Коллективное творческое дело "Широкая Масленица"

Денисова Галина Сергеевна

Аттестационная работа по курсам повышения квалификации  "Воспитательный потенциал дополнительного образования. 

Выбранная тема : Коллективное творческое дело "Широкая Масленица" 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shirokaya_maslenitsa.docx36.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Городской центр развития дополнительного образования

Курсы повышения квалификации

«Воспитательный потенциал дополнительного образования»

Аттестационная работа

Коллективное творческое дело

«Широкая Масленица»

Автор:

Денисова Галина Сергеевна,

педагог дополнительного образования,

ГБУ ДО ДДТ Петроградского района

Санкт-Петербург

2022


Оглавление

Ведение                                          …………………………………………………3

Основное содержание                   …………………………………………………4

Заключение                                    …………………………………………………9

Библиография                                …………………………………………………10


Введение

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей является одним из семи приоритетных направлений развития воспитания, согласно части 2 раздела III «Основные направления развития воспитания» Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Выстраивая модель воспитания в объединении, педагоги дополнительного образования опираются на следующие принципы:

 - добровольный выбор деятельности ребёнком, способствующий его развитию, самореализации, самоопределению и социокультурной адаптации;

- включение в различные виды созидательной деятельности с целью приобщения к личностно-значимым, социально-культурным ценностям;

- создание условий для самоактуализации (воплощения собственных индивидуальных творческих интересов), саморазвития и личностного роста в социальных и культурно-значимых сферах жизнедеятельности общества.

И, безусловно, педагоги ориентируются в воспитательной работе с учащимися на национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) и специфике дополнительного образования, целью воспитания является социально-личностное развитие учащихся, формирование качеств, основанных на таких базовых национальных ценностях, как патриотизм, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература.

Среди задач, способствующих достижению данной цели, следует отметить следующие:

  • Формирование уважительного отношения к семейным ценностям, обществу, государству, духовно-нравственным ценностям, к национальному и культурному наследию.
  • Формирование нравственной культуры, расширение кругозора, интеллектуальное развитие.
  • Развитие универсальных компетенций учащихся (коммуникативных навыков, умения работать в команде, креативности, критического мышления).
  • Поддержка учащихся в самоопределении и профессиональном развитии на основе личностных проб в совместной деятельности и социальных практиках.
  • Раскрытие творческого потенциала учащихся через создание творческой атмосферы в объединении, совместной творческой деятельности педагога, учащихся и родителей.

Эти задачи решаются посредством широкого применения в воспитательном процессе интерактивных форм, методов и приёмов.

 Автор данной работы, являясь педагогом дополнительного образования вокально-игровой студии «Очелье» ГБУ ДО ДДТ Петроградского района, в своей педагогической практике отдаёт приоритет такой актуальной форме, как «коллективное творческое дело». 

В процессе воспитания коллективная творческая деятельность занимает особое место. Эта методика позволяет учитывать психологию подросткового возраста, пробуждает творческий потенциал и добрые чувства к своим товарищам.


Основное содержание

КТД - важнейший компонент методики коллективно-творческого воспитания. Эта методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. КТД позволяют создать широкое игровое творческое поле, где каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. В процессе КТД ребята общаются, учатся работать, делить успех и ответственность с другими. Таким образом, идут два процесса одновременно - формирование и сплочение коллектива, и формирование личности.

Приобретается большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия. КТД обеспечивают широкую внеурочную занятость детей.

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства. Этот вид деятельности помогает сблизить детей, преодолеть преграды в общении, а главное – развивает творческие способности учащихся. Считаю, что развитие творческих способностей лучше всего раскрепощает ребёнка. Один раз преодолев стеснение, выступив перед публикой, ребёнок и в жизни будет более раскован. Ему будет легче общаться с людьми, знакомиться с новыми товарищами. Молодым людям, прошедшим в детстве «через сцену», легче социализироваться во взрослой жизни. 
        В качестве конкретного примера использования технологии КТД в практической деятельности автор представляет методическую разработку воспитательного мероприятия «Широкая Масленица», которое состоялось в феврале 2020 года на масляной неделе.

