Тематический план мероприятий по набору и комплектованию групп обучающихся МБУДО ЦДТ с учетом специфики дополнительных общеобразовательных программ на 2020-2021 учебный год

Волонцевич Галина Александровна

 

Тематический план мероприятий  по набору и комплектованию групп обучающихся  МБУДО ЦДТ

с учетом специфики дополнительных общеобразовательных программ 

 на 2020-2021 учебный год

Данное тематическое планирование разработано в помощь педагогу дополнительного образования как методическое пособие по набору и комплектованию творческого объединения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_plan_komplektovanie_tvorcheskih_obedineniy.docx39.84 КБ

Предварительный просмотр:

Данное тематическое планирование разработано в помощь педагогу дополнительного образования как методическое пособие по набору и комплектованию творческого объединения.

Пояснительная записка

Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей (общих и специальных), личностных качеств и т.д. Это предъявляет определенные требования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми.

В то же время анализ массовой практики деятельности творческих объединений дополнительного образования показывает, что взаимодействие педагога с детьми сводится зачастую к примитивному «натаскиванию»: обучающимся дается необходимый объем практических умений и минимум теоретических знаний, что позволяет руководителю воплощать в детских работах собственные творческие замыслы. Педагогические проблемы в таком случае остаются за рамками интересов педагога, а возможное разнообразие форм учебной работы сводится к однотипным занятиям в пределах учебного кабинета образовательного учреждения.

Преодолеть «профильную однобокость» в работе с обучающимися и организовать полноценный образовательный процесс позволят тщательно продуманное содержание, разнообразие методов и форм учебной работы, системно организованный «внеучебный» процесс.

Цель работы: оказания методической помощи педагогам дополнительного образования в организации учебных занятий в творческих объединениях учреждений дополнительного образования детей. 

Задачи работы:

  • Организация мероприятий в МБУДО ЦДТ с привлечением обучающихся и их родителей (законных представителей;
  • Организация сотрудничества с образовательными учреждениями и так же с учреждения культуры и спорта;
  • Анализ и обобщение  опыт работы педагогов в области привлечения обучающихся в творческие  объединения.
  • Развитие творческого потенциала педагогов, поддерживать их интерес к поиску новых эффективных форм и способов привлечения детей в творческие  объединения.
  • Обмен  педагогическим опытом работы педагогов дополнительного образования в вопросах построения организационно-мотивационного этапа на занятиях.

Принципы, лежащие в основе процесса комплектования творческого объединения:

1.  Определяющая роль программного обеспечения. Если следовать данному принципу при комплектовании творческих объединений или спортивных секций, то зачислении обучающихся на определенную дополнительную общеобразовательную программу осуществляется в соответствии с требованиями программы. Данный принцип особенно важен при комплектовании групп для обучения по предпрофессиональным программам физкультурно-спортивной направленности.

2. Учет запроса учредителя, родителей, подростков, социальных и сетевых партнеров. Если следовать данному принципу при комплектовании творческих объединений, то комплектование, как правило, является перспективным и планируется на 3 года вперед, проводится социологический опрос родителей и детей микрорайона, района. При сетевом партнерстве с общеобразовательной школой содержание дополнительных общеобразовательных программ и контингент обучающихся определяется в начале календарного года на следующий учебный год.

3.  Принцип отбора детей в соответствии с их способностями. Данный принцип реализуется, как правило, при комплектовании групп для обучения по предпрофессиональным программам художественной и физкультурно-спортивной направленности.  

4.  Вариативность. Если следовать данному принципу при комплектовании творческих объединений, ребенку и его родителям предлагается несколько детских творческих объединений по интересам ребенка, из которых они выбирают то, что подходит по расписанию занятий, месту проведения занятий и т.д.

5.  Персонификация. Если следовать данному принципу при комплектовании творческих объединений, необходима организация беседы с родителями, в результате которой обсуждаются запросы родителей к образовательному результату и на их основе осуществляется выбор образовательной программы или планирование индивидуального образовательного маршрута (траектории).

