Раздел 3. Научно-методическая деятельность педагога
1) Выпуск газеты "Юный инспектор"
2)Мастер-класс "Кинезиологические упражнения"
3)Конспект открытого НОД "Одежда, обувь, головные уборы"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.26 МБ | |
| 61.1 КБ | |
| 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №39»
Мастер-класс для педагогов
«Секрет талантливых
воспитанников
или кинезиология на все случаи жизни»
Составила и провела:
Воспитатель Таляева Е.А.
.
Ход мастер – класса:
- Вступление.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я проведу с вами мастер-класс.
- Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю вам, зарядиться положительными эмоциями. Скоро Новый год, а погода за окном не зимняя, поэтому я хочу вас пригласить в зимнюю сказку. (видео)
- Запомните свои ощущения и чувства, пусть они будут с вами на протяжении всего мастер – класса.
- А сейчас хорошо с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс по теме «Секрет талантливых учеников или кинезиология на все случаи жизни». (слайд)
2. Теоретическая часть.
Хочу немного рассказать вам о кинезиологических упражнениях- Девизом моего мастер-класса будут слова «Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».
- Как вы понимаете эту фразу?
- Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
- К сожалению, очень часто ребята в начальной школе испытывают ряд трудностей. Проблемы детей на занятиях.
- Быстрая утомляемость.
- Плохо развита мелкая моторика руки.
- Дислексия, дисграфия.
- Недостаточно сформированы пространственные представления и т.д.
- Для преодоления имеющихся у детей нарушений необходимо проведение коррекционной работы. Одним из универсальных методов является – кинезеология.
(слайд)
- Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. И именно эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
- Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.
- Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы сейчас воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова).
- У вас на столах лежит набор карточек. Раскройте их. Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:
1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».
2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».
3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».
То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.
Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно: (слайд)
1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».
2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».
3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть».
То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.
Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты.
Для детей самый благоприятный период интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка. В этом может помочь – кинезиология, целями которой является:
(слайд)
- развитие межполушарного взаимодействия,
- синхронизация работы полушарий,
- развитие мелкой моторики,
- развитие памяти,
- внимания,
- речи,
- развитие мышления.
3. Практическая часть
- Существует ряд кинезиологических упражнений, которые улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление. (слайд)
- Я предлагаю Вам выполнить одно из них
Зеркальное рисование
- Еще одной формой кенизиологических упражнений является зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно. Перед вами лист бумаги, приклейте его скотчем к столу, чтобы он не скользил, возьмите в обе руки по карандашу.
- Теперь усложним задачу, попробуйте написать своё имя в зеркальном изображении.
- Обратите внимание на ваши рисунки. Надеюсь, вы лишний раз убедились, что одно из полушарий у вас, все - таки, доминирует, так как вам не удалось добиться полной симметрии в рисунке. Постоянные занятия симметричным рисованием заставляют работать оба полушария гармонично!
Растяжки (эти упражнения нормализуют гипертонус – неконтролируемое мышечное напряжение и гипотонус – неконтолируемая мышечная вялость).
“Снеговик” Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
“Дерево” Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
Дыхательная гимнастика (Эти упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность).
“Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
“Ныряльщик” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
Зеркальное рисование
- Еще одной формой кенизиологических упражнений является зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно. Перед вами лист бумаги, приклейте его скотчем к столу, чтобы он не скользил, возьмите в обе руки по карандашу.
- Теперь усложним задачу, попробуйте написать своё имя в зеркальном изображении.
- Обратите внимание на ваши рисунки. Надеюсь, вы лишний раз убедились, что одно из полушарий у вас, все - таки, доминирует, так как вам не удалось добиться полной симметрии в рисунке. Постоянные занятия симметричным рисованием заставляют работать оба полушария гармонично!
Упражнения для развития мелкой моторики
“Колечко” (слайд)
- Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
“Кулак – ребро - ладонь” (слайд)
- На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
“Лезгинка” (слайд)
- Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.
Театр теней.
- Это самый любимый детьми вид работы. У инсценировок с помощью театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений кистей рук. Точности, выразительности движений и развития речи. (видео театр теней)
- А теперь, уважаемые коллеги, попробуйте сами создать образ животного руками по схемам, которые лежат у вас на столах.
(слайд)
Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Эти методы не требуют материальных затрат, удобны в применении, органично вписываются в структуру занятий, а главное - учащиеся выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении. Дети становятся более активны, инициативны, способны к принятию самостоятельного решения.
- Рефлексия
Вот прошёл мой мастер-класс.
Попрошу, коллеги, вас:
Чтоб урок пошёл всем впрок,
Подвести простой итог!
Если мастер- класс полезен,
Или просто интересен,
Поднимают синий шар!
Шар зелёный – непонятно
И приемы все невнятны!
Раз,
два,
три,
четыре,
пять –
Начинаем надувать!
А теперь шары подняли,
Всему залу показали!
В зале море, посмотри,
Так итог мы подвели.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Одежда, обувь, головные уборы».
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.
