Наставничество

Малыхина Людмила Александровна

Участие в реализации программы "Наставничество"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка»

Протокол №1 от 29.08.2025 г.

УТВЕРЖДЕНА:

Приказом № 547  от 02.09. 2025 г.

Заведующим МАДОУ г. Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка»

___________/И.В. Щербинина

Персонализированная программа наставничества

воспитателя

Малыхиной Людмилы Александровны

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детски сад №37 «Дружная семейка»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Содержание

Страницы

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

5

3.

Цели, задачи

5

4.

Основные термины

5

5.

Содержание программы

6

6.

Этапы реализации программы

7

7.

Механизмы реализации программы

8

8.

Индивидуальный план работы наставника с новым специалистом

10

1. Паспорт программы:

1.

Наименование программы

Программа по организации наставничества в МАДОУ, профессионального становлении молодых/начинающих педагогов- «Наставничество»

2.

Основные цели и задачи программы

Цель: создание условий для профессионального роста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность начинающего педагога.

Задачи:

  • Обеспечить наиболее легкую адаптацию начинающих педагогов в коллективе.
  • Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетенции и профессионального мастерства начинающих педагогов.
  • Обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
  • Приобщать начинающих педагогов к корпоративной культуре.
  • Сформировать у начинающих педагогов потребность в постоянном пополнении педагогических знаний через непрерывное самообразование.

3.

Сроки реализации

2025-2026 учебный год

4.

Структура программы

Паспорт программы

Пояснительная записка

Содержание программы

Этапы реализации

Механизм реализации

Примерное планирование

5.

Составители программы

Адмаева С.В. - заместитель заведующего

Гутарева Е.С. – старший методист

6.

Участники программы

Малыхина Л.А. - педагог-наставник

КузнецоваЮ.Л.- начинающий педагог

7.

Планируемые результаты

Приобретение начинающим педагогов личностного и профессионального роста

2. Пояснительная записка

В России значительно возрастает роль педагога, в условиях модернизации системы образования, повышаются требования к личностным и профессиональным качествам.

Система наставничества вновь заслуживает внимание, в ней отражена необходимость педагога получить поддержку наставника, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте:

  • Специалисты, поступающие в дошкольное учреждения, часто испытывают потребность более глубоких знаний в психологии дошкольника;
  • Необходимое взаимодействие с семьей требует подготовки педагогов в работе с родителями;
  • Одновременное освоение педагогом новых установок тормозит и осложняет профессиональное становление.

Программа наставничества МАДОУ г. Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка» разработана с целью становления педагога, его активной позиции, формирование его как личности, индивидуальности, а затем как работника владеющего специальными умениями в данной области.

3. Цель:

        Оказание помощи начинающим педагогам в повышении профессиональной компетенции и мастерства.

Задачи:

  • Прививать начинающему педагогу интерес к педагогической деятельности.
  • Ускорить развитие профессионального становления, самостоятельно и качественно выполнять обязанности по занимаемой должности.
  • Формировать задачи, моделировать и создавать условия их решения.

4. Основные термины

        Наставничество - это передача опыта, знаний, формирование навыков через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.

        Наставник – это один из педагогов, основная цель которого передать знания и практические навыки наставляемым, оказать помощь и поддержку в рабочих вопросах.

        Наставляемый – участник системы наставничества, педагог не имеющий опыта педагогической деятельности, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержки приобретает новый опыт.

5. Содержание программы

        Наставничество – отношение, в которых более опытный педагог помогает менее опытному усвоить определенные компетенции.

        Этапы становления начинающего педагога:

  1. Адаптация;
  2. Стабилизация;
  3. Преобразование.

I этап – период адаптации: самый сложный период как для новичка так и для помогающих ему коллег.

II этап – процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиск лучших методов и приемов работы с детьми, формирование своего стиля в работе.

III этап – происходит совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы, складывается система работы.

Прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально.

Начинающим педагогам считается, как правило овладевший основами педагогики и психологии, проявляющий желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих новых навыков и умений.

Наставником может являться педагогический работник, обладающий профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области преподавания и воспитания. Наставник должен обладать профессиональной подготовкой, коммуникативными навыками и гибкостью в общении.

6. Этапы реализации программы

1.

Подготовительный этап реализации программы

- закрепление начинающего педагога за наставляемым;

- подбор методической литературы для изучения начинающему педагогу;

- составление плана работы с учетом индивидуальных затруднений;

Кандидатура наставника утверждается приказом заведующего с указанием срока наставничества (не менее одного года)

2.

Основной этап программы

- совместное проектирование образовательного процесса, составление календарного и перспективного плана работы;

- совместное изучение новейших технологий и применение их в работе с детьми;

- ознакомление начинающих педагогов с организацией предметно-развивающей среды;

- показ совместной деятельности с детьми в режимных моментах;

- консультации для начинающих педагогов по работе с родителями;

- самообразование начинающих педагогов;

- обсуждение образовательной деятельности, использование приемов и методов в различных ситуациях.

