Современные образовательные технологии
"Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться -
вот единственный курс учительской жизни" К. Ушинский
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.21 КБ | |
| 18.32 КБ | |
| 15.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие здоровьесберегающей компетентности обучающихся. Из опыта работы.
Общеизвестно, что именно затруднения в обучении математике часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности обучающихся, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, следовательно, к снижению здоровья. Еще в 1988 году Попов А.И. в журнале «Начальная школа», №6, 1990г, составляя ранговую шкалу трудности предметов, поставил математику на первое место. Отрицательными последствиями обучения математике выявлено:
- Физическое утомление, вызванное мышечной статичностью в процессе обучения;
- Отрицательное эмоциональное состояние, вызванное негативным или нейтральным отношением к однообразной учебной работе по математике;
- Повышенная тревожность и незащищенность из-за непонимания изучаемого, из-за иного, чем у учителя, понимания смысла, назначения и обозначения изучаемого, из-за невозможности предвидеть, какого вида и содержания предстоит работа, а значит и невозможности подготовиться к этой работе.
Как снизить «здоровьеопасность» обучения математике? Как сделать обучение математике «здоровьесберегающим» не только во внешней, организационной, но и своей содержательной, внутренней частях? Как развить здоровьесберегающие компетенции при изучении математики?
Для преодоления этих последствий я придерживаюсь следующей классификации учебного материала, имеющего здоровьесберегающую направленность:
- представленческий учебный материал, который формирует определенное представление о здоровье;
- понятийный учебный материал, раскрывающий понятия, термины, которые необходимо усвоить учащимся;
- деятельностный учебный материал, требующий включения учащихся в различные виды деятельности: игра, динамическая пауза, танцы и т.д.;
- мировоззренческий учебный материал, который используется в старших классах с целью формирования личностной позиции, убеждения, оценки поведения человека, выбора личностного пути, ведущего к здоровой жизни;
- концептуальный учебный материал, предлагающий спорные суждения, проблемные высказывания, который требует четкой позиции педагога, обучающихся.
Для развития здоровьесберегающей компетенции включаю в учебный процесс жизненный опыт обучающегося, опора на него в обучении, в помощь в «присоединении» нового знания к прежнему знанию и опыту, обеспечения каждому возможность понимания. Представляю научные, в частности математические, понятия и способы действия на языке и средствами, доступными обучающимся. При этом исключаю перегрузку обучающимися информацией. Обеспечиваю положительное эмоциональное состояние обучающихся в процессе обучения, ведь оно служит катализатором и индикатором общего состояния здоровья.
Для формирования здоровой личности включаю в урок средства, позволяющие преодолеть здоровьеопасность в обучении математике. Это средства, снимающие физическое напряжение, усталость, но не связанные по содержанию с процессом обучения математике. Это разнообразные физкультминутки на уроках, которые разрабатывают обучающиеся сами. Каждый подходит творчески.
Включаю средства, организующие процесс усвоения предметного содержания обучения, но прямо его не затрагивающие («живое построение» квадрата, куба, цилиндра, пирамиды).
Особый интерес представляют средства, которые называются «завлекалочками». Это задание и формы организации, которые своей внешней привлекательностью не заметно втягивают учащихся в деятельность по освоению предметного содержания. Такие задания представляю с помощью ярких картинок, с использованием мультимедиа.
Для развития здоровьесберегающей компетентности на уроках математики включаю средства, помогающие преодолевать отчуждение научного знания от субъекта, обеспечивающие личностно значимый смысл собственно предметному математическому знанию, понимание и принятие учащимися содержание учебного материала. Эти средства затрагивают сущностные, смысловые характеристики изучаемого и личностные качества обучаемых. Их воздействия на здоровье обучающихся значимы, хотя и проявляются не так явно, как воздействие плохого освещения или неправильного двигательного режима. Они оказывают воздействие на отношение обучающегося к содержанию и процессу обучения, на его психологическое здоровье, а через него и физическое. К ним отношу средства гуманитаризации всех компонентов образования. Например, на первом уроке по теме, которая рассчитана на длительное время с помощью специальных вопросов, обсуждаю с обучающимися перспективу её обучения, обучающиеся ставят перед собой цель, намечают программу действия, и следовательно могут контролировать и оценивать свои действия. Учитель при подобной организации процесса обучения становится советником, партнером.
Для развития здоровьесберегающей компетенции у обучающихся, применяю на уроках и во внеклассной работе различные проблемные ситуации, задачи, связанные с сохранением и укреплением здоровья, прививаю интерес к культуре здорового образа жизни. С помощью задач формирую понимание, что хорошее здоровье человека невозможно без применения знаний о здоровом образе жизни, о здоровом питании и поведении, о вредных привычках, о взаимосвязи с природой, частью которой он является. Например, задачи:
- Курильщику достается 25% «дымного букета», 60% рассеивается в атмосфере, остальной дым попадает в легкие окружающих. Узнайте неизвестную величину.
