Мои публикации

Мкртчян Армине Аржаниковна

http://mmo-informatiki.ucoz.net/index/metodicheskaja_kopilka/0-4

https://www.youtube.com/watch?v=9bheMW_2On8&feature=youtu.be

https://videouroki.net/razrabotki/my/

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Информационные технологии на уроке МАТЕМАТИКИ

Учебный кейс на уроке МАТЕМАТИКИ как способ формирования продуктового результата обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

 Проблема сохранения здоровья детей и подростков стала особенно актуальной в РФ на современном этапе. Кризисные явления в обществе, падение уровня жизни, стрессы, неполноценное питание, плохая экология, а также безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья стали основными причинами резкого снижения здоровья детей.

По данным исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков:

-  малоподвижный образ ведут приблизительно 45% детей и подростков;

- более 30% курящих, причем, многие начинают курить еще в младшем школьном возрасте;

- около 60% не соблюдают режим дня и соответственно более половины из них испытывают недостаток сна.

Соответственно, среди детей дошкольного возраста количество абсолютно здоровых детей – 15%,  количество детей, имеющих хронические заболевания – 17,5 %, имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата, 90% нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием около 50% детей. Среди обучающихся число абсолютно здоровых детей не превышает 10-12%.

Большую тревогу вызывает и то, что среди школьников увеличивается количество детей и подростков с несколькими хроническими заболеваниями.

Попыткой оздоровить обучающихся является введение элементов здоровьесберегающих технологий в процесс обучения.

Здоровьесберегающие педагогические технологии трактуются авторами по-разному. Так по определению Н.К. Смирнова (родоначальника понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии») это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению, а также формированию представления о здоровье как ценности, мотивации к ведению здорового образа жизни.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий на уроке информатике выделяют:

  • создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
  • создание творческого характера образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
  • обеспечение мотивации. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
  • построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
  •  обеспечение  двигательного режима.

Проблемы здоровьесбережения на уроках информатики  усугубляются вредными факторами, которые оказывает компьютер на здоровье человека:

  • сидячее положение в течение длительного времени;
  • воздействие электромагнитного излучения;
  • нагрузка на зрение;
  • перегрузка суставов кистей;
  • психические расстройства.

Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.

На уроках информатики предусматривается использование компьютера практически на каждом уроке. Работа за компьютером, может нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на уроке без использования компьютера. Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке, необходимо проводить динамические паузы, физминутки, минутки релаксации, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику.

Физкультминутки - это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.

 Немаловажную роль играют для здоровьясбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке. Эмоциональные разрядки —  мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем нагрузках - все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках. 

Самое важное — обеспечить ребенку душевный комфорт и чувство защищенности. Положительный психологический климат на занятиях  улучшает микроклимат в коллективе, способствует личностному росту и самоуважению.

На своих занятиях рекомендуется использовать артикуляционную гимнастику - работа по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Проводить игры (дидактические, ролевые, деловые)— игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

Проводить релаксации  во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

Проводить беседы о здоровье, а также делать задания на компьютере, например, создавать брошюры, памятки по темам «Здоровый образ жизни», «Влияние компьютера на здоровье человека», «Влияние компьютерных игр на здоровье», способствующие  привлечению внимание к  формированию здорового образа жизни.

Обобщая выше сказанное, приходим к выводу, что использование разнообразных видов деятельности, организационных форм, оптимального темпа урока, физминуток, динамических пауз, специальных комплексов упражнений для снятия усталости, а также присутствие благоприятного микроклимата на занятиях сохраняют физическое и психическое здоровье учащихся.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных результатов: повышается уровень познавательной активности учащихся, улучшается работоспособность учащихся, понижается утомляемость, улучшается уровень устойчивости и концентрации внимания, о чем свидетельствуют результаты проводимого мною мониторинга.

Таким образом, здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.



Предварительный просмотр:

Информационная карта творческой разработки

ФИО

Мкртчян Армине Аржаниковна

Регион

МО г. Химки

Название образовательной организации

МБОУ СОШ №26

Название работы

Электронная газета «Жизнь в школе №26»

Цель работы

Образовательные:

  • формировать умение работать с Интернет-ресурсами (сайты, документы, формы).

Развивающие:

  • учить анализировать, сравнивать, решать проблемные вопросы;
  • развивать познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности;
  • развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение работать индивидуально, в паре и в группе.

УУД

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на занятии.

