Конкурсные испытания муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" 2021

Шорова Мария Викторовна

В этом году впервые участвую в таком масштабном конкурсе, как "Учитель года России".

В этом разделе мои конкурсные испытания.

Первое конкурсное испытание "Я -учитель" состоит из написания эссе на тему: "Гражданская позиция современного учителя".

Второе конкурсное испытание "Методический семинар" на тему:"Методы и приёмы обучения чтению на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС в начальной школе".

Третье испытание "Урок" . Для просмотра нужно перейти по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=M-8WM7BymOg&featur...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ивановская средняя общеобразовательная школа»

КОНКУРСНОЕ ИСПЫТАНИЕ «Я - УЧИТЕЛЬ»

(Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России»)

ЭССЕ

«Гражданская позиция современного учителя»

Выполнил: учитель МБОУ

«Ивановская СОШ»,

Шорова Мария Викторовна

с. Ивановское,2021

«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,

а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,

что он есть, должен быть и не может быть иным.

Эта уверенность встречается редко и может быть доказана

только жертвами, который человек приносит своему призванию»

Л.Н.Толстой

Эпиграфом к своей работе я не случайно выбрала цитату Льва Николаевича Толстого, великого русского писателя, мыслителя, публициста, просветителя. Бесспорно, эти слова актуальны для современного учителя  и сегодня. Мы каждый день отдаем себя в жертву детям, а именно: воспитываем в них чувство долга перед своей страной, передаем знания об окружающем нас мире, оставляем в их сердцах часть себя. «В каждом ученике должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребёнка…» - писал                                   В.А. Сухомлинский, советский педагог-новатор.

 Хороший учитель, на мой взгляд, должен обладать чувством ответственности, в первую очередь, перед собой, а потом - перед учениками. Мне кажется, в  современном мире, эта черта встречается гораздо реже.

Какими же профессиональными качествами должен обладать современный учитель? Изменение роли и статуса учителя 21 века выдвигает новые требования к уровню профессиональной компетенции учителя, к его профессиональным и личностным качествам. Эти запросы общества и государства в целом обязывают современного педагога к развитию способности самостоятельно и критически мыслить, адаптировать свои знания и умения к условиям вариативности образования. Несомненно, повседневные реалии требуют от учителя решать новые проблемы, встающие перед ним, и брать на себя профессиональную ответственность. Бесспорно, стремление к самообразованию и саморазвитию, открытость педагогическим инновациям есть главные умения современного учителя. Я как начинающий свою педагогическую карьеру учитель стремлюсь развивать в себе эти качества и умения. Отмечу, что не только теоретические знания должны преобладать у учителя в наше время, но и практические.

Говорят, что учитель-это не профессия, а призвание, образ жизни. Эти слова сопровождают меня на протяжении всей жизни. Именно родители научили нас с братом любить и уважать профессию «учитель», быть благодарными за труд и терпение. Удивительно, но я не из династии учителей. Мои родители всю свою жизнь занимались земледелием, но это не помешало им быть высоконравственными, образованными людьми, способными глубоко мыслить и чувствовать.

Я горжусь тем, что выбрала верное направление: окончила педагогический институт, получила профессию учителя иностранного языка.  Сегодня множество требований предъявляется к учителю как наставнику, тьютору, помощнику. Профессия моя очень многогранна, педагог-это ещё и тонкий психолог, который должен увидеть, почувствовать внутренний мир учащихся. Я считаю, что нельзя в современной школе сводить преподавание какого-либо  предмета только лишь как к передаче материала, не задумываясь о мыслях, чувствах, переживаниях учеников. Учитель должен быть в меру открытым и доброжелательным, готовым в любую секунду прийти на помощь делом, словом.

В центре обучения всегда стоит ученик как личность. Задача современного учителя состоит в воспитании высоконравственного, высокообразованного человека, способного анализировать свои поступки, развивать чувство ответственности перед собой и государством в целом. «Учитель должен быть артистом, художником, горячо влюблённым в своё дело»    - писал  Антон Павлович Чехов.

Отмечу, что педагогическая система Василия Александровича Сухомлинского, основанная на признании ребёнка высшей ценностью, на которую  должны быть ориентированы воспитание и образование, мне очень близка. Современное общество характеризуется ослабление родственных связей и преобладанием неполных семей, увеличивается число разводом. Государство стремится не допустить роста данной тенденции. Школа играет в этом не последнюю роль. Например, помочь разобраться в себе, в своем внутреннем мире учащемуся-подростку, подсказать, направить, разъяснить-это лишь малая доля того, что может сделать учитель. Да, можно поспорить, что этим обязан заниматься школьный психолог. Я соглашусь с этим, но только лишь на половину. Современный учитель-это  прежде всего «гремучая смесь» (простите меня за такое сравнение) требовательности, ответственности, строгости к изучению своего предмет, с одной стороны, и душевной теплоты, открытости, доброжелательности, с другой.

Ещё одной, немаловажной чертой, которой, по моему мнению,  должен обладать современный учитель, - это быть «quick-minded person». В переводе с английского языка, человек, обладающий «быстрым умом». Ускорение мира – феномен, который широко обсуждается и исследуется в социологии. Он во многом связан с глобализацией. Новые технологии, знания, обширный объем информации в просвещении требуют от учителя постоянно быть в курсе всего, что происходит вокруг. Ускоренному миру постоянно нужно «новое». Огромный объём информации должен «обработать» современный учитель в своей голове. Он просто обязан подстроиться под ритм развивающихся ИКТ-технологий, инноваций компьютерной сфере. Иначе, учитель как профессионал останется «за бортом».

И в заключении, хочется привести для примера слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Учитель! Он всегда в дороге, в заботах, поиске, тревоге, и никогда покоя нет! Он сам себя всех строже судит, он весь земной, он рвётся ввысь! Не счесть, пожалуй, сколько судеб с его судьбой переплелись!».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России» Конкурсное испытание: «Методический семинар» «Методы и приёмы обучения чтению на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС в начальной школе» Шорова Мария Викторовна учитель МБОУ «Ивановская СОШ» 2021 год

Слайд 2

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Шорова Мария Викторовна Педагогическое кредо: «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу». Год рождения: 1988 Тел. 89108993772, Viber, What app E-mail: uchaeva.maria2010@yandex.ru Образование : высшее Стаж педагогической работы: 3 года Должность: учитель Наименование ОО: МБОУ «Ивановская СОШ»

Слайд 3

Условия формирования личного вклада в развитие образования Научно-исследовательские Методические Организационно-педагогические совершенствование знаний в области обучения иностранным языкам, общей психологии и педагогике личностно-ориентированный подход (И.А.Зимняя) Коммуникативный метод (Е.И.Пассов) Игровые методы (Н.Э.Касаткина) прохождение курсов повышения квалификации участие в обучающих вебинарах по реализации требований ФГОС ООО, СОО. у частие в МО учителей иностранного языка выступления на РМО, ШМО и педсоветах публикации в интернете

Слайд 4

Актуальность личного вклада в развитие образования Актуальность данной темы состоит в том, что обновление всех сфер общественной жизни выявило потребность изменения форм обучения подрастающего поколения. В результате проведенных исследований было выявлено, что при традиционной системе обучения не все школьники умели извлекать и перерабатывать учебную информацию, затруднялись выделять главную мысль учебного текста, слабо владели языковыми средствами, не умели правдиво высказать своё мнение по тем или иным проблемам, не умели собирать материал для творческих работ. На модернизацию образования направлено введение федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС). Этот процесс является инновацией, причём длительной и системной. Каждый учитель должен переосмыслить цели своей деятельности в соответствии с теми изменениями, которые вводятся новым образовательным стандартом.

Слайд 5

Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Задача учителя в условиях стандартизации образования сводится не только к тому, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и научить их способам познания и практической деятельности. Исходя из этих современных требований, учителя должны готовить и проводить уроки так, чтобы они вызывали и укрепляли у учащихся интерес к заданиям, к учению в целом. А интерес, как мы знаем, возбуждается не только содержанием программного материала, но и способами изучения, участием самих учеников в процессе приобретения знаний. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Слайд 6

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования УМК « Rainbow English » О.И.Афанасьева, И.В.Михеева для 2-4 классов; УМК « Rainbow English » О.И.Афанасьева, И.В.Михеева для 5-9 классов; УМК « Rainbow English » О.И.Афанасьева, И.В.Михеева для 10-11 классов (базовый уровень); «Урок иностранного языка» Е.И.Пассов; « How to teach English » Джереми Хармер -серия пособий для учителей иностранного языка

Слайд 7

Формирование навыков и умений в чтении является одной из важнейших составляющих процесса обучения иностранному языку на всех его этапах. рецептивный вид речевой деятельности; входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму общения. Обучение чтению на уроке английского языка.

Слайд 8

Начальный этап обучения чтению имеет своей целью формирование у учащихся техники чтения на иностранном языке и, в частности, таких способностей как: -быстрое установление звукобуквенных соответствий; - правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого; - чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы; - чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале; - выразительное чтение текстов в слух, с правильным ударением и интонацией.

Слайд 9

Методы по обучению техники чтения в начальной школе Послоговой алфавитный Метод целых слов Цветочтение JOLLY PHONICS транскрипционный От буквы к звуку Отдельные слоги фонемный метод Звуковой состав слова Игровой, 7 групп звуков Отдельные буквы

Слайд 11

Доалфавитный этап в изуализирование лексики

Слайд 13

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ИСПЫТАНИЕ

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

(Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России»)

Шорова Мария Викторовна

учитель

Муниципального бюджетного

общеобразовательного

учреждения «Ивановская средняя

общеобразовательная школа»

Пояснительная записка к методическому семинару:

«Методы и приёмы обучения чтению на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС в начальной школе».

