Низамиева Галина Николаевна

/МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №35» НМР РТ

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическая консультация

       «Особенности руководства сюжетно- отобразительной игрой

в раннем возрасте »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Воспитатель: Низамиева Г.Н

Нижнекамск 2019

                   Особенности руководства сюжетно- отобразительной игрой

в раннем возрасте.

В игре отображается эмоциональный опыт, представления об окружающем мире, заинтересовавшие ребёнка события. На втором и третьем годах жизни дети отражают действия с игрушками, предметами в соответствии с их назначением, передают знакомые им ситуации (кормление, лечение, прогулку, поездки на транспорте, катание кукол в машине и др.); на втором году жизни учатся переносить в игру знакомые бытовые ситуации: на третьем году – понятие им фрагменты трудовой, общественной жизни, элементы хорошо знакомых сказок. Сначала дети учатся воплощать действия с помощбю игрушек, затем с предметами – заместителями и вооброжаемыми предметами.

Действия детей с предметами по их функциональному назначению (отображение действий взрослых) приводят к формированию игровой деятельности. Игра не возникает сама по себе, но требует непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Ранний возраст (от 1 до 3 лет) – чрезвычайно важный и ответственный период физического и психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.

К 3 годам ребёнок осознаёт условность в игре, обозначая её словами «как будто», «понарошку». В игре часть игрушек заменяется предметами – заместителями, предметы окружающего мира также несут особый смысл (подушка-кровать; упаковка от телевизора –машина и т.д, действие направлено на выполнение понятной условной цели (накормить куклу, уложить спать, построить кроватку для мишки и др.).

Дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения близких и знакомых им людей. Ребёнок, подрожая другому лицу, действует от своего имени. Они отоброжают знакомые трудовые, семейные, а затем и общественные отношения, взаимодействуют в реальном и ролевом планах.

Ребёнок третьего года жизни часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку - уложил спать; снова покормил - и снова уложил спать. Интерес к действиям преобладает, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, Ваня приготовил машинку для перевозки кубиков на стройку, взял в руки кубики, чтобы положить их в кузов, но увлекся постройкой домика из этих кубиков.

    Игра развивается постепенно, поэтапно. Чтобы игра поэтапно формировалась, оказывая положительное влияние на развитие каждого ребенка, ею надо умело руководить. Руководство будет эффективным, если педагог опирается на знание показателей развития игры.

Рассмотрим основные показатели развития игры.

1.  В игре есть содержание, это те события, которые дети передают.

2.  Любое содержание в игре отображается разными способами. Сначала дети осваивают предметные способы.

3.  Отличительной чертой игр является самостоятельность и творчество детей.

4.  В игре дети вступают во взаимодействие друг с другом.

      С учетом вышеперечисленных показателей будут рассматриваться особенности отобразительной игры.

      Для того чтобы игра полноценно развивалась, педагогу надо выбрать эффективную методику руководства.

Рекомендуем использовать методику комплексную руководства игрой. Она включает Четыре взаимосвязанных компонента:

1.  Ознакомление детей с окружающим в активной деятельности.

2.  Обогащение игрового опыта детей.

3.  Организация предметно-игровой среды.

4.  Активизирующее общение взрослого с детьми в игре.

Методика руководства созданием сюжета по представлению включает три элемента:

  • - оживление представлений с помощью вопросов;
  • - обогащение и уточнение сюжета за счёт аналогичного рассказа детей, или воспитателя;
  • - побуждение поиграть ситуацию, смоделировать сюжет.

 

      Большое внимание уделяется созданию игровых ситуаций (накрытый столик – для чаепития кукол; кубики и машинки на разных концах игровой комнаты – на стройку требуется строительный материал; кукла, стоящая около коляски – она хочет погулять...). Поощряется использование детьми в игре предметов-заместителей (палочки, карандаши – это градусники, ложки, телефонные трубки; кубики – это булочки, каша, мыло).

Главное в обучающих играх – чтобы дети поняли смысл игровой ситуации, эмоционально приобщились к ней и воспроизвели ее в своей игре.  

Согласно указанной технологии, в работе используется активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе игры для развития творческой активности. Например, обращение к детям в предполагаемой роли («Моя дочка плачет. Спи, доченька!»), напоминание о литературном герое («Испеку, как баба, колобок!»), показ образца игры другого ребенка («Смотри, Маша, как Соня аккуратно держит зайку! Зайка быстро у Сони заснет!»), проблемно-игровая ситуация («Чем нам хрюшку вымыть? Что будет мылом?») и др.

При систематической организации работы по руководству сюжетными играми к 3 годам у детей нашей группы сформируется  умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом - заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром-взрослым, а затем сверстником.

Добавить запись

Защита от спам-роботов