Трансляция педагогического опыта

Богомолова Светлана Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Детский сад № 57 ОАО «РЖД»

Реализация STEAM-технологий в ДОУ через организацию art-модуля (Мультстудия «Чижик»)

Воспитатель Богомолова С. Г.

Мы живем в эпоху бурного развития новых технологий. Как педагоги мы понимаем, что нужно корректировать содержание и технологии образования, чтобы соответствовать потребностям сегодняшних дошкольников

Впервые STEАM–технология была использована в зарубежной практике. STEAM образование – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество.

 «STEАM» включает в себя:

«science» - науку,

«technology» -технологию,

«engineering» - инженерию,

«art» - искусство,

«math»- математику.

STEAM-образование детей дошкольного возраста ориентируется на ФГОС. Это позволяет сформировать познавательные интересы у детей к разным видам работы.

Реализация STEAM-технологий на разных этапах уровнях образования должна иметь свою специфику. В дошкольном образовании ставится акцент на проектно исследовательскую, игровую, кружковую деятельность с  учетом достижений современных технологий. Именно поэтому мы решили использовать в своей работе с детьми нечто новое, прогрессивное, нечто, что будет сочетать в себе и художественно-эстетическую, и научно-техническую направленность.

Это и явилось отправной точкой принятия решения о реализации программы кружка технической направленности «Мультстудия «Чижик», предназначенной для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет).

Мультипликация включает в себя огромное количество возможностей для познавательного развития дошкольников: развивает креативные способности, умение работать в команде, также с уверенностью можно сказать, что это процесс освоения новых технологий.

Программа предназначена для реализации в старшей и подготовительной группе детского сада.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Периодичность занятий - 1 раз в неделю с сентября по май. Количество занятий в год - 34. Продолжительность занятий - 25 минут, время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».

Программный материал реализуется в процессе организации художественной деятельности детей, речевых игр, творческой речевой деятельности (сочинение сказки и создание по ее мотивам мультфильма, составление рассказов из личного опыта, также  использование готового сюжета из программной литературы), через ознакомление с компьютерной техникой, овладение навыками анимационных техник.

Содержание рабочей программы реализуется во вторую половину дня в режимных моментах, в ходе кружковой деятельности «Мультстудия "Чижик».

План занятий кружка мультстудии:

1. Беседа с детьми, просмотр мультипликационных фильмов, обсуждение, высказывания своих мыслей, своего мнения.

2. Игры и упражнения по теме занятия.

3. Обсуждение (сюжета, героев, используемых материалов).

4. Деятельность по созданию мультфильма

5. Релаксация

Материально-техническое обеспечение программы:

детская мультстудия «Kids Animation Desk»:

- мультстанок

- ноутбук с установленным ПО «Арт-игрушка» для монтажа мультфильмов;

-веб-камеры (2), подключенные к ноутбуку;

- выбор освещения (естественное, искусственное);

-микрофон для записи голоса, подключенный к ноутбуку (звуковое решение мультфильма);

- материалы для творчества.

- центр творчества в группе;

Программные средства:

  1. Подборка музыкальных произведений, имитаций зкуков (для звукового оформления мультфильма)
  2. Программное обеспечение «Арт-игрушка». В основе ПО лежит принцип наглядности, т.е. все основные опции вынесены на главный экран  и результат каждого действия в студии или в программе тоже сразу отражается на главном экране. Что позволяет методом стоп-кадра захватывать фотоизображение, создавать титры, накладывать музыку, записывать авторский текст. Процесс создания мультфильма в этой программе очень увлекательный и нетрудоемкий.

Приглашаем вас в уникальный мир анимации:

Включение группы детей в процесс создания мультфильма мы поделили на три организационных блока: подготовительный, творческий, заключительный.

  1. Подготовительный блок.

Задачи:

- создание среды для успешной творческой деятельности,

- дать первичное представление о процессе мультипликации (термины, технологические сведения, известные режиссеры, художники-мультипликаторы, композиторы).

1.1 Организация образовательного пространства. Необходимо выделить рабочую зону, где разместятся материалы и инструменты, индивидуальные места для творчества. Также необходимо наполнить рабочую зону разнообразными материалами для художественного творчества.

1.2 Знакомство с начальными сведениями об анимации. На этом этапе мы знакомим детей с различными анимационными техниками.

