доклад на педсовете

Максименко Е.А.

"Работа с учебником: проблемы, поиск, решения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет: «Работа с учебником: проблемы, поиск, результат»

Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни – это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования. Амонашвили Ш.А.

  1. Работа с учебником: проблемы, поиск, результаты.

Задача учителя в современных условиях состоит в том, чтобы научить детей учиться, сформировать у них учебные навыки, в том числе приемы работы с учебником. И что удивительно, не так просто убедить учащихся, что учебник – это их помощник, что учебник является как справочником, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний. Эффективных результатов работы с учебником можно добиться только при хорошей ее организации.

Многолетний опыт учителей и специальные исследования показали, что учебник, как средство организации самостоятельной работы, обладает большими формирующими возможностями. По мнению известных педагогов, учебник – это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции:

  • информационную;
  • систематизирующую;
  • закрепления и самоконтроля;
  • самообразования; интегрирующую;
  • мотивационную и т.д.

Однако опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению. Учащиеся не хотят и не умеют работать с учебником. В чем же причина?

Одной из причин является двойственная цель современного образования. С одной стороны, заявлено личностно – ориентированное обучение, с другой – развитие личности предлагается контролировать усвоением некоего содержания стандарта, рассчитанного на «обобщенный образ» ученика, т.е. усвоение ЗУНов, предъявленных в виде тестовых материалов ЕГЭ. При этом целью становится уже не развитие личности, а скорее поступление в вуз. Учитель, как никто другой, понимает двойственность своего положения. Конечно же, ответственный педагог пытается совместить обе цели, используя различные методы и приемы, однако сокращение учебного времени на изучение предметов, повышение теоретического уровня учебного материала и его излишняя усложненность неминуемо приводит к перегрузке ученика, к снижению мотивации в обучении, а у учителя чувство неудовлетворенности результатами своего труда. Проблема перегрузки учебных предметов, и в том числе учебников, стала особенно актуальной в наше информационно – насыщенное время.

С другой стороны, даже самый удачный учебник не принесет пользы, если учитель игнорирует его сам, не прививает школьникам вкус и умение работать с ним, заменяя его своим рассказом. Не секрет, что многие учащиеся вообще не открывают учебники и даже не считают нужным приносить их на уроки, в большинстве своем очень быстро ориентируясь на систему опроса учителя. Многие учителя не признают эту работу необходимой, так как считают, что в 7-ом, а тем более в 8-11 классах ученик уже подготовлен к работе с учебником учителями начальной школы, литературы и истории. Отрицательный результат налицо: ребята не учатся работать с книгой.

Как изменить существующее положение? Отчетливо видится то, над чем должны работать авторы учебников, памятуя слова К.Д. Ушинского о том, что в детском возрасте внешнее и внутреннее, форма и сущность смешиваются весьма легко: … изорванный, запачканный, дурно напечатанный учебник почти так же отбивает у детей охоту к учению, как и непривлекательная наружность учителя.   Другой выход я вижу в перестройке работы учителя с учащимися. Каким же образом?

Во – первых, необходимо вызвать интерес у школьников к учебнику, желание работать с ним. При каких психолого-педагогических условиях это возможно? Важнейшим из них является постановка перед учащимися познавательных задач. Распространенное задание «Читайте параграф…», не заключающее в себе задачу, является одной из причин равнодушного отношения школьников к учебнику. Здесь будут уместными слова Канта: «И на вопросы детей, отчего так, не следует, как правило, давать готовых ответов… Воспитывать должна сама необходимость, а не принуждение, формирующее рабов».

Во-вторых, одного желания работать с учебником, конечно же, недостаточно: необходимо, чтобы учащиеся умели работать с ним. Для этого надо сначала определить состав умений работы с учебником, а также последовательность их формирования. Большое внимание разработке этой проблемы уделяла Н.К. Крупская, которая сформулировала основные правила работы с книгой. В овладение умением работать с книгой она ставила такие задачи: «Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить отчет, прочитанный материал. Вторая задача – продумать прочитанное. Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки. И, наконец, четвертая задача – это дать себе отчет, чему новому научила прочитанная книга…».  

В-третьих, для формирования умений самостоятельной работы с учебником, необходимо знать, как их формировать. К сожалению, в настоящее время нет целенаправленных методик формирования умений, и чаще всего учителя проходят эту школу путем проб и ошибок. Приемы работы с учебным текстом  условно можно разделить на 3 вида: репродуктивно-поисковые, сравнительно-аналитические и творческие. В настоящее время большую помощь в подобной работе оказывают и издающиеся рабочие тетради с печатной основой. Такая работа может быть организована на всех типах уроков с подбором наиболее удачных тем и на всех этапах урока. В формировании умений самостоятельно работать с учебником важную роль играют и различные формы занятий, таких как конференция, семинар, к которым учащиеся готовят доклады и сообщения и применение некоторых новейших педагогических технологий.

Итак, работа с учебником – процесс подчас малоприятный и малоинтересный, но умело поставленная задача, правильно определенная последовательность формирования общеучебных умений и широкий набор эффективных приемов работы с учебником радикально его меняют. Эти три компонента, отвечая на вопросы: «зачем, чему и как учиться?», являются постоянным предметом совершенствования, точками роста качества образования и условием обеспечения успешной деятельности учащихся. Конечно же, формирование умений работы с учебником – процесс трудоемкий, требующий немало терпения, усилий и временных затрат, но вполне осуществимый и доступный и очень нужный для самообразования и самосовершенствования современного школьника.  Самостоятельная работа с учебником может захватывать все этапы процесса обучения, ускоряет процесс образования комплекса умений и позволяет в рамках обычного урока осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении.

2. Нормативы сформированности умений и навыков работы с книгой и другими  источниками информации на разных ступенях обучения.

