Работа с детьми с ОВЗ

         

     В МКДОУ "Детский сад» Солнышко» г. Щигры Курской области открыт Кабинет раннего вмешательства (КРВ), целью которого является оказание помощи семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3 лет, имеющих нарушения развития или риск их появления, содействие в создании условий для их оптимального развития и адаптации в обществе. Я являюсь руководителем данного КРВ.

     Для работы кабинета раннего вмешательства в августе 2017 года учреждение получило необходимое оборудование: развивающие игры и игрушки, велотренажеры, мягкие модули, методическую литературу и пр. Данное оборудование приобретено в рамках программы Курской области «Комплексная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью «Нам доступно все!» на 2016-2017 годы за счет средств гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

На консультацию можно записаться по телефону:  4-01-50

                                           Адрес электронной почты:  d.s.solnichko@mail.ru

 

    Родители детей, имеющих особенности развития, детей-инвалидов могут также  получить помощь "Курского областного центра психолого-педагогического,медицинского и социального сопровождения"

    Центр предоставляет психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, обучении, развитии и социальной адаптации. В команду специалистов входят 60 педагогических и 31 медицинский работник. Специфика работы центра:

  •     дети проходят диагностическое обследование на ПМПК;
  •     осуществляется комплексное консультирование междисциплинарной командой специалистов  в отношении детей и родителей;
  •     проводятся индивидуальные приемы специалистов;
  •     обучение на коррекционно-развивающих занятиях детей с различными нарушениями психофизического, речевого развития, проблемами в поведении и социальной адаптации;
  •     в Центре раннего вмешательства получают помощь семьи с детьми, имеющими нарушения в развитии.

Перейти на сайт ПМПЦ г. Курска

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННОГО  ЗАНЯТИЯ

С РЕБЕНКОМ 3 ЛЕТ  С СИНДРОМОМ  ДАУНА (речь отсутствует).

Учитель – логопед высшей категории

МКДОУ «Детский сад «Солнышко»

г.Щигры Курской области

Сапронова Надежда Дмитриевна.

Тема:  «ФРУКТЫ»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие»

Задачи:

- Образовательные:    Содействовать  умению  ребенка  соотносить предмет с картинкой; овладению новыми

 внеречевыми средствами общения.

- Коррекционные:       Способствовать  формированию понятийной речи; умению действовать по словесной инструкции.                                          

- Воспитательные:        Создать условия для овладения  средствами общения с логопедом);  для развития  

                                            эмоциональной сферы (ситуация успеха).    

                                         

Предпосылки УУД: 

- Коммуникативные:    формирование  умения слушать и произносить лепетные слова.

- Регулятивные:              формирование умения выполнять действия по подражанию.

- Познавательные:        формирование познавательных действий; первичных представлений о свойствах                      предметов.

- Личностные:                 формирование познавательной и социальной мотивации.

Оборудование:    «Чудесный мешочек»,  фрукты (яблоко и банан), предметные картинки с изображением фруктов.

Форма организации:  индивидуальная .

Этапы занятия,

цель этапа

Задание ребенку

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

Результат

Этап приветствия:

Установление положительного взаимодействия

«Круг» - традиционное приветствие; (сидя на ковре)

 

Проговаривает слова приветствия: «Встанем рядышком мы в круг. Здравствуй, здравствуй, милый друг. Улыбнемся и в ответ друг другу  скажем мы : «Привет!»

Ребенок кивает головой, улыбается и выполняет жест «привет».

Концентрация внимания; налаживание межличностной коммуникации между взрослым и ребенком

Артикуляционно – двигательная  минутка:

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика (за столом)  с элементами Су Джок – терапии

  • «Яблочко с кулачок»
  • «Семья»
  • «Яблочко с кулачок» -

Логопед берет в свои руки руки ребенка и проводит массаж мячиком Су Джок.

  • «Семья» -

 Поочередно на каждый пальчик правой и левой ребенка логопед надевает массажное колечко Су-Джок, проговаривая текст-потешку:

«Этот пальчик-дедушка

Этот пальчик-бабушка

Этот пальчик-папочка

Этот пальчик-мамочка

Этот пальчик-я.

Вот и вся моя семья!»

Сидя за столом, повторяет движения рук, произносит слоги и слова: «де-да», «ба-ба», «ма-ма», «па-па».

Кинестетическая стимуляция

Этап формирующий: Познакомить ребенка с фруктами, предметными картинками,  внеречевыми средствами общения

Рассматривание натуральных фруктов (яблоко, банан), соотнесение с предметной картинкой.

Игра «Чудесный мешочек»

Слова и жесты: яблоко, банан, сок, твердый, круглый, большой, дай, на

Логопед описывает каждый фрукт: «Это яблоко (жест). Оно круглое (жест). Яблоко сладкое (жест), твердое (жест). Из него делают сок (жест). Предлагает найти предметную картинку, Логопед предлагает ребенку ощупать предмет  в мешочке и показать его на картинке.

Ребенок повторяет жесты, вокализируют,  произносит лепетные слова. Находит по инструкции предметные картинки. Соотносит фрукт с картинкой .

Развитие понятийной речи, выполнение словесных инструкций, жестов.

Этап «Мы общаемся»:

Формирование умения выражать свои желания с помощью жестов, предметных картинок,  простых и лепетных слов

Используя жесты, картинки, ребенок просит тот или иной фрукт у логопеда

Игра «Магазин»

Логопед предлагает ребенку «купить» фрукты,побуждая попросить их. Дает образец фразы -скажи:  «Дай банан»,   «Дай  яблоко»,  т. д.

Произносит лепетные слова и показывают жест:

«Да ба» («Дай банан»);

«На, аба» («На, яблоко»)

Познавательная активность, произнесение слов, вокализация

Этап имитационный:  Умение выполнять действия по подражанию действиям взрослого 

Упражнение из серии физкультминуток

Логопед предлагает поиграть:

«Ямку копаю, яблоню сажаю.Вырастут яблоки крупные, вырастут яблоки круглые. Вырастут яблоки сладкие, вырастут яблоки сочные !»

Выполняет действия по подражанию действиям логопеда.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

Этап прощания:

Дается положительная оценка тому, как занимался ребенок на занятии.

Проговаривает название фруктов, повторение жестов.

Проговаривает слова прощания: Мы обнимемся слегка,  и попрощаемся: «Пока, пока!»

Произносит лепетные слова – названия фруктов;

«да – нет» (жестами и вокализацией)

Выполняет движения за логопедом, жесты, произносит слоги: «ка» («пока»)

Эмоциональное отношение к изученному

Четкое обозначение окончания занятия



Предварительный просмотр:

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ.

Инклюзивное, или «включающее» образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.  Внедрение инклюзивного образования  подразумевает слаженную работу всех специалистов ДОУ И СОШ.

Работа учителя-логопеда дошкольного учреждения с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. Данной категории детей в силу различных причин свойственны  слабость  замыкательной  функции  коры  головного  мозга  и процессов  активного  внутреннего  торможения,  нарушение  взаимодействий первой и второй сигнальной систем. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость  эмоционально-волевой  сферы.  Наряду  с  этим  наблюдаются отклонения  в  развитии  двигательной  сферы:  нарушение  произвольной регуляции движений, недостаточная координация, недоразвитие моторики кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы,  которая приводит  не  только  к  неустойчивости  внимания,  но  и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению.

Прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед должен путём тщательного специального обследования выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей ребенка и его потенциальных возможностей. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с ОВЗ.

Логопедическое сопровождение с детьми с ОВЗ направленно на формирование и развитие:

  • фонематических процессов;
  • звукопроизношения;
  • лексического запаса и грамматического строя речи;
  • формирование связной речи;
  • неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитания навыков и приёмов самоконтроля);
  • чтения и письма;
  • моторики (мелкой, общей и артикуляционной).

Также учитель-логопед осуществляет работу с педагогами:

  • участие в заседаниях методического объединения;
  • консультирование педагогов (по вопросам речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение речевой деятельностью);
  • ознакомление воспитателей со спецификой логопедической работы (открытые занятия).

Работа с родителями имеет свою специфику:

  • консультирование родителей (по вопросам речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение речевой деятельности);
  • беседы по вопросам логопедии (пути устранения речевых недостатков);
  • просветительская работа с родителями (рекомендации для самостоятельных занятий с детьми).

Учитывая современную жизнь, учитель-логопед должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Большую помощь в этом, особенно в работе с детьми с ОВЗ, оказывают интерактивные игры, позволяющие перейти от объяснительно - иллюстрированного способа обучения к практическому, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Значительная часть этих игр  посвящена развитию взаимодействия полушарий, поэтому способствует :

  • возникновению познавательного интереса;
  • снятия напряжения, перегрузки и утомления;
  • общему  развитию речи;
  • развитию мелкой моторики и координации, двигательной памяти;
  • повышению работоспособности головного мозга;
  • подготовке руку к письму.

Таким образом, в условиях инклюзивного образования в ДОУ коррекционная работа учителя-логопеда основывается на применении интерактивных технологий в сочетании с традиционными методами, что значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ.