Картотеки

Серебрякова Александра Викторовна

картотеки игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_fgpr.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Картотека дидактических игр по формированию грамматически правильной речи.

Здравствуйте участники сайта "МАААМ. RU". Хочу предложить Вашему вниманию картотеку дидактических игр, которую "создала" и использую в своей работе по формированию у грамматически правильной речи у детей.

«КАКИЕ ВСТРЕТИЛИ ПРЕДЛОГИ? »

Цель: развивать слуховое внимание, практическое использование простых предлогов.

Ход: У куста растет ромашка, а под кустом сидит букашка.

Над кустом летает пташка,

На кусту висит рубашка.

Потому что за кустом

Возле речки под мостом

Сохнет мокрый рыболов

Без рубашки, без штанов.

Дома удочку забыл

И руками рыб ловил.

Так увлекся, что споткнулся,

С головою окунулся,

У реки в тоске сидит,

Сохнет, мерзнет и грустит.

«ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЙ ПРЕДЛОГ»

Цель: закреплять правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций.

Материал: карточки с сюжетными картинками.

Ход: ребенку предлагается вставить пропущенный предлог.

Дети сели … самолет.

Яблоки лежат … тарелке.

Кот запрыгнул … диван.

«ИСПРАВЬ НЕЗНАЙКУ»

Цель: закреплять правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций, упражнять в правильном выборе предлога.

Ход: Незнайка неправильно расставил предметы в комнате: утюг на диван, горшок с цветком под стол и т. д.

Исправь. Скажи, что ты переделал.

«ТАК ИЛИ НЕ ТАК»

Цель: закреплять правильное употребление в речи предложных конструкций, умение правильно соотнести предлог со схемой.

Материал: карточки с сюжетными картинками, схемы предлогов.

Ход: ребенку предлагается составить предложение с предлогом, соотнести картинку со схемой.

«ВЕРНО – НЕВЕРНО »

Цель: закреплять правильное употребление в речи предложных конструкций, умение правильно соотнести предлог со схемой.

Материал: карточки с сюжетными картинками.

Ход: показывая ребенку картинку, проговаривают предложение с неверным

предлогом. Ребенок должен исправить ошибку.

«СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

Цель: закреплять правильное употребление в речи предложных конструкций, упражнять в правильном выборе предлога, соответствующего ситуации.

Материал: панно со вставными картинками.

Ход: ребенок составляет предложение по демонстрируемому действию, употребляя правильный предлог.

«КУДА СПРЯТАЛСЯ МЫШОНОК»

Цель: развивать способность ориентироваться в простом плане пространства. Правильно употребляя предлоги.

Материал: макет игрушечной комнаты, план этой комнаты, мышонок.

Ход: на плане отмечается схемой, где спрятался мышонок. Ребенок проговаривает предложение с предлогом.

«ЗАЯЦ И ВОЛК»

Цель: упражнять детей в использовании предлогов с пространственным значением, учить использовать сложные предлоги из-за, из-под.

Материал: игрушечная мебель, игрушки.

Ход: дети составляют предложение, сопровождая их действиями.

«ЧТО ДЛЯ ЧЕГО? »

Цель: употребление глаголов неопределенной формы, составление сложноподчиненного предложения с предлогом «чтобы».

Материал: карточки с изображением предметов личного обихода, посуды, одежды.

Ход: рассматривание карточки, называние предмета, составление предложения.

(Расческа. Расческа нужна, чтобы расчесываться).

«ВОЛК И ЗАЯЦ»

Цель: употребление предлогов с пространственным значением, конструкция сложных предложений

с союзом «а».

Материал: мелкие игрушки, мебель.

Ход: воспитатель рассказывает, что звери играют, манипулируя игрушками. Дети подсказывают: Волк спрыгнул за диван.

«ПРЯТКИ»

Цель: упражнять в использовании предлогов и наречий, имеющих пространственное значение: «в», «на», «за», «под», «около», «между».

Материал: мелкие игрушки.

Ход: воспитатель прячет игрушки в разных местах и предлагает их найти.