Задачи работы

  1. развитие навыков использования компьютера и основных средств информационных технологий;
  2. развитие мышления, умения и навыков умственного труда учащихся;
  3. формирование основ общей информационной культуры.
  4. формирование основ общей информационной культуры,
  5. использовать задания для повторения темы,
  6. обучать работать с информацией в Интернете и оформлять результат в разной форме

Педагогические условия

1.Отбор педагогических средств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей

2.Организации различных видов деятельности

3.Создание ситуации успеха.

4.Организация различных видов стимулирования

Средства

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности: Компьютеры, интерактивная доска, проектор

Классы

5-11 классы

Апробация

Показать применение на уроках  различных видов технологии, средств  ИКТ, повысить уровень развития познавательного интереса детей и уровень их знаний  

Краткое содержание

Процессом работы руководит учитель. Класс разбивается на 4 группы (количество человек в группе - по желанию учащихся). Используем технологию  образовательного веб-квеста – путешествие по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы.

Центральное задание – создание электронной газеты.

Выбор роли, соответствующей интересам и способностям учащегося. Для каждой роли прописан план работы.

Обучающийся выбирает одну из предложенных ему ролей. Анализирует, как его роль согласовывается с задачами других членов команды. Далее исследует предложенные ресурсы. Для подготовки отчета представляется описание артефактов, которые, на его взгляд, представляют исследуемый вопрос. По окончании процесса поиска, представляет отчет по выбранной теме. Веб - квест предполагает совместную работу, поэтому далее обучающиеся группой обсуждают, спорят, вырабатывают план работы группы в целом. Заканчивается все групповой защитой своей работы.

Технология:

Одной из инновационных технологий, которая способствует нахождению нужной информации и учит анализировать ее, решая поставленные задачи, является образовательный веб-квест – путешествие по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы квеста.

Цели

Образовательная:

  • формировать умение работать с Интернет-ресурсами (сайты, документы, формы).

Развивающие:

  • учить анализировать, сравнивать, решать проблемные вопросы;
  • развивать познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности;
  • развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение работать индивидуально, в паре и в группе.

УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на занятии.

Метапредметные:

- Регулятивные : планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; иметь навыки самоконтроля.

- Коммуникативные : умение осознанно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь членов группы, вести коммуникативное сотрудничество с одноклассниками в группе.

- Познавательные : умение сравнивать (выбирать основания и критерии для сравнения), структурировать знания; одновременно анализировать несколько разнородных информационных объектов, делать выводы, умение работать с текстом, находить в тексте нужную информацию; формирование алгоритмического мышления и объектно-ориентированного мышления, формирование и развитие ИКТ-компетентности.

Предметные: умение преобразовывать одни формы представления информации в другие, выбирать язык представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи, иметь понятие о различных формах представления информации

Для формирование информационных и коммуникационных компетентностей на уроках я использую технологию веб-квест.

Направление:

Внеклассная работа по предмету.

Возрастная категория:

5-11 классы.

Название проекта: Электронная газета «Жизнь в школе №26».

Методы обучения: Самостоятельная работа с компьютером

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности: Компьютеры

Формы организации деятельности учащихся: Групповая работа

Задачи:

  1. Развитие навыков использования компьютера и основных средств информационных технологий;
  2. Развитие мышления, умения и навыков умственного труда учащихся;
  3. Формирование основ общей информационной культуры.
  4. Предложить обучающимся интересную форму для закрепления знаний, полученных на уроке,
  5. Использовать задания для повторения темы,
  6. Обучать работать с информацией в Интернете и оформлять результат в разной форме

Структура  занятия

Процессом работы руководит учитель. Класс разбивается на 4 группы (количество человек в группе - по желанию учащихся).

1. Вступление, в котором описаны роли участников, предложен предварительный план работы.

2. Основная часть занятия – создание электронной газеты.

3. Рубрики:

  • Последние новости: репортажи о жизни класса и одноклассников (уроки, олимпиады, конкурсы, соревнования...).
  • Особое мнение: размышления на политические, социальные, философские темы.
  • Я творю: проза, поэзия, живопись, народное творчество...
  • А знаешь ли ты: интересная информация, которой нужно поделиться.

4. Выбор роли, соответствующей интересам и способностям учащегося. Для каждой роли прописан план работы.

  • Журналист пишет статьи, соблюдает авторские права, делает ссылки на источник информации.
  • Редактор создает издательство газеты, оказывает помощь.
  • Фоторепортер работает совместно с журналистом, подбирает иллюстрации для статей, оформляет фоторепортажи с места событий.
  • Художник-оформитель работает совместно с журналистом или самостоятельно.