Школьный возраст «младшей» школы   -  благоприятный период для приобщения детей к истокам народных традиций. Народные традиции являются богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного воспитания детей.

Празднование Масленицы - один из самых радостных праздников. Приобщая детей к истокам русских традиций, мы даем им возможность понять всю глубину, широту и смысл этого праздника. Только на основе ознакомления с прошлым своего народы можно понять его настоящее и предвидеть будущее.

Использование технологии КТД при организации и проведении Масленицы позволило сделать каждого члена коллектива активным участником организуемой творческой деятельности. Общее дело, его общественная и культурная значимость способствовали сплочению ансамбля, развитию самостоятельности и инициативы ребят, раскрытию творческого потенциала каждого ученика. Мероприятие способствовало развитию интереса детей к русской культуре, повысило познавательную активность учащихся.

Цель мероприятия: Формирование уважительного отношения учащихся к семейным ценностям, обществу, государству через знакомство школьников с обычаями и традициями русского народа.

Задачи:

Образовательные:

- расширить представления детей о Масленице, обычаях и традициях русского народа, связанных с этим праздником;

- обогатить духовный мир детей через ознакомление с различными формами русского народного фольклора;

- привлечь родителей к активному участию в празднике.

Воспитательные:

- воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость внимание и понимание друг к другу.

Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки, умение взаимодействовать в ансамбле;

- развивать интерес к народным праздникам, традициям, культуре, истории своего народа.

Форма проведения: КТД.

Место проведения: школа.

Необходимое оборудование:  

- музыкальное оформление праздника: народные мелодии;

- столы, стулья, предметы для сервировки стола: блины, конфеты, варенье, мед, пироги, самовар, салфетки, чашечки для чая;

- на стенах пословицы, прибаутки, поговорки о Масленице, блинах;

- чучело Масленицы;

- для эстафеты: (по кол-ву команд) юбки, косынки, бусы, обручи, цветные ленточки.

- для игр: мел, канат, мешки для прыжков, ушанки

Необходимые условия для реализации проекта:

-заинтересованность всех участников проекта;

- методические разработки

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание репродукции картин, альбомов, просмотр презентаций

Словесные: беседы, прослушивание русских обрядовых песен, наигрышей; разучивание игр- забав, закличек, потешек, частушек, пословиц

Игровые: дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные игры, развлечения

Практические: продуктивная деятельность

Задачи по работе с родителями: повысить компетентность родителей по теме проектной недели; создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания, помощи и поддержки.

Ожидаемые результаты:

Для детей: расширятся знания о народном празднике Масленица, познакомятся с различными формами народного фольклора; получат новые знания о традициях, культуре своего народа, научатся продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе совместной продуктивной деятельности.

Для педагогов: самореализация, повышение творческого потенциала, накопление практических навыков проектной деятельности.

Для родителей: родители проявят интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей; родители примут активное участие в подготовке праздника

Этапы реализации проекта «Широкая Масленица»

1 этап. Предварительная работа. Определяются воспитательные задачи КТД:

- воспитывать чувство коллективизма, чувство личной ответственности за порученное дело,

- развивать желание учащихся преображать окружающую жизнь, приносить радость праздника другим людям;

- развивать самостоятельность, инициативу, творческие способности каждого: художественные, вокальные, артистические, организаторские.

  1. Беседа- опрос детей, родителей по теме проекта.
  2. Определение цели и задач проекта
  3. Подбор и изучение методической, художественной литературы;
  4. Ознакомление и привлечение к совместному сотрудничеству родителей к проектной деятельности
  5. Подбор иллюстративного, информационно-дидактического материала; создание развивающей среды над проектом
  6. Подготовка к народному празднику Масленица
  7. Разработка содержания плана основного этапа проектной работы

2 этап. Коллективное планирование. \

Перед началом проводится сбор-старт. Все участники обсуждали такие вопросы:

- форма проведения КТД;

- место и время проведения этого дела;

- количество участников и руководителей;

- ответственные за различные этапы проведения.

Совместно составлялся план работы. Для его выполнения класс разбивается на творческие группы с выбором старшего:

- артисты (чтецы, вокалисты);

- декораторы- оформители;

- музыкальные оформители;

- спортивные организаторы;

- кулинары.

