СКАЗКА О ПРАВДИВОМ ХУДОЖНИКЕ. ВАЛЕНТИН СЕРОВ.

СКАЗКА О ПРАВДИВОМ ХУДОЖНИКЕ. ВАЛЕНТИН СЕРОВ.

Ганеева Елена Сергеевна
 

Серов был тогда еще совсем молодым. Но все уже знали, что быть ему большим художником — недаром был он любимым учеником великого Репина. И первые его «настоящие» картины одних обрадовали, а других разозлили. Чем? А тем, что непохожи были на те картины, что люди видели раньше. 

 
На одном холсте изобразил Серов девушку, сидящую под деревом. На другом — девочку с персиками. Стоит только взглянуть на картины, как становится радостно на душе: чувствуешь, что нравятся художнику те, кого он изображает, дороги они ему.
Столько в этих картинах тепла и света! Кажется, что Серов сделал их «на одном дыхании». А на самом деле писались эти портреты долго, и Серов, бывало, часами сидел и думал, прежде чем положитьодин-единственный мазок. Зато написал картины, подобных которым еще не было. Мазки положены небрежно, свободно. Кофточка девушки, написанная вовсе не одной белой краской, а самыми разными, на полотне кажется белой. Девочка с персиками совсем не красавица, а посмотришь на нее, на комнату, пронизанную солнцем, и душа поет! Вот что значит художник! 
Но художник, как и все люди, должен зарабатывать себе на жизнь. Он пишет картины, а покупают их те, у кого много денег. И эти люди хотят, конечно, купить то, что им нравится. На портрете почти каждому хочется видеть себя лучше, чем он есть на самом деле.
 
Однажды писал Серов чей-то портрет, и захотелось ему сделать его покрасивее. Но едва поднес он кисть к холсту, как услышал взволнованный шепот:
 
— Не делай этого, после стыдно будет.
 
И тут же другой голос:
 
— Делай, делай что хочешь. Это же твоя картина.
 
Оглянулся Серов: никого нет. Только собрался опять что-то приукрасить, как все повторилось. Рассердился Серов, отвернулся от картины и громко спрашивает:
 
— Эй, кто тут есть? А ну покажитесь, нечего в прятки играть!
 
— Погоди, узнаешь. — шепнули ему два разных голоса.  И в ту же ночь приснился Серову удивительный сон. Будто очутился он в огромном зале. И сидят перед ним две дамы. Одна на троне, в пышном нарядном платье, все на ней блестит и переливается так, что смотреть больно. И лица-то не разглядеть. А вторая сидит на стуле, в простом белом платье, руки сложила на коленях. Ни украшений, ни кружев. Лицо строгое, красивое, глаза смотрят внимательно.

— Кто вы такие? — спросил Серов.

Первая промолчала, а вторая посмотрела на него и сказала:

— Скоро сам поймешь. И придется тебе решать, с кем останешься. А сначала скажи-ка, чего ты на самом деле хочешь?

— Я хочу быть настоящим художником, — отвечает Серов. — Хочу, чтобы мои картины и после моей смерти жили. Чтобы никто и никогда не смог сказать, что я сделал что-
то не по правде.

— Вот чудак! — рассмеялась первая дама, так что все ее платье зазвенело, будто много-много стекляшек тихонько ударялись друг о друга. — Я научу тебя, как быть знаменитым. Самые богатые и знатные люди станут заказывать тебе писать с них портреты. И получишь ты все, что нужно для спокойной работы.Будешь много путешествовать. Станешь профессором и академиком. Жить будешь в почете и уважении, а после смерти останется твоим детям большое наследство. Только будь со мной.
 
 
— А что обещаешь мне ты? — спросил Серов вторую даму.
 
— Останешься со мной, — ответила она ему, — тебе придется очень-очень много работать. Вот тогда ты и вправду станешь Настоящим художником. Но проживешь нелегкую жизнь, и после твоей смерти похоронить тебя будет не на что. Зато, выбрав меня, ты будешь знать, что всегда был честным человеком.
 
— Вот так радость! — опять засмеялась первая дама. — Не слушай ее, художник! Пусть на твоих портретах люди видят себя такими, какими они себя представляют. Ничего не случится, если ты немного покривишь душой и кого-то покажешь чуть умнее, красивее и благороднее! Люди не любят, когда о них говорят правду!
 
— Это верно. Но люди не уважают тех, кто лжет, — сказала вторая дама.
 
— Глупости! — отмахнулась первая. — Люди уважают тех, у кого много денег. Подумай, кому через сто лет будет интересно, сделал ты кого-то красивее, чем он был, или нет? 
 
— Неправда, — покачала головой вторая дама. — Запомни, — повернулась она к Серову, — люди, что живут рядом, могут чего-то не понять. Но Время все расставляет по своим местам. И тех, что казались великанами, скоро забывают. Так случалось очень часто, да ты и сам это знаешь...
 
— Ну и что? — зашипела разряженная дама. — У человека только одна жизнь. Какое тебе дело до того, что будет через сто лет? Со мной ты прекрасно проживешь свою жизнь, да и другие будут довольны. Подумай только: огромный, удобный дом со светлой мастерской, лучшие краски и кисти, холсты и рамы, статьи в газетах, всеобщее поклонение, а то и мировая слава...
 
— Все это и вправду будет у тебя, — кивнула дама в неброском наряде. — Но ты все время будешь недоволен собой, зная, что предаешь свой талант и искусство.
 
—Да что такое совесть? — перебила ее первая дама. — Выдумки неудачников! А что делать, когда заболеет ребенок, а у тебя не окажется денег повезти его к морю? И каково тебе будет видеть, что художники, не стоящие твоего мизинца, живут в почете
и славе, а ты всеми забыт? 
 
— Правда, такое часто случается, — печально кивнула головой строгая дама. — Быть художником — тяжелая доля. Но ты будешь страдать и тогда, когда сделаешь что-то, а друзья-художники лишь пожмут плечами. Люди с трудом привыкают к новому, а всякий Настоящий художник видит жизнь по-новому...
 
— Знаю...— сказал Серов. — И знаю даже, как вас зовут. Ты, — сказал он строгой даме. — Правда. А ты, — повернулся он ко второй, — Кривда.
 
— Правильно, — кивнула Правда. — А теперь решай, с кем ты остаешься?
 
— С тобой, — сказал Серов.
 
— Ты хорошо подумал? Я ведь тебе ничего не обещаю, кроме тяжелой работы.
 
— Знаю, — ответил Серов. — Но я не хочу кривить душой.
 
— Ты выбрал трудный путь, — предупредила Правда и протянула ему что-то: — Возьми.
 
Посмотрел Серов: в руке у него золотое колечко. А на колечке изображено Солнышко. И проснулся.
 
— Странный сон. — подумал он.
 
Посмотрел на руку: надето у него на мизинец колечко. И сверкает на нем Солнце. Значит, не сон это был.
 
С тех пор не снимал он этого колечка. Когда трудно было, дотронется до него — и сил словно прибавится. Ни разу в жизни не покривил Серов душой. А люди, хотя и не знали
этой истории, все-таки чувствовали, что Правда всегда рядом с ним.

 

image
image
image
image