Публикации моих учеников
Научно-исследовательсике работы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 71» («Радуга»)
Научно-практическая конференция
исследовательских работ учащихся «Эрудит»
Секция «Культура и спорт»
«Инсценировка в любительском театре»
Выполнила:
Страгис Софья,
ученица 7 «А» класса
Руководитель:
Холдобинская Полина Александровна,
педагог дополнительного образования
КЕМЕРОВО, 2019г.
Содержание
Введение…………………………………………………………3
1.Термин «Инсценирование»………...………………….............4
2.Появление инсценировок в России…………………………...5
3.Инсценировки в любительских театрах……………………..10
Заключение………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………...13
Введение
Не для кого не секрет, что 2019 год стал годом Театра, который во все времена брал на себя не только познавательную, но и воспитательную функцию. Проблемой нравственности занимаются как профессиональные, так и любительские театры. На их сценах можно в живую увидеть яркую и интересную постановку драматургического материала.
Но как же быть с литературным? Неужели сказки, рассказы, романы не ставятся на современных площадках? Вовсе нет, большое количество литературного материала уже было адаптировано под профессиональную сцену.
Но как же дело обстоит с любительским театром?
Пользуется ли инсценирование популярностью в любительских коллективах и становится ли наравне с драмой? А также, каким образом текст известной и всеми любимой сказки вдруг становится пьесой?
Попробуем разобраться и ответить на эти вопросы.
Проблема репертуара любительских театров весьма актуальна, ведь проследив постановки театрального коллектива, методику работы над ним, можно с высокой долей вероятности говорить об уровне подготовки студийцев, о возрасте участников, на которых были поставлены спектакли.
Цель моей работы: выяснить, каким образом процесс инсценирования влияет на деятельность любительского театрального коллектива
Задачи:
- Изучить литературу по проблеме исследования
- Раскрыть термин «Инсценировка»
- Проследить процесс развития инсценирования в России
- Рассмотреть влияние инсценировки на работу любительского театрального коллектива
- Сделать выводы
- Термин «Инсценирование»
Инсценировка в театральном деле - переработка недраматического произведения для театра, а также телевизионного спектакля или радиопостановки; пьеса, созданная на основе литературного произведения, не являющегося драмой (романа, повести и т. д.)[7]
Инсценировать - значит приспособлять литературное произведение для постановки его в театре или кино.
Одной из самых больших «заметных» особенностей инсценировки, по сравнению с первоисточником, становятся большие сокращения, перестановки и т.д. Делается это режиссером при работе над спектаклем, по нескольким причинам:
-Удаленный текст, обычно, бывает описанием природы или прямой речью самого автора
-Иногда это вынужденная мера для «прихода» к единству места, действия и времени.
-Задумка, идея режиссера не всегда совпадает с содержанием произведения, в следствии чего, текст его может существенно отличаться от первоначального вида.
Но как же выглядит инсценированное произведение? Как правильно инсценировать произведение?[9]
Инсценировка тогда завоюет право на признание в театре, когда сможет жить на сцене без своего оригинала, откроет в материале первоисточника новые грани и стороны. При инсценировке возникает новое произведение, и судить его надо по его собственным законам, а не с наивных позиций.
Существует инсценировка песни, басни, стихотворения, газетных заметок, объявлений и многого другого. Но обо всем по порядку. [1]
2.Появление первых инсценировок в России?
Инсценировки появились в России в XIIIв., но художественный уровень их был очень низок. Первые попытки берут начало в церковной сфере. Как правило, за основу церковь брала Библию, Евангелие, Житие святых (проза, не драма). Христианская церковь, пытаясь завладеть внимание простых людей. Церковь проводила всевозможные обрядовые представления. А получив расположение зрителей, она надолго закрепила свои позиции и оттеснила на задний план все прочие сценические представления. Но при этом русская церковь не стремилась создать свой собственный театр, однако были созданы такие виды драматургии как: литургическая драма, полулитургическая драма, моралите, мистерия, миракль.[14]
(1. В IX в. зарождается первый жанр средневекового религиозного театра –литургическая драма. Причины появления этого жанра, скорее всего, связаны с желанием священников привлечь как можно больше людей к религии, сделать богослужение (в Средние века христианская служба велась на латыни) более понятным для малограмотного простонародья. Организацией постановки литургической драмы занимались сами священники. Представления происходили в храме.[12]
2. Однако религиозный театр не исчезает. Литургическая драма выходит из церкви на паперть и становится полулитургической драмой. Мирских мотивов в этом представлении становится ещё больше. Она утрачивает свою прочную связь со службой и с церковным календарём. Полулитургическая драма разыгрывается и в дни ярмарки. Вместо латыни спектакли начинают проходить на народных языках. «Божественные» роли по-прежнему исполнялись церковнослужителями.
