Методическая копилка

Конспекты внеклассных мероприятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья –

 специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 9

Урок культуры на тему:

„Детский альбом П. И. Чайковского”

Составитель

Спуль Зоя Григорьевна

г. Мыски

2012 г.

                                        Детский альбом

                                       П. И. Чайковский.

Цель: Ознакомление с творчеством П. И. Чайковский.

Задачи: 1. Дать представление о творчестве П. И. Чайковский через слушанье музыкального цикла детский альбом.

2. Развивать интерес к русской музыкальной культуре.

3. Воспитывать эстетическое восприятие.

Прививать эстетический вкус.

Ведущая: Ребята мы часто слышим звуки музыки по телевидению, радио и в повседневной жизни. Музыка поднимает нам настроение, навевает грусть, или заставляет мечтать. Без музыки мы не представляем себе жизнь.

А вы знаете, кто пишет музыку? (              ) - верно, композиторы. Они пишут музыку для взрослых и для детей. Каких композиторов вы знаете? ( ответы для детей).

Хорошо ребята. Эти композиторы - современные. Они живут в наше время, вместе с нами.

Но есть композиторы, которые  жили много лет назад, про их музыку знают, не только в нашей стране, но и во всем мире. Поэтому эту музыку называют классической.

Ребята сегодня мы познакомимся с великим русским композитором Петром Ильичем Чайковским. Родился он в России на Урале. В семье, где было много детей, а Петя был самым младшим. Он был очень добрым и воспитанным мальчиком. С ним было очень весело – он придумывал забавные истории, игры. В семье было очень много музыки: его мама играла на рояле, пела, пел и играл на флейте отец. Петя старался что-то играть на рояле. Музыка без конца звучала у него в голове, он выстукивал ритм песен на подоконниках, на столах. Все поняли, что Петя без музыки не может, и к нему пригласили учителя. Вот таким был маленький Петя.

Через несколько лет Петра Ильича Чайковского узнавал весь мир. Он сочинил очень много произведений. Его музыка звучит во всех уголках нашей земли.

У Петра Ильича Чайковского было много родственников и среди них были дети, которых он очень любил. Однажды он прислал им детский альбом. В нем были музыкальные пьесы, которые он специально посвятил играм, веселым вечером. Прослушав их, ребята вспомнили забавные истории. Вот одна из них.

 ,, Жили были 25 оловянных солдатиков. Все они родились от старой матери – оловянной ложки и были они родными братьями красавцами писаннымиˮ. -так начинается сказка ,, О стойком оловянном солдатикеˮ. Но у них таких солдатиков нет – у них есть только деревянные - но и они очень красивые, смелые, они тоже пойдут в огонь ради куклы. А сейчас послушаем ,, Марш деревянных солдатиковˮ. Как вы думаете что можно под эту музыку сделать? Сейчас мы тоже будем солдатиками. Барабанщики нам поиграют, а мы по маршируем. И вот уставшие войны отправились на покой.

Петр Ильич Чайковский очень много путешествовал. Он побывал во многих странах мира, особенно ему понравилась Италия, приветливая и солнечная. В Италии он сочинил ,, Итальянскую красивую песенкуˮ.

Какая это мелодия?

(веселая или грустная).

Так же дети запомнили рассказ о том, как во Франции Петр Ильич встретил на улице мальчика. Он пел песни и ждал, когда ему подадут монетку. Собралось много слушателей, но внезапно хлынул дождь, и все люди разбежались по домам. Быстрые ручейки побежали по лицу мальчика, и было непонятно, плачет он, или струйки дождя текут по его лицу.

Слушание ,,Старинная французская песенкаˮ.

Ребята как вы думаете, какая это мелодия?

Вспомним еще одну историю.  Однажды ребята играли в чехарду.  Вдруг раздался отчаянный вопль.  У куклы Маши свернулась на бок голова и ни за что не хотела возвращаться на место. Голову крутили все по очереди, однако все было напрасно. И всем стало ясно, что кукла заболела. Ее необходимо напоить чаем с малиной, завязать горло теплым шарфом, а главное не шуметь и ходить на цыпочках.

Слушание пьесы ,,Болезнь куклыˮ.

Ребята, какая это музыка?

Но лечение не помогло.  Упрямая голова куклы скатилась с подушки на пол. И кукла умерла. Тогда Петр Ильич написал похоронный марш.

Слушанье ,,Похороны куклыˮ.

Ребята, какая это музыка?

Прослушав эту пьесу поэт Виктор Лунин сочинил стихи. Снег на земле и на сердце снег. Кукла родная, прощай на век. Больше дружочек любимый мой. Мне не играть с тобой. Лучшею куклою ты была. Как же тебя я не сберегла? Как же такое случилось с тобой? Куда и зачем от меня ты ушла? Снег на земле и на сердце снег Маша, родная прощай на век. Больше, дружочек любимый мой. Мне не играть с табой.

А на следующее утром девочкам принесли большую коробку и все поняли, что в ней - новая кукла.

Слушанье пьесы ,,Новая куклаˮ.

Ребята, какая это музыка?

У многих композиторов написан вальс.  И у Петра Ильича Чайковского тоже есть вальс.

Ребята, скажите, а вы знаете, что такое вальс?

Вальс - это красивый танец, под его мелодию пары кружатся, музыка легкая, веселая и всем хочется танцевать. А сейчас Алена Андреевна и Михаил Филиппович покажем, как надо правильно танцевать этот танец.

Танец вальс.

Ребята, какая это мелодия?

У Петра Ильича Чайковского есть произведение ,,Сладкая грезаˮ.

Ребята, а вы знаете, что такое ,,Грезаˮ? Греза - это мечта. Сейчас послушаем эту пьесу, и каждый помечтает о своем.

Слушаем ,,Сладкая грезаˮ.

Вот художник Вера Павлова, слушая эту музыку, нарисовала вот такую картину. Показ. Она представила себе сказочный дворец, волшебное озеро, пару влюбленных катающихся по озеру в лодке, русалочку и белоснежных лебедей.

Ребята, с какой музыкой мы сегодня познакомились? Давайте вместе прочитаем ,,классическаяˮ. Почему ее называют классической?

Так она называется, потому что написана выдающимся композитором и передается из поколенья в поколенье и не забывается.  Много еще есть произведений в детском альбоме Петра Ильича Чайковского. На следующих часах культуры мы мы будем продолжать знакомится с его творчеством.

Самоанализ часа культуры ,, Детский альбом П. И. Чайковскогоˮ.

Основной целью проведенного мероприятия ставила перед собой ,, Ознакомление с творчеством П. И. Чайковскогоˮ.

Исходя из цели, были представлены следующие задачи:

Дайте представление о творчестве П. И. Чайковского через слушанье музыкального цикла ,, Детский альбомˮ.

Развивать интерес к русской музыкальной культуре.

Воспитывать эстетическое восприятие.

Прививать эстетический вкус.

В конспект часа культуры включены: портрет П. И. Чайковского, детский альбом с произведениями П. И. Чайковского, стихотворение , истории создания произведений, иллюстрация к произведению, сборник сочинений на аудиокассете.

При подготовке и проведении часа культуры, много были использованы словесные, практические, наглядные методы, игровые приемы, а так же метод нравственного воспитания, формирование у воспитанников общественного поведения и личностных отношений. Так же метод психологического воздействия-подбадривания, поощрение ( для детей малообщительных, стеснительных, неуверенных в себе).

С целью успешного провидения донного задания были привлечены все воспитанники, а так же взрослые.

Дети активно принимали участие в данном занятии, учились выразительно читать, заучивали истории, стихотворения, отрабатывали ритм игры на барабане, активное участие принимали в определении характера музыки, с интересом слушали музыкальные произведения.

Считаю цель мероприятия достигнутой,  т. к. удалось реализовать задачи, увлечь, заинтересовать воспитанников.

Занятие прошло увлекательно, интересно, вызвало у ребят положительные, доброжелательные эмоции.