Мультфильмы могут быть разные по технике создания, например:

  • «Чебурашка»- Кукольная анимация
  •  «Ежик в тумане» - Рисованная анимация. Несколько интересных фактов. Например, туман создавался так: рисованную фигурку ежика клали на белый фон, а на него - тоненькую кальку. Картинка проецировалась на экран, и когда кальку начинали медленно приподнимать, появлялся туман, в котором и растворялся Ежик.
  • «Пластилиновая ворона» -  Силуэтная (пластилиновая). Еще ряд занимательных фактов. Мультфильм разделен на три независимые части, которые, однако, имеют общих персонажей. На создание мультфильма ушло около 800 кг советского пластелина, который из- за блёклых цветов пришлось раскрашивать красками.
  • «Шрек»- Трехмерная компьютерная  анимация;  Работа над фильмом шла более 4,5 лет.
  • Сыпучая анимация - изображение, полученное путём работы с сыпучим материалом на светящейся поверхности. Как правило, это песок и специальные станки для игр с песком. Для создания мультфильмов в технике сыпучая анимация можно использовать любые сыпучие материалы (крупы, сушенные травы и т.д.)
  • Перекладная анимация (перекладка) — это техника создания мультфильма, при которой художник-аниматор создает анимацию посредством передвижения отдельных частей персонажа или элемента (голова, шея, кисть руки…). Чем больше частей, тем сложнее, качественнее анимация. То есть каждый отдельный кадр прорисовывать не нужно, это и обусловливает главный плюс перекладной анимации — относительно недорогая стоимость.
  1. Знакомство детей с оборудованием Мультстудии ««Kids Animation Desk». В процессе съемки детьми была освоена техника stop-motion, которая заставляет неодушевленные предметы двигаться самостоятельно.
  1. Творческий блок.

Задачи:

- создание условий для творческой самореализации в различных видах художественно-эстетической деятельности;

- формирование у каждого ребенка позитивного образа себя как творца;

- формирование коммуникативных компетенций;

- развитие креативности.

2.1 Работа над сценарием. Сценарий нашего будущего мультфильма строился на основе русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный», где действия героев конкретны и знакомы детям.

2.2 Выбор техники анимации. В нашей мультстудии на первом году обучения мы обратились к объемной пластилиновой анимации. В пластилиновой технике кукол изготавливают из пластилина. Лепка персонажей – самый увлекательный и веселый этап. Лепка развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете и форме предметов. Также благотворно влияет на нервную систему детей в целом. Особое внимание нужно было уделить созданию образа героев. Важно было определить характер будущих персонажей, задать цвет, наиболее их определяющий.

2.3 Создание персонажей, декораций к мультфильму. Декорации – это художественное воплощение мира мультфильма, фон, оживляющий его элементы и предметы обстановки. С помощью декораций обозначается место и время мультипликационнного действия. Для съемки объемной анимации мы использовали рисованный способ декораций, выбрав плотную бумагу и ориентируясь на размер фонов из комплектов. Количество фонов определили по количеству сцен в сценарии (обстановка внутри жилища героев; картина леса, для сцен в лесу).

2.4 Съемка. Для съемки мы выбрали искусственное освещения и обозначили границы кадра. Для воспитания самостоятельности, ответственности, внимания к последовательности действий заранее договорились с детьми о распределении ролей (оператор, аниматоры, помощник режиссера) и соблюдении правил. Воспитатель взял на себя роль главного режиссера. Исходя из особенностей человеческого восприятия, для создания эффекта плавного движения при просмотре скорость смены кадров должна быть не менее 20 кадров в секунду.

2.5 Титры и субтитры. При размещении букв на экране мы воспользовались опцией Сетка. Что помогло нам сориентироваться на плоскости и удержать расстояние между буквами.

2.6 Озвучивание. Для оживления мультфильма звуками в программе предусмотрены три звукодорожки. Есть возможность записать голоса героев, звук движений, музыкальное сопровождение. Озвучивая персонажа, ребенок почувствует себя актером, так как нужно соблюдать определенную интонацию речи, голосом выразить эмоции и чувства.

3. Заключительный блок. Показ готового мультфильма.

Анимация – деятельность захватывающая азартом, интересом, игрой. Показ готового мультфильма становится завершением интересной игры. В этот момент дети испытывают смятение чувств: они рады, горды, изумлены, неожиданно и как то волшебно!

Литература:

 Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным / Искусство в школе 2006. - № 1

7. Заглада Л. Дети и мультипликация. / Мир семьи. – 2005. - №11.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД НА ИТОГОВУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ

Тема исследования: «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в изобразительно-графической деятельности».

