Заседание ТГПР весна 2021

На странице представлен Методический практикум по составлению индивидуальной траектории развития педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_praktikum.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Методический практикум

«Per aspera ad astra»

Денисова Людмила Геннадьевна,

директор школы

Иванова Мария Александровна,

заместитель директора по учебной работе

МБОУ-СОШ р.п.Пушкино

Советского района Саратовской области

Цель данного методического практикума - организация повышения квалификации педагогов МБОУ – СОШ р.п.Пушкино Советского района Саратовской области посредством создания условий для сознательного управления педагогом своим развитием.

Задачи:

  1. создать условия для осознания педагогами необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора содержания, формы, режима и уровня образования;
  2. осуществить целенаправленную деятельность по формированию у педагогов устойчивого интереса к процессу проектирования собственного образовательного маршрута.
  3. сформировать четкое представление об индивидуальном образовательном маршруте (ИОМ) педагога;
  4. включить педагогов в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

1. Организационный момент

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего методического семинара «Per aspera ad astra». Мне хотелось бы начать со слов известного педагога Адольфа Дистервега «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

- И для того, чтобы осуществить этот образ, педагог должен, конечно, над собой работать. И мы поговорим сегодня об индивидуальном образовательном маршруте педагога. С 2019 года школа является муниципальной инновационной площадкой «Современная школа как фактор   мотивации педагогов и обучающихся к образовательному процессу».  Одной из задач работы площадки – непрерывное повышение качество знаний педагога.  С индивидуальной образовательной траекторией мы с вами уже знакомы.  Ежегодно мы проделываем колоссальную работу с неуспевающими учащимися именно составляя траекторию и работая по ней в течении учебного года.  И это дает свои результаты. Сравнивая 1 четверть 2019-2020 учебного года и 2020-2021 учебного года, мы видим результаты:

1.  Успеваемость по школе выше на 1,5 %.

2.  Обучающихся с одной «3» сократилось в два раза (с 4 до 2 человек).

3.  Школа перешла в эффективный режим развития. (учитывая тенденцию прошлых лет, МБОУ – СОШ р.п. Пушкино была в «школах с низкими образовательными результатами»)

Несмотря на положительные стороны, я считаю, что построение индивидуальной образовательной траектории является важным шагом в развитии компетентности педагогических работников школы.  Средний возраст педагогов нашей школы 47 лет.   Пандемия внесла свои коррективы в режим работы и нам предстоит осваивать новые платформы и методы обучения.  Кроме того, все педагоги школы участвуют в благотворительном проекте  школьной цифровой платформы «Сберкласс» от Сбербанка.

2. Теоретическая часть

- Итак, в какие нормативные или организационно-методические документы предписывают необходимость разработки и наличия индивидуального образовательного маршрута педагога?

Нормативные документы:

-  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

-  Профессиональный стандарт «Педагог»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

-  Должностная инструкция педагога МБОУ-СОШ р.п.Пушкино.

- Начнем с самого главного документа - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Здесь нас интересует Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников. В Пункте 1«Педагогические работники обязаны» есть некоторые моменты, которые являются теми самыми предпосылками к разработке индивидуального образовательного маршрута педагога - это систематически повышать свой профессиональный уровень и проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.

- Далее – это Профессиональный стандарт педагога   - нормативный документ, который определяет область профессиональной деятельности, требования к содержанию, условию квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням. Это инструмент реализации стратегии образования, повышения качества образования, средства отбора педагогических кадров в учреждениях образования, измеритель квалификации педагога и основа для формирования трудового договора.

- Следующий нормативный документ – это Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Одними из основных задач проведения аттестации являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста. Это:

- активное участие в работе школьных методических кафедр педагогических работников организации;

- выступление на различных семинарах, конференциях, проведение открытых занятий и т.д.;

- транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной.

И еще один документ – это должностная инструкция педагога МБОУ-СОШ р.п.Пушкино, в третьем разделе которой прописаны должностные обязанности: в рамках трудовой функции разработка программно-методического обеспечения реализации общеобразовательной программы педагог должен осуществлять непрерывное самообразование.

В последние годы в российском образовании происходят инновационные процессы, направленные на развитие и совершенствование всей системы образования.

- Как вы уже знаете, реализация национального проекта "Образование" рассчитана на 2019-2024 годы. Всего в него включены 10 федеральных проектов.

- Один из них - Федеральный проект "Учитель будущего" предполагает проведение реформ в национальной системе учительского роста. Его цель – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% педагогов общеобразовательных организаций.

- Высокие требования к качеству работы педагога, конкурентоспособность на рынке образовательных услуг побуждают работников учреждений систематически улучшать качество своей работы и повышать свою квалификацию.

- Таким образом, в настоящее время индивидуальная образовательная траектория является одной из ведущих технологий профессионального развития педагога.

- Что такое индивидуальная образовательная траектория? С чем связано это понятие?

- Главной задачей в работе с педагогами становится развитие их профессиональных компетентностей: формирование творческой индивидуальности, готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям, способности к непрерывному образованию.

- В своём профессиональном становлении педагоги проходят определенные этапы профессионального роста. Эти этапы зафиксированы в условных статусах – педагог-«стажёр», педагог-«практик», педагог-«технолог» и педагог-«мастер» (рис. 1).

C:\Users\Мария\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\image1.png

Профессиональный рост педагога

Условный статус педагога

Цель

деятельности

Ролевая позиция на этапе:

подготовки

проведения

анализа

Педагог-

«стажёр»

Отработка навыков реализации инновации (технологии)

участник

группы

активное

участие

самооценка деятельности

Педагог-

«практик»

Отработка навыков реализации инновации (технологии)

участник

группы

активное

участие

отработка теоретических знаний на практике, накопление опыта, самооценка деятельности

Педагог-

«технолог»

Отработка навыков реализации инновации (технологии)

на технологическом уровне

руководитель группы

помощник

руководителя или ведущего

оценка работы группы

Педагог-

«мастер»

Отработка навыков реализации инновации (технологии) на системно-технологическом уровне

организатор

руководитель

группы или

ведущий

мероприятия

оценка результативности

мероприятия

Педагог-«стажёр» - педагог, входящий в практику профессии, опробующий свои силы, участник образовательного процесса, имеющий первые положительные результаты, активный участник творческой группы, умеющий дать оценку своей деятельности.

Педагог-«практик»- педагог, владеющий основами профессии, применяющий известные в науке и в практике приемы, активный участник образовательного процесса, отрабатывающий теоретические знания на практике и накапливающий опыт, умеющий дать оценку своей деятельности, повседневно решающий нестандартные задачи («открытия для себя»), обладающий положительной результативностью и эффективностью. Преимущественная ориентация на знания (а не на развитие) учащихся.

Педагог-«технолог» - педагог, отрабатывающий навыки реализации инновации (какой-либо технологии), являющийся помощником руководителя или руководителем творческой группы, умеющий дать оценку работы группы. Такого педагога характеризует стремление и умение изучать и оценивать значимость своих оригинальных идей или новых приемов других педагогов, оценивание эффективности, оптимальности; поиск и использование отдельных оригинальных приемов или целостных оригинальных приемов или систем обучения или воспитания; творчество («открытие для других»), эффективность в поисках нового, четкая ориентация на психическое развитие учащихся как главный результат труда, индивидуальность.

Педагог-«мастер» - опытный педагог, владеющий высшими образцами известных в науке и практике приемов, повседневно решающий нестандартные педагогические задачи («открытие для себя»); обладающий устойчивой высокой эффективностью, оптимальностью (работа без перегрузок) и стремлением учитывать развитие учащихся. Это педагог отрабатывающий навыки реализации инновации (какой-либо технологии) в системе, передающий опыт другим педагогам, являющийся организатором и руководителем творческой группы, ведущий методических мероприятий, умеющий дать оценку результативности мероприятия. Он никогда не останавливается в самосовершенствовании, повышении своей квалификации, участвует в различных профессиональных конкурсах, всегда рад поделиться своим педагогическим опытом с коллегами.

