Наставничество
Участие в реализации программы "Наставничество"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.04 МБ | |
| 927.9 КБ | |
| 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА: Педагогическим советом МАДОУ г. Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка» Протокол №1 от 29.08.2025 г. | УТВЕРЖДЕНА: Приказом № 547 от 02.09. 2025 г. Заведующим МАДОУ г. Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка» ___________/И.В. Щербинина |
Персонализированная программа наставничества
воспитателя
Малыхиной Людмилы Александровны
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детски сад №37 «Дружная семейка»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Содержание | Страницы |
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Цели, задачи | 5 |
4. | Основные термины | 5 |
5. | Содержание программы | 6 |
6. | Этапы реализации программы | 7 |
7. | Механизмы реализации программы | 8 |
8. | Индивидуальный план работы наставника с новым специалистом | 10 |
1. Паспорт программы:
1. | Наименование программы | Программа по организации наставничества в МАДОУ, профессионального становлении молодых/начинающих педагогов- «Наставничество» |
2. | Основные цели и задачи программы | Цель: создание условий для профессионального роста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность начинающего педагога. Задачи:
|
3. | Сроки реализации | 2025-2026 учебный год |
4. | Структура программы | Паспорт программы Пояснительная записка Содержание программы Этапы реализации Механизм реализации Примерное планирование |
5. | Составители программы | Адмаева С.В. - заместитель заведующего Гутарева Е.С. – старший методист |
6. | Участники программы | Малыхина Л.А. - педагог-наставник КузнецоваЮ.Л.- начинающий педагог |
7. | Планируемые результаты | Приобретение начинающим педагогов личностного и профессионального роста |
2. Пояснительная записка
В России значительно возрастает роль педагога, в условиях модернизации системы образования, повышаются требования к личностным и профессиональным качествам.
Система наставничества вновь заслуживает внимание, в ней отражена необходимость педагога получить поддержку наставника, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте:
- Специалисты, поступающие в дошкольное учреждения, часто испытывают потребность более глубоких знаний в психологии дошкольника;
- Необходимое взаимодействие с семьей требует подготовки педагогов в работе с родителями;
- Одновременное освоение педагогом новых установок тормозит и осложняет профессиональное становление.
Программа наставничества МАДОУ г. Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка» разработана с целью становления педагога, его активной позиции, формирование его как личности, индивидуальности, а затем как работника владеющего специальными умениями в данной области.
3. Цель:
Оказание помощи начинающим педагогам в повышении профессиональной компетенции и мастерства.
Задачи:
- Прививать начинающему педагогу интерес к педагогической деятельности.
- Ускорить развитие профессионального становления, самостоятельно и качественно выполнять обязанности по занимаемой должности.
- Формировать задачи, моделировать и создавать условия их решения.
4. Основные термины
Наставничество - это передача опыта, знаний, формирование навыков через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.
Наставник – это один из педагогов, основная цель которого передать знания и практические навыки наставляемым, оказать помощь и поддержку в рабочих вопросах.
Наставляемый – участник системы наставничества, педагог не имеющий опыта педагогической деятельности, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержки приобретает новый опыт.
5. Содержание программы
Наставничество – отношение, в которых более опытный педагог помогает менее опытному усвоить определенные компетенции.
Этапы становления начинающего педагога:
- Адаптация;
- Стабилизация;
- Преобразование.
I этап – период адаптации: самый сложный период как для новичка так и для помогающих ему коллег.
II этап – процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиск лучших методов и приемов работы с детьми, формирование своего стиля в работе.
III этап – происходит совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы, складывается система работы.
Прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально.
Начинающим педагогам считается, как правило овладевший основами педагогики и психологии, проявляющий желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих новых навыков и умений.
Наставником может являться педагогический работник, обладающий профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области преподавания и воспитания. Наставник должен обладать профессиональной подготовкой, коммуникативными навыками и гибкостью в общении.
6. Этапы реализации программы
1. | Подготовительный этап реализации программы | - закрепление начинающего педагога за наставляемым; - подбор методической литературы для изучения начинающему педагогу; - составление плана работы с учетом индивидуальных затруднений; Кандидатура наставника утверждается приказом заведующего с указанием срока наставничества (не менее одного года) |
2. | Основной этап программы | - совместное проектирование образовательного процесса, составление календарного и перспективного плана работы; - совместное изучение новейших технологий и применение их в работе с детьми; - ознакомление начинающих педагогов с организацией предметно-развивающей среды; - показ совместной деятельности с детьми в режимных моментах; - консультации для начинающих педагогов по работе с родителями; - самообразование начинающих педагогов; - обсуждение образовательной деятельности, использование приемов и методов в различных ситуациях. |
3. | Завершающий этап | - показ открытых мероприятий; - подведение итогов работы; - обобщение опыта работы. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение начинающим педагогом целей и задач в период наставничества. |
7. Механизм реализации программы
Реализация программы «Наставничество» рассчитана на один учебный год. Методическая служба и заместитель заведующего по ВМР осуществляет контроль реализации программы и работой наставника.
