Критериальное оценивание

Панькина Екатерина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Оценочный лист для обучающихся «Работа с фрагментами текста»

Оценочный лист для обучающихся дает возможность оценить то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях, дает возможность учащимся проследить поэтапно реализацию поставленных целей, тем самым ответить на вопрос: что у меня не получилось, почему.

Мой результат

Индикатор

Требование

Что делал

0 - отсутствует результат

1 - приобретен некоторый опыт

2 -  задание выполнено в соответствии с требованием

Знать и называть фрагменты текста

Знаю, текстовые фрагменты – последовательности символов: символ, слово, строка, предложение, абзац, документ…

Знать приемы выделения фрагментов текст

Установил взаимно-однозначное соответствие:

1-3; 2-1; 3-6; 4-2; 5-4

2 и более ошибок

1 ошибка

Нет ошибок

Задание 1 «Нет_лишнего».

Выделять и удалять фрагменты (слово) текста в текстовом редакторе

  1. Самостоятельно нашел файл-заготовку и открыл файл

  1. Выделил лишнее слово двойным щелчком

3. удалил слова: предлог, длина, осадки, союз, слагаемое, дерево, вечер, горячий, плавание

Сохраните файл с именем «Нет_лишнего»

  1. Выбрал команду “Сохранить как..”

  1. Указал место хранения: рабочий стол - папка Ученик - 5 класс - …

  1. Назвал файл: Нет_лишнего

  1. После закрытия  файла - нашел место его хранения и открыл (проверил наличие файла в личной папке)

Задание 3 «Фраза». Копировать фрагмент

  1. Выделять строку одним щелчком (слева)

  1. Копировать строку в буфер обмена

  1. Переходить на новую строку с помощью клавиши «Enter»

  1. Делать нужное количество копий фрагмента

  1. Устанавливать в тексте пробелы и запятые по образцу

  1. Перед запятой нет пробела, после запятой обязателен пробел

Сохраните файл с именем «Фразы»

  1. Выбрал команду “Сохранить как..”

  1. Указал место хранения: рабочий стол - папка Ученик - 5 класс - …

  1. Назвал файл: Фразы

Задание 5 «Слог». Вырезать фрагмент в буфер и вставлять

  1. Выделил и вырезал в буфер обмена слог НА

  1. Вставил слог 5 раз. Получил 5 слов: канарейка, канава, комната, канатоходец, знание

Сохраните файл с именем «Слог 1»

  1. Выбрал команду “Сохранить как..”

  1. Указал место хранения: рабочий стол - папка Ученик - 5 класс - …

  1. Назвал файл: Слог1.

Выполнять операции с разными фрагментами

Умею выделять, вырезать в буфер, копировать, вставлять фрагмент в текст

MAX балл - 44

MIN балл - 22

Интерпретация результатов:

Я молодец! – 40-44 баллов

Мне требуется помощь. – 30-39 баллов

Я старался. – 20-29 баллов



Предварительный просмотр:

Оценочный лист для учителя

Оценочный лист педагогу позволяет планировать достижение образовательных результатов учащихся, позволяет вовлечь школьников в активную познавательную деятельность, учитель может использовать при оценивании работы ученика, мотивировать, координировать его работу для улучшения качества данного предмета в общем и, в частности, успехи самого ученика.

Критерий

Показатель

Вид деятельности

Индикаторы

Результат учащегося

умение определять понятие, создавать обощение, классифицировать, самостоятельно выбирать основание и критерий классификации

понимает, что в зависимости от способа представления информации на носителе, ее называют текстовой, числовой, графической, текстовой

различает способы представления информации на носителе (определяет)

1 б. - правильно определяет вид информации по

способу представления

0 б. - неверно определяет вид информации по

способу представления

2 б.

описывать по определенному плану (алгоритму) объект или процесс наблюдения, записывать текстовую информацию о нем в тетради и используя текстовый процессор (инструмен ИКТ)

может в устной и письменной речи продемонстрировать связный текст й по плану:

1.О ком?

2.Что? (описание действия / события)

3.Отношение.

составляет текст из 3 предложений

Дал ответ на вопросы:

Кто это?

Что он делает? (чем занимается)

Настроение героя.

1 б. - задание выполнено в соответствии со всеми требованиями

0 б. - предложения не связаны по смыслу

2 б.

применять текстовый процессор для набора, редактирования простейших текстов на русском языке

соблюдение правил ввода текста

вводит текст, соблюдая правила ввода текста

2 б. - соблюдает 5 правил ввода текста

1 б. - допускает несоблюдение 1 правила

0 б. - не соблюдает 2 и более правил

2 б.

осуществляет орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора

выполняет проверку орфографии в текстовом процессоре в ручном режиме

2 б. - нет ошибок

1 б. - допущена 1 орфографическая и/или пунктуационная ошибка

0 б. - допущено более 2 ошибок

2 б.

Формирование собственного информационного пространства: создание системы папок и размещение в них нужных информационных источников

сохранение созданного файла в личной папке и с нужным именем

сохраняет файл по указанному адресу, дает соответствующее имя файлу

3б. - файл сохранен по указанному адресу, имя файла соответствует указанному в задании

2 б. - файл сохранен по указанному адресу, но имя файла не соответствует заданию

1 б. - файл не сохранен по указанному адресу

0 б. - документ не сохранен

3 б.

В системе оценивания максимальное количество баллов равен 9.

Тогда, следуя предложенной ниже шкале, обучающийся получит отметку:

“5” отлично: 11 б.

“4” хорошо: 8-9 б.

“3” удовлетворительно: 6-7 б.

“2” неудовлетворительно: менее 6 б.

Оценочный лист для обучающихся

Оценочный лист для обучающихся дает возможность оценить то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях, дает возможность учащимся проследить поэтапно реализацию поставленных целей, тем самым ответить на вопрос: что у меня не получилось, почему.

