгадывают загади:

1.Не боится пыль глотать,

Носом – хоботом вдыхать,

Хобот- носик как насос,

 Он зовётся… (Пылесос).

2.Ей набили мясом рот,

И она его жуёт.

Жуёт, жуёт и не глотает-

Скорей в тарелку отправляет.

                  (Мясорубка).

 

3.Я проснулся утром рано

И налил Американо.

На обед, читая прессу,

Заказал себе эспрессо.

         (Кофеварка).


VI. Дальнейшая работа

по закреплению и обобщению.

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует работу в рабочей тетради.

 Выделите корни в сложных словах, подчеркните соединительные гласные.

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Как вы думаете, для чего мы изучаем эту тему

и где нам могут пригодиться полученные знания?

– Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Выполняют задание в рабочей тетради. Выделяют корни в сложных словах.

Зная состав слова, можно объяснить, как оно образовалось. Знание состава слова помогает увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или выясняю их правописание по словарю.

седника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

точку зрения.

 Осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

Домашнее

Задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. С.54, упр. №84

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

 


Предварительный просмотр: