Мои доклады

Салиёва Вера Александровна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕЩЕРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Семинар на тему: «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Сообщение на тему:

«Подвижные игры как средство развития физических качеств дошкольников»

Инструктор по ФИЗО:

Салиёва Вера

Александровна

Мещерино-1

2019 г.

Проблема физического развития подрастающего поколения сегодня рассматривается в качестве одной из приоритетных социально-педагогических задач.

Для укрепления здоровья детей особую роль играет применение разнообразных рациональных двигательных режимов и оздоровительных физических упражнений, подвижных игр, которые бы удовлетворяли требования учебного процесса и соответствовали закономерностям развития физических качеств дошкольника.

Детям дошкольного возраста просто необходимо движение. Известно, что дети, которые постоянно находятся в движении, меньше болеют и подвергаются различным заболеваниям, крепко спят, быстрее развиваются физически.

В педагогике подвижные игры являются методом всестороннего развития индивидуальности ребенка. Подвижная игра является первым уроком физической культуры в жизни ребенка.

Игра – естественный спутник в жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.

Игры существуют разные: подвижные. сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и другие. Все они нужны и полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Подвижные игры – это самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода – гиподинамии.

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождаются химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. Так как организм функциональное единое целое, повышенная деятельность одной системы органов влияет на повышение деятельности других органов. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, деятельность сердца и легких и улучшает координацию движений и реакции нервных центров, ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние на психическую деятельность.

Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.

В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества.

Значение игры для развития волевых процессов, убедительно доказала, что сознательный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, часто сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.

Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности и товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

Наиболее эффективно проведение игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.

Дошкольный возраст – это именно тот период, когда осуществляется наиболее интенсивный рост и развития важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Подвижные игры – одно из любимых занятий детей. Разнообразные игры, начиная от самых простых и кончая сложными, развивают немало спортивных умений и навыков.

В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных видов движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в подвижных играх.

Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале.

Игра помогает преодолеть ребенку робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить ребенка выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

Основная задача педагога – поддержание в игре достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умение действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.

Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений во многом зависит от того, сколько времени длится игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, то есть тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.

Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержания игр, их правил. Дети запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.

Таким образом уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются не только средством для развития движений, но и воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕЩЕРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Семинар на тему: «Парциальные программы»

Сообщение на тему:

«Парциальные программы по физическому воспитанию»

Инструктор по ФИЗО:

Салиёва Вера

Александровна

Мещерино-1

2019 г.

Парциальные программы по физическому развитию

Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать основные направления развития и образования (образовательные области), в т. ч. физическое развитие.

Образовательная область «физическое развитие» включает:

приобретение дошкольниками опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в т. ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

овладение подвижными играми с правилами;

становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Целостность образовательного процесса в рамках физического развития воспитанников может достигаться не только путем реализации основной (комплексной) образовательной программы дошкольного образования, но и с помощью парциальных и дополнительных программ.

Программа «Здоровье» (автор — В.Г. Алямовская, 1993 г.)

Данная программа представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка-дошкольника.

Содержание программы предусматривает четыре направления, каждому из которых соответствует отдельная целевая программа:

физическое здоровье — программа «Группы здоровья»;

психологическое благополучие — программа «Комфорт»;

духовное здоровье — программы «Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя»;

нравственное здоровье — программы «Этикет», «Личность».

Целевые программы рассчитаны на все возрастные группы.

Разрабатывая данную систему физического воспитания, автор стремилась учесть в ней вопросы психологического благополучия, нравственного развития, предусмотреть взаимосвязь разных видов деятельности и подобрать такое содержание, которое нравилось бы детям. Итогом пятилетней работы (с 1985 по 1990 г.) стала программа «Группа здоровья» — это комплексная система физического воспитания дошкольников.

В основу новой системы физического воспитания положены результаты исследований лаборатории И.А. Аршавского, работы Ю.Ф. Змановского, И.И. Туртова, система К. Купера, взгляды Н.М. Амосова.

Задачи программы:

укреплять здоровье детей;

воспитывать потребность в здоровом образе жизни;

развивать физические качества;

создавать условия для реализации потребности в двигательной активности;

выявлять интересы, склонности, способности;

приобщать к традициям большого спорта.

Алгоритм программы: от удовольствия к привычке, от привычки к потребности.

Программа «Физкультура от 3 до 17 лет» (автор — В.П. Щербаков, 1996 г.)

Программа предусматривает непрерывное физкультурно-оздоровительное образование детей от 3 до 17 лет. Содержание подобрано таким образом, что позволяет развивать все виды двигательной активности.

Программа включает следующие разделы: «Основы знаний», «Основной материал», «Материал повторения», «Тестовые средства оценки упражнений».

Цели программы: обеспечить умственное и физическое развитие обучающегося, раскрыть его двигательные способности, сформировать физические качества.

Задачи:

сформировать потребность в здоровом образе жизни и обучить способам его реализации;

сформировать привычку постоянно заботиться о своем здоровье, навыки организации режима повседневной физической активности;

укрепить здоровье, обеспечить умственную и физическую работоспособность, подготовить к труду, самозащите и выполнению воинского долга;

развить основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях;

сформировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучить новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивации к выполнению физических упражнений;

привить гигиенические навыки, приемы закаливания, содействовать формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия;

воспитать волю, смелость, настойчивость, дисциплинированность, чувство коллективизма;

сформировать навыки культурного и физически компетентного поведения.

Результат освоения программного содержания — сформированные у обучающихся умения рационально использовать двигательный потенциал, владеть своим телом в выработанных потребностях.

Данная программа может быть дополнена с учетом местных условий и возможностей образовательных организаций.

Программа «Здоровье с детства» (автор — Т.С. Казаковцева, 1997 г.)

Данная программа направлена на формирование у дошкольников валеологической и физической культуры, т. е. культуры здоровья, здорового образа жизни, движений.

Цель программы: обеспечить разностороннее и гармоническое развитие ребенка, его полноценное здоровье, развитие движений и физических качеств, сформировать убеждения и привычки здорового образа жизни на основе валеологических знаний.

Содержание программы включает два раздела в соответствии с выделенными психологическими возрастами: младший (3–5 лет) и старший (5–7 лет) дошкольный возраст.

Цели раздела «Растить здоровым» для детей младшего дошкольного возраста — обеспечить охрану и укрепление здоровья дошкольников, их полноценное физическое развитие, сформировать разносторонние движения, привычки, полезные для здоровья.

Цели раздела «Учусь быть здоровым» для детей старшего дошкольного возраста — укрепить здоровье дошкольников, обеспечить полноценное физическое развитие и физическую подготовленность, сформировать потребность в физическом совершенстве, привычки и потребность в здоровом образе жизни.

Реализация программы предусматривает использование разных педагогических приемов: чтение художественных произведений, беседы с детьми, просмотр мультфильмов (с анализом поступков героев по алгоритму «Хорошо — плохо»), дидактические игры («Умой куклу», «Часы-лото»).

Автор программы рекомендует разные формы работы с детьми: занятия, построенные на валеологическом содержании (познавательные, тренинговые, эврестические), занятия для развития движений и совершенствования физических качеств, игры и упражнения для формирования знаний о гигиенических привычках, игры-занятия, праздники в группе («День хороших поступков») и общесадовские мероприятия («День улыбки»).

Педагогам предлагается подробный перечень подвижных игр и игровых упражнений, контрольные упражнения и критерии оценки уровня сформированности физической подготовленности дошкольников.

Особое внимание в программе уделяется взаимодействию ДОО и семьи. Так, участие родителей предполагается в тематическом вечере «Папа, мама и я — без вредных привычек», в совместной деятельности с детьми.

Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4–7 лет (автор — В.Т. Кудрявцев, 1998 г.)

Цели программы: сформировать двигательную сферу и создать психолого-педагогические условия развития здоровья детей на основе их творческой активности.

В программе нашли продолжение и развитие идеи Э.В. Ильенкова («Здоровый дух сам строит „для себя“ здоровое тело»), А.В. Запорожца (значение двигательного воображения в управлении детских движений), Н.А. Бернштейна («Двигательное упражнение — это повторение без повторения»), А.В. Запорожца, Н.А. Бернштейна (значение «образа» в физическом воспитании: посредством образа у ребенка вырабатывается отношение к собственному движению и выполняющему его органу как к особому, самостоятельному субъекту), Ю.Ф. Змановского (педагогика оздоровления, которая оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии).

Непосредственную научную базу программы составляют теоретические, экспериментальные и прикладные разработки лаборатории социокультурных проблем детского развития Исследовательского центра семьи и детства РАО.

Для того чтобы приобщить детей к физической культуре автор предлагает использовать:

упражнения и задания на развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, катание, бросание, ловля, метание, равновесие);

упражнения на принятие и сохранения позы;

упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, лица и мимики;

спортивные и музыкально-ритмические упражнения;

подвижные игры, игры-аттракционы для праздников.

Развивающие формы оздоровительной работы: закаливание, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика.

Основные приоритеты педагогической работы в ходе реализации программы — развитие двигательной активности и оздоровление детей.

Автором программы выделены принципы оздоровительной работы с детьми:

развивать воображение через особые формы двигательной активности детей;

формировать осмысленную моторику;

создавать и закреплять целостное позитивное психосоматическое состояние в ходе выполнения различных видов деятельности.

Учебно-методическое обеспечение программы составляет пособие «Развивающая педагогика оздоровления».

Программа «Театр физического воспитания дошкольников» (автор — Н.Н. Ефименко, 1999 г.)

Театр физического воспитания дошкольников — это игровая по форме новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. Ключевые моменты авторской системы выражены в десяти заповедях двигательного развития дошкольников:

«Следуй логике природы» (педагогика должна быть естественной — постепенное увеличение нагрузки от упражнений лежа к ходьбе, бегу, прыжкам);

«Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающейся спирали»;

«Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях» (подбирай подготовительную часть в соответствии с «эволюционной гимнастикой»);

«Деление занятия на три части должно быть не формальным, а по физиологической сути»;

«Театр физического воспитания дошкольников» (играя — оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать);

«Положительная светлая энергия радости и удовольствия» (физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями);

«Двигательный портрет дошкольника „рисует“ методика игрового тестирования»;

«Создай тренажеры сам»;

«Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции»;

«Через движение и игру — к воспитанию человека будущего: комплексная педагогика жизни».

Как утверждает автор, «в природе уже давным-давно все есть — необходимо лишь понять ее секреты и использовать в своей педагогической деятельности». Исходя из этого, биологическая основа авторской системы представлена в виде 7 золотых формул двигательного развития дошкольников:

любую форму двигательной активности детей разумно начинать из горизонтальных положений как наиболее естественных и постепенно усложнять к более вертикальным;

начинать упражнение в любом из исходных положений рациональнее с более низких поз;

начинать двигательную деятельность разумнее со сгибательных поз тела и конечностей (с «позы эмбриона»);

в любом положении упражнения должны выполняться «от темечка — к пяткам»;

все движения в конечностях сначала должны выполняться в крупных суставах, а затем в средних и мелких;

чем ниже положение ребенка, тем естественнее для него медленные и плавные движения, чем выше положение, тем естественнее быстрые и резкие движения;

для крупных мышечных массивов (спины, живота, плеч, бедер) естественными являются медленные движения, а для мелких мышц подходят быстрые и взрывные движения.

Одна из форм работы с детьми в ходе реализации содержания данной программы — горизонтальный пластический балет «Пластик-шоу», где все упражнения выполняются из положения лежа.

Зеленый огонек здоровья: программа оздоровления дошкольников (автор — М.Ю. Картушина, 2007 г.)

Программа базируется на идеях педагогической валеологии и направлена на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, снижение зрения у детей и повышение сопротивляемости организма различным повреждающим факторам внешней среды.

Цель программы: сформировать у детей устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

В структуре программы представлены следующие разделы:

«Познавательная деятельность»;

«Организация здорового ритма жизни и двигательной активности детей»;

«Медицинское обеспечение оздоровительной работы»;

«Закаливание детей»;

«Организация рационального питания»;

«Создание условий для оздоровительной работы с детьми»;

«Работа с родителями, взаимосвязь со школой; работа с коллективом ДОУ».

Учебно-методическое обеспечение программы: цикл интегрированных оздоровительных занятий для всех возрастных групп, оздоровительные досуги, картотека «минуток здоровья», комплексы утренней и корригирующей гимнастик, подвижных игр на воздухе. Данный материал может выборочно использоваться при работе с детьми в коррекционных учреждениях



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕЩЕРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Семинар на тему: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»

Доклад на тему:

«Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников»

Инструктор по ФИЗО:

Салиёва Вера

Александровна

Мещерино-1

2019 г.

 «Идеал воспитания - это сочетание ума мудреца

с силой и здоровьем атлета»

Жан Жак Руссо.

Известно, что здоровье - одна из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права - право на здоровый рост и развитие. Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Одной из главных задач нашего коллектива является укрепление физического здоровья у детей. Цель организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью К основным задачам охраны и укрепления здоровья воспитанников можно отнести: 

 • Укрепление здоровья детей;

• Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

• Воспитание культурно гигиенических навыков;

• Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием ребенка;

• Создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;

• Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

На базе детского сада созданы условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Создана необходимая макро и микро среда.  Функционируют музыкально-спортивный зал, физкультурные площадки для разных возрастных групп. В каждой группе оформлены физкультурные уголки, в которых есть необходимое оборудование для зарядки и индивидуальной работы с детьми, самостоятельной двигательной активности детей. Это - кегли, мячи, кубики, погремушки и др. Много нетрадиционного оборудования и инвентаря, сделанного руками педагогов и родителей: косички, ленты, пеньки. «дорожки здоровья». султанчики, мешочки для метания и профилактики плоскостопия и др. Для успешного проведения всех форм физкультурно- оздоровительных мероприятий в нашей группе создана предметно - развивающая среда, которая побуждает детей к действию. Она легко меняется и дополняется в зависимости от индивидуальных особенностей и склонностей ребенка, уровня его подготовленности. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий включает в себя как традиционные, так и инновационные формы работы.

Традиционными являются такие как: утренняя гимнастика, подвижные игры, динамическая пауза на занятиях, подвижные игры на прогулке и спортивной площадке, индивидуальная работа над совершенствованием движений.

Инновационными формами работы являются:

Оздоровительная ходьба на прогулке.  Ежедневно мы с детьми идем в гости. Заранее воспитатель готовит игрушку (героя) к которой идут дети. Иногда устраиваются походы - сюрпризы: дети угадывают по предметам, которые мы берем с собой, к кому мы идем. Во время ходьбы дети идут в свободном движении (стайкой, друг за другом, парами, кому как удобно вместе с воспитателем). В это время педагог разговаривает с детьми о природе, о временах года, поёт песни, использует сюрпризные моменты (найти спрятанную игрушку, игровые приемы, разыгрываются сюжеты игр). Ходьба проводится в обычной сезонной одежде. Дети проходят путь непринужденно, и не уставая.

Закаливающие процедуры после сна идут в такой последовательности:  Принцип постепенного подъема с небольшими физическими упражнениями типа потянись, обними себя, легкий бег, упражнения в ходьбе ходьба по дорожкам здоровья, массажным коврикам, умывание водой комнатной температуры (обильное умывание лица, шеи, рук с последующим растиранием полотенцем). В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья

Физкультурно-оздоровительные занятия проводятся 3 раза в неделю по 25 минут. Для повышения интереса детей мы используем образные игровые сюжеты. Все занятия организуются в соответствии с перспективным планом, составленным с обязательным сохранением двигательной нагрузки и учетом интереса, индивидуальных особенностей детей.

Таким образом, двигательная деятельность эффективно развивается, а здоровье сохраняется и укрепляется при условии систематической работы по физическому воспитанию и оздоровлению с применением инновационных форм физкультурно- оздоровительных мероприятий.

Систему оздоровительной работы в старшей группе мы реализуем по следующим направлениям:

Утреннюю гимнастику проводим ежедневно, в хорошо проветренном помещении, в облегчённой одежде с музыкальным сопровождением; в весенний, летний, осенний период на улице.

Пальчиковая игра помогает подготовить руку к письму, развить координацию, почувствовать ритм и одновременно с этим развить речь ребёнка.

Физкультурные занятия имеют разную направленность для старшей группы это – формирование потребности в движении, развитие двигательных способностей и самостоятельности и т. д. Для реализации этих задач мы используем разнообразные варианты проведения физкультурных занятий 

• Занятия по традиционной схеме

• Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности

• Занятия - тренировки в основных видах движений

• Занятия – соревнования, где лети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей

• Занятия – зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы

• Сюжетно-игровые занятия

На прогулке – занятия с включением подвижных игр, игровых упражнений.

Физкультурные досуги, которые проводятся ежемесячно в каждой возрастной группе.

• создана картотека подвижных игр, картотека дыхательных упражнений, картотека считалок.

Провожу профилактические мероприятия:

• Само-массаж ладоней и ушных раковин.

• Упражнения для профилактики плоскостопия и укрепления мышц спины («Кошечка», «Дельфинчик»), массажные дорожки

• Упражнения для сохранения равновесия («Цапля», «ласточка», стойка на одной ноге), которые развивают координацию движений и помогают сосредоточиться)

• Дыхательная гимнастика (картотека).

В закаливающих процедурах проводим в группе обширное умывание и полоскание ротовой полости водой комнатной температуры после еды. Обеспечиваем психологическую безопасность личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, создание благоприятных условий для радостного проживания воспитанников. Но усилия по внедрению даже самых передовых здоровье сберегающих технологий останутся безрезультатными, если не будет поддержки со стороны родителей. Только в тесном сотрудничестве можно добиться хороших успехов по сохранению и укреплению здоровья детей. Ведь «Жизнерадостность- это не только признак здоровья; но и ещё и самое главное действенное средство, избавляющее от болезней» С. Смайле



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕЩЕРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Семинар на тему: «Развитие предметно-пространственной среды»

Сообщение на тему:

«Организация развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах и спортивном зале»

Инструктор по ФИЗО:

Салиёва Вера

Александровна

Мещерино-1

2019 г.

Организация развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах и спортивном зале

Функциональное назначение: «Центр двигательной активности» или «Физкультурно – оздоровительный центр»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центр двигательной активности»: «Физическое развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в  «Центре двигательной активности»: «Социально – коммуникативное развитие». «Речевое развитие»

Содержание РППС

(пособия, материалы, оборудование)

Условия

Виды и содержание

  • Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: валик мягкий укороченный (длина 30 см, диаметр 30 см); коврики, дорожки массажные со селедочками (для профилактики плоскостопия) 180* 40 см; горка детская; шнур длинный; мешочки с песком.
  • Оборудование для прыжков: мини – мат (длина 60 см, ширина 60 см, высота 7 см); куб деревянный малый (ребро 15 – 30 см); обруч плоский цветной (диаметр 40 – 50 см); палка гимнастическая длинная (длина 150 см, сечение 3 см); шнур короткий плетеный (длина 75 см).
  • Оборудование для катания, бросания, ловли: корзина для метания мячей; мяч резиновый (диаметр 10 – 15см); мяч – шар надувной (диаметр 40 см); обруч малый (диаметр54 – 65 см); шарик пластмассовый (диаметр 4 см).
  • Оборудование для ползания и лазанья: лесенка-стремянка двухпролетная (высота 103см. ширина 80-85 см); лабиринт игровой (трансформер), ящики для влезания ( складирующиеся один в  другой).
  • Оборудование для общеразвивающих  упражнений : мяч массажный ( диаметр 6-8 см.). мяч резиновый (диаметр 20-25 см.), обруч плоский (диаметр 20-25 см.),палка гимнастическая короткая ( длина 60-80 см),колечко с лентой ( диаметр 5 см), кольцо резиновое малое (диаметр 5-6 см.),кольцо резиновое большое (диаметр 18см.)
  • Нестандартное оборудование.
  • Атрибутика к подвижным играм 9 шапочки ,медальоны)
  • Гимнастическая  скамейка. Бревно.
  • Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, флажки, платочки, султанчики, кубики, погремушки, шишки, шары, палки, ленты.
  • Сухой бассейн.
  • Плоскостные дорожки, ребристая доска.
  • Набивные мешочки для бросания.
  • Дуги, кегли, воротца.
  • Гимнастическая стенка, шведская стенка с матрасиком (упражнения выполняются только под контролем взрослого)
  • Игрушки-качалки.
  • Массажеры механические ,диски здоровья.
  • Мягкие модули, туннели.
  • Разноцветные флажки, ленточки-султанчики, легкие поролоновые шарики для метания вдаль ,мячи большие и теннисные.

Периодическая сменяемость пособий.

Свободное пространство для двигательной деятельности.

Максимальный уровень размещения пособий.

Располагать от «зоны» малой активности.

Рациональное сочетание пособий и движений, не допускать их однообразия.

Некоторые  мелкие пособия ( резиновые кольца ,шарики, массажные мячи) расположить на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой следует поставить устойчивый ящик или куб ( высотой 10-15 см.), на который можно встать, чтобы взять интересующий предмет.

С целью увеличения двигательной активности детей любимые игрушки ( зайчика, мишку ,лисичку) целесообразно расставлять на крупных пособиях  на крупных пособиях ( гимнастической лесенке)

Мелкие пособия нужно держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.

Подвижные игры: «Кошки мышки», «Мы солдаты», «Достань морковку», «Беги к тому, что назову», «Огуречик», «Ветер и листочки», «По ровненькой дорожке», «Обезьянки - шалунишки», «У медведя во бору», «С мишкой», «Зайка беленький сидит». «Кто быстрее добежит до стульчика?», «Пройти по дорожке», «Веселые ;колокольчики», «Поезд», «Автомобили», «Само-леты», «Мы едем, едем, едем», «Воробышки и автомобиль», «Дед Мороз», «1, 2, № - снежинка, лети!», «Снежки», «Лошадки бегут по снегу», «Лохматый пес», «Кошка с котятами», «Курочка - хохлатка», «Цыплята и собачка», «Пузырь», «Огурчик - огуречик», «Заинька - зайка», «Заинька, выйди в сад», «Карусели».

Дидактические игры:

«Догони мяч», «По тропинке», «Перешагни через палку», «Через ручеек», «Кто тише», «Поезд», «Самолеты», «Доползи до погремушки», « Не наступи на линию», «Прокати мяч», «Мяч в кругу», «Лови мяч», «Целься вернее»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ (РППС) ВO II МЛАДШЕЙ ГРУППЕ  И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЕЕ ОСВОЕНИЮ.

Функциональное назначение: «Центр двигательной активности» или «Физкультурно–оздоровительной центр»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центр двигательной активности»: «Физическое развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в  «Центре двигательной активности»: «Социально – коммуникативное развитие».

Содержание РППС

(пособия, материалы, оборудование)

Условия

Виды и содержание

  • Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: валик мягкий укороченный (длина 30 см, диаметр 30 см); коврики, дорожки массажные со селедочками (для профилактики плоскостопия) 180* 40 см; горка детская; шнур длинный; мешочки с песком.
  • Оборудование для прыжков: мини – мат (длина 60 см, ширина 60 см, высота 7 см); куб деревянный малый (ребро 15 – 30 см); обруч плоский цветной (диаметр 40 – 50 см); палка гимнастическая длинная (длина 150 см, сечение 3 см); шнур короткий плетеный (длина 75 см).
  • Оборудование для катания, бросания, ловли: корзина для метания мячей; мяч резиновый (диаметр 10 – 15см); мяч – шар надувной (диаметр 40 см); обруч малый (диаметр54 – 65 см); шарик пластмассовый (диаметр 4 см).
  • Оборудование для ползания и лазанья:

Периодическая сменяемость пособий.

Свободное пространство для двигательной деятельности.