Это занятие показало, что и наши воспитанники проявляют интерес к классической музыке.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья –

 специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 9

Развлечение на тему:

„Зима”

КВН

Составитель

Спуль Зоя Григорьевна

г. Мыски

2012 г.

Цель: 1.  В интересной развлекательной форме дать новые сведенья о зиме, закрепить имеющиеся знания.

2. Развивать речь детей:

а) выразительно читать стихи;

б) учить создавать предложения с заданным словом (снег, зима);

в) обогащать словарный запас (салазки, зимушка - хрустальная, зима -долгожданная, звездочка-малютка).

3. Воспитывать доброжелательное отношение к своим товарищам, умение выслушивать, их не перебивать. Радоваться общему успеху.

КВН

Снежинка

Льдинка

1.  Приветствие  (песня о зиме).

2. Что, где, когда? (вопросы);

а) Что изменилось в природе с приходом зимы?

б) Какие признаки бывают зимой?

Какие больше нравятся, почему?

3. Кто быстрее оденется на

прогулку? (конкурс для капитанов).

4. ,,Бег в валенкахˮ ( игра

соревнование).

5. Стихи о зиме.

6. Музыкальная пауза танец

,,Букетˮ.

7.Конкурс  знатоков ( для

для капитанов).

8. Приметы.

9. Частушки.

10. Придумать предложение со

словом ,,зимаˮ.

11. Сюрпризный момент ( приходит

снеговик).

12. Игра.

13. Загадки.

14. Игра.

1. Приветствие ( песня о зиме).

2. Что, где, когда? ( вопросы):

а) Каких зимующих птиц вы знаете,

назовите?

б) Какие люди помогают птицам

переносить суровую зиму?

в) Почему надо любить и беречь

птиц? Как ведут себя звери,

расскажите о них.

3. Кто быстрее оденется на

прогулку? ( конкурс для капитанов).

4. ,,Бег в валенкахˮ ( игра

соревнование).

5. Стихи о зиме.

6. Музыкальная пауза танец

,, Букетˮ.

7. Конкурс знатоков ( для

  капитанов).

8. Пословицы и поговорки.

9.Частушки.

10. Придумать предложение со

словом ,, снегˮ.

11.Сюрпризный момент ( приходит

снеговик).

12. Игра.

13. Загадки.

14. Игра.

Ход: В класс входят ребята в нарядной форме с эмблемами ,,Снежинокˮ и ,,Льдинокˮ, садятся на свои места.

Ведущая: Сегодня играем в игру КВН ( клуб веселых и находчивых?, где вы покажите ум, смекалку, ловкость.

Мы будем вести беседу и зиме. Оценивать нашу игру будет ,,журиˮ (знакомство с членами жюри).

В нашей игре принимают участие 2 команды: Команда ,,Льдинокˮ - капитан … . Команда ,,Снежинокˮ - капитан … . приготовили приветствие, - песню о зиме начинает команда ,,Снежинокˮ

,,Песенка о зимеˮ -из мультфильма ,,Каникулы в Простоквашиноˮ.

1. Если б не было зимы,

В городах и сёлах

Никогда б не знали мы

Этих дней весёлых.        2 раза

2. Не кружилась б малышня,

Возле снежной бабы

Не петляла бы лыжня             2 раза

Кабы, кабы, кабы.

Не спешил бы Дед Мороз

К нам через ухабы

Лед на речке б не замерз            2 раза

Кабы, кабы, кабы.

Ведущая: А теперь Команда ,,Льдинокˮ (ваше приветствие )

,,Зимушка хрустальнаяˮ (песня).

Зимушка хрустальная, вся белым бела.

Сколько ты искристого, снега намела.

Весело и радостно, нашей детворе.        

Выросла высокая горка во дворе.

Зимушка хрустальная, ясные деньки.

Сели мы на саночки, взяли мы коньки.

Санки с горки катятся, снег снежок блестит.

Зимушка хрустальная, деток веселит.

Ведущая: Жури, ваши оценки? Переходим ко 2 – ому конкурсу ,,Что, где, когда?ˮ.

Вопросы к команде ,,Снежинокˮ

а) Какие зимние месяцы вы знаете, назовите?