Уважаемые коллеги, разрешите в начале нашей встречи рассказать немного о себе: «В 2011 году  окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Арзамасский государственный педагогический институт им.А.П. Гайдара», филологический факультет (отделение иностранных  языков). Но, ввиду некоторых личных обстоятельств, моя педагогическая карьера  началась лишь в 2017 году, когда я приступила к должности учителя английского языка в МБОУ «Ивановская СОШ».

Моё педагогическое кредо перекликается со словами Ричарда Олдингтона, английского поэта и писателя: «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу».

В рамках методического семинара представляю вашему вниманию опыт моей педагогической деятельности по теме: «Методы и приёмы обучения чтению на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС в начальной школе».

В своей педагогической деятельности я опираюсь на личностно-ориентированный подход («person-centered approach»),  в основе которого лежит психология и педагогика гуманизма. Ученик, а не преподаватель находится в центре процесса познания. Ирина Алексеевна Зимняя, известный психолог и педагог, отмечает, что обучение в этом  процессе должен быть обоюдным, что предполагает свободу выбора обучающимся пути, учебника, методов. А также на коммуникативный метод в обучении иностранному языку, основоположником которого является  Ефим Израилевич Пассов.

Для углубления и совершенствования знаний в данной области я принимаю участие в вебинарах, выступаю с докладами на заседаниях Школьного методического объединения (гуманитарного направления), педагогических советах, родительских собраниях, публикую свои разработки в интернете.

Актуальность данной темы состоит в том, что обновление всех сфер общественной жизни выявило потребность изменения форм обучения подрастающего поколения. В результате проведенных исследований было выявлено, что при традиционной системе обучения не все школьники умели извлекать и перерабатывать учебную информацию, затруднялись выделять главную мысль учебного текста, слабо владели языковыми средствами, не умели правдиво высказать своё мнение по тем или иным проблемам, не умели собирать материал для творческих работ.

На модернизацию образования направлено введение федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС). Этот процесс является инновацией, причём длительной и системной. Каждый учитель должен переосмыслить цели своей деятельности в соответствии с теми изменениями, которые вводятся новым образовательным стандартом.

На переосмысление происходящих изменений в образовании нацеливает нас национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». В ней говорится:

Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.

Задача учителя – помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Ключевая особенность школы будущего – это чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников учителя.

Задача учителя в условиях стандартизации образования сводится не только к тому, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и научить их способам познания и практической деятельности. Исходя из этих современных требований, учителя должны готовить и проводить уроки так, чтобы они вызывали и укрепляли у учащихся интерес к заданиям, к учению в целом. А интерес, как мы знаем, возбуждается не только содержанием программного материала, но и способами изучения, участием самих учеников в процессе приобретения знаний. Речь идёт о совершенствовании урока, основной формы процесса обучения. Перед современной школой встают вопросы: 

- как сделать урок эффективным и интересным;

-как не только передать определённые знания, но и воспитать у школьника потребность в самообразовании;

-как преодолеть перегрузки учеников.

Решить эти вопросы в условиях стандартизации поможет нам личностно-ориентированный подход к обучению, поскольку он направлен на индивидуализацию процесса обучения, на развитие интересов и способностей каждого ученика, на укрепление умения учиться, самостоятельно добывать необходимые знания.

В своей профессиональной деятельности я использую следующие учебные пособия:

  1. УМК «RainbowEnglish» О.И.Афанасьева, И.В.Михеева для 2-4 классов.
  2. УМК «RainbowEnglish» О.И.Афанасьева, И.В.Михеева для 5-9 классов.
  3. УМК «RainbowEnglish» О.И.Афанасьева, И.В.Михеева для 10-11 классов (базовый уровень).

Также для проведения занятий в начальной школе стараюсь использовать разнообразный раздаточный материал, подвижные и настольные обучающие игры с карточками.

Овладение чтением на начальных этапах изучения английского языка представляет много трудностей для учащихся, в силу больших различий между родным языком и английским языком. Обучение чтению на начальном этапе обучения иностранным языком должно осуществляться в соответствии с навыками иноязычного чтения. В начальных классах основной задачей обучения чтению на английском языке это овладение буквами алфавита, усвоение буквенно-звуковых соответствий, прочтение слов и фраз с правильным ударением и интонацией.

На мою педагогическую деятельность особенно повлияли книга  Ефима Израилевича Пассова, российского лингвиста, специалиста в области методики иноязычного образования, доктора педагогических наук, заслуженного деятеля науки РФ, «Урок иностранного языка».