 

5 класс

Правильно, сознательно и бегло читать научно-популярные и публицистические тексты, различать чтение орфоэпическое и орфографическое, логическое и пунктуационное, выразительно читать художественные произведения. Темп чтения вслух — 120, про себя — 140-170 слов в минуту.

Учиться выделять главное в текстах, работать с понятиями; овладевать отдельными формами систематизации учебного материала; при усвоении содержания учебника составлять простой и сложный план. Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, ответы учащихся, выделяя основные мысли; воспроизводить основные мысли прослушанного в беседе, сохраняя, если необходимо, особенности стиля высказывания; учиться слушать и исправлять свою речь.

6 класс

Совершенствовать основные виды чтения, пользоваться аналитическим и объяснительным чтением; осмысливать основную информацию при чтении в нормальном темпе учебных текстов; совершенствовать выразительное чтение художественных произведений. Темп чтения вслух — 140, про себя — 170-210 слов в минуту.

Выделять главное в тексте параграфа, разбираться в содержании и структуре определения понятия; проводить анализ и сравнение учебного материала на основе готовых логических схем; использовать план для систематизации знаний по теме.

Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, ответы учащихся, выделяя основные мысли, фиксируя их в виде плана; определять стили звучащего текста; анализировать ответы учеников по определенно плану; слушать в исправлять свою речь. Подбирать дополнительную литературу к урокам, внеклассным мероприятиям, собирать текущий материал к определенным темам; с помощью учителя составлять индивидуальный план чтения.

7 класс

Пользоваться освоенными видами чтения, в зависимой от поставленной цели читать в заданном темпе; соблюдать необходимую меру выразительности при чтении любых текстов. Темп чтения вслух - 150, про себя - 210-250 слов в минуту.

Совершенствовать умение выделять главное; осваивая содержание, опираться на    логическую    структуру    учебной    темы;    пользоваться    планом    для систематизации  знаний  по  теме;   использовать  сравнение  для   выявления общего   и   особенного   в   событиях,   процессах,   явлениях;   осуществлять сравнение на основе текстов и иллюстраций.

Учиться   использовать   план   для   передачи   содержания   прослушанного; различать стили и типы речи в звучащих текстах; воспроизводить основные мысли;     анализировать    ответы    других    учащихся    в    соответствии    с установленной схемой.

Систематически работать со словарями; делать выписки из книг и журналов, правильно  оформлять,   систематизировать   и  хранить   их,   использовать   в учебной и общественной работе.

8 класс

        Владеть сформированной техникой чтения вслух; совершенствовать технику чтения про себя; извлекать из текста необходимую информацию; фиксировать внимание на содержании и литературной форме текста. Темп чтения вслух - не менее 150, про себя - 250-270 слов в минуту.

      Работать с основными понятиями темы; выявлять логическую схему текста отдельных параграфов; пользоваться простым и сложным планом; учиться устанавливать межпредметные связи на основе знаний; использовать таблицы, схемы, графики для систематизации знаний; делать обобщающие выводы по теме.

      Учиться  в   процессе  прослушивания,   объяснения  вести записи основного содержания; воспроизводить содержание прослушанного в форме простого или   сложного   плана:   анализировать   прослушанный   текст   со   стороны содержания и формы.

      Учиться    работать    с    публицистической    и    общественно-политической литературой; использовать такие элементы книга, как комментарии авторские, переводчика, редактора; регулярно работать с периодическими изданиями, адресованными   учащимся   старшего   школьного   возраста;   самостоятельно составлять индивидуальный план чтения.

9 класс

Владеть всеми видами учебного чтения; сохранять максимальный темп при ознакомительном чтении; совершенствовать технику извлечения информации; совершенствовать выразительность чтения художественных произведений. Темп чтения вслух - не менее 150, про себя - 270-290 слов в минуту.

 Самостоятельно изучать несложные учебные темы; осваивать решение некоторых видов поисковых задач; устанавливать межпредметные связи в отдельных учебных заданиях; пользоваться сформированным приемом выделения главного; самостоятельно составлять логические схемы типовых ответов; уметь обобщать, систематизировать материал в пределах учебной темы.

Слушать лекцию учителя, доклад ученика с опорой на план или без него; соединять восприятие содержания лекции, доклада с записями основных положений в виде плана, тезисов или конспекта; воспроизводить основные мысли прослушанного в виде рецензии. Учиться работать с критической литературой; совершенствовать методы работы с периодическими изданиями; составлять каталог прочитанных книг.

  

Примерные вопросы для обсуждения

1. Какие эффективные приемы работы с учебником чаще всего используете  на уроках?

  1. Какие общеучебные умения и навыки формируете на уроках во время работы с учебником?
  2. Используете ли вариативные учебники на уроках? Насколько это целесообразно?
  3. Какие проблемы в организации работы с книгой испытываете? Предложите пути их решения.

Схема анализа работы с учебником  на уроке

1. Обучает ли учитель эффективным приемам работы с учебником?

2. Формирует ли учитель при организации работы с учебником умения:

– делать выписки, составлять конспекты;

– ставить вопросы к тексту, соотносить текст с вопросами;

– обобщать, сравнивать, оценивать;

– выделять непонятные места в тексте;

– разбираться в причинах их непонимания;

– пользоваться справочным и другими материалами разъяснения непонятных мест;

– определять тип текста;

– определять основную мысль текста;

– разбивать текст на микротемы;

– составлять план текста;

– составлять тезисы.

3. Использует ли учитель для реализации педагогического замысла компоненты учебника:

  • текстовые;
  • внетекстовые:
  • вопросы-задания,
  • упражнения,
  • схемы,
  • таблицы,
  • алгоритмы,
  • иллюстрации и др.

4. Какие оригинальные приемы работы с учебником использует учитель?