Формирование полноценного творческого объединения, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые условия:

- вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;

-выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников, осуществляется им добровольно.

Традиционные формы набора детей в творческие объединения:

  • посещение классных часов и родительских собраний  в школах;
  • объявления;
  • набор через сайт учреждения;
  • набор на страничке социальной сети «ВК»;
  • рекламные буклеты;
  • оформление информационного стенда, где будут размещаться:
  • агитационные листовки, буклеты, плакаты;
  • план работы творческого объединения;
  • фотографии; копии грамот, дипломов, благодарностей ребятам, входящим в состав детского объединения;
  • поздравительные плакаты;  
  • мастер-классы;
  • выставки работ обучающихся и педагогов на различных городских мероприятиях

Порядок МБУДО ЦДТ «Положение о порядке комплектования творческих объединений, групп» и утверждается директором организации МБУДО ЦДТ с согласия коллегиального органа управления. Данный порядок, разрабатывается в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Концепцией развития дополнительного образования детей, Конвенцией о правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4. 3172-14) и Уставом МБУДО ЦДТ.

Списочные составы творческих объединений определяются ежегодно на начало текущего учебного года и утверждаются приказом директора МБУДО ЦДТ. Количество обучающихся в творческих объединениях, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальными нормативными актами МБУДО ЦДТ, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы (СанПиН 2.4.4. 3172-14).

Занятия в творческих объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. При включении в состав группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или детей-инвалидов состав группы уменьшается.

В группы первого года обучения зачисляются желающие обучаться в учреждении в соответствии с возрастными требованиями к дополнительным общеобразовательным программам. Комплектование групп на основе бюджетного финансирования производится в пределах утвержденных средств на текущий и плановый период. Прием обучающихся может осуществляться в группы второго и последующих годов обучения при успешном прохождении тестового задания, определяющего уровень владения ребенка навыками в выбранном виде деятельности, требуемыми для освоения дополнительной общеобразовательной программы, а также, в случае, если ребенок занимался по дополнительной общеобразовательной программе той же направленности в, но в другом учреждении или в этом же, но в другом творческом объединении.

Учебные группы формируются  по различным параметрам:

  • по возрасту;
  • по уровню подготовки в данном виде деятельности;
  • по уровню развития базовых способностей к данному виду деятельности (по итогам предварительной проверки);
  • по выбору детьми времени удобного для занятий.

Порядок приема в МБУДО ЦДТ  регламентируется Постановлением администрации муниципальной территории (органом самоуправления). В МБУДО ЦДТ  принимаются дети, проживающие на данной территории, обучающиеся в образовательных организациях, расположенных на данной территории в возрасте с 5 до 18 лет. Прием детей в МБУДО ЦДТ осуществляется через регистрацию ребенка в Навигаторе дополнительного образования Смоленской области, а так же на основании заявлений родителей (законных представителей) и медицинской справки (в творческие объединения, в которых она необходима) о состоянии здоровья ребенка с медицинским заключением о возможности заниматься в группах по избранному профилю.  При приеме детей в образовательные учреждения с родителями (законными представителями) детей заключается договор.

При приеме ребенка в МБУДО ЦДТ, последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с Уставом МБУДО ЦДТ, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными дополнительными общеобразовательными программами, реализуемыми МБУДО ЦДТ, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

План мероприятий по набору и комплектованию творческих объединений

Этапы работы

Мероприятия

Время проведения

Ответственный

Примечание

1 этап

 Организация предварительной записи

1.Собеседования администрации МБУДО ЦДТ с педагогами для уточнения имеющегося кадрового ресурса.

Май, август

Директор МБУДО ЦДТ, зам.директора МБУДО ЦДТ, педагоги дополнительного образования

2.Согласования запроса родителей (законных представителей) и заказа учредителя с возможностями МБУДО ЦДТ.

Май-июнь

Директор МБУДО ЦДТ, родители (законные представители) бучающихся

3.Консультации с родителями (законными представителями) по вопросам комплектации творческих объединений.

Педагог-организатор, педагоги дополнительного образования

4.Предварительная запись в МБУДО ЦДТ.

Апрель-июнь

Педагог-организатор, педагоги дополнительного образования

5.Регистрация в навигаторе дополнительного образования.

Август-сентябрь

Родители (законные представители) обучающихся

2 этап

 Организация рекламной компании

1.Дни открытых дверей и др.

Май, сентябрь

Педагог-организатор, педагоги дополнительного образования

2.СМИ.

В течение года

Педагог-организатор

3.Афиши, стенды, листовки.

Май, август

Педагог-организатор, педагоги дополнительного образования

4.Интернет (социальные сети и  группы).

В течение года

Педагог-организатор, педагоги дополнительного образования

5.Выступления детей, выставки работ детей и педагогов.

В течение года

Педагог-организатор, педагоги дополнительного образования

6.Мастер-классы  педагогов.

По отдельному плану

Педагог-организатор, педагоги дополнительного образования

7.Устная реклама (выходы в детские школьные коллективы, на родительские собрания).

Май, июнь, август

Педагог-организатор, педагоги дополнительного образования

3 этап

 Комплектование творческих объединений

1.Утверждение тарификации.

Сентябрь

Директор МБУДО ЦДТ

2.Комплектования учебных групп (с учетом вновь принятых детей).

Сентябрь

Педагог-организатор

Педагоги дополнительного образования

4 этап

Организационный

1. Организационные мероприятия

Сентябрь

Педагог-психолог, педагоги дополнительного образования

Собрание родителей

Родителей знакомят с основными моментами Устава МБУДО ЦДТ, дополнительной общеобразовательной программой творческого объединения, расписанием занятий, правила поведения в МБУДО ЦДТ, регламентирующими правилами получения услуги дополнительного образования, с требованиями, предъявляемыми к готовности к занятиям и внешнему виду обучающихся

2. Организационные занятия с обучающимися

Сентябрь

Педагоги дополнительного образования

Занятие №1

В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно - воспитательных задач: создать у детей положительный настрой на занятия в творческом объединении, вызвать познавательный интерес и желание творить; познакомить обучающихся  с дополнительной общеобразовательной  программой, правилами работы в творческом объединении и перспективами личностного развития; познакомить детей с учреждением; выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности; познакомить обучающихся  друг с другом, вовлечь обучающихся в коллективную деятельность, экскурсия по учреждению дополнительного бразования и его территории.

Занятие №2

Выявление уровня первичной подготовки обучающихся в данном виде деятельности: выполнение практической работы или творческого задания, тестовые задания, конкурсы и соревнования, познавательные игры. В результате педагог примет решение о необходимости внесения  корректив в дополнительную общеобразовательную программу. Знакомство ребят с правилами техники безопасности,  инструментами, материалами, обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса. Выбор старосты группы, распределение постоянных поручений. Педагогу необходимо иметь стратегию стимулирования детской успешности и родительской активности.

Ожидаемые результаты:

  • Удовлетворение запросов всех участников образовательного процесса;
  • Обеспечение открытости  деятельности МБУДО ЦДТ;
  • 100% сохранность контингента обучающихся МБУДО ЦДТ;
  • Повышения качества образования, улучшение условий реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • Повышение уровня творческих способностей и познавательного интереса детей с ОВЗ;
  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования;
  • Создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в творческом объединении;
  • Заключение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;
  • Формирование системы детского самоуправления.

Сохранность контингента обучающихся во многом зависит от способностей педагога учитывать возрастные и личностные особенности детей, формировать:

1.  Атмосферу принятия и дружбы в детском коллективе;

2.  Атмосферу успеха;

3. Веру детей в способность достичь результатов выше, лучше, чем их кумиры, выпускники данного детского коллектива;

4. Культуру принадлежности к образовательному и воспитательному пространству детей у родителей обучающихся. 

Практические рекомендации педагогу дополнительного образования по комплектованию и сохранности контингента обучающихся

 Отмечая роль и место в воспитании и развитии подрастающего поколения, при комплектовании групп обучающихся следует учитывать её особенности:

  • Мобильность: быстрое реагирование на запросы общества, потребности социума в расширении содержательных видов деятельности, разработка новых вариативных программ.
  • Персонификация образовательного процесса: ребенок находится в центре всех педагогических сил, а образовательный процесс направлен на удовлетворение запросов ребенка и его родителей. Для обучающихся создаются индивидуальные образовательные маршруты.
  • Личностная ориентация образовательного процесса, который направлен на развитие личностных качеств, задатков, способностей и особенностей ребенка его отношения к миру, людям, самому себе.
  • Многофункциональность: МБУ ДО МО Плавский район «ДЭЦ» предоставляя разнообразные услуги, осуществляет деятельность в нескольких направлениях в образовании (естественнонаучной, эколого-биологической) работе в социуме.
  • Полиструктурность: ориентируясь на социальный заказ, ДЭЦ имеет гибкие структуры: от одногодичных объединений до четырехлетних общеразвивающих программ.
  • Системность целей: все цели, от единичного мероприятия до стратегических целей развития всего учреждения, образует сложное иерархическое дерево целей, ориентированных на конечный результат.
  • Педагогизация социальной среды и содержательного досуга: вся деятельность в ДЭЦ направлена на реализацию главных функций - социально-воспитательной, культурообразующей, обучающей и развивающей.
  • Валеологизация среды: создание условий для сохранения и улучшения психического и физического здоровья детей.
  • Интеграция с другими учреждениями - образования, культуры, производства, а также с семьей.

Комплектование состава творческого объединения

Этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий —  организацию рекламы, запись, организационное собрание и оформление необходимой документации.

Организация рекламы объединения

Реклама может быть наглядной и устной и иметь следующие формы:

1.        Наглядная реклама:

  • информация в печатных средствах массовой информации, видеоролик по каналам местного телевидения и др.;
  • рекламная афиша (развешивается в образовательных, медицинских и культурно-досуговых учреждениях, на подъездах жилых зданий и т.д.);
  • рекламная        листовка (распространяется в        образовательных
  • учреждениях микрорайона, а также через почтовые ящики жилых зданий);
  • рекламная выставка работ обучающихся объединения (в основном помещении учреждения дополнительного образования или передвижной вариант);

2.        Устная реклама организуется в виде устных объявлений в образовательных и культурно-досуговых учреждениях.

Вне зависимости от вида и формы рекламы она должна содержать следующую информацию:

  • полное название учреждения дополнительного образования;
  • название объединения;
  • правила приема в объединение (возраст детей, уровень подготовки);
  • точный адрес и проезд;
  • телефон для справок;
  • дни и часы записи и консультаций;
  • на какой основе — платной или бесплатной проводятся занятия.

Массовая запись в творческое объединение

Массовая запись в творческие объединения проводится, как правило, в  конце (мае) и начале учебного года (конец августа и первую неделю сентября) и включает в себя следующие мероприятия:

  • массовую агитацию обучающихся в образовательных  учреждениях;
  • развешивание афиш (рекламки, листовки  и т.п.);
  • организацию и проведение Дня открытых дверей.

День открытых дверей представляет собой своеобразный праздник, который состоит из целого комплекса мероприятий. В их число входят:

  • массовая запись в творческие объединения;
  • встреча и консультации с педагогом (педагогами);
  • реклама деятельности творческого объединения;
  • организация выставок работ обучающихся творческих объединений;
  • организационное собрание творческого объединения;
  • дополнительные развлекательные мероприятия (игры-аттракционы, просмотр ультфильмов, компьютерные игры и т.д.).

Организационное собрание и необходимые документы

Следующим шагом в организации деятельности творческого объединения является проведение организационного собрания  объединения - первой встречи педагога со своими будущими обучающимися.

На этом собрании в доступной для обучающихся и родителей форме необходимо познакомить:

  • с общим содержанием дополнительной общеразвивающей программы;
  • с перспективами на текущий учебный год;
  • с расписанием занятий, согласовав при этом удобное для всех время;
  • с правилами поведения в учреждении и творческом объединении;
  • сказать о том, что нужно приносить с собой на занятия.