Мой результат

Индикатор

Требование

что делал

0 - отсутствует результат

1 - приобретен некоторый опыт

2 -  задание выполнено в соответствии с требование

назвать способ представления информации в учебнике

знаю, что для представления информации на носителе существуют разные способы: текстовый, числовой, графический…

вспомнил, что рисунок - это графический способ представления информации на носителе

2

представить информацию в виде текста в тетради

Записал в тетрадь 3 предложения. Дал ответ на вопросы:

Кто это?

Что он делает? (чем занимается)

Настроение героя.

2

представить эту же информацию в форме текста в текстовом редакторе

  1. самостоятельно запустил текстовый редактор

2

  1. ввел 3 предложения:
  • с заглавной буквы,
  • в конце поставил точку,
  • слова отделил друг от друга пробелами.

1 - не закончил ввод текста (не успел)

3.  в тексте нет ошибок (выделений подчеркиванием орфографических и пунктуационных ошибок)

1

Сохраните файл под именем «Представление информации» в папке «Мое портфолио»

выбрал команду “Сохранить как..”

2

указал место хранения: рабочий стол - папка Ученик - 3 класс - Портфолио Ушакова

1 - указал, но не открыл свою папку

назвал файл: Представление информации

2 - имя файла “Представление информации”

после закрытия  файла - нашел место его хранения и открыл

0 - не нашел файл в своей папке

MAX балл - 20

MIN балл - 15

Интерпретация результатов:

Я молодец! - 19-20 баллов

Мне требуется помощь. - 17-18 баллов

Я старался. - 15-16 баллов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ - вызов времени

Слайд 2

Сегодня, в соответствии с ФГОС, мы должны оценивать у школьников не только предметные, но и метапредметные результаты: познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.

Слайд 3

Установленные стандартом новые требования к образовательным результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении технологии организации обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Перед учителем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов. И сегодня, как никогда ранее, учителю необходимы проектировочные умения и навыки, связанные с разработкой содержания и методик преподавания различных учебных предметов, основанных на деятельностном подходе. Учитель должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на формирование навыков обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в процессе освоения этих способов. И роль средств информационно-коммуникационных технологий в указанном аспекте переоценить сложно.

Слайд 4

Педагоги начали активно использовать различные средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Сначала педагоги и школьники освоили презентации... А тут еще в практику вошли буклеты, ментальные карты, кластеры, ленты времени, различные Google-документы…

Слайд 5

Но как мы оцениваем эти продукты? Не секрет, что чаще всего по усвоенному обучающимися предметному материалу . То есть мы оцениваем конечный продукт на основе представленного школьниками содержания... Да еще добавляем на эмоциональном уровне: «Впечатляет дизайн презентации», «Иллюстрации помогают раскрыть содержание», «Лента времени очень информативна»… Но оценку все равно ставим за содержание. А ведь важны еще и СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ , которые освоил обучающийся при выполнении задания: навыки структурирования информации, установления причинно-следственных связей, приемы визуализации информации и т.п. А эти навыки являются надпредметными , необходимыми для того, чтобы продолжать процесс обучения и самообразования...

Слайд 6

Таким образом, учитель современной школы уже поставлен перед необходимостью научиться оценивать не только конечный результат, но и присвоенные им способы деятельности (чему он научился в ходе создания этого продукта).

Слайд 7

Критерии оценивания должны обеспечивать: критерии оценивания можно сравнить с навигатором, задающим конечную цель, ведущим участников образовательного процесса к этой цели.

Слайд 8

в Федеральном государственном образовательном стандарте задан перечень образовательных результатов - тех универсальных ( надпредметных ) навыков, которые мы должны сформировать на определенном уровне образования (мы говорим о метапредметных результатах, поскольку, как правило, оценивание предметных результатов не вызывает сложностей). И наши задания должны предполагать выполнение обучающимися определенных действий, которые априори должны быть ориентированы на формирование этих навыков. Таким образом, результатом деятельности обучающихся должно стать приобретение определенного опыта, который станет основой для формирования формируемых метаредметных результатов.

Слайд 10

ИКТ-компетентность как метапредметный результат В Примерной ООП начального общего образования ИКТ-компетентность наряду с чтением принята в качестве одного из основных метапредметных навыков. Достаточно процитировать (стр. 24, выделение в тексте документа): 1.1.1.1. Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты) В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете. В примерную ООП основного общего образования включена Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности (стр. 199 - 227).

Слайд 11

Вот и пришло время поговорить о коллективной ответственности педагогов. В основной школе к основным видам учебной деятельности, обеспечивающим формирование ИКТ-компетенции обучающихся, относят: выполняемые на уроках, дома и в рамках внеурочной деятельности задания, предполагающие использование электронных образовательных ресурсов; поиск и анализ информации в Интернете; создание и редактирование презентаций, текстов, электронных таблиц; использование средств для построения диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов; математическая обработка и визуализация данных; создание веб-страниц и сайтов; создание и редактирование графики и фото; создание музыкальных и звуковых объектов; создание и редактирование видео; сетевая коммуникация между учениками и (или) учителем и др. Эти виды деятельности определили перечень основных элементов ИКТ-компетенции и инструментов их использования .