Подвижные игры: «Кошки мышки», «Мы солдаты», «Достань морковку», «Беги к тому, что назову», «Огуречик», «Ветер и листочки», «По ровненькой дорожке», «Обезьянки - шалунишки», «У медведя во бору», «С мишкой», «Зайка беленький сидит». «Кто быстрее добежит до стульчика?», «Пройти по дорожке», «Веселые ;колокольчики», «Поезд», «Автомобили», «Само-леты», «Мы едем, едем, едем», «Воробышки и автомобиль», «Дед Мороз», «1, 2, № - снежинка, лети!», «Снежки», «Лошадки бегут по снегу», «Лохматый пес», «Кошка с котятами», «Курочка - хохлатка», «Цыплята и собачка», «Пузырь», «Огурчик - огуречик», «Заинька - зайка», «Заинька, выйди в сад», «Карусели».

Дидактические игры: «Ходим - бегаем», «Птички на ветке», «Слушай мою команду», «Дружные пары», «Найди зайку», «Попади в обруч», «Сбей колпачок», «Кто бросит дальше», «Кто бросит дальше», «Угадай, кто и где кричит».

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО_ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ (РППС) В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЕЕ ОСВОЕНИЮ.

Функциональное назначение «Центр двигательной активности» или « Физкультурно-оздоровительный»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре двигательной активности» или « Физкультурно-оздоровительный »:  «Физическое развитие»

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в  «Центре двигательной активности» или « Физкультурно-оздоровительный»: «Социально – коммуникативное развитие»

Содержание (РППС)

( пособие, материалы, оборудование)

Условия

Виды и содержание деятельности детей

  • Оборудование для ходьбы, бега , тренировки равновесия: валик мягкий укороченный ( длина 30 см., диаметр 30 см.);коврики, дорожки массажные со следочками ( для профилактики плоскостопия) 180+40 см.,4 горка детская; шнур длинный4 мешочки с песком.
  • Оборудование для прыжков : мини-мат (длина 60 см., ширина 60 см., высота 7 см.); куб деревянным малый ( ребро 15-30 см.), обруч плоский цветной (диаметр 40-50 см.); палка гимнастическая длинная ( длина 150 см., сечение 3 см.); шнур короткий плетеный ( длина 75 см.).
  • Оборудование для катания , бросания, ловли : корзина для метания мячей ; мяч резиновый (диаметр 10-15 см.); мяч-шар надувной (диаметр 40 см.) обруч малый (диаметр54 – 65 см.); шарик пластмассовый (диаметр 4 см.); набивные мячи.
  • Оборудование для ползания и лазанья : лесенка-стремянка двухпролетная ( высота 103 см., ширина 80-85 см.); лабиринт игровой( трансформер);ящики для влезания ( складирующиеся один в другого).
  • Оборудование для общеразвивающих упражнений : мяч массажный (диаметр 6-8 см.);мяч резиновый (диаметр 20-25 см); обруч плоский (диаметр 20-25 см.);палка гимнастическая короткая ( длина 60-80 см); колечко с лентой (диаметр 5 см); кольцо резиновое малое (диаметр 5-6 см);кольцо резиновое большое (диаметр 18 см).
  • Нестандартное оборудование.
  • Атрибутика к подвижным играм ( шапочки, медальоны).
  • Гимнастическая скамейка ,бревно.
  • Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активную активность : мячи, флажки, платочки, султанчики, погремушки, шишки, палки, ленты.
  • Сухой бассейн.
  • Плоскостные дорожки, ребристая доска.
  • Набивные мешочки для бросания.
  • Дуги ,кегли, воротца.
  • Гимнастическая стенка, шведская стенка с матрасиком ( упр. проводятся только под контролем взрослого.)
  • Наклонная лестница, скат.
  • Массажеры механические ,диски здоровья.
  • Мягкие модули, туннели.
  • Разноцветные флажки, ленточки- султанчики, легкие поролоновые шарики для метания вдаль, мячи большие и теннисные.
  • Горизонтальная цель.
  • Вертикальная цель.
  • Санки.
  • Наклонная доска.
  • Трехколесный, двухколесный велосипеды.
  • Лыжи.
  • Султанчики, вертушки, ленточки для дыхательной гимнастики.
  • Коврики для массажа стоп, с наклеенными на основу формами из меха, кожи, резины, пуговиц разного диаметра, пробок от пластиковых бутылок.

1.Периодическая сменяемость физкультурного инвентаря и атрибутов.

2.Свободное пространство для двигательной деятельности.

3.Максимальный уровень размещения физкультурного оборудования.

4.Располагать вдали от « зоны малой активности».

5.Рациональное сочетание атрибутов и движений, не допускать их однообразия.

6.Некоторые мелкие атрибуты ( резиновые кольца, шарики ,массажные мячи) расположить на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полку следует поставить устойчивый ящик или куб ( высотой 10-15 см.), на который можно встать и взять интересующий предмет.

7.Мелкие атрибуты нужно держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.

8.При выборе окраски физкультурного оборудования следует отдавать предпочтение мягким, пастельным тонам, или покрытиям, придающим дереву небольшой оттенок.

1.Деятельность по развитию физических качеств ( скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации), накопление и обогащение двигательного опыта детей ( овладение основными движениями).

2.Подвижные игры, двигательные разминки, динамические паузы, дыхательные упр., релаксация.

3. Закаливающие разминки в режиме дня.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ (РППС) В СТАРШЕЙ ГРУППЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЕЕ ОСВОЕНИЮ.

Функциональное назначение «Центр двигательной активности» или « Физкультурно-оздоровительный центр»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центр двигательной активности»: «Физическое - развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре двигательной активности»: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Содержание (РППС)

                              ( пособие, материалы, оборудование)

Условия

Виды и содержание деятельности детей

  • Оборудование для ходьбы, бега , тренировки равновесия: валик мягкий укороченный ( длина 30 см., диаметр 30 см.);коврики, дорожки массажные со следочками ( для профилактики плоскостопия) 180*40 см.,4 горка детская; шнур длинный;  мешочки с песком.
  • Оборудование для прыжков: мини-мат (длина 60 см., ширина 60 см., высота 7 см.); куб деревянным малый (ребро 15-30 см.), обруч плоский цветной (диаметр 40-50 см.); палка гимнастическая длинная (длина 150 см., сечение 3 см.); шнур короткий плетеный (длина 75 см.).
  • Оборудование для катания, бросания, ловли: корзина для метания мячей ; мяч резиновый (диаметр 10-15 см.); мяч – шар надувной диаметром40 см; обруч малый диаметром 54 – 65 см.; шарик пластмассовый (диаметр 4 см.); набивные мячи.
  • Оборудование для ползания и лазанья: лесенка-стремянка двухпролетная

 ( высота 103 см., ширина 80-85 см.); лабиринт игровой( трансформер); ящики для влезания ( складирующиеся один в другой).

  • Оборудование для общеразвивающих упражнений : мяч массажный (диаметр 6-8 см.); мяч резиновый (диаметр 20-25 см); обруч плоский (диаметр 20-25 см.);палка гимнастическая короткая ( длина 60-80 см); колечко с лентой (диаметр 5 см); кольцо резиновое малое (диаметр 5-6 см);кольцо резиновое большое (диаметр 18 см).
  • Нестандартное оборудование.
  • Атрибутика к подвижным играм ( шапочки, медальоны).
  • Гимнастическая скамейка, бревно.
  • Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активную активность: мячи, флажки, платочки, султанчики, погремушки, шишки, палки, ленты.
  • Сухой бассейн.
  • Плоскостные дорожки, ребристая доска.
  • Набивные мешочки для бросания.
  • Дуги, кегли, воротца.
  • Гимнастическая стенка, шведская стенка с матрасиком ( упр. проводятся только под контролем взрослого.)
  • Наклонная лестница, наклонная доска, скат.
  • Массажеры механические ,диски здоровья.
  • Мягкие модули, туннели.
  • Разноцветные флажки, ленточки- султанчики, легкие поролоновые шарики для метания вдаль, мячи большие и теннисные.
  • Горизонтальная цель, вертикальная цель.
  • Вертикальная цель.
  • Санки, лыжи.
  • Трехколесный, двухколесный велосипеды, самокаты.
  • Султанчики, вертушки, ленточки для дыхательной гимнастики.
  • Коврики для массажа стоп, с наклеенными на основу формами из меха, кожи, резины, пуговиц разного диаметра, пробок от пластиковых бутылок.
  • Гантели (150 г)
  • Пеньки.
  • Скакалки.
  • Веревочные лестницы, канат, шест.
  • Оборудование к спортивным играм: баскетбол, бадминтон, футбол, городки (биты, ворота, воланы, ракетки, сетки).
  • Бум напольный длиной 2000 мм, высотой 300 мм.
  • Валик мягкий длиной 1500 мм, диаметром 200 мм.
  • Доска гладкая с зацепами длиной 2500 мм, шириной 200мм, высотой 30мм.
  • Кольцеброс.
  • Кубы деревянные.
  • Мешочек с грузом малый (масса 150 – 200г), 20 шт.
  • Мешочек с грузом большой (масса 400г), 2 шт.
  • Серсо.
  • Шарики на резинке.
  • Шары цветные фибропластиковые диаметром 200 – 250 мм и 14 – 30 мм.

Периодическая сменяемость пособий.

Свободное пространство для двигательной деятельности.

Максимальный уровень размещения физкультурного оборудования.

Располагать вдали от «зоны малой активности».

Рациональное сочетание атрибутов и движений, не допускать их однообразия.

Некоторые мелкие атрибуты

(резиновые кольца, шарики, массажные мячи) расположить на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полку следует поставить устойчивый ящик или куб (высотой 10-15 см.), на который можно встать и взять интересующий предмет.

Мелкие атрибуты нужно держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.

При выборе окраски физкультурного оборудования следует отдавать предпочтение мягким, пастельным тонам, или покрытиям, придающим дереву небольшой оттенок.

Деятельность по развитию физических качеств

 (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации), накопление и обогащение двигательного опыта детей

(овладение основными движениями).

Подвижные игры, двигательные разминки, динамические паузы, дыхательные упр., релаксация.

Закаливающие разминки в режиме дня.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ   СРЕДЫ (РППС) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЕЕ ОСНОВАНИЮ.

Функциональное назначение «Центр двигательной активности»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центр двигательной активности»: «Физическое - развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре двигательной активности»: «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование)

Условия

Виды и содержание деятельности детей

Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия : валик мягкий, укороченный ( длина 30см., диаметр 30см.); коврики, дорожки массажные со следочками (для профилактики плоскостопия ) 180 *40 см; горка детская; шнур длинный ; мешочки с песком.

Оборудование для прыжков : мини-мат  ( длина 60см, ширина 60см., высота 7 см.); куб деревянный малый ( ребро 15-30 см); обруч плоский цветной  (диаметр 40-50 см.); палка гимнастическая длинная (длина 150 см., сечение 3 см.) ;шнур коротнкий плетеный (длина 75 см.).

Оборудование  для катания, бросания, ловли: корзина для метания мячей; мяч резиновый (диаметр 10-15 см); мяч-шар  надувной (диаметр 40 см); обруч малый (диаметр 54-65 см); шарик пластмассовый  (диаметр 4 см.); набивные мячи.

Оборудование для ползания и лазанья: лесенка-стремянка двухпролетная (высота 103 см, ширина 80-85 см.); лабиринт игровой (трансформер), ящики для влезания (складывающиеся один в другой).

Оборудование для общеразвивающих упражнений : мяч массажный (диаметр 6-8 см); мяч резиновый (диаметр 20-25 см) ; обруч плоский ( диаметром 20-25 см); палка гимнастическая короткая (длина 60-80 см.); палка гимнастическая длинная ( длина 2500 мм, диаметр 30 мм); колечко с лентой (диаметр 5 см); кольцо резиновое малое ( диаметр 5-6 см); кольцо резиновое большое ( диаметр 18 см).

Нестандартное оборудование.

Атрибутика к подвижным играм ( шапочки, медальоны).

Гимнастическая скамейка, бревно, доска гладкая с зацепами ( длина 2500мм, ширина 200 мм, высота 30 мм)

Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, флажки, платочки, султанчики, кубики, шишки, шары, палки, ленты, легкие поролоновые шарики для метания, мячи большие и теннисные.

Пустой бассейн.