Слайд 1-2. В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стало очевидно, что проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готового и способного к осуществлению педагогической деятельности. Актуальность исследования обусловлена введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (17. 11. 2013 г. №1155), в которых художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей».

Эстетическая и художественная культура являются важнейшими составляющими духовного облика личности.  Формирование таких личностей должно начинаться в раннем возрасте.  Дошкольный возраст имеет огромное значение в жизни человека, в развитии многих его психических свойств, процессов, качеств личности. Именно в этот период формируются и развиваются задатки способностей к изобразительной деятельности. Но ребенок не рождается фантазером.  Его способность сочинять, придумывать основывается на развитии воображения. Воображение относится к центральному новообразованию дошкольного возраста. Оно возникает и реализуется в игре. Но есть и другой вид воображения, а именно не смысловое воображение, как  в игре, а воображение объективное и предметное, которое развивается и реализуется в продуктивных видах изобразительно-графической деятельности: рисовании, конструировании, аппликации, экспериментировании, лепке. Т. е. творческое воображение.

Данное исследование посвящено изучению развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет).  В возрасте от 5,5 до 7 лет у детей отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма, а также изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека.

Большие возможности для развития творческого воображения дошкольников представляет изобразительно-графическая деятельность. В процессе занятий по изобразительно-графической деятельности происходит умственное, моторное, эмоционально-эстетическое и волевое развитие; развитие и совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти; мыслительных операций. Необходимо постоянно находиться в поиске новых форм и методов работы по организации и осуществлению изобразительно-графической деятельности, что позволит получить положительные результаты повышения развития воображения дошкольников и повысить уровень образовательного процесса .

На сегодняшний день существует противоречие между назревшей потребностью развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием эффективных средств в условиях практики ДОУ. Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования: как способствовать развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно-графической деятельности.

В данном докладе я, магистрант Богомолова С. Г.,  хочу отчитаться по проделанной работе за время прохождения производственной практики «Конструирование и реализация образовательных проектов в ДОО» на 2 курсе 3 семестра магистратуры по профилю «Психология и педагогика развития дошкольников».  Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент - Самарин Дмитрий Вячеславович.

Слайд 3-4. Данное исследование в рамках производственной практики проходило на базе ЧДОУ  «Детский сад № 57 ОАО “РЖД” г. Смоленска, в течение трех  недель с 05.12.2016 г. по 29.12.2016 г. Производственная  практика 2 курса 3 семестра была посвящена планированию и проведению констатирующего этапа эксперимента, проектированию образовательной работы на формирующем этапе эксперимента. Цель практики: осуществление самостоятельного научного исследования магистрантом, закрепление полученных теоретических знаний и овладение практическими навыками и опытом для исследования научной проблемы и обоснования путей решения.

В течение первой недели производственной практики (с 05.12.2016 – 09.12.2016) я познакомилась с деятельностью ДОО. Детский сад был открыт 01октября 1961 года, как «Ясли — сад № 45» на ст. Смоленск Московской железной дороги, рассчитан на 115 мест с круглосуточным пребыванием детей. С 01.09.2004 года является негосударственным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 57 открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Детский сад рассчитан на 6 групп: 1 группа первая младшая для детей до 3-х лет, 4 группы для детей дошкольного возраста для детей от 3 до 7 лет, одна группа логопедическая для детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии речи. Плановая наполняемость учреждения – 107 детей.

Режим работы: пятидневная рабочая неделя с 12 – часовым пребыванием детей. Воспитательно – образовательную работу ведут 18 педагогов: старший воспитатель; 12 воспитателей (по 2 на группу); 2 музыкальных руководителя; 1 инструктор по физической культуре; 1 логопед; 1 психолог.

 Задачи, реализуемые в д/с:            

 1)продолжение работы по сохранению и укреплению здоровья детей; 2)осуществление социально – культурной адаптации дошкольников к жизни; 3)создание условий для эмоционального и психического благополучия детей.