б) Что изменилось в природе с приходом зимы?

в) Какие признаки бывают зимой? Какие больше нравятся, почему?

Вопросы к команде ,,Льдинокˮ

а) Каких зимующих птиц вы знаете, назовите?

б) Какие люди помогают птицам переносить суровую зиму?

в) Почему надо любить и беречь птиц? Как ведут себя звери, расскажите о  них.

Ведущая: А теперь конкурс для капитанов. Посмотрим, как они умеют одеваться на прогулку.

,,Кто быстрей оденется на прогулкуˮ (конкурс для капитанов).

Ведущая: Сейчас посмотрим, как вы умеете наперегонки бегать в валенках.

,,Бег в валенкахˮ (игра – соревнование)

Ведущая: Ваше слово жури.

Зима – чудесное время года.

Её любят и взрослые и дети.

Художники – рисуют картины о зиме,

Писатели – пишут рассказы,

Композиторы – музыку, а поэты – стихи.

Давайте и мы почитаем стихи о зиме.

Команда ,,Снежинокˮ

Зимние гости

И кружится, и стелется

По улицам метелица.

А птицам каково?

Синички- желтогрудки,

Не завтракали сутки,

Не ели ничего.

Где в лютой зимней стуже,

Найти чечеткам ужин.

Запрятались в кусты,

Озябшие клесты.

Мы к липкам на верхушки,

Приладили кормушки.

У нас гостей полно.

Слетелись свиристели,

Чечетки прилетели-

Весь день клюют зерно.

Сосулька.

Я сосульку не сосу,

Я ее домой несу.

Стало ей от солнца жарко,

Мне ее ужасно жалко

Пусть все лето, целый год

В холодильнике живет.

---  ---  ---  ---  ---  ---  ---

До мая скованы пруды,

Но как теплы дома.

В сугробы кутают сады,

Заботлива зима.

Снег осыпается с берез,

В дремотной тишине.

Картины летние мороз,

Рисует на(стекле) окне.

Команда ,,Льдинкаˮ

Закружился листок, шепчет ласково.

Выходи-ка дружок, да с салазками.

Ты на горку взберись, осторожненько.

Да с горы прокатись по дороженьке.

Все под снегом дома тройка санная

Здравствуй, здравствуй зима.

Долгожданная.

---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится.

И на землю тихо,

Падает ложится.

---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---  ---

Белая, узорная, звездочка малютка

Ты слети мне на руку-

Посидим минутку

Покружилась звездочка,

В воздухе немножко

Села и растаяла

На моей ладошке.

Ведущая: Пока жюри оценивает стихи, у нас будет музыкальная пауза

Танец ,,Букетˮ.

Утром на моем окне ( дети стоят покачивая веточки).

Появился вдруг букет (дети показывают букет в правое окно).

Неужели это мне, (показывают букет в левое окно).

Дед мороз прислал привет (веточки вверх покачиваются).

Припев:

Букет, букет, букет (бегут друг за другом).

Из сверкающих льдинок (кружатся).

Серебряный букет (приседают, поднимают вверх, то одну, то другую ветку).

Распускается зимой (медленно идут в круг).

И до самой весны (делают руками круговые движения).

Будет он со мной (медленно идут из круга назад).

Нравится букет друзьям.

Нравится и мне самой (кружатся).

Очень жалко, что нельзя,

Унести его домой.

Припев  (тот-же).

Ведущая: ,,Жюри ваши оценкиˮ. Следующий конкурс ,,Знатоковˮ (для капитанов).

Вопросы.

В каком месяце к нам приходит зима?

В каком месяце заканчивается зима?

Пользу или вред приносит человеку зимой барсук? ( ни вреда ни пользы, зимой барсук спит).

Почему зимой многие птицы и звери из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Потому, что зимой около человеческого жилья легче найти пищу).

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест. Клесты зимой выкармливают своих птенцов).

Пользу или вред приносят синицы пользу зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелочках спрятавшихся насекомых, из яички и личинки и поедают их)

Следующее занятие.