- Видеоигры – причина повышенного давления у 45% молодежи. Серьезными сердечнососудистыми заболеваниями от этого, невинного на первый взгляд занятия, страдают на 7% больше, чем от повышенного давления. Какие вопросы можно поставить к этому условию задачи?
Творческий характер образовательного процесса достигается путем использования активных методов и форм обучения. Я считаю, что учитель может и должен заинтересовать ребенка своим предметом, настраивая на уверенность в собственных возможностях.
Опыт использования здоровьесберегающих технологий обобщен в моих публикациях:
1.Формирование здорового образа жизни на основе двигательной активности. //Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Здоровый образ жизни человека - национальная проблема современного общества»: Омск, 2009, С. 103.
2. Формирование здоровьесберегающего пространства в контексте компетентностного подхода. //Материалы I Международной интернет-конференции «Медицинские и психологические аспекты состояния здоровья». - ЧитГУ, 2009.
3. Организация образовательно - оздоровительной деятельности в контексте компетентностного подхода в молодежном палаточном лагере «СолИст». // «Организация образовательно-оздоровительной деятельности в условиях временного детского коллектива»: материалы республиканской научно-практической конференции. 2009. -С.70-72.
4. Воспитательная система класса на основе формирования здоровой личности. // Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы: Материалы научн.-практич. конференции /Министерство образования и науки Республики Бурятия и Республиканский институт кадров управления и образования; Сост. Е.Р. Тармаева, Е.Н. Бадмаева, З.М. Потапова. – Улан-Удэ: ИД «Знание», 2010.-189с, С 150-162.
5. Система работы классного руководителя по формированию толерантности у обучающихся. http://list.pedsovet.org за №369.
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как среда развития успешной личности.
Из опыта работы
Мало знать, надо и применять.
Мало очень хотеть, надо и делать.
Кларк
Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов, который нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективном действовать в реально жизненной ситуации, обладая которыми выпускник может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в разных коллективах.
Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, технология сопровождения самостоятельной деятельности учащихся по разрешению проблемы. Другими словами – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы и её разрешение, которое должно завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным образом. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.
- Приведу пример из статьи «Проект в обучении», опубликованный в межрегиональном общественно-политическом, учебно-методическом журнале «Школьник», №1-2 (13-14). «В рамках реализации проекта школы «Мунгэн Сэргэ» в 6 классе по теме «Осевая симметрия» была разработана и создана модель упаковки, в которой мы использовали геометрическое свойство осевой симметрии. Упаковка в виде юрты украшена симметричными разноцветными узорами-орнаментами. В центре «Улзы» - плетенка, приносящее благополучие. Логотипом мы выбрали круг, который символизирует у бурят вечность, бесконечность. Внутри него Мунгэн Сэргэ - серебряная коновязь, которая показывает наше гостеприимство. Сувениры в таких упаковках будут востребованы, а значит есть возможность наладить их производство в школьных мастерских. А непосредственные разработчики займутся другими моделями.
Таким образом, метод проектов при обучении математике развивает ключевые компетенции как комплексное умение самостоятельно искать, собирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать её, моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать индивидуальные и групповые проекты, а также стимулирует личностный рост обучающегося. Обучающиеся, занимающиеся проектной деятельностью, получают возможность моделировать жизненные ситуации, применяя при этом полученные знания и умения на практике».
Разрабатываются и осуществляются совместные проекты, имеющие не только предметный, но и межпредметный характер. Например, «Математические модели в биологии», «Математические модели в гуманитарных предметах», «Математическое моделирование в задачах спорта», «Математические модели в искусстве». Эти проекты создали настоящую среду для развития успешной личности – личности XXI века.
Эти проекты стали реальными только тогда, когда я сумела подготовить к этому уровню работы и себя, и обучающихся. Речь идет о постепенном освоении проектно-исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла обучающемуся самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, применить имеющиеся умения анализа, обращаю особое внимание на факторы риска проекта.
Для меня победа в грантовых проектах дает стимул для дальнейшего позитивного развития. Проект «Юрта – Творческая Лаборатория по развитию ключевых компетенций у обучающихся в математической среде» был осуществлен на республиканском уровне, я была поощрена денежной премией 75 тысяч рублей.
Опыт проектной деятельности обобщен в моих публикациях:
- «Использование информационных технологий в проектной деятельности учащихся при изучении математики. - С.114-116.// Материалы XIX Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» (26-27 июня 2008).-Троицк,2008. -С.511 (
- «Метод проектов в обучении математике как способ формирования информационной компетентности у учащихся. Материалы дистанционной конференции «Информационные компьютерные технологии в деятельности учителя предметника» (1 марта – 30 сентября 2008). – Томск, ТОИПКРО, 2008. –С.108.
3. Организация деятельности учащихся по созданию поликультурного пространства в контексте компетентностного подхода.//Материалы I Всероссийской НПК преподавателей школ, инновационных учебных заведений и вузов. (27-29 марта 2008) «Обучение математике и информатике в контексте компетентностного подхода». –Иркутск, ИГПУ, 2008. –С. 66-69.
4. Действия над положительными и отрицательными числами. 6 класс.// Фестиваль «Сценарии медиаурока с использованием компьютера». Сборник авторских разработок уроков педагогов Томской области с использованием возможностей компьютерных технологий. – 2008. С.98.
5. Реализация компетентностного подхода в условиях грантового проекта школы «Мунгэн Сэргэ». – С. 66-69. // Материалы XVI Всероссийской НПК преподавателей школ, инновационных учебных заведений и вузов. (27-29 марта 2008) «Современные проблемы обучения математике и информатике». – Иркутск, ИГПУ, 2009. -306с.
6. «Исследовательские и проектные умения как структуры профессиональной компетентности современного учителя. //Материалы 8 Международной НПК «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». –М.: МГПУ, 2009. –С.168. Часть 2.
7. «Проект в обучении»// Межрегиональный общественно-политический учебно-методический журнал «Школьник», №1-2, 2011, с.70.
8. «Компетентностный подход как основа формирования здоровой личности при изучении математики». Сборник статей участников VI Международного педагогического форума «Педагогические технологии и инновации в образовании», г. Санкт-Петербург, 2014. – 140с.
9. «Учебные практико – ориентированные проекты как фактор повышения подготовки кадров»//Материалы региональной НПК «Организация проектной деятельности в ССУЗЕ : проблемы и перспективы»(Республика Бурятия, Улан – Удэ, БЛПК, 2018г.)
10. «Практико - ориентированная математическая среда как условие реализации ФГОС СПО»// Материалы НПК «XXI век – век профессионалов» (с международным участием), г. Чита, 2019 г.
Предварительный просмотр:
Развитие ИКТ компетентности обучающихся. Из опыта работы.
Для развития ИКТ компетентности обучающихся особое внимание уделяю Мультимедиа Мастерской, ведущая идея которой – расширение образовательного пространства средствами мультимедиа с целью создания условий личностного роста школьника (медиаобразованности).
Цель «Мастерской» - научить обучающихся мыслить творчески и раскованно, самостоятельно выстраивать свое знание. Хотела бы остановиться на деятельности Мастерской на уроках математики.
Структура мультимедийной мастерской:
- Вводная часть (определение темы занятия), на которой обучающимся предлагается самостоятельно сформулировать тему урока. Для этого предлагаю обучающимся наводящую информацию и разнообразные «подсказки», которые позволяют им понять тему предстоящего занятия. В этой части урока обучающиеся активизируют мыслительные процессы для обозначения темы.
- Вызов («мозговой штурм»). В этой части урока осуществляется несколько важных познавательных видов деятельности. Обучающиеся анализируют собственные знания по заданной теме, демонстрируют первичные знания посредством устной и письменной речи. Во время этой части занятия роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника конкретных новых идей, способствующих развитию мыслительной деятельности обучающихся, при этом внимательно выслушивая каждое соображение обучающихся, не зависимо от того, правильно оно или нет.
- Осмысление нового – обучающийся вступает в контакт с новой информацией или идеями. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступления. Обучающимся предлагаются мультимедиа (учебные пособия, порталы и сайты в Интернет).
- Практикум – имеет своей целью проанализировать информацию по изучаемой теме, из разных источников средств массовой коммуникации, (подбор мультимедийных информационных сообщений учителем осуществляется заранее) и разработать собственный мультимедиапродукт по данной теме.
- Рефлексия завершает каждое занятие: за короткое время осмысливается значимость проведенной работы для каждого участника мультимедийной мастерской.
Мультимедийную мастерскую на уроках математики считаю целесообразнее применять при изучении теоретических тем курса. Почему? Потому что, это не противоречит нормам СанПина, помогает разнообразить работу обучающихся и представить довольно «сухой» материал в наглядной форме.
Гораздо более интересным и полезным для обучающихся является использование Интернет-ресурсов. Обучающиеся разбиваются на группы. Каждая группа делает запрос по теме урока в различных поисковых системах и защищает тот материал, который найдет в Интернете.
Расширение рамок урока за счет мультимедиа позволяет мне решить дидактические вопросы с большим образовательным эффектом, повысить эффективность обучения, значительно сократить время, отведенное на изучение учебного материала.
Наряду с достоинствами Мультимедиа Мастерской хотела бы указать и на те проблемы, которые возникают при этом. Слишком частое проведение уроков с применением ИКТ может отрицательно сказаться на результатах обучения: в сознании обучающегося геометрический объект или теорема могут прочно ассоциироваться с кнопками и готовыми чертежами. Хочу указать и на слабость компьютерного опроса – не видно хода решения задачи, отсутствует возможность проверить графические навыки и навыки геометрических доказательств. Однако для многих обучающихся работа с компьютерными тестами оказывается значительно более значащей, чем традиционные формы опроса.