РОЛЬ ШСК В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО

Гранова Юлия Владимировна

В школьном периоде  физическое воспитание, отвечающее за гармоническое развитие подрастающего поколения, требует совершенствования физической подготовки студентов, разработки и использования новых средств и методов занятий и внедрения в учебный процесс соответствующих методических рекомендаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gto.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ШСК В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО

Введение.

Детский и юношеский туризм является эффективным средством воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся, утверждения здорового образа жизни, эффективной системы непрерывного образования и развития личности детей и юношества. Кроме того, актуальность дальнейшего развития детско – юношеского туризма обусловлена, в том числе следующим моментом:  в настоящее время в России возрождается Всероссийский  физкультурно – спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее – Комплекс ГТО).  В качестве испытания  (теста) по выбору, начиная с  III ступени (мальчики и девочки 5 - 6 классов, 11 - 12 лет) в «новом Комплексе ГТО», будет проводиться туристский поход с проверкой туристских навыков.  Выполнение норм по туризму планируется проводить в пеших походах в соответствии с возрастными требованиями. Так, для  участников III ступени длина пешего похода составляет 5 км.  В походе намечено проверять туристские знания и навыки: ориентирование на местности по карте и компасу, выбор места для установки палатки, разжигание костра, способы преодоления препятствий и др.  Как видно из содержания данного испытания (теста) для его выполнения  школьникам требуется заранее получить всестороннюю туристскую подготовку, т.к. в программе по физическому воспитанию младших классов она в настоящее время не предусмотрена. Для решения данной проблемы нами был проведен  анализ возможностей урочной и внеурочной деятельности школьников в области спортивно – оздоровительного туризма (далее - СОТ). В результате можно рекомендовать  включение элементов СОТ в урочную деятельность младших школьников. Например, в общеобразовательные предметы: физическую  культуру, окружающий мир с целью  создания общего  представления в области СОТ для всех учащихся. Кроме того, необходима внеурочная деятельность в данной области:  секционная работа в области СОТ, соревнования, походы выходного дня по классам, прогулки, экскурсии. Цель внеурочной деятельности: создание представления в области СОТ, начальной туристской подготовки, тренировка в избранном виде спорта. На наш взгляд роль школьных спортивных клубов (ШСК) во внедрении Комплекса ГТО обусловлена тем, что у детей появляется возможность внеурочных занятий для получения специальных знаний, умений и навыков,  не входящих в школьную программу, приводящих к успешному выполнению различных норм Комплекса ГТО. Так в ГБОУ СОШ 98 с января 2013 года был открыт ШСК, а с января 2014 года он был  включен в систему отделения дополнительного образования детей (ОДОД).   В настоящее время ОДОД включает различные творческие объединения, одним из которых с начала открытия ШСК является творческое объединение  «Юный турист». Занятия в котором проходят по образовательной  программе  дополнительного образования детей «Юный турист» для детей в возрасте 7 – 12 лет. Данная программа была сформирована в результате анализа данных литературных источников и экспертной оценки, согласована с районным методистом и утверждена на педагогическом совете школы, рассмотрена на заседании и рекомендована кафедрой ТиМ МФОРиТ  ВПО НГУ им. П.Ф.Лесгафта.

Цель исследования: определение влияния занятий в ШСК  на выполнение  школьниками норм по туризму III ступени Комплекса ГТО: туристский поход с проверкой туристских навыков.

Новизна работы:  1. Разработана и апробирована на практике круглогодичная программа начальной туристской подготовки младших школьников, приводящая к успешной сдаче  по туризму III ступени Комплекса ГТО: туристский поход с проверкой туристских навыков. 2. В качестве контрольных испытаний были выбраны тесты и нормы, представленные в I  и II ступенях нормативно - тестирующей части Комплекса ГТО.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных данных, экспертная оценка (преподаватели в области туризма), педагогический эксперимент,  тестирование, метод математической статистики.