- Ролевая позиция педагога напрямую зависит от его профессиональных качеств. От этой позиции, занимаемой педагогом в образовательном процессе, зависит конечный результат его совместной деятельности с субъектами образовательного процесса (обучающимися, коллегами, родителями и т.д.).

- Какие же формы методической работы применяют педагоги на всех этапах профессионального роста?

- Есть различные формы методической работы, и, в зависимости от той ролевой позиции, в которой педагог находится в данное время, можно построить различные индивидуальные образовательные траектории

.

Формы методической работы педагогов:

Средства обучения в межаттестационный период

Формы методической работы

Практическая

деятельность

Самостоятельное конструирование занятий.

Проведение открытых занятий.

Самоанализ открытых занятий.

Взаимопосещение  занятий.

Обобщение собственного педагогического опыта.

Педагогические семинары.

Внедрение и реализация образовательных технологий.

Мониторинг образовательной успешности учащихся.

Составление индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Создание банка дидактических материалов.

Профессиональное

общение

Конструирование занятий в группах педагогов.

Анализ посещенных открытых занятий.

Участие в групповом анализе занятия.

Участие в конструировании и подготовке методических мероприятий.

Активная позиция при проведении мероприятий: участие в работе творческой группы, руководитель группы.

Обмен практическим опытом с коллегами.

Консультирование коллег.

Организация и проведение практикумов.

Выступление на педагогических чтениях.

Проведение мастер-классов.

Выступление на педагогическом совете.

Участие в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства.

Участие в научно-практических конференциях.

Наставничество.

Самообразование

Изучение литературы.

Подготовка сообщения, содоклада, доклада.

Знакомство с опытом коллег.

Разработка дидактического, наглядного и раздаточного материала для методической работы.

Описание собственного педагогического опыта.

Творческий отчет.

Внешние формы повышения квалификации (КПК, профессиональная переподготовка).

Самостоятельная работа по организации образовательной деятельности и  решению дидактических задач.

- Каковы же направления индивидуальной образовательной траектории, по которым мы с вами можем выстраивать свой   маршрут?

Это:

  • повышение квалификации педагога в системе непрерывного профессионального образования;
  • деятельность педагога в профессиональном сообществе;
  • участие педагога в методической работе (обмен опытом);
  • самообразование педагога.

- Индивидуальная образовательная траектория, как мы видим, это некая такая «дорожная карта», по которой педагог идёт и совершенствует своё профессиональное мастерство. Т.е. это некая технология, основанная на образовательной потребности и мотивационной сфере педагога. Именно технология, т.е. у неё есть начало, есть проблема, есть окончание (не только по срокам, но и по этапам), есть оценка того, что сделано педагогом. И целью, и результатом индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) будет как раз развитие профессиональной компетентности педагога. ИОТ целесообразно проектировать на основе личных образовательных потребностей.

- Тогда возникает следующий вопрос: как же теперь выстроить его? Какой алгоритм, какую «дорожную карту» себе задать? Что, зачем, будет идти?

- Что мы сначала с вами должны сделать, чтобы выстроить этот алгоритм?

(Выслушиваются ответы педагогов: планировать, определить план действий).

- А что мы будет включать в это планирование? И тогда, на основе чего мы будем планировать? Что станет основой этого плана действий?

(Выслушиваются ответы педагогов: методическая тема, над которой работает педагог; цель, проблема).

- Самый первый шаг, который мы чаще всего упускаем – это проблема! Мы должны приступить к разработке ИОТ с того, что выявить начало проблемы, затруднения. Потому, что тема формулируется не на основе актуальности. Она может быть актуальна, но педагог, например, прекрасно владеет технологиями развивающего обучения, умеет работать с одаренными детьми, но он должен найти себе проблему. Какие у него возникают затруднения? Педагог должен сначала понять свои затруднения.

- Затем, исходя из проблемы, мы определяем методическую тему, цель и задачи своего профессионального развития. Мы не можем свои профессиональные затруднения переложить и сформулировать цель таким образом, что она не как не будет пересекаться с нашей образовательной деятельностью, со стратегическими планами развития образовательного учреждения и с основной образовательной программой.

- Далее мы с вами пытаемся перечислить те самые профессиональные умения, которые необходимо развивать или сформировать для того, чтобы достичь цели и описать средства – как мы это будем реализовывать, т.е. достигать той цели и задач, которые поставили.

- Итак, последовательность действий:

  • выявить профессиональные проблемы и затруднения;
  • определить цель и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся со стратегическими планами развития ОУ и его основной образовательной программой;
  • перечислить профессиональные умения, которые необходимо развивать или сформировать;
  • описать средства (модели, механизмы) решения поставленных задач.

- Итак, ИОТ – это определенный алгоритм развития компетентности педагога.

3. Практическая работа педагога  в группах

Задание 1.

Ознакомиться с примером ИОТ педагога.

Задание 2.

Педагогам ШМК предлагается спроектировать индивидуальную образовательную траекторию, опираясь на статус профессионального роста педагога и формы методической работы: (вытаскивают из сундучка!!!)

ШМК учителей  предметов естественно – математического цикла – педагог – «практик»;

Администрация школы – педагог – «мастер»;

ШМК учителей  предметов общетехнических дисциплин – педагог – «технолог»;

ШМК учителей начальных классов – педагог – «стажёр»;

ШМК учителей предметов гуманитарного цикла– педагог – «мастер».

Задание 3.

Защита своих проектов ИОМ (по ШМК).

Выступление одного педагога от кафедры. Зачитывание разработанной ИОТ педагога. Другие педагоги отдела могут дополнять выступающего.

- Коллеги, большое спасибо за ответы!

4. Заключение

- Вот, по одной из таких траекторий может осуществляться движение педагога и работа над индивидуальной образовательной траекторией. По поводу табличек, которые вы увидели – они могут быть абсолютно разные по форме и по наполняемости. Педагог сам выбирает ту траекторию, которая позволяет ему как можно больше получить знаний, как можно больше иметь возможностей для обмена опытом.

- И вы увидели, что эта траектория состоит из четырех составляющих – это непрерывное профессиональное образование (КПК, семинары, вебинары, лекции, технологии). Здесь же может быть обозначено то содержание, которое необходимо данному педагогу и что ему хотелось бы услышать, пополнить.

- Педагог ищет эти пути. Он должен эти свои полученные знания применять на практике. Поэтому участие в методической работе – это шаг к тому, что педагог начинает создавать свой банк методических и дидактических материалов по данной методической теме.

- И следующий пункт – это самообразование.

- На примере данной ИОТ, мы видим часть элемента  Портфолио педагога, потому, что здесь учащиеся есть только на учебно-исследовательской деятельности. Участие и победы в конкурсах здесь не учитываются, а учитывается уровень профессиональной компетентности – это КПК, сертификаты, удостоверения, разработки конспектов занятий и сценариев воспитательных мероприятий.

- В заключении можно отметить, что ИОТ – это структурированная программа действий педагога на некотором фиксированном этапе работы; это личный, отличающийся характерными признаками путь следования; это замыслы педагога относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им, готовые к реализации в педагогических технологиях и в педагогической деятельности.

- ИОТ в межаттестационный период позволит педагогу в первую очередь вникнуть и втянуться в систему непрерывного образования и благополучно пройти процедуру аттестации.

- Ну, и закончить наш сегодняшний семинар-практикум хочется словами популярного мотивационного оратора, тренера и писателя Марка Хансена: «Не ждите, пока всё станет идеальным. Совершенства не будет никогда. Всегда будут трудности, препятствия и менее, чем желаемые обстоятельства. Начинайте сейчас! И с каждым шагом, что вы предпринимаете, вы будете становиться всё сильнее и сильнее, ваша уверенность в себе будет расти, и вы будете добиваться всё большего и большего успеха».

- На этом наш семинар-практикум закончен. Желаем вам творческих успехов и профессиональных достижений! Всем большое спасибо за работу!

Используемая литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Профессиональный стандарт «Педагог»;
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
  4. Должностная инструкция педагога МБОУ-СОШ р.п.Пушкино Советского района Саратовской области

Интернет-источники:

https://www.uchmet.ru/events/item/787300/   

https://www.uchmet.ru/personal/events/274987/