Пруднева Галина Викторовна

Приемы управления вниманием на занятиях в детском объединении «Автотранспорт»

                                                                      Пруднева Галина Викторовна
Педагог дополнительного образования 
 МБУДО ДТДиМ города Белово
 
       Учебное занятие – это основа образовательного процесса, где выявляется творческая активность. 
Рассеянным детям трудно дается учение, они часто отвлекаются на посторонние дела, не могут усвоить новый материал из- за невнимательности. Имея пробелы в знаниях, ребенок на занятии не может сконструировать модель, склеить, собрать детали в одно целое, сделать разметки и эскиз. Формировать положительные характеристики учащихся нужно через целенаправленное развитие их внимания.
      «Управляя вниманием – писал – Л.С. Выготский, - мы берем в свои руки ключ к образованию и формированию личности и характера».
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенном предмете или явлении. По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют 2 вида внимания: непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное – это простое пассивное, оно возникает независимо от стоящих перед человеком целей. 
Произвольное управляется сознательной целью, поэтому его называют волевым, активным, преднамеренным.
Главным условием управления вниманием является интерес, разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень важно возбудить интерес, внести эмоциональную насыщенность.
       Внимание учащихся на занятиях    постоянно колеблется и его необходимо все время настраивать. И в каждый момент занятия уметь устранять причины снижения внимания: вовремя установить зрительный контакт, говорить то громко, то тихо, быстрее или медленнее.
       Чтобы включить детей быстрее в работу на занятиях детского объединения «Автотранспорт», сконцентрировать внимание, можно задать несколько вопросов на быстроту реакции, например:
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Какое время года?
- На какой сигнал светофора нельзя переходить улицу (красный)
- Сколько колес у легкового автомобиля? (Четыре)
- В шахте трудиться? (шахтер)
- Водит машину? (шофер)
- Водит поезд? (машинист)
- Кто кует железо? (кузнец)
- Кто все знает?  (молодец).
       Мобилизации внимания учащихся способствуют задания соревновательного характера: кто быстрее? например: способом сгибания и складывания бумаги выполнить модель автомашины; кто больше? например:  состав моделей из готовых форм или геометрических фигур.
А также проблемные вопросы: найди сходства и различия (колесо колесного трактора и грузовика, кабину погрузчика и экскаватора).
На тренировку переключения и распределения внимания, ребятам даются карточки, например: с изображением разных машин и дается задание- грузовые машины зачеркнуть вертикальной линией, легковые- горизонтальной, остальные пропустить.
       Такое упражнение, как «Составь слова» может сконцентрировать внимание ребят на тему занятия.
        Например: «выполните действия и скажите, что получится»
СОТ-ОТ+ АМУ - У+ О+ЛИН-ИН+ ЕТ= САМОЛЕТ;               
ВАТ-АТ+ЕРК-К+Т+ОСП - СП+ЛЕ+Т= ВЕРТОЛЕТ.
       На физминутку можно детям предложить такую игру как: «Пожалуйста»
Инструкция к игре: необходимо внимательно слушать педагога и выполнять задания только в том случае, если обращение педагога к  учащимся будет со слов «пожалуйста, выигрывает тот, кто в течение всей игры не допустит ни одной ошибки»
 Например:
 - покажите, пожалуйста, как двигается паровоз;
- покажите, пожалуйста, как шофер водит машину:
- поверните голову влево и т.д.
       В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, развивается внимание, стремление к знаниям.
Или предложить детям на развитие внимательности и переключения внимания, такое упражнение, как «Хлопки». Учащимся предлагают хлопнуть в ладоши, когда называется сухопутный транспорт, 2 раза хлопнуть в ладоши, когда называется водный транспорт, 3 раза- воздушный транспорт.
Для развития устойчивого внимания, создание положительного настроя на учебную деятельность  очень важно использовать на занятиях наглядный материал.
Наглядные пособия (демонстрационные и индивидуальные), применение ИКТ дает возможность сделать обучение интересным и запоминающим.
В моделирование   принцип наглядности необходим, так как создание моделей предполагает, хотя и в упрощенной форме, копирование существующих в действительности технических объектов. Средства наглядности готовят заранее. С этой целью можно использовать кинофильмы, презентации, рисунки, готовые образцы, детские игрушки, карточки и т.д.
       Чтобы изготовить техническую модель, ребятам надо знать, что все механизмы и машины состоят из отдельных деталей. Есть детали общего назначения, которые встречаются во многих машинах: гайки, болты, винты, подшипники и др. Поэтому немаловажен демонстрационный и индивидуальный материалы, так как знания основных деталей учащимися необходим. 
 
       Внимание – один из самых важных психических процессов и является важной составной частью результативности учебной деятельности ребенка.
Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.
Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объема усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
 

Добавить запись

Защита от спам-роботов