Плоскостные дорожки, ребристая доска.

Дуги, кегли, воротца.

Гимнастическая стенка, шведская стенка с матрасиком ( упражнения только под контролем взрослого).

Наклонная лестница, скат.

Массажеры механические, диски здоровья.

Мягкие легкие модули, туннели.

Горизонтальная цель.

Вертикальная цель.

Санки, лыжи.

Наклонная доска.

Трехколесный, двухколесный велосипед, самокат.

Султанчики, вертушки, ленточки для дыхательной гимнастики..

Коврики для массажа стоп с наклеенными на основу формами из меха, кожи, резины, пуговиц разного диаметра, пробок от пластиковых бутылок.

Гантели (150г.)

Пеньки.

Скалки.

Веревочные лестницы, канат, шест.

Оборудование к спортивным играм : баскетбол, бадминтон, футбол, городки, хоккей, настольный теннис ( биты, ворота, воланы, ракетки, сетки, коньки.)

Бум напольный  ( длина 2000мм, высота 300мм.)

Валик мягкий (длина 1500 мм, диаметр 200 мм.)

Кольцеброс.

Кубы деревянные.

Мешочек с грузом малый ( масса 150-200 г ), 20 шт.

Мешочек с грузом большой (масса 400г), 4 шт.

Серсо .

Шарики на резинке.

Шары цветные фибро пластиковые диаметром 200-250 мм, и 14-30 мм.

Периодическая сменяемость пособий.

Свободное пространство для двигательной деятельности.

Максимальный уровень размещения пособий.

Расположение вдали от зоны малой активности .

Рациональное сочетание пособий и движений, не допускающее их однообразия.  

Некоторые мелкие пособия (резиновые кольца, шарики, массажные мячи и т.д.) следует расположить на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой следует поставить устойчивый ящик или куб  (высокий 10 – 15 см), на который можно встать и  взять интересующий предмет.

Мелкие пособия нужно держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли пользоваться.

При выборе цвета физкультурного оборудования следует отдавать предпочтение мягким, пастельным тонам.

Деятельность по развитию физических качеств (скоростных, силовых; гибкости, выносливости и координации), накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).

Подвижные игры, двигательные разминки, динамические паузы, дыхательные упражнения, релаксация.

Закаливающие разминки в режиме дня.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕЩЕРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Семинар на тему: «Формирование связной речи в детском саду и в семье в соответствии с ФГОС ДО»

Доклад на тему:

«Взаимосвязь физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»

Инструктор по ФИЗО:

Салиёва Вера

Александровна

Мещерино-1

2019 г.

Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитательной работы в  физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

 Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.

  Таким образом, процесс формирования связной речи  детей дошкольного возраста определил цель интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности - это взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.

 Задачи интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности:

- Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой;

- Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей;

- Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи;

- Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.

Содержание практической деятельности.

1.Анализ и обобщение методической литературы по организации физкультурных занятий с использованием речевого сопровождения;

2.Отбор речевых заданий, комплексов упражнений ритмической и пальчиковой гимнастики и других форм речевой деятельности в физкультурно – оздоровительную работу;  

3.Организация и проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных праздников с применением различных форм речевой деятельности;

4.Составление картотек художественного слова, считалок, закличек, «Игровых зарядок»;

5.Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением  речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания;

6.Привлечение в физкультурно–речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).

                 Формы физкультурно - речевой работы.

Виды

Пример

Цель использования, в каких случаях используется

 Считалки

Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…»

Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон!»

Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего

 Слова и

заклички в  п/и

Игра «Совушка – сова»

«Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…»

Игра «Два Мороза»

«Мы два брата молодые, два Мороза удалые…»

Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь.

 Стихи на

спортивнуютему

Стихотворение «Канатоходец»

«В час прогулки по канату

Я уверенность храню.

Свой мешочек (он не вата),

Ни за что не уроню».

Используются при выполнении ОРУ и основных движений

 Спортивные

термины

Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др.

Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др.

Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др.

Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов

 Обговаривание

правил     игры

Вопросы педагога:

- «Знаете ли вы такую игру?»;

- «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»;

- «Объясни всем правила игры».

Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности

 Игровые зарядки

Ходьба: «Жил на свете пес лохматый,

                 Очень важный был. 

                 Ранним утром спозаранку

                 Прогуляться выходил»

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса

 Речевые приемы

Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш»

«Дровосек рубит дрова, ух!»

Наклоны: «Часики, тик-так» и др.

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения

 Виды расчета при

 построении

«На 1,2 – рассчитайсь!»,

«По – порядку рассчитайсь!»

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения

Преимущества интегрированных занятий заключается в том, что они:

- Способствуют повышению мотивации  обучения, формированию познавательного интереса дошкольников;

- в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию  умения сравнивать, обобщать, снимают перенапряжение, перегрузку;

- расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой личности;

- эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, литературы, пластики движений и др.

Упражнения по развитию речи, проводимые в игровой форме, могут широко использоваться на  совместной деятельности по физкультуре, на утренней гимнастике, во время физкультминуток, гимнастики после дневного сна, в подвижных играх, во время прогулок, а также на физкультурных праздниках. Включение в разные виды занятий по физической культуре считалок, поговорок, пословиц, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса детей к разным движениям. Все это создает положительный эмоциональный настрой, а творческий подход к проведению занятий будет способствовать быстрому усвоению материала и своевременному формированию навыков речи дошкольников.



Предварительный просмотр:

«Путешествие в зоопарк»

(Конспект НОД с использованием элементов игровых технологий

по физическому развитию с детьми старшего возраста)

Цель:  

Создать  для детей комфорт ,благоприятную атмосферу ,состояние душевной радости.

Задачи:

- закреплять умение ходить на носках, на внешней стороне ступни, останавливаться по сигналу. Бегать на носках, с ускорением, змейкой, между расставленными на полу предметами, не касаясь их.

- совершенствовать умение ползать по гимнастической скамейке на животе, ходьбе по канату, (боковым приставным шагом), выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к животным.

Спортивный инвентарь: картинки с животными, скамейка, мягкие брёвнышки, канат, 1 магнитная доска.

Вводная часть.

Вход под музыку «Вместе весело шагать».

Построение в шеренгу . Проверка равнения.

Инструктор: Сегодня вас ждёт интересное путешествие в зоопарк. Ну что, вы согласны? А скажите мне, какие животные живут в зоопарке? А как их можно назвать одним словом? (дикие)

Инструктор: И так, отправляемся, на право! По залу шагом марш!

Ходьба по залу. Разновидности ходьбы:

Инструктор: Мы подходим к зоопарку и видим высоких жирафов, они вот какие высокие!

-Ходьба на носочках руки вверх (высокие жирафы); без задания марш.

Инструктор: вот перед нами медведь, огромный и косолапый, он ходит вот так!

-руки на поясе на внешней стороне стоп (косолапые медведи); спинка прямая, голову поднять, молодцы!

Инструктор: смотрите ,а это цапля! Покажите, как цапля стоит на одной ноге?

 «цапля» (на одной ноге, вторую согнутую в колене поднять, руки  в стороны.; держим равновесие.

Инструктор: А кто это притаился в траве- лягушка! Покажите-ка лягушку.

- «лягушка» (присесть руки на пол между колен);

Инструктор: Так же в зоопарке есть зебры. Чаще шаг. Бегом марш. На носочках бежим.

Инструктор:Еще в зоопарке есть красивые змеи. Змейкой марш! В колонну по одному марш.! Восстанавливаем дыхание, Бабочки летят- крылышки вверх- вдох-выдох. Маршируем без задания.  В три колонны становись! (маршируем). На вытянутые руки разомкнись!

Основная часть.

Инструктор: В зоопарк мы прибыли, но клетки пустые, животных здесь нет. Предлагаю поселить животных в зоопарк.

(После выполнения упражнения, картинку животного перемещаю в «зоопарк».)

  1. «Первая кто здесь поселится это мудрая кобра».

И .п. ноги на ширине стопы, руки опущены.

В. Руки через стороны вверх, вдох-выдох. Д -6-8 р.

2 «Медведь чешет спинку об дерево».

И .п. – о .с. руки на поясе, ноги на ш .п.

В.. –наклоны туловища в стороны (Д 6 -8 раз)

Страус с длинной шеей спрятал свою голову в песок».

И .п. - ноги шире плеч, руки вверху в замке.

В. Наклоны туловища вперёд Д-8 р.

4 «Хищная пантера потягивается на солнышке».

И .п. - Сидя на пятках, грудь касается колен, руки вытянуты вперёд, лежат на полу.

В .Потянуться за руками, вот как тянется пантера В и .п .Д-6-8р.

Следующее животное это тюлень» .Он постоянно просит рыбки.

И .п. Легли на животик, руки вытянуть вперед, ножки приклеили к полу.

В .На счет –Раз- поворачиваемся на бок , и хлопаем ладонями вытянутых рук, делаем 3 хлопка. ,в и. п.Д-6-8р.

6 «На полянке пушистый зайка прыгает от кустика к кустику».

И .п. ноги вместе, руки на поясе.
В. Прыжки на двух ногах вправо, влево, (10-3 р.)

7 Прилетел петушок. И.п. ноги на ширине плеч, крылышки внизу.

В. На вдох поднять руки вверх и опускаем постепенно на каждый слог: ку-ка-ре-ку. 3раза.

Инструктор: А теперь посмотрите какое животное здесь лишнее. (петушок). Правильно, петушок у нас домашний, а все эти животные какие? -дикие. Остальных животных вы найдете самостоятельно. А чтобы достать животное, вам нужно выполнить задание.

Инструктор: Перестроение в шеренгу. На первый-второй рассчитайсь!

Задание для старших детей: ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками, хват с боку., ноги прямые. В конце скамейки, ноги ставим по разным сторонам от скамейки, встаем, подходим к валикам и, на 2 ногах, перепрыгиваем через них. (ноги вместе, руки на поясе) как кенгуру.

А младшие ребята, пройдут по лежащему на полу канату, боковым, приставным шагом, затем подойдя к лежащим валикам, перешагнут через них правой и затем левой ногой.

(выполнив задание дети берут картинку с животным и помещают её в «зоопарк».)

Инструктор: Молодцы, вы поселили животных в зоопарк. А наши звери  очень любят играть, давайте и мы покажем им, как мы играем с мячом..

Проводится подвижная игра «Мяч водящему» 2 раза

Инструктор: Очень важно поймать мяч и бросить его обратно двумя руками снизу следующему игроку  в руки, следующий игрок делает шаг вперед ,а бросивший становиться в конец своей команды.

Заключительная часть.

Инструктор: А теперь, взялись за руки, сделали круг, встали на колени и сели на пятки. Давайте с вами побеседуем. Итак, куда мы с вами сегодня ходили? (в зоопарк).

Инструктор: Что мы делали? (прыгали, летали, ползали).

 Инструктор: А как вы думаете, где в жизни это нам может пригодится? (перепрыгивать через лужи и т.д.). а что было самым сложным? А что вам больше понравилось? Ответы детей.

Инструктор: Я предлагаю вам поиграть в еще одну игру «К нам приехал паровоз». Я буду говорить «к нам приехал паровоз», а вы спрашиваете «с кем?». Я называю животное, а вы только голосом ему подражаете. Например, «к нам приехал паровоз», «с кем?»: С коровами – му-му

С поросятами – хрю-хрю

С барашками – бе-бе

С кошками – мяу-мяу

С курочками -ко-ко-ко-ко-ко-ко

Паровоз нам привез очень много животных, а как их можно назвать одним словом? (домашние). В зоопарк мы засели диких животных, а паровоз привез домашних. А где домашние животные живут? (дома, на ферме, в деревне). Наша прогулка подошла к концу, нам пора возвращаться в группу.

Вы молодцы, хорошо поработали! А теперь легли на спинку, легли удобно, закрыли глаза.  и послушали шум леса и журчание ручья (звучит звукозапись)

Инструктор: ну, а теперь открыли глаза, поморгали ими и тихонечко встаём. Построились в шеренгу по росту. Направо! Шагом марш!

(Звучит маршевая песня и дети уходят из зала.)