3 этап. Коллективная подготовка.

Избирался совет дела (в составе руководителя коллектива, представителей каждой творческой группы), который подбирал литературу, составлял сценарий КТД, руководил проведением дела, поддерживая инициативу каждого участника, определял объём работы творческих микрогрупп. На этом этапе художники-декораторы готовили плакаты, декорации, чучело Масленицы, костюмы. Артисты разучивали роли, народные песни, стихи. Организаторы спортивных игр разучивали игры, конкурсы для младших школьников, готовили спортинвентарь. Ответственные за кулинарные изделия для ярмарочных столов отыскивали интересные рецепты блинов. 

Каждый класс начальной школы заранее получил задание, готовит театрализованное представление своей «Масленичной деревни» (своего класса) Вспоминают пословицы, поговорки, прибаутки о Масленице. Готовят элементы русского народного костюма.

На мероприятии команды располагаются за столиками. Столы оформлены в русском стиле: скатерть, самовар, блины, выпечка.

4 этап. Проведение коллективного дела.

Проведение праздника «Русская Масленица» осуществлялось в несколько стадий. Сначала проводился классный час «Знакомство с Масленицей», на котором ученики узнали всё о старинном празднике древних славян, о его корнях, происхождении, праздновании на Руси. Вторая стадия проведения КТД – это игровой праздник «Широкая и раздольная Масленица» во время масленичной недели (февраль). Проведение праздника заняло всю неделю, а зрителями и участниками его стали все желающие ученики и учителя школы.

5 этап. Коллективное подведение итогов.

Анализ проведения КТД проводился на общем собрании. Для обсуждения предлагались вопросы: 

 Что было хорошо?

- Что особенно удалось, благодаря чему?

- Что не получилось? Почему?

- Как сделать, чтобы было лучше? Как сделать по-другому?

- Что стоит использовать дальше, превратив в традицию школы?

В ходе обсуждения использовались такие формы: «лист самооценки», «конверт мнений», «свободный микрофон». Высказывания, мнения и предложения каждого систематизировались и обобщались организаторами.

6 этап. Ближайшее последействие

Праздник получил положительный отклик от родителей, благодарности и похвалу педагогов, радость общения и интерес участников. Яркие заклички, гукания, масленичные песни звучали на протяжении всего праздника. Ребята-организаторы   активно помогали более младшим, с интересом наблюдали за соревнованием, поддерживали более слабые команды, с большим удовольствием выступали в роли «жюри», оценивая праздничное оформление стола каждого класса. Кульминацией праздника стало сжигание чучела Масленицы, с Зимой попрощались –Весну закликали.

Проведение КТД «Русская Масленица» способствовало сплочению коллектива, развитию чувства ответственности за совместное дело, ощущению своей необходимости и значимости в общем деле, желанию учащихся нести радость окружающим людям, кроме того, с наибольшей силой выявило различные таланты каждого участника. КТД поддержало стремление учащихся к самовыражению и самоутверждению.

КТД «Широкая Масленица» было поддержано участниками других классов и стало традицией в школе.

Сценарий праздника «Масленица»!

«Ой, калина, ой ,малина»

- Все! Все! Все на праздник!

 Масленицу встречаем! Зиму провожаем! Весну зазываем!

- Проходите все без стеснения! Билетов не надо- предоставьте хорошее настроении!

- Приходите - разомните кости! Сегодня Масленица приглашает в гости!

- Спешите скорей! Нет праздника   веселей!

Заклички масленичные

Не много разомнемся, чтобы силы были, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем   потешиться .

Зарядка

 Как у нас на Руси в эти дни блины пекли,

Зиму провожали Масленицу привечали!

Вот и мы сейчас встретим нашу Масленицу дорогую!

 1 день Масленицы= Понедельник – «встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длиннее лен. И, конечно, в этот день встречают Масленицу.

Давайте все вместе дружно скажем:  

 Душа наша Масленица, Приезжай к нам в гости!

 Масленица-кривошейка!

Встретим тебя хорошенько!

Сыром маслом и блином!

И румяным пирогом! 

А как звали-величали Масленицу? Знаете?