3.Мистерия. Ещё один жанр, имеющий отношение к религиозному театру. Мистерия произошла из процессий в честь церковных праздников. Название происходит от лат. Ministerium –церковная служба. Расцвет мистериального театра приходится на XV-XVI вв.
Представления организовывались городскими цехами и муниципалитетами, а не церковью. Участвовали в мистериях все жители города.
Представления мистерий часто организовывались в ярмарочные дни.
В организации и представлении мистерии принимали участие представители различных городских цехов. Каждый цех получал в действе свой самостоятельный эпизод.
Представление длилось целый день, а иногда и несколько дней.
4.Миракль. Название этого жанра происходит от латинского слова miraculum (чудо). Возникает во Франции в XIIIв.
Миракль происходит из гимнов в честь святых и чтений их житий в церкви. Поэтому основой для сюжетов служили истории о чудесах, совершённых Девой Марией и святыми.[13]
5.Моралите. Ещё один жанр, имеющий отношение к религиозному театру Средних веков. Появляется в XV-XVI вв. Это аллегорическая пьеса, в которой действуют персонажи-аллегории. Каждый из них является олицетворением какого-либо отвлечённого понятия (греха, добродетели, качества и т.д.).
Суть сюжета сводилась к истории о том, как человек оказывается перед выбором между добром и злом. Прямой связи с сюжетами библейскими у моралите нет, однако, его нравоучительность позволяет причислять этот жанр к религиозному театру средневековья.)[14]
В XVIII – XIX вв свою популярность обретают ярмарки. Они становятся настоящими культурными центрами. Балаганные зрелища и ярмарочных гуляние были и в XIII веке, но художественный уровень опять же был низок. Уже в то время на ярмарках существовали зазывалы, которые ставили различные миниатюры, но за литературный материал брали сказания, легенды, устное народное творчество и слухи. Задача зазывал была не только приглашение народа на зрелище, но и высмеивание местной знати и властей. [2]
В конце XVIIIв в балаганах ставились инсценировки рыцарских романов. В балаганах братьев Легат, Лемана, Берга, Бомбова выступали фокусники, акробаты, гимнасты, жонглёры, танцоры, кукольники с Петрушкой.(В России перчаточная кукла со странными чертами лица и по имени Иван Ратютю появилась в 17 веке. Однако наибольшее распространение и свое окончательное название она получила только 200 лет спустя. Кстати, сам Петрушка представлялся как Петр Иванович (иногда Петрович) Уксусов. Описание театра на раннем этапе В 17 веке представления разыгрывались без ширмы. Точнее, традиционный театр Петрушки предполагал участие только одного актера, который подвязывал к поясу юбку. К ее подолу был пришит обруч, поднимая который, кукольник оказывался скрытым от посторонних глаз. Он мог свободно двигать руками и представлять сценки при участии двух персонажей)[4]
Что-то более приближённое к нашему современному варианту инсценировки появляется к концу 30 годов XIX века, когда одной из главных достопримечательностей становится крепостной театр князя Шаховского. Александр Александрович Шаховской-русский драматург и театральный деятель. Служил в Петербургской дирекции императорских театров и руководил (фактически) театрами Петербурга. [8] В 1820-х годах Шаховской сближается с Жуковским и начинает поиски новых форм для своих произведений. Так, переработки поэм Пушкина (Керим-Гирей, Крымский хан), романов Вальтера Скотта (Иваной, или Возвращение Ричарда Львиное сердце) и пьес Шекспира (Буря и кораблекрушение), помогли ему в поиске и произведения обрели новую жизнь на сцене профессиональных театров. (Шаховской переделывает Мольера, Байрона, Тассо) [3]
И только через 100 лет появляются примеры более или менее удачных инсценировок. Так, рождённое революцией искусство ‘синей блузы’ даёт удачные приёмы инсценирование документа, газетной публикации. Синяя блуза -это советский агитационный театральный коллектив, отражавший самые различные темы-от общеполитических и международных до мелочей быта. Существовать с начала 1920х до 1933 года. (Очень скоро в других городах стали возникать аналогичные группы, послушав основной для создания ряда профессиональных театров и дав толчок поискам новых форм театра.).[10] В репертуаре московской ‘Синей Блузы’ имелось около двух тысяч номеров. В обществе Синей Блузы состояли многие советские писатели, композиторы, актёры, режиссёры, художники. Среди которых был Владимир Маяковский и Осип Брик. (в 1926 году, к годовщине Октябрьской Революции, коллективы Синей Блузы ставили гротеск Маяковского и Брика ‘Радио-Октябрь’)[5]