Слайд 5. При знакомстве с ДОО обратила внимание на вид дошкольной организации, обеспеченность ее педагогическими квалифицированными кадрами, на контингент и возрастной состав детей. Я увидела, что детский сад оснащен специальным оборудованием, методическими пособиями, материалом и инструментарием соответствующим возрасту детей необходимым для организации НОД по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Т. к. моя экспериментальная работа направлена на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно-графической деятельности, я познакомилась с педагогическим коллективом логопедической и подготовительной групп, изучила основные направления педагогической работы в рамках НОД по изобразительной деятельности.  Возраст детей в данных группах от 5 до 7 лет. Логопедическая группа (списочный состав 23 чел.). Воспитатели: Коновницына Наталья Александровна воспитатель первой категории, Никифоренко Елена Владимировна воспитатель первой категории. Подготовительная группа (списочный состав 22 чел.). Воспитатели: Гаврючкова Ирина Николаевна (воспитатель первой категории) и Киреева Наталья Евгеньевна (воспитатель первой категории). В данных группах НОД по изобразительной деятельности проводится  по программам: «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, И.С. Комаровой, М.А. Васильевой, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС, а также выборочная работа по программе художественного обучения и развития детей  «Цветные ладошки», автор Лыкова И.А.  

Занятия по изобразительной деятельности организуются в конкретных группах не по подгруппам, а со всей группой в определенное время (9.00) два раза в неделю по вторникам (рисование) и пятницам (чередуется лепка или аппликация) согласно режиму жизни детей (образовательной сетки) соответственно возрасту, условиям воспитания и обучения детей разных возрастных групп.

На первой недели практики я ознакомилась с нормативно-правовой документацией детского сада в кабинетах заведующего и старшего воспитателя: годовой план, книга приказов, книга движения детей,  и другая документацию по организации; составила индивидуальный план работы. Посетила библиотеку Смоленского государственного университета и Смоленскую универсальную библиотеку, где  осуществила подбор  необходимой    литературы  для  подготовки к диагностическому исследованию. Познакомилась с методическим кабинетом и кабинетом педагога-психолога в детском саду с целью изучения дидактических пособий, анализа периодических  изданий «Дошкольное воспитание», «Дошкольник РФ, «Дошкольная педагогика» и т. д. Получила консультацию педагога-психолога, которая помогла осуществить подбор  диагностического инструментария.

Также на первой недели практики мною совместно с научным руководителем Самариным Дмитрием Вячеславовичем была определена цель констатирующего этапа эксперимента и подбор адекватного ей диагностического инструментария, также подготовлены необходимые диагностические материалы (бланки для анкет, бланки тестирования по выбранным методикам, необходимый инструментарий для тестирования детей).

     План – график диагностики включал:

- обследование актуального уровня развития творческого воображения у старших дошкольников в изобразительно-графической деятельности с применением соответствующих диагностических методик, анкетирование (декабрь 2016 г.)

- контрольная диагностика развития творческого воображения у старших дошкольников в изобразительно-графической деятельности с реализацией авторского проекта (апрель-май 2017 г.)                                                          

Подготовка к эксперименту заключалась в подборе материала для проведения диагностических методик, организации пространства, уточнение инструкций к диагностическим методикам и адаптация их к возрастным особенностям детей.

Слайд 6. Основой для выделения критериев творческого воображения дошкольников послужили показатели творческого развития обоснованные

Л. С. Выготским.

1. Умение создавать новые образы на основе словесного описания и графического изображения.

2. Способность реализовать свои замыслы, создавать несложные, но законченные произведения (рисунки).

3. Умение воссоздать целостный образ картинки, предмета на основе восприятия одной или нескольких частей.

Целью констатирующего этапа опытно-поисковой работы было выявить актуальный уровень развития творческого воображения у старших дошкольников. Для реализации этой цели нами были подобраны следующие методики:

Слайд 7. Например, для определения уровня развития воображения, умения создавать новые оригинальные образы, методика «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко).

Слайд 8. Для определения способности реализовать свои замыслы, создавать несложные, но законченные произведения,  методика  «Свободный рисунок» Субботиной Л. Ю.

Слайд 9. Для определения умений воссоздать целостный образ картинки, предмета на основе восприятия одной или нескольких частей выбрана методика «Солнце в комнате» (авторами являются В. Синельников, В. Кудрявцев).

 Для определения склонности у старших дошкольников к творчеству, которая складывается из таких качеств как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость было проведено анкетирование детей (Анкета для определения творческих наклонностей у детей).

