Консультация для родителей «Рука развивает мозг ребенка»

Номоконова Анастасия Анатольевна

Великий немецкий мыслитель И.Кант сказал в своё время: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы руки подобны высшим отделам коры головного мозга, обеспечивающего работу мысли и функции речи.

Действительно, отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, лечили, создавали всё необходимое для жизни, учили и учились...

По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии, о характере, темпераменте (вялые и флегматичные или быстрые и нервные руки).

Не случайно, в языке так много выражений, связанных с руками. Например: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руку на сердце», «Рукой подать», «Руками разведу», «Руки опускаются», «Обеими руками «за», «Своя рука-владыка», «Чужими руками жар загребать», «Руки не оттуда растут», «Работать не покладая рук», «Как рукой сняло» и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruka_razvivaet_mozg.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для  родителей
«Рука развивает мозг ребенка»

Великий немецкий мыслитель И.Кант сказал в своё время: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы руки подобны высшим отделам коры головного мозга, обеспечивающего работу мысли и функции речи.

Действительно, отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, лечили, создавали всё необходимое для жизни, учили и учились...

По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии, о характере, темпераменте (вялые и флегматичные или быстрые и нервные руки).

Не случайно, в языке так много выражений, связанных с руками. Например: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руку на сердце», «Рукой подать», «Руками разведу», «Руки опускаются», «Обеими руками «за», «Своя рука-владыка», «Чужими руками жар загребать», «Руки не оттуда растут», «Работать не покладая рук», «Как рукой сняло» и др.

Одним из показателей и условий хорошего физического нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее «святая святых» - мозга.

В XX веке такие исследователи, как Выготский, Лурия, Пиаже, Венгер, Пилюгина, Аксарина, Щелованов и др. доказали, что двигательное и сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития.

Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

Рука изучает мир вещей. И это действительно так. Табличку «Руками не трогать» часто можно встретить в музеях, на выставках, в магазинах. Почему же посетители, как дети, так и взрослые часто тоже, пытаются игнорировать устные да и письменные просьбы? Потому что их толкает инстинкт познания (исследовательский). Хочется попробовать не только зрением, но и на ощупь. Ведь рука дает очень много информации (о весе, мягкости-твердости, гладкости-шероховатости, теплоте-прохладе, сухости-влажности и о многом другом).

Исследователи утверждают, что нигде познавательная деятельность не выявляется так ярко, как в движениях руки - органе чувственного познания. В детстве движения доставляют, кроме всего прочего, и мышечную радость. Чем младше ребенок, тем сильнее его желание двигаться, хватать все руками, переставлять, а значит исследовать. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основных функции: 1) органов движения; 2)органов познания; 3) аккумуляторов энергии. Как же рука изучает, обследует предметы? Существует 5 основных движений, с помощью которых это и происходит. Это: прикосновение, постукивание, взятие в руки, надавливание, ощупывание.

На основе таких «обследовательских» движений рук создано много известных игр: «Угадай на ощупь», «Из чего предмет?», «Что звучало», «Найди такой же», «Чудесный мешочек», «Что лежит в коробочке (шкатулке)» и др.

Современные педагоги, опираясь на данные физиологии и нейропсихологии, пытаются определить по ручной умелости детской руки особенности развития головного мозга, центральной нервной системы, а также выяснить степень соответствия возрастным нормам, степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению. Чаще всего анализируются графические умения детей. Нормой считается, если в 2 года ребенку доступно копирование вертикальной линии определенной длины; в 2,5 года- горизонтальной линии; в 3 года- круга; в 4 года - пересекающихся линий с соблюдением размеров; в 5 лет - квадрата; в 5,5 лет - треугольника; в 6 лет -простейших геометрических фигур с соблюдением их размеров и пропорций.

Предлагаем задания для детей 5 лет.

«Скатай шарики»

Ребенку дают лист папиросной бумаги (кальки) 5x5 см и предлагают скатать шарик. Действовать одной рукой, вытянув её вперёд, вторая рука внизу. Затем задание выполняется другой рукой. Норма (N) для ведущей руки - 15 секунд, для второй - 20 секунд.

«Смотай клубок»

Ребенку дают нить длиной 2 м и катушку (маленький цилиндр), на которую надо быстро намотать нить. Nдля ведущей руки -15 секунд, для второй - 20 секунд.

