Учитель - кто он?

Ярахтина Ольга Сергеевна

Учитель – кто он?

Он   и актер, и режиссер, и воспитатель, 

Наставник мудрый и заботливый родитель – 

Все проявленья   человеческой натуры 

Соединил в себе классический учитель 

 

 

 

Учитель, наставник –   эти понятия могут быть отнесены к вечным.   Сколько существовало, и еще будет существовать человечество, столько и будет жить понятие «учитель». Самое простое его определение – это человек, который наставляет, обучает, передает свои знания, умения другому человеку. Учитель несет ответственность перед развивающейся личностью, влияет на становление духовного мира ребенка. 

 

Учитель - это человек, который должен обладать комплексом знаний, не только по предмету, который он преподаёт, но и обладать общей эрудицией, дающей возможность и самому продвигаться по пути познания дальше и не останавливаться на достигнутом. Какая еще профессия имеет столько разнообразных возможностей для саморазвития!  

 

Учитель - артист. Его роль длится не час и не два, а многие долгие годы. Он играет свою роль полностью погружаясь в неё, живя в ней, жертвуя собой ради других. 

 

Учитель - врач. Врач, который лечит не тело, а душу. Многих своих "пациентов" он лечит годами, многие не хотят и не стремятся лечиться. Может пройти и десяток лет, прежде чем твой бывший пациент осознает то, что дал ему учитель и скажет спасибо. 

 

Учитель - строитель. Он строит человеческие судьбы. Но при строительстве надо не забывать что они не из бетона, а из хрусталя. Одно неверное слово, неаккуратное движение и можно сломать всю постройку, всё то, что ты строил так долго. 

 

В то же время учитель простой человек, со своими радостями и печалями, проблемами и увлечениями. Он многогранен и интересен, добр и строг, справедлив и не подкупен. 

 

Откуда же берет силы учитель, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом и скульптором, отцом и матерью? Каким же неистощимым должно быть вдохновение учителя?! 

 

Я понимаю, что школе сегодня живётся трудно. Она отражает и несёт в себе все проблемы нашего общества. Сейчас быть учителем в школе не особенно престижно (увы!). Сегодня в школах остались люди, влюбленные в свою профессию, преданные ей, люди, готовые к самопожертвованию во имя будущего. 

 

Каким должен быть современный учитель?   Задавая себе этот вопрос, думаю, что он должен быть на своих уроках актером, художником, творцом. Быть личностью яркой и притягательной, чтобы в ней чувствовались сила воли и души, - вот главное, что характеризует современного учителя. Этому учат тысячи прочитанных книг, сотни пройденных дорог и бесчисленное множество встретившихся в пути людей. Этому учат трудности, которые встречаются на пути, ибо с каждым разом, преодолев препятствие, мы становимся сильнее. Этому учат собственные ученики изо дня в день, от урока к уроку. Ибо, «обучая, учимся сами» (Сократ). И надо быть очень способным учеником, чтобы понять и принять все уроки, преподнесенные жизнью, и стать настоящим учителем. 

 

Я часто задаю вопрос, что должно быть главным для учителя? И больше всего убеждаюсь в том, что главное -   увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы. Очень важно раннее выявление склонностей и способностей детей. Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь   этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.