На второй недели практики мною был непосредственно осуществлен констатирующий этап эксперимента с участием субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).  Опытно-экспериментальная деятельность включала:

- проведение тестирования в логопедической и подготовительной группах по трем методикам: методика «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко); методика «Свободный рисунок» (автор Субботина Л. Ю.); методика «Солнце в комнате» (авторы В. Синельников, В. Кудрявцев);

- анкетирование воспитателей «Изучение особенностей организации педагогического процесса и его влияние на развитие творчества дошкольников»;

Слайд 10-11.

 - анкетирование родителей «Развитие творческих способностей у детей» в логопедической и подготовительной группах;

- организация совместной экскурсии воспитателей и родителей с детьми из логопедической и подготовительной групп  в Художественную галерею ОГБУК "Смоленского государственного музея-заповедника," где было предусмотрено занятие в детской студии «Мурмик» на базе художественной галереи. Также мною была оказана помощь в организации  и участии детей из логопедической и подготовительной групп в конкурсе детского новогоднего рисунка, организованного ТС «Пятерочка», где двое детей из подготовительной группы получили дипломы победителей.

На третьей недели практики мною осуществлялась обработка и анализ результатов  на констатирующем этапе эксперимента. Подготовка материалов для написания магистерской диссертации:

- таблицы оценки уровня коэффициента оригинальности по методике № 1 «Дорисовывание фигур» в логопедической и подготовительной группах, таблицы сводных результатов по методике № 1 «Дорисовывание фигур» в процентах, диаграмма  сравнения  уровня Кор в логопедической и подготовительной группах по методике№ 1 на констатирующем этапе эксперимента;

- таблицы оценки уровня воображения по методике № 2 «Свободный рисунок» Субботиной Л. Ю. в логопедической и подготовительной группах, таблицы сводных результатов по методике № 2 «Свободный рисунок» в процентах в логопедической  и подготовительной группах, диаграмма  уровня оценки воображения у старших дошкольников по методике № 2 «Свободный рисунок» в логопедической и подготовительной группах;

- таблица оценки уровня воображения по методике № 3 «Солнце в комнате» (авторами являются В. Синельников, В. Кудрявцев) в логопедической и подготовительной группах, таблицы сводных результатов по методике № 3 «Солнце в комнате» (авторы В. Синельников, В. Кудрявцев) в процентах в логопедической и подготовительной группах, диаграмма  уровня оценки воображения у старших дошкольников по методике № 3 «Солнце в комнате» (авторы В. Синельников, В. Кудрявцев) в логопедической и подготовительной группах.

Слайд 12. Проведя диагностику, мы получили следующие результаты, у детей в логопедической группе 14 %, у детей в подготовительной группе 24 % творческое воображение находится на высоком уровне. Средний уровень творческого воображения имеют дети логопедической группы – 71 %, дети подготовительной группы – 76%. Творческое воображение на низком уровне находится у  14 % детей из логопедической группы и у детей из подготовительной группы, исходя из средних показателей, таких детей не выявлено.

Исходя из полученных данных, на формирующем этапе нашего исследования,  мы будем работать с логопедической группой (экспериментальной), так как в этой группе обнаружились более низкие показатели развития творческого воображения,  чем в подготовительной группе (контрольной).  В экспериментальной группе  нами будет проведена работа по развитию уровня творческого воображения.

        На основании полученных показателей мною была разработана программа формирующего этапа эксперимента «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в изобразительно-графической деятельности» и недельный проект «В гости в мастерскую художника!» Проектирование конкретных путей оптимизации образовательного процесса: разработаны конспект НОД с детьми подготовительной группы детского сада на тему «Мы ищем кляксу»; разработан мастер-класс для воспитателей на тему: «Развитие творческого воображения в старшем дошкольном возрасте в изобразительно-графической деятельности».

Данный вид производственной практики – важный этап в дальнейшем развитии моей педагогической профессии. Она дала мне хороший урок на будущее, закрепила во мне желание в дальнейшем продолжать педагогическую деятельность.

В процессе  практики я  овладела профессиональными компетенциями, среди которых можно выделить: способность проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в профессиональной деятельности; готовность использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем обучающегося в образовательной деятельности; способность проводить анализ и обобщение образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Во время прохождения практики затруднений не возникло. В целом, опытно-экспериментальная деятельность на констатирующем этапе эксперимента удалась, и я реализовала все, что запланировала. Прохождением практики я очень довольна. Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно, пригодится мне в дальнейшем при построении своей профессиональной деятельности.

В качестве пожеланий, хотелось бы в дальнейшем еще раз проходить практику в этом детском саду, а также в нем работать воспитателем.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: