Организация педагогической деятельности с учётом индивидуальных особенностей учащихся

Вензель Нюргустана Ивановна

         Одной из главных проблем, которую нужно решать педагогам – это работа со слабоуспевающими учащимися.

         Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.

         Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, с особенностями личности каждого ребенка. Затруднения в обучении могут быть связаны с состоянием здоровья, занятия спортом, какими либо видами художественного творчества, неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

         При работе со слабоуспевающими детьми использую следующие педагогические технологии и формы контроля:

- индивидуализация образовательного процесса;

- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

- диалоговая форма обучения;

- игровые формы;

- памятки, карточки, творческие задания.

          Формы контроля:

- устные и письменные опросы;

- самостоятельные и проверочные работы;

- предметные тесты;

- собеседования;

контрольные работы.

          При работе использую планирование различных видов дифференцируемой помощи:

1.Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2.Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)
3.Запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.
4.Указание алгоритма решения или выполнения.
5.Указание аналогичной задачи, решенной раньше.
6.Объяснение хода выполнения подобного задания.

7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

8.    Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

9. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания. 

10. Выдача ответа или результата выполнения задания.

11. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

12. Постановка наводящих вопросов.

13. Указание правил, на основании которых выполняется задание.

14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

15.Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

         Работа с одаренными детьми в классе ведется в плане развития учебно – познавательных, коммуникативных, личностных, информационных компетенций через: участие в предметных олимпиадах различных уровней, предметных неделях, конкурсах, проектной, исследовательской деятельности, участие в научно – практических конференциях

         Работа с одаренными детьми и обучаемыми, позитивно мотивированными на учебу, традиционно ведется по всем предметам.  Использую индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентируя школьников на дополнительную литературу с указанием источника получения информации. Индивидуальная, групповая работа предполагает практические задания, проектную деятельность, работу с дополнительным материалом, решение исследовательских задач по предметам.