РМЦ ГКОУ "Богородская школа №8"

Ерохина Елена Максимовна

Развитие физических качеств у детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразовательной работы

на 2024-2026 год

Ерохиной Е.М.

учителя физической культуры


Тема самообразования: «Равитие двигательных качеств у детей с ОВЗ»

Работа над темой начата в 2024 году.

Предполагается закончить работу над темой в 2026 году.

Цель: Повышение профессиональной подготовленности и как следствие, повышение эффективности обучения физической культуре.

Задачи:

- планировать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с учетом конкретных условий данного заведения;

- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;

- формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой;

- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;

- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;

- формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;

- учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач;

- аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка метапредметных результатов деятельности учащихся;
  • изучение педагогического опыта других преподавателей с успешными детьми;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

1. Повышение качества преподаваемого предмета (средний балл по предмету не ниже 4,8, отсутствие неуспевающих).

2. Доклады и выступления.

3. Разработка дидактических материалов.

4. Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям.

5. Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.

6. Организация работы спортивных кружков и секций.

7. Личная методическая веб-страница.

8. Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.

9. Подаю личный пример учащимся, участвуя на спортивных соревнованиях различных уровней.

План работы педагога над темой


Основные направления 

Действия и мероприятия

Профессиональное

1. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Физическая культура».

2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по физической культуре, концепциями обучения, их оценками.

3. Изучать новую литературу по физической культуре и методике преподавания.

4. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей физической культуры, организованных в Институте образования.

5. Принимать активное участие в работе районной Ассоциации учителей физической культуры.

6. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней.

7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

8. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

9. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни.

10.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

11. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.

12. Организовывать кружковую и внеклассную деятельность по предмету.

13. Систематически просматривать спортивные телепередачи.

14. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.

Психолого-педагогическое

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2. Изучать современные психологические методики.

3. Создание пакета психолого-педагогических материалов для учителя.

Методическое

1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания:

- ФИС

- Физическая культура в школе

- Спорт в школе

- Теория и практика физической культуры.

2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков физической культуры.

3. Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу.

4. Проводить мастер-классы для коллег по работе, учителей района.

5. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.

6. Проводить научно-исследовательскую работу по проблеме: «Создание учебной программы по изучению игры «Бадминтон» для учащихся 5-9 классов как материал по выбору из вариативной части программы».

7. Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания физического состояния учащихся:

- оценка физической подготовленности 2 раза в течение учебного года;

8. Создавать комплект дидактики по предмету (индивидуальные планы тренировок, оптимально-минимальный уровень (стандарт) физической подготовленности учащихся, контрольные тесты-упражнения).

10. Проектировать личную методическую веб-страницу.

11. Создавать пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.

12. Создавать пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.

ИКТ

1. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике, педагогических технологий.

2. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

Охрана здоровья

1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физической культуры, на занятиях секции.

2. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.

3. Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, физическими упражнениями.

Интересы и хобби

Продолжать заниматься спортом и физическими упражнениями.

2. Участвовать на соревнованиях различных уровней, вплоть до всероссийских.






Предварительный просмотр:

Реабилитация детей с нарушениями здоровья в настоящее время происходит с участием многих специалистов. Хотя проблема оценки нарушений и исцеления детей находится в ведении врачей, их социальная реабилитация осуществляется в русле специальной педагогики и адаптивной физической культуры. Способность ребенка быть принятым в социальную группу, взаимодействовать в игре, выполнять совместные действия предъявляет определенные требования как к общей моторной ловкости, так и к ручной деятельности. Российские ученые отмечают, что следует обогащать арсенал моторных умений, освоенных детьми. Это открывает широкие возможности для двигательной активности, нормализации состава тела и улучшения многих показателей здоровья.

Уровень моторной зрелости является важным показателем развития ребенка. Не случайно в возрастной физиологии принято сопоставлять двигательный и биологический возраст. При клиническом обследовании моторные нарушения не всегда в полной мере диагностируются, в меньшей степени вызывают тревогу врачей и родителей, а поэтому и меньше корригируются. При отсутствии коррекции регистрируется прогрессирование отклонений возможностей двигательной системы. В то же время продемонстрирована возможность качественного изменения класса функциональной активности рук у детей с ДЦП даже после первого курса адекватной реабилитации или с использованием

Материалы и методы исследования

Проанализированы публикации, размещенные в научной электронной библиотеке и в базах данных. При анализе текстов использован дескриптивный метод, обсуждение полученных результатов проводилось с привлечением необходимой научной литературы, при этом использовались диахронический метод и метод деконструкции.

Результаты исследования и их обсуждение

На сайте по тематике «биология; медицина и здравоохранение; физическая культура и спорт, народное образование» произведён поиск статьи были просмотрены для решения задач исследования. В ряде рассмотренных статей обсуждаются гендерные и конституциональные особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть работ посвящена проблемам развития мелкой моторики и развитию графо-моторных навыков у детей с нарушениями в развитии. В других статьях рассматриваются вопросы развития общей моторики либо в плане освоения основных двигательных умений, либо обучения отдельных двигательных умений подвижных игр или спортивных упражнений.