Организация исследования: в целях проверки на практике эффективности разработанной нами программы было проведено исследование на базе ОДОД ГБОУ СОШ 98 Калининского района Санкт- Петербурга в период с января по декабрь 2014 года в три этапа.  

На первом этапе был проведён теоретический анализ и обобщение литературных данных по теме. Определены актуальность, цель и задачи исследования.

На втором этапе  с учётом поставленных цели и задач был проведен педагогический эксперимент. В нем приняли участие экспериментальная (n=29) и контрольная (n=30)  группы, сформированные из учащиеся младшей школы.  Экспериментальная группа занималась в творческом объединении «Юный турист». Контрольная группа сформирована из их одноклассников, которые не посещали данные занятия. Исходный уровень развития физических способностей в группах был одинаковым. По окончанию эксперимента был проведен ряд тестов для определения уровня развития физических способностей и туристских навыков в обеих группах.

На третьем этапе производилась систематизация и обработка полученных данных, на основе которых были сформулированы выводы.

Результаты исследования.

Результаты тестирования физической и туристской подготовленности младших школьников.

Для определения уровня физической подготовленности использованы тесты I и II ступени Комплекса  ГТО. В результате анализа физической подготовленности младших школьников посредствам тестов I и II ступени Комплекса  ГТО было определено, что исходный уровень развития физических способностей (силовых, скоростных, выносливости и гибкости) контрольной и экспериментальной групп был одинаковым. Статистически достоверных различий не было выявлено. После эксперимента наблюдается улучшение развития всех физических способностей, что связано с ростом и развитием школьников 7 – 10 лет. Но в экспериментальной группе данный прирост наблюдается на статистически достоверном уровне, что свидетельствует об эффективности разработанной нами программы. Кроме того 100% занимающихся в творческом объединении «Юный турист»  выполнили тест по  туризму III ступени  Комплекса ГТО.

Результаты экспертной оценки.

Экспертная оценка была проведена с целью:   выявления перспектив  развития детско – юношеского туризма в младшей школе; определения возможностей урочной и внеурочной деятельности младших  в области СОТ для их подготовки к выполнению теста по  туризму III ступени Комплекса ГТО.

Все эксперты сошлись во мнении, что в начальной школе следует вводить элементы СОТ, кроме того  начальную туристскую подготовку должен проводить специалист в данной области. Желательно  инструктор детско-юношеского туризма, выпускник туристского объединения, занимающийся активным туризмом или учитель физической культуры, имеющий туристскую квалификацию, прошедший школу инструкторов детско-юношеского туризма.

Выделены наиболее приемлемые типы, виды и средства  организации  начальной туристской подготовки  младших школьников. Типы: спортивный и рекреационныйВидыпешеходный, водный, лыжный, элементы горного. Средства туризма: поход  (многодневные, ПВД), экскурсия, массовые туристские мероприятия для школьников (туристские слеты и соревнования).

Вывод: занятий в ШСК  способствуют выполнению школьниками норм по туризму III ступени Комплекса ГТО: туристский поход с проверкой туристских навыков. В связи с чем можно рекомендовать подготовку школьников к сдаче норм Комплекса ГТО средствами ШСК.

Литература:

1. Губаненков С.М. Инновации в технологии туристско-краеведческой деятельностиhttp://madut.narod.ru/ak_bibl/gyban.html

2. Константинов Ю.С. Организация детско- юношеского туризма: Учебник учебник для студентов ВУЗов /Ю.С. Константинова, В.С. Степанов, Ю.Н. Федотов / под ред. Проф. В.А. Таймазова. – СПб., СПБГУФК им, П.Ф. Лесгафта, 2008.  – С.20 -22.

3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры .- 4 изд. Стереотип. – М.: Советский спорт, 2010. – С. 106 – 189.

4. Основная образовательная программа Начального общего образования (1 классы); Начального общего образования с дополнительной (углубленной) подготовкой по английскому языку (2-4 классы)  2014-2015 учебный год.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 540 г. Москва "Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО) http://www.rg.ru/2014/06/18/gto-dok.html

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2 е изд., перераб. — М.: Просвещение.