3) «Собери спички в два коробка»

На столе 2 спичечных коробка и по 10 спичек около каждого. Надо быстро уложить спички двумя руками одновременно в два коробка. N-за 20 секунд.

Задания для детей 6 лет.

1) «Порази цель»

На расстоянии 1,5 м от ребенка вешают цель размером 25x25 см, в которую надо попасть мячом (диаметр 8 см). N -попадание в цель.

2) «Разложи на 4 кучки»

Ребенку дают 36 игральных карт и просят одной рукой разложить их на 4 одинаковые кучки. Затем то же задание выполняется другой рукой. Nдля ведущей руки - 35 сек, для другой руки - 45 сек.

Оригинальный «пальцевой» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем-врачом А.М. Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. Его суть: ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга. «Т.к. этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом»,- пишет А.М.Мустафин.

На западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму.

Возьмите одну руку ребенка в свою руку, обязательно загородив её своим телом или каким-либо экраном (с отверстием для кисти), и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите ребенка на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то ребенок 3 лет правильно определить большой палец, а 6-летний - большой, указательныйи мизинец. Средний и безымянный пальцы определяют только дети с очень хорошей координацией, Авторы методики считают: если ребенок не сумел выполнить задание, он будет иметь проблемы не только с письмом и чтением, но и со счетом.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе.

Ученными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем детстве полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом («Сорока», «Гули-гули», «Фонарики»…). Важно не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков, манипуляции с мелкими игрушками, складывание матрешек и т.д. Только при систематических занятиях вырабатываются устойчивые навыки, тренируются мышцы руки, развивается координация движений. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.

Многие ученные считают, что развитие речевого центра в левом полушарии, обусловлено ведущей ролью руки в различной деятельности. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям по развитию мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: влияют на обще интеллектуальное развитие ребенка; готовят к овладению навыкам письма. Всё это в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Необходимо, чтобы занятия приносили ребенку радость, были интересными и увлекательными.

Эффективно использовать при развитии мелкой моторики «пальчиковые игры». Эти игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

На лужок

(Сгибание пальцев в кулачок
в ритме потешки.
При перечислении животных
сгибать пальцы на обеих
руках поочередно

 На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зеленый, на лужок,
Приходи и ты, дружок!

Рисование – любимое занятие с детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш, кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Рисуйте с ребенком на бумаге, картоне, на снегу, на песке, на запотевшем окне, на асфальте и т.д. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половинку изображения. Это развивает творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.

На песке рисую горы,
Лес дремучий, а потом

Нарисую выше тучи
Дом, в котором мы живем.

На снегу рисую волка,
На снегу рисую ель.
До чего же стала колкой
Эта белая метель.

Гуляя с ребенком во дворе, парке, в лесу, обратите внимание на то, как может щедро одарить природа наблюдательного человека. Помогите малышу в старой коряге заметить притаившегося «дракона», в елочной шишке – сказочного старичка. А использование стихов пробудит творчество ребенка, подскажет интересное решение.

Бусы

Зайка желуди собрал,
Их на нитку нанизал.
Очень маме угодил, -
Он ей бусы подарил.

 Кораблик

Скорлупа ореха,
Из палочки – мачта.
Плыви мой кораблик,
Ты сделан удачно.  

Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами оказывают прекрасное тони зирующее и оздоравливающее действие.

Трудно пальчик мне вести

(Проводятся непрерывные линии
  по середине дорожек)
Прямо по дорожке,
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.
Я ему грожу, грожу,
Я его стыжу, стыжу.
Пальчик постыдился.
Взял и научился.

Разнообразные по форме и содержанию задания развивают память, воображение ребенка, помогут ему при подготовке к школе. Особый интерес вызывают у детей "пальчиковые театры". Пальцы превращаются в сказочные персонажи с помощью пробок, колпачков, напёрстков.

Ловкий Антошка

Удивляется ладошка:
- До чего смешной Антошка!
Колпачок надел на пальчик,
Зашагал он словно мальчик.
А за ним, как мальчики,
Остальные пальчики.
Дружно по столу идут,
От него не отстают.
Ловкий мой Антошка,-
Думает ладошка.

(На большой палец надевают колпачок от пластиковой бутылки
и выполняются движения согласно словам)

Играя и занимаясь с ребенком, вы сами получите огромное удовольствие, а упражнения помогут малышам полноценно развиваться и подготовиться к школе.

В.А.Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарование детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».