Дуня белая, Дуня румяная!

Коса длинная, трехаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Брови черные, наведенные.

Наша Масленица всю неделю именинница! А принято дарить на день рожденье?

 Вот и мы с вами поздравим Масленицу дорогую,    заведем  хоровод  веселый и каравай споем.

Народная песня « Каравай»

Первый день встретили.

Сели на блиночек, на сырочек и покатились, покатились, покатились…

 Да прибыли во второй день Масленицы, Заигрыш называется. Игры веселые да забавы начинаются, а за потеху и веселье угощают блинами.

 А вы народ веселый? Играть любите?

 Вот и отправимся с вами на ярмарку.  А там чего только сладости, вкусности всякие да радости.

Игра «Прянична доска»

Незаметно Заигрыш пролетел, да третий день подошел.

А мы «Сели на блиночек, на сырочек и покатились, покатились, покатились…»

 Среда – «лакомка». Название говорит само за себя. Лучше нету радости, для меня, чем сладости. На первом месте в ряду угощений, конечно, блины.

Полно нам  горе  горевати

А мы «Сели на блиночек, на сырочек и покатились, покатились, покатились…»

 Четверг – «разгуляй».

Масленица-полизуха

Называют меня «широкий четверг». Самый веселый день.

 Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку».

А еще в широкий четверг, молодцы силой мерились, соревновались. Вот и посмотрим, кто из вам сильнее, да проворнее.

Игра-соревнование для мальчиков « Петушиный бой»

Сели на блиночек, на сырочек и покатились, покатились, покатились…

  Пятница и суббота дни семейные.

Пятница – «тещины вечера», в этот день зять едет к теще на блины( папы ходят к бабушке на блины), а теща зятя привечает, угощает.

Суббота – «золовкины посиделки». Ходят в гости к родственникам , долго сидят, много едят и разговаривают.

Смотр презентаций» «деревни» каждого класса

 «Если весело живется»,  У дяди Якова или Ручеек

Незаметно дни летели,

Вот уж и конец недели

Сели на блиночек, на сырочек и покатились, покатились, покатились…

 Последний день Масленицы -Прощенное воскресенье.

В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды, за недобрые слова, невнимание.  Важно было попросить прощения. Вот такие слова запоминайте, и в воскресенье их скажите : -Ты за всё меня прости, Я прощаю от души!

 А еще в этот день такой обычай был: обниматься и целоваться, и никто плохого ничего не подумает, сразу видно было, что человек с чистой душой, с добрыми намерениями.

Галя:   Облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.

Масленица со двора съезжает

Выход на улицу. Сжигание Масленицы.

А сегодня,    в воскресенье,

 Наше кончилось веселье!

Прощай наша Масленица!

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят, Колокольчики звеня

Праздничное чаепитие

Заключение

Реализация данного проекта по ознакомлению с народными традициями русского народа проходила через совместную деятельность педагогов с воспитанниками и их родителями, что позволило сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки, знания о народном празднике Масленица, традициях русского народа.

Результаты проекта:

- учащиеся имеют представления о народном празднике Масленица;

- проявляют интерес к народным традициям, культуре, истории своего народа.

- ознакомились с различными формами народного фольклора

- активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной игровой и продуктивной деятельности

- включенность родителей в образовательный процесс образовательного учреждения

Представленная разработка предполагает посильное участие каждого в планировании, проведении и анализе коллективного дела. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом идут два важных процесса одновременно: сплочение коллектива и формирование личности ребенка.


Библиография

  1. Агафонников В. «Заплетися плетень» - русские народные песни и хороводы. – Москва, изд. «Музыка», 1973г.
  2. Куприна Л.С., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством»- изд. «Детство-Пресс», 1999г.
  3. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Составитель А.Ф. Некрылова  М., Издательство «Правда», 1989г.
  4. Собрание Забылиным М. Русскмй народ. Его обычаи, обряды, праздники, суеверия и поэзия: в 2 кл. Кн.1: части 1,2-М.: Терра. «Книжная лавка –РТР», 1996.-320с.
  5. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. «Детский музыкальный фольклор»- Москва «ООО Гном-Пресс», 2000г.