Для команды ,,Снежинокˮ. Назвать приметы о зиме.

а) Январю батюшки – морозы,

А Февралю метелица.

б)  Много снега – мало хлеба.

в) Снег одеяло для пшеницы, чем толще, тем ей лучше спится.

г) Если ночью был иней – снег не выпадет.

д) Если вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу, если на  низкие ветки – к ветру.

е) Воробьи дружно расчирикались – к теплу.

Для команды ,,Льдинокˮ. Назвать пословицы и поговорки.

а) Декабрь год кончает, а зиму начинает.

б) Вьюги, да метели – под февраль налетели.

в) Мороз невелик, да стоять не велит.

г) Февраль – солнце на лето поворачивает.

д) Береги нас в большой мороз.

е) Спасибо мороз, что снегу нанес.

Ведущая: Слушаем оценки ,,знатоковˮ и командам (слово жюри). А сейчас смотрим конкурс ,,Весёлые частушкиˮ. Принимают участие 2 команды.

Дорогие наши гости.            

Слушайте внимательно        все вместе

Прочтем мы вам частушки

Очень замечательно

Мы с тобой любим зиму

Любим лыжи и коньки

Ну, а Сидоров Иван

Любит только свой диван.

Мой портфель, сказал Андрей

Дышит еле – еле

Я же ездил на нем,

Только две недели.

Два куска измылила мыла,

Чтоб с лица отмыть чернила,

А пришел на карнавал

Меня никто не узнал.

Любим лыжи и коньки,

Зимние подарки

Побежим вперегонки,

Сразу станет жарко.

Пятиклассник Николай

Сиди дома не гуляй

Если ты пойдешь гулять

Малышам не сдобровать.

Дет Мороз сказал ,,лентяйˮ

Новый год прошёл ,,вставайˮ

Не мешай я отдыхаю

Пробурчал в ответ лентяй.

Мы частушки вам пропели.

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы, вас попросим

Чтобы нам похлопали.

Оценки жури.

Следующее задание.

Придумать предложение со словом (зима) одна команда, со словом ( снег) другая.

Ведущая: Ребята! А вы любите зиму, почему? В какие игры любите играть? А в волшебные верите? Закройте глаза, и что – то произойдет волшебное.

Входит снежная баба (пляшет здоровается).

Я баба из снега, я снежная баба,

Пришла на КВН к вам – из зимнего сада.

В окно увидела идет здесь игра,

А может и мне порезвится пора.

Надоело мне стоять, захотелось поиграть

Ребята вставайте в круг и поиграем.

Игра ,,Снежная бабаˮ.

Вокруг белой снежной бабы,

Мы попрыгать очень рады

Раз, раз, раз

Догони – кА баба нас.

( Дети бегают, прыгают вокруг снежной бабы. Баба ловит детей. Отмечает самых ловких.)

Снежная баба: Ребята, а вы любите загадки отгадывать?

Загадки.

Запорошила дорожки, разукрасила окошки,

Радость детям подарила, и на санках прокатила. (зима)

Зимой на ветвях яблоки,

Скорей их собери

И вдруг, вспорхнули яблоки. Ведь это … (Снегири)

Пушистый ковёр, не шелками шит

При солнце, при месяце, серебром блестит. ( Снег)

Льётся речка, мы бежим

Лёд на речке, - мы бежим. (Коньки)

Всё лето стояли, зимы ожидали.

Дождались пора – помчатся с горки. (Санки)

Деревянные кони, по снегу скачут,

А снег не проваливается. ( лыжи)

Без рук рисует, без зубов кусает. ( мороз)

Не колючий, светло синий по кускам развешан. ( Иней)

Хоть сама и снег и лёд,

А уходит слёзы льёт. (Зима)

10)Что за звёздочки резные,

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке, (Снежинки)

Ведущая: Посмотри Снежная баба какие у нас красивые снежинки летают.

Летите, летите, летите, летите, летите, летите, - и в пары вставайте.

Дети встают в пары и изображают красивую фигуру ( фигурную снежинку ). Ведущая и Снежная баба вместе с детьми. Затем выбирают красивых снежинок.

