Для педагогов

Лысова Надежда Валентиновна

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznav._aktivnost.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для  педагогов

 «Развитие познавательной активности у  детей   дошкольного возраста»

           В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей. Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания.

         По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых – развить это стремление. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Однако надо помнить, что не каждая деятельность развивает. Эффективность развития связана, прежде всего, с освоением ребенком позиции «субъекта собственной жизни в мире». Развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.

         Сущность познавательного развития – вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира. Однако,  помимо оперирования средствами и способами взаимодействия с миром (помимо «могу», у ребенка должно быть еще и желание развиваться (т. е. «хочу»). Для взрослых  важно знать-  как сделать так, чтобы такое желание возникло.

        Педагог  должен поставить перед собой задачу: Выстроить систему работы с ребенком для развития познавательной активности  с помощью различных форм и методов и приёмов. Для реализации данной задачи Необходимо:

- Расширить детский кругозор;  

- Пополнить развивающую предметно-игровую среду;

- Создать условия  для самостоятельной познавательной активности детей.

        Для расширения детского кругозора в первую половину дня с ребенком необходимо проводить организованную деятельность  (организовать цикл экскурсий в природу,  в ближайшее и дальнее окружение; осуществлять чтение художественной литературы, просмотр познавательных мультфильмов и передач и пр.), игровую деятельность (познавательные и дидактические игры), трудовую деятельность (труд в природе и пр.),   продуктивную деятельность (рисование об увиденном, создание поделок из природного и бросового материала и пр). Во второй половине дня востребованы будут прогулки, при этом ребенок имеет возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть дополнительными различными способами получения знаний . Радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски, укрепляет и развивает познавательные интересы и активность детей.

       Познавательную деятельность детей   активизирует правильно организованная предметно-развивающая среда в ДОУ:

1- создайте «лабораторию»,  наполните  ее   материалами для экспериментирования (микроскоп, лупы и другие материалы), которые используются при работе с различным познавательным содержанием и поддерживают  интерес детей; разрешите ребенку проводить там разнообразные  опыты, совместно с ним  еще раз утверждайтесь  в своих представлениях и удивляйтесь;

2- подберите разнообразные дидактические игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, Геоконт и др., мнемотаблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к познанию окружающего;

3- покажите  малышу  глобус и физическую  карту, которые являются наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира», хорошо знакомыми современным дошкольникам. Путешествие по карте – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т. д. ;

4- настенные часы и разнообразные календари будут хорошим стимулом для знакомства с понятием «время», для формирования «чувства времени».

Нельзя обойтись и  без познавательной литературы. Создайте в комнате  «Полочку умных книг» (энциклопедии типа «Все обо всем», познавательные книги серии «Что есть что», «Моя первая энциклопедия» и т. п.) .

         Важным моментом при развитии познавательной активности и эмоциональной отзывчивости ребенка является правильный выбор методов и приемов работы с ребенком. Хорошо использовать такие приемы работы как:

- игровой, повышающий качество усвоения познавательного материала;

- сюрпризный момент, настраивающий ребенка на познание, обостряющий желание разгадать секрет, загадку (показы игрушек, картинок, появление взрослого в необычном наряде и т. п.) ;

- элемент новизны в деятельности с ребенком, изменяющий форму организации работы с  ребенком и места проведения (экскурсия, путешествие, выставка и т. п.) ;

- юмор и шутка, повышающие эмоциональность обучения, делающие работу более интересной и запоминающейся.

       В работе по развитию познавательной активности можно привлекать к взаимодействию других детей. Именно  взаимодействие детей друг с другом способствует развитию познавательного интереса, осуществлению контроля за своими действиями и действиями других детей, появлению взаимопонимания, сопереживания.

Список литературы:

1. Герасимов, С. В. Познавательная активность и понимание Гизатуллина, Н. А //Вопросы психологии.-1994.-№ 3.

2.Денисенкова, Н. С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры.  Н. С. Денисенкова, Е. Е. Клопотова. - Москва – Бирск, 2004.

3.Волостникова А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М.,1994.

Подготовила : учитель-дефектолог Лысова Н.В.