Хорошим дополнением к такому организационному собранию будет выставка работ или небольшая презентация обучающихся и педагога.

На организационном собрании нужно попросить обучающихся или родителей заполнить заявления, договор учреждения с родителями, которые являются в настоящее время необходимыми документами при приеме в творческое объединение.

Следующий важный этап организации деятельности творческого объединения — формирование учебных групп и составление расписания занятий. Учебные группы могут формироваться по различным параметрам:

  • по возрасту;
  • по уровню подготовки в данном виде деятельности.

Количество обучающихся в каждой учебной группе и продолжительность учебных занятий определяется в соответствии:

  • с уставом учреждения дополнительного образования;
  • санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности;
  • региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования;
  • дополнительной общеразвивающей программой объединения.

По итогам этого этапа работы педагог дополнительного образования составляет два документа, которые вместе с дополнительной общеразвивающей программой творческого объединения являются основанием для открытия творческого объединения и определения педагогической нагрузки педагога - списки учебных групп и расписание занятий.

Первые занятия

Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, так как складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям.

В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач:

1) создать у обучающихся положительный настрой на занятия в творческом объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

2) познакомить ребят с дополнительной общеразвивающей программой, правилами работы в творческом объединении и перспективами личностного развития;

5) выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

6) получить необходимую информацию друг о друге;

7) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию коллектива.

Первое занятие с обучающимися нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое…» и др.).

Результат этого этапа занятия:

  • дети знакомы друг с другом;
  • педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное творческое  объединение.

Второй этап занятия - рассказ педагога о творческом объединении. В такой рассказ необходимо включить:

  • разъяснение обучающимся целей и задач творческого объединения, содержания его дополнительной общеразвивающей программы;
  • описание содержания и результатов первого года занятий;
  • объяснение основных этапов овладения мастерством;
  • рассказ о достижениях творческого объединения в целом и его отдельных воспитанников;
  • рассказ о традициях творческого объединения.

В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).

Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях творческого объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в лагере, во дворе и т.д.

Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:

  • выставка детских творческих работ;
  • стенгазета или рукописный журнал;        
  • фотографии, слайды и видеофильмы;
  • коллективные награды творческого объединения и его обучающихся;
  • выставка книг и периодической печати;
  • информационный стенд.

Следующий этап занятия - выявление уровня первичной подготовки обучающихся в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:

  • тесты или тестовые задания;
  • конкурсы и соревнования;
  • познавательные игры;
  • выполнение практической работы или творческого задания.

На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс. Второе учебное занятие творческого объединения необходимо начать с деятельности по формированию коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:

  • обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;
  • самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей участников образовательного процесса;
  • обсуждения правил поведения в учреждении и творческом объединении МБУДО ЦДТ;
  • выбор старосты группы;
  • распределение разовых и постоянных поручений;
  • формирование системы передачи информации.

Результатом этого этапа занятия является:

- создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в объединении;

- понимание детьми взаимной ответственности;

- включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;

- начало работы по формированию системы детского самоуправления.

Следующий этап занятия - собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы....

Работа педагога дополнительного образования по вопросам комплектования групп и сохранности контингента обучающихся в системе дополнительного образования является, пожалуй, одной из самых важных задач педагогической деятельности.

В настоящее время наполняемость групп, численность обучающихся в творческих объединениях зависят от многих объективных и субъективных факторов: от соответствия вида деятельности педагога социальному заказу, муниципальному заданию, востребованности педагога и его вида деятельности, от гибкости и мобильности педагога, его умения оперативно откорректировать учебную программу, план, от его умения и желания заинтересовать своим видом деятельности детскую и взрослую аудитории.

Литература


1. Бюллетень программно методических материалов для учреждений дополнительного образования детей(региональный опыт) 2001 №2
2. Дневничок вожатого, Вещенская, 2000
3. Л.Г.Лиханова Социальный педагог, педагог дополнительного образования- Екатеринбург, 1998г.