3.

Завершающий этап

- показ открытых мероприятий;

- подведение итогов работы;

- обобщение опыта работы.

Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение начинающим педагогом целей и задач в период наставничества.

7. Механизм реализации программы

Реализация программы «Наставничество» рассчитана на один учебный год. Методическая служба и заместитель заведующего по ВМР  осуществляет контроль  реализации программы и работой наставника.

Руководитель образовательного учреждения в начале учебного года создает приказ о закреплении за начинающим педагогом наставника и необходимых условий для совместной работы.

Составляется примерный план работы на учебный год, в соответствии с которым осуществляется работа и контроль. В конце учебного года результаты по наставничеству предоставляются на итоговом педагогическом совете.

Цель: развитие профессиональных умений и навыков начинающего педагога.

Задачи:

  • Изучение нормативно-правовой документации;
  • Оказать помощь в изучении основных понятий и терминов в области педагогики;
  • Оказать помощь в ведении документации воспитателя (в соответствии с номенклатурой воспитателя);
  • Оказать помощь в организации предметно-развивающей среды в группе;
  • Помощь в организации непосредственно образовательной деятельности;
  • Познакомить с механизмом использования наглядного материала;
  • Разработка и написание календарно-тематического планирования на основе программы;
  • Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности;
  • Общие вопросы по взаимодействия с родителями (планирование по работе с родителями, проведение родительских собраний).

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

работы наставника с новыми специалистами

на 2025-2026 учебный год

Новый педагог Кузнецова Ю.Л.

должность:  воспитатель

Педагог наставник Малыхина Л.А.

должность: воспитатель, категория 1

Цель: способствовать профессионального становления нового педагога в профессию, развитию его компетентности и мастерства.

Задачи: помочь новому педагогу в личностной и социально-педагогической адаптации, привить интерес к педагогической деятельности, к правилам корпоративной культуры МАДОУ, разъяснить механизм работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, организовать углубленное изучение инновационных педагогических технологий и освоение их на практике.

Содержание работы

Форма проведения

Сроки

Отметка о выполнении

Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение программы учреждения, участие молодого педагога в составлении перспективного и календарного планов, плана по самообразованию.

Консультация, оказание помощи. Знакомство с основной документацией, регламентирующей деятельность ДОУ.

Сентябрь

01-05

Выбор темы самообразования, составление плана.

Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме.

Сентябрь

05-08

Изучение видов мониторинга. Подбор диагностического материала.

Мониторинг детского развития

Сентябрь

15-19

Обсуждение возможных тем родительского собрания на начало учебного года. Помощь в организации проведения собрания, обсуждение собрания.

Родительское собрание

Сентябрь -октябрь

22.09-03.10.

Материалы по вопросам педагогической этики, риторики, культуры и т.д.

Имидж педагога

Октябрь

6-10

Просмотр молодым специалистом режимных моментов, ответы на вопросы молодого специалиста.

Виды организации режимных моментов в детском саду

Октябрь

13-17

Использование проектов в работе. 

 

Консультация и ответы на интересующие вопросы. Анализ перспективного плана проектной деятельности.

Октябрь

20-31

Посещение молодым специалистом ОД и режимных моментов у наставника

Совместная разработка конспектов ОД, эффективное использование дидактического материала в работе

Ноябрь

3-7

Посещение ОД и режимных моментов молодого педагога. Обсуждение

Декабрь

10-14

Работа с детьми и родителями. Привлечение родителей к мероприятиям в детском саду.

Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым педагогом

Декабрь

17-21

Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на работе с детьми и ваш выход из нее»

Установка контактов с семьями воспитанников

Декабрь

24-28

Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми 

Консультация, планирование, обмен опытом

Январь

15-19

Участие в проводимых конкурсах.

Участие в проводимых конкурсах и других мероприятиях организуемых в ДОУ

Февраль 19-20

Участие молодого педагога в разработке материалов для родителей.

Повышение профессионального мастерства

Февраль 24-27

Консультация о правилах оформления родительского уголка, наличие материала, форма их оформления.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, участие молодого педагога в подготовке материалов для родителей

Март 2-6

Оказание помощи в подготовке к прохождению аттестации педагогических работников.

Консультация   молодого специалиста, оказание помощи в подготовке отчетной документации по аттестации.

Апрель 6-10

Методика проведения обследования.

Диагностика воспитанников

Апрель 15-17

Подготовка к летне-оздоровительному периоду.

Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи.  

Май12-15

Подведение итогов работы.

Самоанализ нового педагога

Май 18-29

ИТОГ

Полностью выполнено:______________________ пунктов плана.

Частично реализовано: ______________________ пунктов плана.

Причина невыполнения_____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не выполнено:______________________________ пунктов плана.

Причина невыполнения _____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Молодой педагог продемонстрировал:

  • Активность
  • Откликался на предложения
  • Продуцировал новые идеи, предложения
  • Осознанная готовность к профессиональной деятельности

Идеи (дополнительное мнение) _______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________