Редактору:

  1. Проведите заседание редакционного совета по определению тематики статей в рубриках газеты.
  2. Оказывайте помощь журналистам, фоторепортерам, художникам.

Журналисту:

  1. Напишите по одной статье в любых рубриках газеты.
  2. Проведите социальный опрос, сделайте анализ данных.
  3. Соблюдайте авторские права пользователей сети, делайте в статье ссылки на источник информации.

Фоторепортеру:

  1. Подберите иллюстрации для статей.
  2. Оформите фоторепортажи школьных событий.

Художнику-оформителю:

  1. Работайте совместно с журналистом или самостоятельно.
  2. Создавайте рисунки.
  3. Создавайте иллюстрации к статьям.

 

Учащимся предлагается добавить ссылки на сайты, содержащие интересные, познавательные и обучающие материалы.

 

             Этапы работы :

1. Обучающийся выбирает одну из предложенных ему ролей.

2. Анализирует, как его роль согласовывается с задачами других членов команды.

3. Далее исследует предложенные ресурсы

4. Для подготовки отчета представляется описание артефактов, которые, на его взгляд, представляют исследуемый вопрос.

5. По окончании процесса поиска, представляет отчет по выбранной теме.

6. На уроке используется технология Веб – квест, который предполагает совместную работу, поэтому далее обучающиеся группой обсуждают, спорят, вырабатывают план работы группы в целом.

7. Заканчивается все групповой защитой своей работы.

Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. 
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания презентации, проекта.

Задачи:

1) поиск информации по конкретной теме;

2) разработка структуры  презентации, проекта; 

3) создание материалов для проектов, презентаций; 

4) доработка материалов для проекта, презентации.

Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные   результаты исследования.

Подведение итогов: Формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. Ребята сами оценивают работы своих коллег и выставляют объективную оценку.

Рефлексия:

Считаю, что работа  очень интересна и полезна для ребят. Работа на уроке должна не только сформировать у учащихся определенный набор компетентностей, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей.



Предварительный просмотр:

 Исследовательская работа

Тема: Обучение сумме треугольников в средней школе.

Учитель: Мкртчян А.А.

Содержание:

  • Введение:
  • Сумма углов треугольника
  • Задачи
  • Информационные карты
  • Заключение
  • Литература

ВВЕДЕНИЕ:

В современном мире роль образования важна для любого общества, личности и государства. Русский народ с этой точки зрения не является исключением. Сегодня, как никогда, образование должно быть направлено на духовное развитие русского народа и человечества, на усвоение, сохранение, обогащение и передачу знаний поколениям. Образование призвано обеспечить развитие и расширение прав и возможностей армянского народа, его национальную безопасность.

Важной частью образования является общее образование, которое является обязательным для каждого жителя нашей страны. Основной целью общего образования является всестороннее развитие умственных, духовных, физических и социальных способностей учащихся, формирование у них правильного поведения и манер. Сегодня очень важно развивать не только знания, но и способности и умения обучающегося. Он должен уметь правильно оценивать свои возможности, иметь уверенность в своих силах, желание заниматься самообразованием, уметь учиться на протяжении всей жизни.

Во всем этом важна роль учителя. Учитель должен понимать, что изменилось поколение, изменилось и его мышление, стремления и ожидания. Сегодня изменилась и роль ученика в учебном процессе, он свободно участвует в дискуссиях, способен без осложнений выражать свои мысли. Процесс обучения становится диалогом, в котором учащиеся дают обратную связь.

Неудивительно, что математика играет большую роль в общем образовании. Обучение математике является не самоцелью, а средством всестороннего и гармоничного развития умственных, духовных и социальных способностей учащегося.

Основная цель математического образования состоит в том, чтобы:

  • формировать и развивать логическое, лингвистическое и алгоритмическое мышление,
  • создавать арифметические знания и методы, применять их в практических ситуациях, искать и находить оптимальные пути,
  • воспитывать уважение к культурным ценностям, их создателям,
  • дать национально-патриотическое воспитание,
  • создавать междисциплинарные связи,
  • воспитывать целеустремленность, долг и чувство ответственности,
  • вселить уверенность в свои силы,
  • формировать аналитические способности ориентироваться в повседневной жизни,
  • формировать культуру самостоятельной работы, сотрудничества с другими и согласия.

Большинство из этих целей достигается учителем математики в средней школе посредством преподавания курса геометрии.

При доказательстве теорем формируется логическое, аналитическое и алгоритмическое мышление учащихся. Они развивают у учащихся память, внимание, умение отличать главное от второстепенного. И, наконец, способствуют развитию умений анализировать проблемную ситуацию, находить решения, ориентироваться, разрабатывать план действий, получать результаты, оценивать их, вносить необходимые коррективы, анализировать последствия.

Предмет:Сумма углов треугольника

  1. Тип класса::приобретайте новые знания, используя новые приемы, занимайтесь исследовательской работой.
  2. Цель урока: исследовать и доказывать теорему о сумме углов треугольника, уметь использовать ее при решении задач, учиться самостоятельно получать новые знания, опираясь на уже известные знания.
  3. Разработано: развивать интерес к геометрии, формулировать знания, собирать информацию, вызывать интерес к исследовательской работе.
  4. Образовательный:воспитывать усидчивость, аккуратность, чувство ответственности, развивать логическое мышление и речь учащихся.

Используемые аксессуары:Достоверные картинки-треугольники, карточки с информацией, карточки для решения задач.

Ход урока

  1. Активизировать знания учащихся.
  2. Что они знают из предыдущих уроков – повторите с помощью вопросов?
  3. Докажите теорему о сумме углов треугольника благодаря исследовательской работе. Опираясь на уже известные геометрические знания.

2. Изучите новый материал

Рисунок 1. БД:АС. Найдите сумму углов треугольника разными способами. Находитьсумма углов АВС.

 Рис. 1

Случайно ли, что сумма углов любого треугольника равна 1800? Есть ли у треугольника такое свойство? Давайте исследуем этот вопрос в классе. Итак, тема урока: «Сумма углов треугольника».

Перед вами 2 равных треугольника. Как убедиться, что они равны?

Ответ: Путем наложения.

  • Стороны изображенного 2-го треугольника поместите в угол 1-го треугольника так, чтобы каждые два соседних угла имели общую сторону.
  • Что мы заметили? (три угла вместе образуют тупой угол)
  • Этот опыт показывает, что сумма углов треугольника визуально равна 1800.
  • Как можно быть уверенным, что сумма углов треугольника равна 1800? (измерьте все углы треугольника транспортиром и сложите результаты)
  • Итак, мы сделали предположение, что сумма углов треугольника равна 1800. Давайте докажем эту гипотезу. Проведем доказательство на основе метода задания углов.
  • М:дан произвольный треугольник

Давайте нарисуем это

АБВ:

  • Установить A, B ,  в разных сторон. Получается MCN. Докажем, что это тупой угол и равен 180
  • Что мы заметили на картинке (А=MCA, это накрест лежащие углы, MC II AB, AC - пересечение. Следовательно, MC II AB. Аналогично CN II AB
  • Сколько параллельных прямых может пройти через AB, проходя через точку C (две)?
  • Это правда (нет, это противоречит аксиоме о параллельных прямых)
  • Сделайте вывод (линии CM и CN совпадают и составляют 1 линию: MN)
  • Что мы можем сказать о ?
  • Итак, в результате исследования, чтобы доказать теорему, какие дополнительные построения нам следует сделать ( проходящий через точку C   MNAB и изучите образовавшиеся углы.)

Задача:

Составьте план доказательства теоремы, запишите его в тетрадь, сделайте рисунок, работайте в парах.

Процесс доказательства.

1. Построить МНАВ, проходящий через точкой С

2. Докажите, что:A=1; B=3

3. Докажите, что если  1+2+3=1800  , то A+2+=1800  

  • На каких теоремах и аксиомах основывались наши рассуждения?

3. Закрепить полученные знания.

Учебник геометрии 7 класс.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАРТОЧКИ

Карты на счет 5-6-7

1. Продолжите предложение:

Сумма углов треугольника_____________

2. Решите проблему:

Дано: ABC

А=700

Б=300

Найдите С.

Решение:

А+Б+=:1800 г. (по теореме о сумме углов треугольника)

С =:1800 - (А+Б)

С =:1800 - (700+300)

С =:800

Стена:С =:800

3. Решите проблему самостоятельно. Используя картинку, чтобы найтиН :

Карты на счет 8-9

1. Нарисуйте 2 неравных треугольника, имеющих разные углы.

2. Один из острых углов прямоугольного треугольника равен острому углу другого произвольного треугольника. Как объяснить, что треугольники равны?

3. По рисунку найди неизвестные углы треугольников.

  

Проверьте проделанную работу

4. Вопросы классу

  • Давайте выясним, может ли треугольник иметь два угла по 90°, два тупых угла, один прямой угол и один тупой угол.
  • Сколько градусов составляют углы равностороннего треугольника?

Сделайте вывод (В любом треугольнике либо все углы острые, либо один тупой или прямой, а два других острые).


Заключение

Анализ теорем значительно стимулирует развитие алгоритмического и логического мышления учащихся. Для этой цели часто необходимо потребовать от учащегося провести анализ вместо или одновременно с изложением доказательства теоремы, то есть извлечь все теоремы, определения и аксиомы, лежащие в основе доказательства.

Мы узналиодно из новых, интересных и важных свойств треугольников. Мы рассмотрели взаимосвязь между сторонами и углами треугольника. Мы доказали, что сумма углов треугольника равна 1800. Мы ввели понятия остроугольного и прямоугольного треугольников, показали, как доказанная теорема применяется при решении задач.

У учащихся развивалось логическое, аналитическое и алгоритмическое мышление, что развивало их память, внимание, умение отличать главное от второстепенного.




Предварительный просмотр:

 Исследовательская работа

Тема: Обучение сумме треугольников в средней школе.

Учитель: Мкртчян А.А.

Содержание:

  • Введение:
  • Сумма углов треугольника
  • Задачи
  • Информационные карты
  • Заключение
  • Литература

ВВЕДЕНИЕ:

В современном мире роль образования важна для любого общества, личности и государства. Русский народ с этой точки зрения не является исключением. Сегодня, как никогда, образование должно быть направлено на духовное развитие русского народа и человечества, на усвоение, сохранение, обогащение и передачу знаний поколениям. Образование призвано обеспечить развитие и расширение прав и возможностей армянского народа, его национальную безопасность.

Важной частью образования является общее образование, которое является обязательным для каждого жителя нашей страны. Основной целью общего образования является всестороннее развитие умственных, духовных, физических и социальных способностей учащихся, формирование у них правильного поведения и манер. Сегодня очень важно развивать не только знания, но и способности и умения обучающегося. Он должен уметь правильно оценивать свои возможности, иметь уверенность в своих силах, желание заниматься самообразованием, уметь учиться на протяжении всей жизни.

Во всем этом важна роль учителя. Учитель должен понимать, что изменилось поколение, изменилось и его мышление, стремления и ожидания. Сегодня изменилась и роль ученика в учебном процессе, он свободно участвует в дискуссиях, способен без осложнений выражать свои мысли. Процесс обучения становится диалогом, в котором учащиеся дают обратную связь.

Неудивительно, что математика играет большую роль в общем образовании. Обучение математике является не самоцелью, а средством всестороннего и гармоничного развития умственных, духовных и социальных способностей учащегося.

Основная цель математического образования состоит в том, чтобы:

  • формировать и развивать логическое, лингвистическое и алгоритмическое мышление,
  • создавать арифметические знания и методы, применять их в практических ситуациях, искать и находить оптимальные пути,
  • воспитывать уважение к культурным ценностям, их создателям,
  • дать национально-патриотическое воспитание,
  • создавать междисциплинарные связи,
  • воспитывать целеустремленность, долг и чувство ответственности,
  • вселить уверенность в свои силы,
  • формировать аналитические способности ориентироваться в повседневной жизни,
  • формировать культуру самостоятельной работы, сотрудничества с другими и согласия.

Большинство из этих целей достигается учителем математики в средней школе посредством преподавания курса геометрии.

При доказательстве теорем формируется логическое, аналитическое и алгоритмическое мышление учащихся. Они развивают у учащихся память, внимание, умение отличать главное от второстепенного. И, наконец, способствуют развитию умений анализировать проблемную ситуацию, находить решения, ориентироваться, разрабатывать план действий, получать результаты, оценивать их, вносить необходимые коррективы, анализировать последствия.

Предмет:Сумма углов треугольника

  1. Тип класса::приобретайте новые знания, используя новые приемы, занимайтесь исследовательской работой.
  2. Цель урока: исследовать и доказывать теорему о сумме углов треугольника, уметь использовать ее при решении задач, учиться самостоятельно получать новые знания, опираясь на уже известные знания.
  3. Разработано: развивать интерес к геометрии, формулировать знания, собирать информацию, вызывать интерес к исследовательской работе.
  4. Образовательный:воспитывать усидчивость, аккуратность, чувство ответственности, развивать логическое мышление и речь учащихся.