Теоретический анализ проблемы моторного развития у детей с ограниченными возможностями здоровья, целесообразно начать, используя конструкты (термины) биомеханики. В биомеханике принято рассматривать движения как локальные, региональные и глобальные, что уже требует уточнить содержание подразделов понятия «моторика». Если задействовано от трети до двух третей мышечных групп, то такие двигательные действия попадают в зону неопределенности. Это не мелкая, но и не общая моторика. Трудности в рассмотрении проблемы развития моторики в парадигме мелкая – общая моторика возникают и при классификации упражнений с отягощениями. Например, к какой группе отнести серию заданий «сгибание руки в локте с гантелями различной массы»?

Трудности в смысловом наполнении рассматриваемых конструктов я попытались разрешить на основе изучения современных публикаций по теме исследования. М.П. Мухина, А.И. Кравчук в качестве основных направлений моторного развития выделяют обучение 8 основным движениям: движения руками, движения ногами, ходьба, бег, равновесие, лазание, прыжки, метание. Кроме того, М.П. Мухина предлагает обучать базовым и профилирующим основным движениям, а также объемным движениям. Наряду с традиционными движениями, она предлагает осваивать и оценивать движения руками и ногами. Эти группы движений можно отнести к общей моторике. Дискуссионным вопросом может быть обсуждение времени освоения каждой группы движений. В ряде случаев предпочтительное направление педагогического сопровождения очевидно.

И.А. Хоршева и Г.В. Володина выделяют у детей с ЗПР общее моторное развитие, мелкое моторное развитие с опорой на речевые сигналы, мелкое моторное развитие без опоры на речевые сигналы. Коррекционная работа для детей с дизартрией включает общеразвивающие упражнения и специальные, так называемые базовые элементы ушу, в которых особенно активно задействована мелкая моторика рук]. Авторы процитированных работ осуществляют дифференцировку второго уровня, используя внешние характеристики движений.

Одним из видов коррекционно-воспитательной работы в школьном возрасте, направленных на стимуляцию дозревания центральной нервной системы, является применение различных групп физических упражнений, формирующих общую и мелкую моторику, компенсирующих и нивелирующих неврологическую симптоматику. Поэтому при занятиях физической культурой, по мнению авторов, необходимо сначала включать гомолатеральные движения, затем – перекрестные движения верхних и нижних конечностей, после этого – движения с пересечением средней линии тела. Этот материал указывает на необходимость наряду с внешними характеристиками движений рассматривать и физиологические характеристики движений. П.В. Кравцевич с соавт. по результатам собственных исследований указывает, что нарушение тонуса в определенных группах мышц и мышечная дизрегуляция способствуют возникновению функциональных блокад в суставах конечностей. В суставах возникают контрактуры сначала функциональные, которые могут быть ликвидированы в процессе активного лечения, а в тяжелых случаях – органические, когда движения в суставе полностью отсутствуют. Такие проблемы уже требуют нового подхода. Кроме того, у детей отмечают трудности удержания поз, сложности произвольного управления движениями. При наличии проприоцептивной дисфункции выявляются трудности сохранения стабильной позы, контроля движения мелкой и крупной моторики. На наш взгляд, задача нормализовать общий мышечный тонус, сформировать у ребенка осевые вертикальные и горизонтальные сенсомоторные взаимодействия также не может быть решена в парадигме мелкая – общая моторика.

Моторное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время интенсивно изучается в рамках как клинической неврологии, так и методами нейропсихологии. Дихотомия праксис – апраксия как основа скрининговых исследований, при обследовании детей заменяется дихотомией праксис – диспраксия. Такой подход подробно рассмотрен в. Результаты этих исследований могут с успехом использоваться в адаптивной физической культуре, но позволяют решать лишь частные проблемы, выявленные в ходе нейропсихологической диагностики. Подчеркнём, что очевидно не следует, отказываясь от терминов мелкая и общая моторика, переходить только к исправлению диспраксий.

В обзоре описана программа, предусматривающая два 40-минутных урока в неделю. Содержание занятий направлено на развитие 84 фундаментальных моторных навыков. В течение восьми месяцев реализация этой программы обеспечила линейное улучшение умений девочек и нелинейный рост умений мальчиков. Тем не менее авторы отмечают, что она не была эффективной при развитии мелкой моторики. Информация о результативности этой программы может быть по-разному истолкована командой специалистов. Например, специалисту в области адаптивной физической культуры будет предложено сконцентрироваться на региональных и глобальных движениях. А развитие мелкой моторики как одного из аспектов моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья будут в большей мере обеспечивать специалисты коррекционной педагогики.

Выводы

В работе рассмотрены современные представления о характере и направлении моторного развития на основе двух классификаций. Выявлены общие характерные признаки классификации движений на основе объема движений и наличия дисфункций ЦНС. Рассмотренная дихотомия конструктов либо опирается на внешние признаки движений, не затрагивая внутренние причины и физиологические механизмы, либо исходит из представлений о наличии или отсутствии нарушений. Установлено, что дихотомия как вспомогательный приём при установлении классификации сыграла свою положительную роль, но в настоящее время необходимо использовать другие подходы наряду с сопоставлением мелкая – общая моторика. Целесообразным представляется использование различных классификаций движений, принятых в спортивной физиологии и биомеханике, которые могут быть сведены с опорой на принцип дополнительности. Проведенный анализ не претендует на полноту и призван актуализировать проблему содержания концептуального аппарата адаптивного физического воспитания на материалах содержания терминов «моторное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья», «общая моторика», «мелкая моторика», «праксис», «диспраксия».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ерохина Елена Максимовна УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО: «СОБСТВЕННЫМ ПРИМЕРОМ ЗА ЗДОРОВЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» Педагогический стаж 8 лет, в ГКОУ «Богородская школа № 8» – 4 года. Г. БОГОРОДСК, 2025 Отчет по самообразованию Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Богородская школа № 8»

Слайд 2

ТЕМА ПЕДАГОГИЧСЕКОГО ОПЫТА «ШКОЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ – КАК ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ И СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Слайд 3

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ:

Слайд 4

АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 5

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛИЧНОГО ВКЛАДА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Ведущие идеи:

Слайд 6

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель: развитие физической культуры и спорта среди обучающихся как одного из важных средств воспитания детей, подростков и молодежи . Задачи: Создать условия для гармоничного развития личности, сочетающей в себе стремление к активному и здоровому образу жизни, спортивным достижениям, патриотизму, уважению старших поколений; Пропагандировать ЗОЖ через организацию и проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, физкультурно-спортивных мероприятий; Совершенствовать материально-техническую спортивную базу для реализуемых в ШСК видов спорта.

Слайд 7

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ «Спорт – возможный источник самосовершенствования для каждого человека» Пьер де Кубертен Популяризация занятий физической культурой и спортом среди обучающихся является для нас одним из важных средств воспитания. Форм работы — множество. Занятия спортом предполагают стремление к победе, к достижению высоких результатов, но самым важным является победа над самим собой. Каждый ребёнок попадает в равные условия, ведь он вступает в соревнование не с другим ребёнком, который может иметь лучшую физическую подготовку, а с собой, который научился новому, расширил границы возможного. Именно так начинается физкультурно-спортивное развитие ребенка, именно победа над собой лежит в основе мотивации занятий физической культурой и спортом.

Слайд 8

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОГО ВКЛАДА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 9

УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ Соревнования школьного и муниципального уровней

Слайд 10

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ПЕРЕМЕНУ (ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА) Спортивная комната для обучающихся 5-9 классов (Федеральный проект «Доброшкола»)

Слайд 11

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ Внеурочная деятельность Уроки

Слайд 12

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОСТИГНУТЫЕ ЭФФЕКТЫ

Слайд 13

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОСТИГНУТЫЕ ЭФФЕКТЫ Конец учебного года Начало учебного года

Слайд 14

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОСТИГНУТЫЕ ЭФФЕКТЫ

Слайд 15

Показатели результатов анкетирования обучающихся 7-9 классов «Мое отношение к занятиям физической культурой и спортом» 2023-2024 уч. год РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОСТИГНУТЫЕ ЭФФЕКТЫ

Слайд 16

ТРАНСЛИРУЕМОСТЬ ПРАКТИЧЕКСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Слайд 17

ЛИТЕРАТУРА Выготский Л.С. Педагогическая психология – М., 1991. Программа спец. коррекционной школы VIII вида. /Под редакцией В. В. Воронковой/ 2006г. Занков Л.В. Облик умственно-отсталого школьника Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2000г. Брискин, Ю.А. Адаптивный спорт / Ю.А. Брискин, С.п. Евсеев, А.В. Передерий. - М.:Советский спорт, 2009.- 316 с. Бандаков М.П. Дифференцированный подход к учащимся в процессе физического воспитания / Теория и практика физической культуры. 2000. № 5. с. 31–32. Иванова Л.И. Использование спортивных и подвижных игр на уроках адаптивнойфизической культуры как средство коммуникации и социализации учащихся». Материалы российского Форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» СПб, 2011г Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. – 2004. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005 Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. – 2003. – № 3. – С. 67-76. Швалева Т.А. Теория игры и игрового метода, учебное пособие для студентов Т.А. Швалева.- Абакан: Изд-во ХГУ им.Н.Ф. Катанова. -2007.-93с. Дмитриев А.А. «Основы коррекции двигательных нарушений у учащихся вспомогательной школы в процессе физического воспитания». - М.,: АПН, НИИД, 1989. Б.П. Брунов «Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии (учебное пособие)» - Красноярск , 2006 г. Компьютер в специальном образовании. / www.logopunkt.ru/viz.htm Коррекционные задачи физического воспитания в школе VIII вида http://helpiks.org/5-10847.html Кошкин В. В. «Личностно-ориентированный подход в адаптивном физическом воспитании в специальной коррекционной школе VIII вида.»