Ведущая: Ой, ребята, что это со снежной бабой творится (тает).

Снежная баба: Ребята мне у вас очень понравилось, и загадки вы умеете отгадывать и играть. Но мне пора на улицу, иначе я совсем растаю. Я вас хочу угостить снежными комочками.

Угощает, прощается и уходит.

Ведущая: Ребята навстречу зиме идет какое время года? ( весна ) . нас ждут новые игры, новые песни. А сейчас слово жюри.

Жюри: ( дает оценку ). Ребята, вы хорошо подготовились к КВН, Молодцы! Показали свои знания о зиме, порадовали гостей. Были дружными. И поэтому в нашем КВН победила дружба.

Песня о дружбе.

Дружба крепкая не сломается,

Не расколится, от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,        2 раза.

Вот что значит настоящий верный друг.        

Мы поссоримся и помиримся

Не разлить водой, дружат все вокруг

В полдень или полночь        2 раза

Друг придет на помощь

Вот что значит настоящий верный друг.        

Друг всегда тебе, поможет выручит

Если что–нибудь приключится вдруг

Нужным быть кому – то, в трудную минуту.        2 раза

Вот что значит настоящий верный друг.         

Ведущая: В память о нашем КВН всем участникам дарим сувениры – медали. Но это еще не все, вас ожидает сюрприз, сладкий пирог. Его испекли для вас повара.  Приглашает на чаепитие.

Материалы: Эмблемы (льдинки и снежинки), медальки, 2 пары валенок, 2 стула с одеждой и обувью.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья –

 специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 9

Интегрированное занятие

„Первый снег”

Составитель

Спуль Зоя Григорьевна

г. Мыски

2012 г.

Интегрированное занятие.

Тема: Первый снег.

Цель: Развитие познавательных интересов и, творческих способностей через знакомство произведением, рассмотрением картины и в изо деятельности.

Задачи: 1. Формирование умения передавать свои наблюдения и впечатления от прочитанного произведения А. П. Чехова „Первый снег” в рисунках под музыкальное произведение.

2. Корректировать внимание, память ( слуховую и механическую), абстрактное мышление.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: 1. Рассказ А.П. Чехова „Первый снег”.

2. Портрет А.П. Чехова.

3. Репродукция картины А. Пластова „Первый снег”.

4. карточки – предложения для закрепления материала.

5. П.И. Чайковский „Времена года”.

6. Альбом для рисования, кисти, гуашь.

Ход занятия.

I Ребята сегодня мы поговорим о первом снеге.

Как вы думаете, когда выпадает первый снег? (Поздней осенью).

Ребята давайте на минутку закроем глаза и вспомним какое чувство вы испытывали, когда увидели, что идет первый снег?

О чем вы тогда подумали? ( Что будем лепить снежную бабу, играть в снежки).

Ребята правильно все радуются первому снегу. Первый снег – вестник начало зимы. Возникает чувство радости.

Начинаются зимние забавы.

II Послушайте и загадку отгадайте.

Белая, узорная звездочка-малютка,

Ты слети мне на руку, посиди минуту.

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. ( Снежинка).

Снежинки – это маленькое чудо. Из них и получается снег.

А кто из вас знает загадки: загадывают дети.

1. „Белый Тихон с неба спихан

Где пробегает ковром устилает ” (Снег).

2. „На всех садиться,

Никого не боится” ( Снег).

3. „Летит – молчит,

Лежит – Молчит,

Когда умрет,

Тогда заревет” (Снег).

III А теперь послушайте, как писал о первом снеге великий русский писатель А.П. Чехов в своем произведении, которое он и назвал „Первый снег” (Показать портрет А. П. Чехова) А. П. Чехов жил давно. В текстах его произведений можно встретить малознакомые слова. Ребята над словом: Бульвар.

Первоначальное чтение текста воспитателем.

- Ребята, о чем этот рассказ? ( о первом снеге).

Повторное чтение воспитанниками текста (про себя).

Вопросы по закреплению текста.

- Найдите слова, которыми автор описывает первый снег.