Слайд 12

Эффективное формирование ИКТ-компетенции обучающихся может быть обеспечено только совместными усилиями команды учителей-предметников, согласованностью их действий в плане выбора видов, инструментов и продуктов деятельности школьников. И, естественно, это зависит от осознания каждым педагогом личной профессиональной ответственности. Результативность формирования всего спектра элементов ИКТ-компетентности, естественно, зависит от эффективного планирования этого процесса. Имеет смысл вести речь о разработке «дорожной карты», которая должна содержать основные элементы компетентности обучающихся в области ИКТ, заявленные в качестве образовательных результатов по всем направлениям и фиксировать этапы их активного формирования (ф), развития в процессе деятельности (р) и устойчивого применения обучающимися этих навыков (п). Такая «дорожная карта» должна составляться педагогическим коллективом (по крайней мере, инициативной группой) исходя из кадровых, материально-технических, информационно-методических, организационных и др. условий, созданных в образовательной организации; установленного приоритета решаемых задач в процессе достижения образовательных результатов обучающимися и т.п. Пример построения «Дорожной карты» представлен в таблице:

Слайд 13

Пример построения «дорожной карты» (фрагмента) формирования элементов ИКТ-компетентности на уровне основного общего образования

Слайд 14

«Дорожная карта» проектируется исходя из условий образовательной организации: - кадровых (определяющих уровень ИКТ-компетентности учителей); - информационно-методических (дидактическое и методическое сопровождение процесса внедрения инновационных педагогических технологий); - организационных (реализация программ внеурочной деятельности и т.п.), - материально-технических (доступ к персональным компьютерам, выход в сеть Интернет и т.п.).

Слайд 15

Такую матрицу целесообразно составлять для каждой параллели с учетом разработанной «дорожной карты» формирования элементов ИКТ-компетентности на уровне основного общего образования, закрепляя личную ответственность педагога за формирование образовательных результатов. Контент этой матрицы может включать (на выбор образовательной организации) перечисление учебных тем, при изучении которых используются средства и сервисы ИКТ; примерные задания с указанием видов деятельности, направленных на формирование отдельных элементов ИКТ-компетентности и т.п. Ответственность за заполнение этой матрицы делегируется учителям, работающим в данной параллели. Очевидно, что для создания такой таблицы эффективнее всего организовать работу педагогов в коллективном документе, в котором каждый учитель заполняет свой столбец и одновременно имеет возможность познакомиться с идеями и планами своих коллег. На основании этой таблицы администрацией образовательной организации делаются предварительные прогнозы о результативности деятельности педагогического коллектива по формированию ИКТ-компетентности обучающихся по всем направлениям и проводятся корректирующие мероприятия по планированию этой деятельности.



Предварительный просмотр:

Критериальное оценивание на уроках русского языка в 5 классе

  1. Система оценивания ФГОС ООО

Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования гласит, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:

1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;

4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;

5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное);

6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, как основы для оценки деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и системы образования разного уровня.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной итоговой аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.

  1. Критериальное оценивание

Традиционно в большинстве отечественных школ сохраняется система оценивания, построенная на системе из четырех баллов: 5 ("отлично"), 4 ("хорошо"),  3 ("удовлетворительно"), 2 ("неудовлетворительно") и отношения учителя, потому что учитель при выставлении отметки ориентируется на целый ряд позиций: уровень обучающегося относительно определенного эталона, уровень обучающегося относительно класса в целом, уровень обучающегося относительно его же самого в предшествующий период.

При критериальном оценивании обучающийся становится настоящим субъектом своего обучения; снижается школьная тревожность обучающегося; учитель от роли «судьи в последней инстанции» переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора. Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья обучающихся и учителей.

Что же такое «критериальное оценивание»?

Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения обучающихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

Задачи оценивания: 

• Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса.

• Отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика для достижения планируемых результатов обучения 

• Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы 

• Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности 

• Отслеживание эффективности учебной программы 

• Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями 

Пятибалльное оценивание является инструментом абсолютной власти учителя, закрепляя и воспроизводя авторитарный подход к образованию, согласно которому учитель – непререкаемый авторитет, носитель истины, что, конечно, далеко не всегда соответствует действительности 

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.

При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. 

Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения 
по тому или иному критерию. 

Критериальное оценивание 

Формирующее (текущее) оценивание 

Констатирующее (итоговое) оценивание 

Определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе.

Формирующие оценки не влияют на итоговые оценки, и это позволяет снять страх у учащихся перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном усвоении материала. 

Определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год). 

  1. Критериальное оценивание на уроках русского языка

в 5 классе

Критерий представляется как цель, как ожидаемый результат образования, а оценивание по любому критерию – это определение степени приближения обучающегося к данной цели.  Кроме  того в каждой предметной области есть и другие цели обучения, которые также могут стать критериями. Критериальное оценивание позволяет формировать у учащихся положительные  эмоции к учебному процессу.

Выделяют некоторые особенности  и свойства  технологии критериального оценивания:

1.Это общественный договор. В начале на первых уроках учитель должен договориться с учениками, по каким критериям будут оцениваться работы учащихся в этом учебном году, когда будут проводиться итоговые работы по каждой тем ,в  какой форме (тест, эссе, исследование) и по каким именно критериям они будут оцениваться.

2.Рубрики - это инструкции по оцениванию работ.  Такие рубрики, без сомнения, позволяют и ребёнку,  и  даже родителям увидеть, почему была поставлена учителем та или иная оценка, избежать споров и проблем, когда  родители  не довольны оценками своих детей. В рубриках указано, за что ставятся баллы по каждому из критериев. Например, отметка «3» по критерию С может быть прочитана следующим образом: «вы показали незначительные способности в применении необходимых умений и навыков. Ваша работа, хотя и носит в основном  описательный характер, но  с отсутствием глубокого анализа». (Приложение 1)

 3.Своевременная работа над ошибками и  промежуточное оценивание небольших самостоятельных работ показывает, насколько успешно ученик осваивает изучаемый материал данной темы: какие у него успехи и где недочёты. При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить свой результат.  А  неудовлетворительные оценки – сигнал, что что-то он не доработал, но так как оценки за них в журнал не выставляются, у ученика есть возможность подтянуться по тому или иному предмету или какой-то запущенной теме.   При критериальном оценивании учитываются результаты только итоговых работ.

4.Самооценивание. Критериальное оценивание позволяет самому ученику понимать, насколько он должен заработать, чтобы получить «3», « 4» или «5».

Методом самооценки может стать заполнение в течение урока следующей таблицы, которая демонстрирует устойчивое развитие во время урока.

Основные понятия

Знал до изучения темы

Узнал                      

Могу применить

В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. Поэтому любое улучшение в достижениях ученика фиксируется в баллах. Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной системы. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений.

5.Итоговое оценивание: по каждому из критериев выводится итоговый балл, затем итоговые баллы критериев суммируются, и через специальную переводную шкалу трансформируется в 5 –балльную.

 

  1. Плюсы и минусы критериального оценивания

Плюсы критериального оценивания.

Данный вид оценивания позволяет учителю и родителям: получать доказательства уровня обученности ребенка; отслеживать прогресс в обучении ребенка; обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения. 

  • Оценивается не ученик, а продукт его деятельности
  • Оценка объективируется, процедура оценивания становится прозрачной
  • Знакомство с оцениванием формирует УУД, предполагает формирование рефлексивного отношения обучающегося к своей деятельности и продуктам своей деятельности.
  • Оценивание позволяет строить траектории дальнейшего обучения, позволяет скорректировать планирование учебного процесса, стимулирует всех участников образовательного процесса к поиску ситуационно наилучших образовательных стратегий и тактик.

Технология критериального оценивания способствует снижению школьной тревожности ученика, а учителя избавляет от бремени «судьи в последней инстанции», способствует формированию у учащихся навыков: самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда.

Минусы критериального оценивания:

  • Трудоемкость (время и интеллектуальные усилия) процедуры оценивания по сравнению с традиционным «на глаз».
  • Риски шаблонизации процедуры оценивания с последующим выхолащиванием содержания продукта и образовательной деятельности в целом.

Приложение 1.

Общие критерии оценивания достижений обучающихся по разделу «Лексика. Фразеология»

КРИТЕРИИ

МАКСИМАЛЬНЫЙ  УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

А

Знание, понимание и оперирование знаниями

6

Б

Применение  умений и навыков

6

С

Организация информации, коммуникация

 8

                        ИТОГО  

20

Критерий А

Тебе необходимо знать:

*предмет изучения лексики и фразеологии;

*тематические группы слов;

*отличительные признаки понятий синонима, антонима, омонима и паронима;

*лексическое значение фразеологизмов;

* лексическое значение часто употребляемых слов.

Критерий В

Тебе необходимо уметь:

*объяснять значение слова;

*определять грамматическое и лексическое значение слова;

*различать однозначные и многозначные слова;

*различать  общеупотребительные и  диалектные слова, профессиональные и  заимствованные слова;

*объяснять значение устаревших слов и неологизмов;

*подбирать антонимы, синонимы и паронимы,  уметь составлять синонимичные ряды слов;

*уметь толковать и использовать слова с прямым и переносным значением слов;

*уметь распознавать фразеологизмы в речи и уместно употреблять в предложениях.

Критерий С

Тебе необходимо научиться:

*работать с различными словарями (толковыми, фразеологическими, иностранных слов и др);

*использовать разные источники информации (книги, словари, Интернет-ресурсы);

*уметь выполнять лексический разбор слова;

*составлять словарь на заданную тему;

*различать типы переносных значений слова: метафора, метонимия, перенос по фукнции;

*использовать  разнообразную и пригодную лексику в устной и письменной речи.

Приложение 2

Критерии оценивания работы по русскому языку

  1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. 

2. Оценка диктантов

 Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).   

Контрольный   словарный   диктант проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.

Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных   диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе  – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе  –  до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное,  как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне одно-коренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки  на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты  - плот, грустный - грустить, резкий - резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
Отметка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

Отметка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается  до 4 грамматических ошибок.

Отметка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого,  допущено более 4 грамматических ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом "1" .
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Отметка "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка "5"   ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.

Отметка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Отметка "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом "1".

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта

1.    Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.

К неверным написаниям относятся: описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля); ошибка на правило, не изучаемое в школе; ошибка в переносе слова; ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная); ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2.    Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки: в исключениях из правил; в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях; в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого; в написании ы и и после приставок; в случаях трудного различения не и ни; в собственных именах нерусского происхождения.

К негрубым пунктуационным относятся ошибки: в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности; при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.

  1. Повторяющиеся и однотипные ошибки. Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.

3. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения  – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе  – 100-150 слов.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая  – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов. Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок.

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

 Оценка

Основные критерии оценки

 Содержание и речь

Грамотность

 1

 2

 3


 "5"

1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.
3. Содержание работы излагается последовательно.
4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.
5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка


  "4"

1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.
2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

 Допускаются:
2 орфографические +
2 пунктуационные +
3 грамматические ошибки;
•1 орфографическая +
3 пунктуационные +
3 грамматические ошибки;
• 0 орфографических +
4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки.
В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических - двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4»

 
"3"

1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.
2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.
3. Допущено нарушение последовательности изложения.
4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов.
6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:
• орфографических +
5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);
• 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных +
4 грамматические ошибки; • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;
• 3 орфографические + 5 пунктуационных +
4 грамматические ошибки;
• 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки 


  "2"

1. Работа не соответствует заявленной теме.
2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.
4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.
5. Нарушено стилевое единство текста.
6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

 Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.
Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.

  "1"

Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

 Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок

Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.

При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.
Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.    Если объем сочинения в полтора –два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить     из нормативов, увеличенных для отметки «4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4 ; 4-4-6. При выставлении  оценки  «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной  , если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям  оно написано удовлетворительно.

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать: повторение одного и того же слова; однообразие словарных конструкций; неудачный порядок слов; различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.  

Фактические ошибки

В изложении: неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

В сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол; неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке; нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами; употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке); стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи: неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский; неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей; смешение лексики разных исторических эпох; употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста: бедность и однообразие синтаксических конструкций; нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед; стилистически неоправданное повторение слов; неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула; неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)

Синтаксические
а)    Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б)    ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.

4. Оценка обучающих работ

 Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитывается:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если  возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и  «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием  или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.

Первая и вторая работа, как классная , так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ  соответствующего или близкого вида.

 Оценка тестов

 При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала

 Баллы

 Степень выполнения задания

 1

Менее чем на балл «2»

 2

Выполнено не менее 20 % предложенных заданий

 3

Выполнено не менее 30 % предложенных заданий

 4

Выполнено не менее 40 % предложенных заданий

 5

Выполнено не менее 50 % предложенных заданий

 6

Выполнено не менее 60 % предложенных заданий

 7

Выполнено не менее 70 % предложенных заданий

 8

Выполнено не менее 80 % предложенных заданий

 9

Выполнено не менее 90 % предложенных заданий

 10

Выполнены все предложенные задания



Предварительный просмотр:

Оценочные листы на уроках русского языка в 6 классе (критериальное оценивание на уроках русского языка).

Значение оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно оценивание является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования. Новым подходом в этом направлении является критериальное оценивание. 

Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно - познавательной компетентности обучающихся. 

    Современное  критериальное  оценивание  является  двусоставным: сочетает в себе суммативное и формативное оценивание.

    Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени. Формативное оценивание и преподавание неразделимы.

    Формативное оценивание используется - в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно).  При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении.

    Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе. Оно несет в себе формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции.

     Так как критериальный подход к оцениванию должен решать проблему объективного оценивания учащихся и стимулировать их для достижения более высокого результата, то круг проблем в порядке их значимости может выглядеть следующим образом.

  • Оценка образовательных достижений учащихся становится открытой, более объективной, прозрачной; 
  • Способствует установлению доброжелательных отношений между участниками образовательного процесса; 
  • Появляется возможность рефлексии деятельности ученика; 
  • Ученик осмысливает результаты своей деятельности; 
  • Позволяет выделить отдельные элементы работы и оценивать их поэлементно. 
  • Позволяет повысить уровень обученности и качество знаний учащихся. 

Критерии оценивания разрабатываются с учетом требований стандарта по учебному предмету, методических рекомендаций. Критерии не являются абсолютными, оценка сходных видов деятельности меняется с учетом возраста обучающихся.

В начале учебного года на первых уроках учитель и обучающиеся обговариваются общие критерии, по которым будет оцениваться работа в учебном году, а именно: ведение тетради, выполнение докладов и рефератов, качественное выполнение контрольных работ. В начале изучения каждой темы обучающимся сообщается, когда и в какой форме (тест, сочинение, диктант) будет проводиться контрольная работа по пройденному материалу, по каким критериям она будет оцениваться. В связи с этим вся педагогическая деятельность учителя должна быть направлена на создание условий для личностного самоопределения подростка в учебном материале. Основным предметом контроля и оценки педагога должен быть еще один способ работы учащихся с тематическими оценочными листами. Приведем варианты использования оценивания на уроках:

1)    Индивидуальные листы самооценивания.

2)    Листы взаимооценивания.

3)    Листы оценивания группы.

4)    Создание экспертной-оценочной комиссии.

Цель оценочных листов - выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками. Стоит отметить, что оценочный лист — довольно оперативная форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. По отношению к ученику оценочный лист играет еще и мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончанию изучения темы.

Приведем пример таких оценочных листов для учащихся 5- 6 – х классов на уроке русского языка: обобщение изученного по теме «Имя Существительное», «Правописание слов с чередующимися гласными о-а в корне», контрольная работа по теме «Синтаксис».

После написания работы, взаимо- или самопроверки обучающийся видит свои ошибки и типы орфограмм, с которыми ему предстоит поработать. Через некоторое время, данное на подготовку, работа может быть проведена повторно, результаты проанализированы. Анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым обучающимся и автоматически спланировать работу с ним, а накопленная информация является основанием для рационального планирования процесса повторения учебного материала. Для обучающихся оценочный лист является стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему через свои действия и самостоятельно организовывать учебно-познавательную в соответствии со своими возможностями.  Если оценочный лист использовать как средство проверки качества знаний за четверть (при выполнении четвертной контрольной работы), учитель сможет сделать вывод о подтверждении\неподтверждении оценок обучающихся, предполагаемых для выставления в журнал, как итоговых.

Таким образом, повышение качества образовательного процесса тесным образом связано с повышением качества знаний и успеваемости учащихся, без формирования положительной мотивации учащихся это решить невозможно. Использовав в полном объеме факторы, влияющие положительно на процесс мотивации обучающихся можно добиться успеха. Критериальное оценивание способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. То обстоятельство, что оценки, получаемые за промежуточную работу, не выставляются в журнал, превращает эту работу в осмысленную деятельность по наращиванию своих знаний. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. 

Список литература:

  1. Панина, А. Г. Внедрение критериально ориентированной оценки учебных достижений школьников в педагогическую практику / А. Г. Пачина // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 9. – С. 28 – 31.
  2. Пинский, A. A. К новой парадигме в образовании / A. A. Пинский. – М. : Парсифаль, 1996. – 88 с.
  3. Афонина, Л. А Критериально-ориентированное тестирование как эффективное средство измерения и оценки учебных достижений учащихся средних образовательных учреждений : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. / Афонина Лариса Ильинична. – Саратов, 2000. – 207 с.
  4. Загвоздкин, В. К. Традиционные и современные формы оценки учителя и их эффективность. //http://centrobrrostov.ru
  5. Пинская, М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения.  Практическое руководство для учителей.
  6.  Методы оценивания в классе // http://edugalaxy.intel.ru
  7. Теории педагогики. Объективное оценивание — фундаментальная задача образования. // http://teoria.ru
  8. А.А. Красноборова. Критериальное  оценивание в школе. Пермь, ГПТУ, 2010г.

Приложение

Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ______________________________

1. Распределите существительные в соответствии с их значением.

Краснота, бегство, ливень, нежность, прыжок, смелость, туман, мороз, обход, белизна, отдых, весна.

Явления действительности

Признак как предмет

Действие как предмет

2. Объяснительный диктант (лишнюю букву зачеркнуть).

В (Р/р)омане (П/п)ушкина “(Д/д)убровский”,   (Т/т)еплоход “(А/а)лександр (П/п)ушкин”,    живём на (В/в)олге, купили “(В/в)олгу”,   птица (О/о)рёл, (Г/г)ород (О/о)рёл,    (Г/г)азета “(П/п)арус”,     (П/п)рограмма “(В/в)ремя”.

3. Падежные окончания существительных. Вставьте и выделите окончания.

И.п.

Лисиц___

Девочк___

Рассвет___

Урок___

Р.п.

Лисиц___

Девочк___

Рассвет___

Урок___

Д.п.

Лисиц___

Девочк___

Рассвет___

Урок___

В.п

Лисиц___

Девочк___

Рассвет___

Урок___

Т.п

Лисиц___

Девочк___

Рассвет___

Урок___

П.п

Лисиц___

Девочк___

(о) рассвет___

(об) урок___

4. Буквенный диктант.

1.

2.

3.

5. Вставьте суффикс –чик (-щик) у существительных и обозначьте условие его выбора.

        Свар_____, воз_____, лёт____, компьютер____, автопогруз____, съём____,  прокат____, прицеп____, разнос____, перебеж_____, танцов____.

6. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условие выбора данной орфограммы.

        Сыноч__к - __________________

        Мяч__к - ____________________

        Кусоч__к -___________________

        Кирпич__к - _________________

        Василёч__к - _________________

        Ключ__к - ____________________

7. Обозначьте условие выбора букв О и Е в суффиксах имен существительных.

Друж__к, петуш__к, червяч__к, ореш__к, луж__к, кусоч__к, зайч__нок,

человеч__к, суч__к, мыш__нок, точ__чка, горош__к, пирож__к.

Дата_____________                                                       Оценка ________

                                                                                         Учитель /         / Ледкова О.Е.

Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ______________________________

Критерии

Возможные баллы

До к/р

После к/р

Оценка учителя

1

Умею распределять существительные в соответствии их значением

0-1

2

Умею зачеркнуть лишнюю букву в диктанте

0-2

3

Умею вставлять окончания в скществительном

0-2

4

Умею выполнять буквенный диктант

0-2

5

Умею вставьте суффикс –чик (-щик) у существительных и обозначьте условие его выбора.

0-2

6

Умею вставьте пропущенные буквы, обозначьте условие выбора данной орфограммы.

0-2

7

Умею обозначьте условие выбора букв О и Е в суффиксах имен существительных.

0-1

8

итого

12

Система балльного оценивания:

«0» - «1»

«0» - нет

«1» - знаю все правила, умею выполнять задания, понимаю прочитанное

«0» - «2»

«0» - нет, не сделано

«1» - не в полном объеме, частично, с помощью (1-2 ошибки)

«2» - да, сделано (без ошибок)

Уровни выполнения работы:

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

уровень

высокий

пониженный

базовый

низкий

Ниже низкого

баллов

95-100%

75-94%

50-74%

30-49%

Менее 30%

11-12

9-10

6-8

2-5

0-1

Оценочный лист по теме «Правописание слов с чередующимися гласными а-о в корне», 6 класс:

 Фамилия, имя _____________________ Класс _________  

1.В каком слове пропущена  буква А?

1) прик..снуться

2) заг..рающий

3) выр..щенный

4) предпол…жить

2. В каком слове пропущена буква О?

1)з….рница

2) произр…стать

3) заг…релый

4) предпол…гать

3. В каком слове пропущена  буква А?

1) уг..р

2)несг…раемый

3) водор…сли

4) пог…релец

4 В каком слове пропущена  буква А?

1) выр…стить

2) р…сток

3) пор…сль

4) зар…сли

5 В каком слове пропущена буква И?

1) выт…реть

2) заб…ру

3) ум…реть

4) прот…рать

6 В каком слове пропущена буква Е?

1) переб…ру

2) заст…лать

3) изб…рать

4) бл…стать

7 В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) возл…гать, предл…жить, зар…сли

2) уб..рать, выт…рать, ум…реть

3) прик…снусь, выл…жу, пор..сль

4) отр…сту, выр…сли, заг…р

8 В каком ряду  во всех  словах пропущена чередующаяся гласная в корне?

1) выт…рать, расст…лать(постель), разб..раться

2) ос…длать, выл…нять(от стирки), под…ржать

3) оч…ровательный, усм…ривший, г…роический

4) изб…гать, разн…мать, уб…рать

9. В каком ряду  во всех  словах пропущена чередующаяся гласная в корне?

1) разг…релся, изл..гаешь, ур…вень.

2) р…стительный, пор.сль, заст…лать

3) соб…раться,разв…вается, к…мпьютер

4) см…рение, прк…сновение,г…ризонт

10. В каком ряду  во всех  словах пропущена чередующаяся гласная в корне?

1) оз…рён, к…снуться, предл…гаешь

2) дириж…р, беч….вка, ж…рдочка

3) трущ…ба,туш…нка,ж…луди

4) ус…ный,хлес…нуть.ровес…ник

Оценочный лист по теме «Правописание слов с чередующимися гласными а-о в корне», 6 класс:

 Фамилия, имя _____________________ Класс _________  

Критерии

Возможные баллы

До к/р

После к/р

Оценка учителя

1

Умею определять, в каком слове пропущена  буква.

0-1

2

Знаю, в каком слове пропущена буква О.

0-1

3

Знаю, в каком слове пропущена  буква А.

0-1

4

Знаю, в каком слове пропущена  буква А.

0-1

5

Знаю, в каком слове пропущена буква И.

0-1

6

Знаю, каком слове пропущена буква Е.

0-1

7

Умею находить, в каком ряду пропущена одна и та же буква.

0-1

8

Умею определять, в каком ряду  во всех  словах пропущена чередующаяся гласная в корне.

0-1

9

Знаю, в каком ряду  во всех  словах пропущена чередующаяся гласная в корне.

0-1

10

Умею определять, в каком ряду  во всех  словах пропущена чередующаяся гласная в корне.

0-1

Итого

10

Система балльного оценивания:

«0» -«1»

«0» - нет

«1»- знаю все правила, умею выполнять задания, понимаю прочитанное

Уровни выполнения работы:

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

уровень

высокий

пониженный

базовый

низкий

Ниже низкого

баллов

95-100%

75-94%

50-74%

30-49%

Менее 30%

9-10

7-8

6

2-5

0-1

Оценочный лист к тесту контрольной работы по русскому языку по теме «Синтаксис» в 6 классе

Фамилия, имя  _________________ класс  

Критерии

Возможные баллы

До к/р

После к/р

Оценка учителя

1

Умею озаглавливать текст

0-1

2

Умею вставлять пропущенные буквы

0-2

3

Умею раскрывать скобки

0-2

4

Умею расставлять знаки препинания

0-2

5

Умею находить предложения с однородными членами, подчеркивать их и составлять схемы

0-2

6

Умею выполнять синтаксический разбор предложения

0-2

7

Умею находить словосочетания и указывать главное слово

0-1

8

итого

12

Система балльного оценивания:

«0» - «1»

«0» - нет

«1» - знаю все правила, умею выполнять задания, понимаю прочитанное

«0» - «2»

«0» - нет, не сделано

«1» - не в полном объеме, частично, с помощью (1-2 ошибки)

«2» - да, сделано (без ошибок)

Уровни выполнения работы:

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

уровень

высокий

пониженный

базовый

низкий

Ниже низкого

баллов

95-100%

75-94%

50-74%

30-49%

Менее 30%

11-12

9-10

6-8

2-5

0-1

Личный вклад в работу группы

Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

________________________________________

Критерии

Мои комментарии

Оценка  (1-5 баллов)

Готовность к уроку

Активность на уроке

Личный вклад в работу группы



Предварительный просмотр:

 «Критериальное оценивание

в условиях компетентностного подхода

на уроках русского языка»

Оценивание учебных достижений в условиях компетентностного подхода - отдельная, очень важная методическая проблема. По мнению ученых, человек становится компетентным именно в тот момент, когда у него формируется умение самостоятельно оценивать свою деятельность и  ее результаты. Такая возможность появляется на уроке при критериальном оценивании учащихся. Оно подразумевает ряд принципиальных установок для учителя:

  1. Оценивается только конкретная работа ученика, но ни в коем случае не он сам и не уровень его способностей, не его личность.
  2. Работа ученика сравнивается не с работами других учащихся, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы). Эталон известен учащимся заранее.
  3. Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижений.
  4. Фактически критериальная отметка рассматривается как  замер уровня освоения того или иного навыка, материала, который осуществляется с целью корректировки обучения, выявления «слабых» мест с целью их последующего устранения.
  5. Оценивать можно то, чему учат, поэтому критерии оценивания - это конкретное выражение учебных целей.
  6. Критериальная отметка не может рассматриваться как средство наказания или воздействия - она является лишь источником информации.
  7. Ученик сам оценивает свою работу.

Критерии, применяемые в предметах различных образовательных областей, различаются между собой, но сформированы по одному принципу: выделены основные учебные умения и навыки, сгруппированные потом по схожести в несколько критериев. Именно этот принцип критериального оценивания приобретает особую значимость при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку в выпускных классах. Часть «С» проверяется на основе трех основных критериев:А - содержание текста, В- организация текста, С- грамотность.

Учитель при этом должен использовать различные формы конкретных заданий и иметь ясные описания идеально выполненной работы. Он включает учащихся в процесс оценивания, стремясь к переходу на самооценку. Рефлексия должна стать обязательным завершающим этапом любой более или менее крупной работы.

Этот способ описания критериев я использую на уроках  русского языка, как при проверке письменных работ: тестов, изложений, сочинений- эссе, так и устных ответов: работа в группе, монологический ответ  в научном стиле речи, фронтальный опрос и др.

Предварительно знакомлю учащихся с критериями оценки письменной работы. Например, изложение в 8 классе по русскому языку. Объем – 1,5 страниц, время работы- 2 урока (по 40 минут).

Инструкции: изложение должно быть написано в классе с использованием плана и черновика. Источники: вы можете пользоваться памяткой «Как работать над изложением», словарями. Оценивание: ваша письменная работа будет оцениваться с помощью критериев: А, В, С.

Баллы

А

В

С

7-8

Изложение написано по теме, соответствует типу речи предложенного текста. Подробный пересказ. Фактические ошибки.

Изложение характеризуется смысловой цельностью, композиционной стройностью. В тексте есть вступление и заключение, но допущено нарушение связности изложения (не более одного) или более одного случая абзацного членения текста.

Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, но средства выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения) не использованы. Допущено не более одной орфографической и двух пунктуационных ошибок.

9-10

Изложение написано по теме,  соответствует типу речи предложенного текста.

Подробный пересказ.

Изложение характеризуется смысловой цельностью, композиционной стройностью, связностью изложения.

Работа характеризуется точностью выражения мысли, уместным использованием средств выразительности, разнообразием грамматических форм. Работа грамотная, допущена одна негрубая ошибка.

Текст читается 2 раза. Чтобы удачно написать сочинение, необходимо:

1. Поразмышлять над вопросами:

  • Кто из героев романа посетил профессора в день рождения?
  • Как М.Осоргин передал атмосферу гостеприимства в доме профессора- орнитолога?
  • Какие средства языковой выразительности использованы автором?

2. Знать, как пересказать текст.

Выполняя контрольную работу, ученик должен иметь возможность выбрать уровень сложности задания, выбрать сроки выполнения (из двух дат), при необходимости выполнить ее дважды, апеллировать выставленную учителем оценку. По результатам контрольной работы поясняю, даю оценку качества работы. Акцент делаю на хорошо выполненных работах и продвижении ранее отстававших учащихся (ситуация успеха). Работа оценивается в баллах (1-10).

Правила оценивания  устного ответа, например, публичное выступление, в условиях компетентностного подхода должны вырабатываться и уточняться в совместной дискуссии педагога и учащегося. Начиная  с 5 класса, каждый ребенок имеет памятку, знает основные требования к устному ответу. Он должен быть полным, логичным, доказательным, последовательным, построенным в научном стиле речи.

Наибольшую трудность представляет оценивание в группе. Возникает ряд вопросов:

-Как выставлять отметки за групповую работу и как заносить их в журнал?

-Как оценить работу в группе, если работали один или два ученика, а остальные ничего не делали?

-Какую оценку ставить членам группы, если среди них есть очень слабые ученики?

На первом уроке мы начинаем обсуждать работу в группе, основные критерии, предлагаемые учащимися, заносим их в таблицу:

Оценивание групп (№1)

Группы

Охват материала

Оригинальность идей

Дополнения

Поведение

в группе

Умение сотрудничать

Общий

балл

1

8

2

11

3

8

4

4

В то время, когда работают группы, заполняются на доске две предпоследние графы; и заполняется одновременно таблица индивидуального оценивания (таблица №2). На этапе представления результатов «группы слушателей» задают вопросы, исправляют ошибки, делают дополнения.        Заполняются остальные графы. Каждая группа получает свои плюсы - общие баллы. На заключительном этапе задаю вопрос: Кто  работал более активно  (дополнял, исправлял, отвечал)? Таким образом, с помощью класса выставляется объективная индивидуальная отметка ученикам.

Индивидуальное оценивание (№2)

Список

учеников

Выдвижение идей

Вовлечение

товарищей в работу

Оригинальность идей

Задавание

вопросов

Умение

отвечать

на вопросы

Общий балл

Иван

5

Ольга

5

Во время работы в группе ученики слушают друг друга. Сами задают вопросы и отвечают на них; формируется живой интерес ко всему процессу обучения.

Алгоритм группового оценивания таков:

  1. совместная с учениками разработка критериев и составление критериальной таблицы
  2. Проведение текущего оценивания учителем и учениками с помощью условных значков,  например, «+»- соответствие критерию, «-» -несоответствие критерию. Ученики совместно с учителем просматривают критерии и вносят соответствующие дополнения в таблицу.
  3. Окончательное оценивание.
  4. Обсуждение полученных результатов: какие достоинства имела каждая группа, с какими трудностями столкнулась.

Используя критериальные таблицы, мы можем сделать вывод о преимуществе данного вида оценивания в группе:

  1. если оценивание ведется на протяжении всего урока, то наиболее вероятно, что ничто не останется незамеченным, не будет забыто к концу урока при выставлении оценки.
  2. Наглядность оценивания позволяет регулировать свои достижения, влиять в ходе урока на оценку.
  3. Стимулирует учеников узнавать как можно больше по изучаемой теме
  4. Весь процесс «прозрачен» для учеников, поэтому они не подвергают сомнению критерии и результаты оценивания.
  5. При данном виде оценивания у учеников есть возможность улучшить качество своей работы, т.к. обсуждаются причины неудач.
  6. Формируются навыки сотрудничества, навыки общения и построения гармоничных отношений с окружающими

Оценки за групповую работу можно занести в тетрадь, а затем учесть при выставлении четвертных отметок. Если члены группы трудятся нескоординированно: кто-то работает, а кто-то нет, можно поставить знак «-» в графе «умение сотрудничать». Это повлияет на оценку группы в целом. Ученики непременно сами начнут регулировать работу так, чтобы все были вовлечены в деятельность. Работа в группах часто раскрывает возможности и слабых учеников, благодаря чему у них появляется возможность стать активными участниками, а не сторонними наблюдателями учебного процесса. Такие ситуации способствуют повышению самооценки слабых учеников, которая,  как известно, бывает у них очень низкой и мешает в учебе, снижая познавательный интерес.

  Данные отметки не обязательно выставлять в журнал, они нужны как поощрение исследовательского интереса учеников. Если учителю необходимо выставить отметки в журнал, то можно предложить им выбрать из своей группы тех учеников, кто заслужил сегодня «5», и обосновать свой выбор.

  Таким образом, критериальные таблицы помогают увидеть дополнительные возможности групповой работы. На мой взгляд, данная методика оценивания позволяет максимально эффективно достичь целей интерактивного обучения.

Учебное взаимодействие, построенное на умении самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты индивидуально, в группе и коллективе, является неотъемлемой частью мониторинга качества компетентностно  ориентированного образования в современной школе.