        Рассмотрим подход к обучению техники чтения как метод целых слов. Этот метод

вызывать трудности у учеников, что в конечном итоге негативно сказывается на успешном овладении чтения на английском языке.

Не секрет, что существует множество различных методик преподавания иностранного языка, а так же целый ряд методов по обучению технике чтения (послоговый, алфавитный, метод целых слов, и другие). Но в дополнении к этим методам  на своих уроках я веду работу на становление технических навыков чтения.

Методика включает в себя механические приемы работы над чтением в комплексе с учебной и игровой деятельностью. Во избежание ненужных трудностей в процессе и он прошел как можно легче, разделили его на три этапа:

  • доалфавитный (заключается в психологической подготовке учащихся к восприятию графического кода изучаемого языка);
  • алфавитный (формирование прочных технических навыков чтения, основанных на буквенно-звуковых связях).
  • посталфавитный (укрепления и совершенствования технических навыков и развитие элементарных коммуникативных умений читать на иностранном языке).

Все этапы рассчитаны на первый год обучения английскому языку в начальной школе. В последующие два года обучения планируется всего лишь совершенствование умения читать.

Данная методика предполагает использование наглядного материала (учебных карточек, игрушек, кубиков, и так далее) в качестве «триединого» предъявления лексики. Это очень важно на доалфавитном и алфавитном этапах обучения. Методика открывает возможности овладения чтением на высоком уровне, как в классе, так и в процессе самообучения.

Доалфавитный этап. Подготовка к чтению. Суть данного этапа заключается в том, что учитель проводит подготовку перед предъявлением текста обучающимся, которая заключается в ознакомлении с лексикой. Предпочтительно чтобы лексика, для лучшего закрепления образа, была визуализирована (карточки с картинками и словами, и так далее). Алфавитный этап. Чтение текста. Цель данного этапа это закрепление навыков детального чтения. Вначале ученикам необходимо объяснить задание, желательно на иностранном языке, но как показывает опыт, в младших классах разумней и рациональней объяснение на родном языке. Посталфавитный этап. Необходим контроль обмена информации между обучающимися, вместо того чтобы просто списывать правильные ответы. Более того, необходимо следить, чтобы дети говорили на иностранном языке во время задания, и минимизировали общение на родном языке, так как задачей данной работы еще является и развитие навыков устной речи.

Положительной стороной применения такой методики, является единовременное развитие навыков устной диалогической, монологической речи, навыков письма и чтения, развитие умений работы в группах, способствует сплочению коллектива.

Отрицательной стороной методики является сравнительно небольшое количество времени отведенного на усвоения довольно большого объема информации. Таким образом, подобная работа целесообразна в классах со спаренными уроками, либо разделить материал на два урока.

Коммуникативный метод освоения чтения на английском языке предоставляет

обучающимся психологически комфортные условия и целый ряд методов и средств для развития коммуникативной компетенции, в соответствии с новым государственным стандартом.

Обучение чтению учеников младших классов необходимо проводить с учетом возрастных особенностей детей. Коммуникативный метод, в совокупности с игровым методом повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка. Включение игровой формы, направленно на обучение чтению и применимо, в основном, в младших классах. Именно в младшем школьном возрасте начинается постепенный переход от игрового вида деятельности к учебному. Однако, ведущая роль все еще отводится игре, которая развивает у обучающихся навыки учебной деятельности.

Игра помогает формированию устойчивого интереса к последующему изучению

английского языка, а также внушает уверенность в успешном его овладении. Использование на уроках игровых форм активизирует познавательную и творческую деятельности учащихся, способствует развитию мышления, тренирует память, развивают сообразительность, внимание, обогащают язык и закрепляют словарный запас обучающихся, фокусируют внимание на многогранности оттенков их значений. В форме игры ученикам легче запомнить пройденный материал и при необходимости вспомнить его. Игровая форма занятия создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций.

Для успешного овладения навыками чтения на английском языке учителю необходимо

создавать проблемно-познавательные ситуации и управлять процессом познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

«Использование игровых методов оправдывает необоснованное требование общаться

на английском языке с учителем и одноклассниками, а также позволяет найти способы сделать для учащихся коммуникативно-значимыми фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели…» (из статьи Касаткиной Натальи Эмильевны «Игровые технологии в образовательном процессе»).

        Ещё один метод в обучении чтению на английском языке, который я использую относительно недавно, это «дриллинг» (от английского “drilling”-заучивать, зубрить).

В основе него лежит многократное прочтение коротких слов в столбиках.

Подводя итог всему вышесказанному, отмечу, что обучение чтению в условиях реализации ФГОС в начальной школе есть процесс трудоёмкий, требующий максимального внимания учащихся и учителя. Именно качественное обучения иностранному языку в начальной школе формирует представление о языке, как инструменте межкультурного общения.