Кто-то спрятался в ящике стола. Кто пойдет на поиски? Нашел? Кто спрятался? Где?

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»

Цель: употребление предлогов с пространственным значением, развивать внимание, память.

Материал: лесенка, мелкие игрушки.

Ход: воспитатель расставляет игрушки, дети называют их, затем закрывают глаза, воспитатель меняет месторасположение. «Что изменилось? Где стояла игрушка? Где стоит теперь? Обыгрываются все возможные положения.

«ЖАДНЫЙ МЕДВЕЖОНОК»

Цель: упражнять в употреблении сущ. множественного числа в винительном падеже, с союзом «а».

Ход: дети передают друг другу медвежонка, отвечая за него: у тебя один апельсин, а у меня много апельсинов.

У тебя один помидор, а у меня много помидоров».

«ДЛИННЫЙ ИЛИ КОРОТКИЙ»

Цель: учить составлять сложные предложения с союзом «а», используя

прилагательные – антонимы.

Материал: предметные картинки по теме «Животные».

Ход: воспитатель дает задание: сравни уши медведя и зайца,

У зайца уши длинные, а у медведя короткие. И т. д.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: упражнять в составлении сложных предложений.

Ход: У ворот зарычала собака, потому что… .

Малыш громко заплакал, потому что…

«ГДЕ ЗВЕРИ ЖИВУТ»

Цель: составление простых предложений. Практическое употребление предлога «в».

Материал: предметные картинки.

Ход: воспитатель выставляет поочередно картинки и спрашивает детей, где живут звери.

Волк живет в лесу.

Медведь живет в лесу.

Белка живет в лесу.

«ЧТО ВВЕРХУ, А ЧТО ВНИЗУ»

Цель: учить составлять предложения с однородными членами, используя слова «вверху», «внизу».

Материал: картинки с изображением предметов, игрушек.

Ход: воспитатель выставляет картинки на наборном полотне в два ряда. Дети составляют предложения:

Вверху кукла, матрешка.

Внизу зайка, кубик. И т. д.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: упражнять в подборе слова с нужным предлогом.

Материал: сюжетные картинки.

Ход: дети рассматривают картинки, проговаривая предложение, заканчивая его словом с предлогом:

Дима купается (в бассейне)

Оля выходит (из автобуса) и т. д.

«ЧТО ДЕЛАЮТ ИГРУШКИ»

Цель: упражнять в составлении предложений с союзом «а», по действию.

Ход: воспитатель берет по две игрушки и производит с ними различные действия, дети комментируют:

Кукла стоит, а ёжик лежит.

Машина едет, а шарик летит. И т. д.

«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Цель: учить составлять предложения с простыми предлогами.

Ход: дети по сюжетным картинкам, с помощью вопросов составляют простые предложения с предлогами.

Дети катаются на санках.

Дети играют в снежки.

Девочки танцуют у елки. И т. д.

«У КОГО КТО»

Цель: составлять предложения по картинкам с предлогом «у».

Материал: предметные картинки по теме «Животные».

Ход: воспитатель выкладывает в ряд картинки со взрослыми животными, ниже ряд с изображением детенышей. Дети выкладывают парами, проговаривая:

У коровы теленок.

У собаки щенок.

У кошки котенок. И т. д.

«КУДА НАДЕНЕМ»

Цель: практическое употребление в речи предлога «на», упражнять в употреблении сущ. в винительном падеже.

Материал: предметные картинки по темам: «Одежда», «Обувь».

Ход: воспитатель по очереди предъявляет картинки, ребенок должен назвать предмет и сказать, куда его надо надеть:

Шарф наденем на шею.

Рукавицы наденем на руки.

Шапку наденем на голову. И т. д.

«ДЛЯ КОГО ОДЕЖДА»

Цель: практическое усвоение в речи предлога «для».

Материал: предметные картинки по теме «Одежда».

Ход: воспитатель показывает различные предметы одежды и спрашивает для кого, что.

Платье для девочки.

Шорты для мальчика. И т. д.