Руководитель образовательного учреждения в начале учебного года создает приказ о закреплении за начинающим педагогом наставника и необходимых условий для совместной работы.
Составляется примерный план работы на учебный год, в соответствии с которым осуществляется работа и контроль. В конце учебного года результаты по наставничеству предоставляются на итоговом педагогическом совете.
Цель: развитие профессиональных умений и навыков начинающего педагога.
Задачи:
- Изучение нормативно-правовой документации;
- Оказать помощь в изучении основных понятий и терминов в области педагогики;
- Оказать помощь в ведении документации воспитателя (в соответствии с номенклатурой воспитателя);
- Оказать помощь в организации предметно-развивающей среды в группе;
- Помощь в организации непосредственно образовательной деятельности;
- Познакомить с механизмом использования наглядного материала;
- Разработка и написание календарно-тематического планирования на основе программы;
- Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности;
- Общие вопросы по взаимодействия с родителями (планирование по работе с родителями, проведение родительских собраний).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
работы наставника с новыми специалистами
на 2025-2026 учебный год
Новый педагог Кузнецова Ю.Л.
должность: воспитатель
Педагог наставник Малыхина Л.А.
должность: воспитатель, категория 1
Цель: способствовать профессионального становления нового педагога в профессию, развитию его компетентности и мастерства.
Задачи: помочь новому педагогу в личностной и социально-педагогической адаптации, привить интерес к педагогической деятельности, к правилам корпоративной культуры МАДОУ, разъяснить механизм работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, организовать углубленное изучение инновационных педагогических технологий и освоение их на практике.
Содержание работы | Форма проведения | Сроки | Отметка о выполнении |
Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение программы учреждения, участие молодого педагога в составлении перспективного и календарного планов, плана по самообразованию. | Консультация, оказание помощи. Знакомство с основной документацией, регламентирующей деятельность ДОУ. | Сентябрь 01-05 | |
Выбор темы самообразования, составление плана. | Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. | Сентябрь 05-08 | |
Изучение видов мониторинга. Подбор диагностического материала. | Мониторинг детского развития | Сентябрь 15-19 | |
Обсуждение возможных тем родительского собрания на начало учебного года. Помощь в организации проведения собрания, обсуждение собрания. | Родительское собрание | Сентябрь -октябрь 22.09-03.10. | |
Материалы по вопросам педагогической этики, риторики, культуры и т.д. | Имидж педагога | Октябрь 6-10 | |
Просмотр молодым специалистом режимных моментов, ответы на вопросы молодого специалиста. | Виды организации режимных моментов в детском саду | Октябрь 13-17 | |
Использование проектов в работе.
| Консультация и ответы на интересующие вопросы. Анализ перспективного плана проектной деятельности. | Октябрь 20-31 | |
Посещение молодым специалистом ОД и режимных моментов у наставника | Совместная разработка конспектов ОД, эффективное использование дидактического материала в работе | Ноябрь 3-7 | |
Посещение ОД и режимных моментов молодого педагога. Обсуждение | Декабрь 10-14 | ||
Работа с детьми и родителями. Привлечение родителей к мероприятиям в детском саду. | Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым педагогом | Декабрь 17-21 | |
Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на работе с детьми и ваш выход из нее» | Установка контактов с семьями воспитанников | Декабрь 24-28 | |
Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми | Консультация, планирование, обмен опытом | Январь 15-19 | |
Участие в проводимых конкурсах. | Участие в проводимых конкурсах и других мероприятиях организуемых в ДОУ | Февраль 19-20 | |
Участие молодого педагога в разработке материалов для родителей. | Повышение профессионального мастерства | Февраль 24-27 | |
Консультация о правилах оформления родительского уголка, наличие материала, форма их оформления. | Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, участие молодого педагога в подготовке материалов для родителей | Март 2-6 | |
Оказание помощи в подготовке к прохождению аттестации педагогических работников. | Консультация молодого специалиста, оказание помощи в подготовке отчетной документации по аттестации. | Апрель 6-10 | |
Методика проведения обследования. | Диагностика воспитанников | Апрель 15-17 | |
Подготовка к летне-оздоровительному периоду. | Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. | Май12-15 | |
Подведение итогов работы. | Самоанализ нового педагога | Май 18-29 |
ИТОГ
Полностью выполнено:______________________ пунктов плана.
Частично реализовано: ______________________ пунктов плана.
Причина невыполнения_____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Не выполнено:______________________________ пунктов плана.
Причина невыполнения _____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Молодой педагог продемонстрировал:
- Активность
- Откликался на предложения
- Продуцировал новые идеи, предложения
- Осознанная готовность к профессиональной деятельности
Идеи (дополнительное мнение) _______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