Задачи:
- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»;
- расширять и активизировать словарь по данной теме;
- упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку;
- упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- развивать умение согласовывать слова в предложении;
- развивать умение подбирать прилагательные к существительным;
- развивать умение классифицировать предметы одежды и обуви по различным признакам;
- развивать внимание, логическое мышление;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитывать бережное отношение к своим вещам;
- воспитывать желание помогать;
- воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, работать дружно.
Материалы и оборудование: предметные картинки, с изображением одежды, головных уборов, обуви, картинки с изображением четырех сезонов, мяч, магнитная доска.
Ход занятия:
"Маша-растеряша"
Жила-была девочка Маша. Была она страшная лентяйка и неряха. За вещами не следила, всегда их разбрасывала. Если Маша собиралась гулять, то целый час искала свои вещи. И вот однажды возле ее дома проходил Волшебник. Увидел в окно, какой беспорядок у Маши, и решил ее проучить.
Он взмахнул волшебной палочкой и все Машины вещи пропали. Ой, как стало Маше плохо! Ей на улицу гулять пойти хочется, а юбочку, колготки, кофточку, курточку, шапочку найти не может. Что же делать…? И решила Маша обратиться за помощью к нам. Ребята, давайте поможем Маше, научим её как правильно ухаживать за своими вещами и расскажем ей всё, что мы знаем про одежду.
- Первое, что я предлагаю вам сделать – это помочь Маше навести порядок в шкафу.
Дидактическая игра «Наведи порядок в шкафу». (Разложить все вещи на три полки: одежда, обувь, головные уборы.)
Дети раскладывают картинки и объясняют:
- шапку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
- кофту положу на среднюю полку, потому что это – одежда;
- тапки положу на нижнюю полку, потому что это – обувь ….
- Маша благодарит нас, за то, что мы помогли ей навести порядок и предлагает нам поиграть.
Игра с мячом «Одежда, обувь, головные уборы». (Педагог бросает ребенку, стоящему в круге, мяч и называет родовое понятие (одежда, обувь, головные уборы), а дети должны назвать видовое понятие, относящееся к родовому. Затем педагог называет видовое понятие, а ребенок должен назвать одно родовое, к которому оно относятся.)
- Ребята, Маша просит, чтобы мы ещё помогли ей, т.к.она навела беспорядок не только в своём шкафу, но и в мамином и теперь никак не может разложить всё по местам. Давайте поможем.
Дидактическая игра «Чья одежда – мамина или Машина?» (Педагог выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске, выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.)
Игра «Назови ласково» (Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Педагог называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Машиной, причём называет его ласково.
- У мамы платье, а у Маши … платьице.
- У мамы туфли, а у Маши … туфельки.
- У мамы брюки, а у Маши … брючки.
- У мамы куртка, а у Маши … курточка.
(шарф, юбка, кепка, кофта, сапоги, тапки, носки, жилетка, шапка, шуба и т.д.)
- Маша рассказала мне, что она недавно сильно болела, но до сих пор не может понять отчего. Мама сказала ей, что Маша заболела, потому что надела на прогулку не зимнюю куртку, шапку и сапоги. Но Маша с ней не согласна, она говорит «разве куртка может быть зимней или не зимней? Ведь куртка – это одежда для прогулки, значит в ней можно гулять всегда.»
- Подскажите, права ли Маша?
Дидактическая игра «Разложи вещи по сезону». (Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку (зимняя, осенняя, летняя, весенняя).
Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то...».
- Что будет, если летом носить меховую шапку?
- Что будет, если зимой ходить в трусах и майке?
- Что будет, если в дождь обуться в тапочки?
- Что будет, если в жару не надеть панамы?
- Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки?
- Что будет, если в мороз гулять без варежек? В осенних ботинках? В кепке?
- Ребята, Маша спрашивает, мальчики и девочки могут носить одну и ту же одежду или нет?
- Давайте покажем Маше, какая одежда для мальчиков, а какая для девочек.
Подвижная игра «Кому что». (мальчики выбирают одежду для мальчиков, а девочки для девочек; кто быстрее справится с заданием)
Игра «Четвёртый лишний».
Итоговая беседа.
- Как нужно ухаживать за своей одеждой?
(содержать в чистоте, аккуратно складывать или вешать, если испачкалась-постирать, измялась-погладить, разорвалась-зашить)
- Какая бывает одежда?
Для зимы – зимняя;
Для осени – осенняя;
Для лета - ….
Для весны - ….
Для детей - …
Для взрослых - …
Для спорта - …
Для праздника - …
Для дома - …
Для работы - …
- Платье, колготки, рубашка – это …
- Сапоги, туфли, тапки – это …
- Шапка, панама, кепка – это…
- Носки, шуба, джинсы – это …
- Кроссовки, сандалии, ботинки – это …
- Шляпа, платок, фуражка – это …
- Что вам понравилось сегодня на занятии?
- Что вызвало затруднения?
- А вот Маше у нас понравилось всё, она благодарит вас за помощь и просится остаться у нас в группе.
- Я думаю мы разрешим ей, если Маша пообещает нам бережно относиться к своим вещам и не разбрасывать их.