- Что изменилось в природе, когда пошел снег?

- Объясните, как понимаете предложение „все в природе находилось под властью этого молодого снега”.

- Какими были снежинки?

- С чем автор сравнивает „хлопья снега”?

Повторное чтение учащимися текста „цепочкой”.

Для усвоения поэтического языка данного описания дать детям задание вставить между словами глаголы: Хрустел, покатилось, шёл, пахло падали, кружились, висли.

Недавно … первый снег.

Всё в природе … под властью этого молодого снега.

В воздухе … снегом.

 Под ногами мягко … снег.

Хлопья … падали на землю.

Снежинки … на бороде, ресницах, бровях.

IV – Ребята, а теперь давайте поиграем. Игра „Собери снеговика”.

V – А теперь давайте познакомимся с картинкой А. Пластова „Первый снег” и увидим каким изобразил первый снег в своём произведении художника.

От этой картины веет нежной свежестью. Так пахнет первый снег. Нажность и свежесть переданы цветом.

- А как художник заставил нас поверить, что снежинки кружатся, летят? (Художник наклонил в одну сторону веточку берёзы, показывая направление ветра, а между ними проскальзывают хрупкие белые звёздочки в том же направлении).

- Кто вместе с нами любуется падающими снежинками? Кого вы видите на картине. ( Ответ: Девочка выскочила, как снежинка. Она наспех накинула на голову платок. Ей холодно, но уходить не хочется. Уж так красив падающий снег. Рядом с ней братишка в теплой куртке и шапке ушанке. Он тоже любуется первым, ослепительно белым, пушистым снегом). Так и хочется встать рядом с восторженными детьми на крыльцо и протянуть руки к падающим хлопьям снега.

VI Все люди по-разному воспринимают и переживают приход зимы, но первый снег никого не может оставить равнодушным, потому что всё сразу же преображается, становится чистым, свежим, прозрачным. Такое ощущение, что мы попали в сказку. Послушайте стихотворение Е.Трутневой „Первый снег”.

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чём всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он просто снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

На заборах, на крылечке

Всё блестит и всё бело!

Нет свободного местечка –

Всюду снега намело.

Нарядилась и рябина

В белый праздничный наряд.

Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят.

- А вот как описывает зимнюю берёзу под своим окном поэт С. Есенин.

Берёза.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой

И стоит берёза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом

Осыпает ветки новым серебром.

VII – Давайте ребята, превратимся в волшебников и украсим серебром наши берёзы. Пригласим в гости волшебницу – зиму, она поможет нам нарисовать снег на берёзе. Прикоснется она волшебной палочкой (кисточкой) к каждой веточке, и унылая картина поздней осени оживает. Нарисуем белые движущиеся точки -  снежинки. Они летят как пух. Рисуем и думаем, как же мы назовем свои рисунки, да не обычным названием, а поэтическим, красивым. Вспомним строки из стихов, рассказов.

(Дети рисуют. Звучит музыка П.И. Чайковского „Времена года”, „декабрь”.

VIII Анализ практической работы

(Рассматриваем рисунки).

- мы попали в волшебный лес. На тонких ветвях берёз распустились огромные, белые, удивительные цветы. Только это не цветы, а пушистые снежные хлопья.

Воспитанники сообщают названия к рисункам: „Волшебная - зима”, „Первый снег” и др.

IX – Ребята, сегодня мы прочитали прекрасное описание первого снега А. П. Чеховым, высказали через рисунки, стихи своё отношение к зимней природе и маленькому уголку родной страны.

- А теперь ребята давайте, исполним псенку о зиме из мультфильма „Каникулы в Простаквашино”.

Зима.

1. Если б не было зимы,

В городах и сёлах

Никогда б не знали мы

Этих дней весёлых.        2 раза

2. Не кружилась б малышня,

Возле снежной бабы

Не петляла бы лыжня             2 раза

Кабы, кабы, кабы.

Не спешил бы Дед Мороз

К нам через ухабы

Лед на речке б не замерз            2 раза

Кабы, кабы, кабы.