Статья-публикация " Понятие портфолио в современном образовательном процессе"

Летова Александра Васильевна

Статья посвящена портфолио , как необходимому инструменту в образовательном процессе разных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponyatie_1.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие портфолио в современном образовательном процессе

Портфель индивидуальных учебныхдостижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки.

В.К.Загвоздкин.

До полной интеграции России в политико-экономической структуре Европы ещё далеко, но в области образования она уже становится частью общеевропейского пространства. Одним из доказательств тому может служить факт, что уже несколько лет в Российской Федерации существует и успешно используется документ - Европейский портфель или портфолио. Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На западе его называют «портфолио» и говорят о нём, как об одном из образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа 21 века - это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящий по всему миру.

 Идея портфолио связана с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. Самым главным здесь является не портфолио как таковое, а так называемое «портфолио - процесса - совокупность процесса обучения и учения, выстраиваемых в связи с портфолио». Само же портфолио получается как побочный продукт этого процесса. Понимаемая так идея портфолио связывается с процессами модернизации современной школы.

Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие “портфолио”, пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса.

Портфолио –

  • визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации
  • досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста. (Новейший словарь иностранных слов и выражений)

 Учебное портфолио легко интерпретируется в профессиональные и служебные системы оценки, что даёт возможность раннего формирования профессионально значимых умений учащегося» Благодаря портфолио можно будет судить об учебных, творческих, коммуникативных способностях школьника. Основной смысл – “показать всё, на что ты способен”

      Являясь способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения, портфолио выступает важным элементом практико – ориентированного подхода к образованию. Это своеобразный отчёт по процессу обучения подростка, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения. Потрфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи:

  1. поддерживать высокий уровень мотивации;
  2. поощрять активность и самостоятельность;
  3. расширять возможности обучения и самообучения;
  4. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.

Первый тип портфолио – это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учёбу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т.п.)

Второй тип портфолио– рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика, которые делались в течение определенного срока (сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты и т.д.).

Третий тип портфолио - проблемно – исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам (варианты реферата, доклада или статьи, списки литературы для изучения, проблемные области, план исследования, дискуссионные точки зрения, статистика, цитаты, афоризмы и т.д.). Сбор и систематизация материала в таких портфолио помогает учащимся не только достойно написать какую-либо научную работу, но и развивает их познавательные интересы.

Четвёртый тип портфолио – тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Работа над ним строится следующим образом: учитель сообщает вначале название изучаемой темы, а также форму контроля по ней – защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой. Учащимся в самом начале

предъявляются задания разного уровня сложности, отражающие различные

уровни мышления и познания. 

Предполагается, что портфолио достижений ученика будет складываться из трёх разделов:

«портфолио документов»

«портфолио работ»

«портфолио отзывов»

В портфолио документов входят документированные индивидуальные образовательные достижения – документы об участии в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях (грамоты, дипломы, сертификаты, свидетельства и т. д. ). Это даст возможность как количественной, так и качественной оценки материалов портфолио.

Портфолио работ – это собрание творческих, исследовательских и проектных работ ученика, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Портфолио работ оформляется в виде творческой книжки с приложением самих работ (текстов, бумажных или электронных документов, видеозаписей и т. д.). Эта часть портфолио ученика даст качественную оценку по заданным параметрам (полнота, разнообразие, убедительность материалов, направленность интересов и т. д.).Портфолио отзывов – это характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителем, родителями и др., а также письменный анализ отношения самого школьника к своей деятельности и ее результатам (тексты заключений, рецензий, отзывы, резюме, рекомендательные письма и прочее). Эта часть портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

Анализ литературы, посвященный применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, то есть для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время в школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно - личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократического информационного общества.