Жанровый диапазон инсценированного материала становится необычно широк. Это происходит благодаря встрече 1897 года. Тогда, в одном из ресторанов Москвы встретились две выдающиеся личности- драматург и театральный критик Владимир Немирович-Данченко и театральный деятель, режиссёр и актёр Константин Станиславский. В ходе этой встрече было принято решение о создании Художественного-общедоступного театра. Так был создан Московский Художественный театр.[11] Началась Новая эра в театральном искусстве России. Собрав вокруг себя молодых авторов, театр приступил к созданию нового постановочного материала. Инициатором этого был Владимир Иванович Немирович-Данченко.Ставилась не только драматургия, но и перерабатывались всевозможные литературные произведения. (1929 — «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского.1930 —«Три толстяка. Олеши 1930 — «Воскресение» Л. Н. Толстого1937 — «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому) [6]
На сегодняшний день, большое количество произведение русской классики уже было инсценировано на сцене МХТ. Например, «Белая Гвардия», «Варвары», «Кроткая» Достоевский, «Мастер и Маргарита» Булгаков, «Любовь взаймы» («Чёрный обелиск») Ремарк, «Моби Дик», «Отцы и дети» Тургенев, «Конёк-Горбунок», «Братья Карамазовы», «Дуэль» Чехов, «Белые ночи» Достоевский, «Шинель» Гоголь, «Мефистофель»Клаус Манн, «Пролётный гусь», «Бабушкин праздник» Виктор Астафьев, «Деревня дураков» ‘Ключарев. [15]
3.Инсценировки в любительском театре
А теперь давайте посмотрим, почему же инсценировки получили такое признание в любительском театре. Такие студии собирают на своих площадках непрофессиональных актеров, иными словами-любителей, тех кто хочет играть и выступать на публике. Материал для таких театров, подбирается, основываясь на возрастных особенностях, на возможностях группы. В репертуаре любительских театров, можно встретить как драматические произведения, так и переделки литературного материала. Если говорить о детском любительском театре, то преобладание в нем постановок по инсценировкам сказок, рассказов, повестей значительно выше, чем во взрослом коллективе.
В качестве примера детской театральной студии, я бы хотела поговорить о нашем школьном театре и постановках в нем.
Инсценировки в театральной студии:
2014- «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельский
2015- «Честное слово» Л. Пантелеев
2016- «Лягушка-путешественница» В. Гаршин
2017- «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери
2018- «Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен
2019- «Мороз Иванович» В. Одоевский
Как мы видим, все постановки основываются на художественной литературе. Мне кажется, что это происходит оттого, что литературный материал привычнее для современного школьника, нежели драматургический. Ведь известные сказки, рассказы, повести, стихотворения понятны всем членам нашего театрального коллектива, а режиссеру нужно лишь показать детям иную сторону всеми любимого произведения, «заразить» их идеей постановки.
В выборе произведения для постановки всегда нужно опираться сначала на замысел, на идею, на возможное воплощение ее на сцене, а потом анализировать возможности коллектива: смогут ли дети верно и без наигрыша и преувеличения донести этот замысел до зрителя. Будет ли та или иная тема актуальна в нашем коллективе, найдет ли отклик среди детей.
В работе над инсценировкой режиссер может:
-менять количество персонажей: добавлять или заменять их.
-может подгонять место и время под единый вид, если того требует его задумка.
-может убирать описательные сцены или выводить авторское слово, в качестве отдельного персонажа.
Драматургия в любительских театрах тоже ставится, но очень редко, так как она в первую очередь написала для профессионального театра.
Заключение
Таким образом, проанализировав все выше сказанное, можно сделать вывод, что инсценировки занимают особое место наравне с драматургическим материалом, как в профессиональных театрах, так и на любительской сцене. Если же говорить о детских театральных студиях, то можно заметить, что наличие в репертуаре инсценировок у них будет значительно выше.
Ведь материал будет не только любим самими участниками, но и понятен для зрителя. И если вы хотите побольше узнать о театральном коллективе, посмотрите в его репертуар, он о многом сможет вам рассказать.
5. Список литературы
1.https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Инсценировка
2.https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/171116/https..Инсценирование
3.https://www.google.ru/amp/s/pikabu.ru/story/kak_napis..
4.https://ru.m.wikiquote.org/wiki/Как_ставится_пьеса
5.http://fb.ru/article/226488/teatr-petrushki-istoriya-predstavleniya-kukolnyiy-teatr
6.https://www.mxat.ru/
7.http://velikayakultura.ru/russkiy-teatr/russkiy-teatr..
8.https://studopedia.su/18_172418_etapi-raboti-nad-inst..
9.https://www.culture.ru/materials/253302/istoriya-yarm..
10.https://studopedia.info/8-39088.html
11.http://library.krasno.ru/Pages/Kraevedenie/Blue Blous..
12.http://www.ruscircus.ru/sinyaya_bluza_587
13.http://theatre.helllab.ru/10.html
14.https://yunc.org/Средневековый_театр
15.https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/te..