Используемые аксессуары:Достоверные картинки-треугольники, карточки с информацией, карточки для решения задач.

Ход урока

  1. Активизировать знания учащихся.
  2. Что они знают из предыдущих уроков – повторите с помощью вопросов?
  3. Докажите теорему о сумме углов треугольника благодаря исследовательской работе. Опираясь на уже известные геометрические знания.

2. Изучите новый материал

Рисунок 1. БД:АС. Найдите сумму углов треугольника разными способами. Находитьсумма углов АВС.

 Рис. 1

Случайно ли, что сумма углов любого треугольника равна 1800? Есть ли у треугольника такое свойство? Давайте исследуем этот вопрос в классе. Итак, тема урока: «Сумма углов треугольника».

Перед вами 2 равных треугольника. Как убедиться, что они равны?

Ответ: Путем наложения.

  • Стороны изображенного 2-го треугольника поместите в угол 1-го треугольника так, чтобы каждые два соседних угла имели общую сторону.
  • Что мы заметили? (три угла вместе образуют тупой угол)
  • Этот опыт показывает, что сумма углов треугольника визуально равна 1800.
  • Как можно быть уверенным, что сумма углов треугольника равна 1800? (измерьте все углы треугольника транспортиром и сложите результаты)
  • Итак, мы сделали предположение, что сумма углов треугольника равна 1800. Давайте докажем эту гипотезу. Проведем доказательство на основе метода задания углов.
  • М:дан произвольный треугольник

Давайте нарисуем это

АБВ:

  • Установить A, B ,  в разных сторон. Получается MCN. Докажем, что это тупой угол и равен 180
  • Что мы заметили на картинке (А=MCA, это накрест лежащие углы, MC II AB, AC - пересечение. Следовательно, MC II AB. Аналогично CN II AB
  • Сколько параллельных прямых может пройти через AB, проходя через точку C (две)?
  • Это правда (нет, это противоречит аксиоме о параллельных прямых)
  • Сделайте вывод (линии CM и CN совпадают и составляют 1 линию: MN)
  • Что мы можем сказать о ?
  • Итак, в результате исследования, чтобы доказать теорему, какие дополнительные построения нам следует сделать ( проходящий через точку C   MNAB и изучите образовавшиеся углы.)

Задача:

Составьте план доказательства теоремы, запишите его в тетрадь, сделайте рисунок, работайте в парах.

Процесс доказательства.

1. Построить МНАВ, проходящий через точкой С

2. Докажите, что:A=1; B=3

3. Докажите, что если  1+2+3=1800  , то A+2+=1800  

  • На каких теоремах и аксиомах основывались наши рассуждения?

3. Закрепить полученные знания.

Учебник геометрии 7 класс.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАРТОЧКИ

Карты на счет 5-6-7

1. Продолжите предложение:

Сумма углов треугольника_____________

2. Решите проблему:

Дано: ABC

А=700

Б=300

Найдите С.

Решение:

А+Б+=:1800 г. (по теореме о сумме углов треугольника)

С =:1800 - (А+Б)

С =:1800 - (700+300)

С =:800

Стена:С =:800

3. Решите проблему самостоятельно. Используя картинку, чтобы найтиН :

Карты на счет 8-9

1. Нарисуйте 2 неравных треугольника, имеющих разные углы.

2. Один из острых углов прямоугольного треугольника равен острому углу другого произвольного треугольника. Как объяснить, что треугольники равны?

3. По рисунку найди неизвестные углы треугольников.

  

Проверьте проделанную работу

4. Вопросы классу

  • Давайте выясним, может ли треугольник иметь два угла по 90°, два тупых угла, один прямой угол и один тупой угол.
  • Сколько градусов составляют углы равностороннего треугольника?

Сделайте вывод (В любом треугольнике либо все углы острые, либо один тупой или прямой, а два других острые).


Заключение

Анализ теорем значительно стимулирует развитие алгоритмического и логического мышления учащихся. Для этой цели часто необходимо потребовать от учащегося провести анализ вместо или одновременно с изложением доказательства теоремы, то есть извлечь все теоремы, определения и аксиомы, лежащие в основе доказательства.

Мы узналиодно из новых, интересных и важных свойств треугольников. Мы рассмотрели взаимосвязь между сторонами и углами треугольника. Мы доказали, что сумма углов треугольника равна 1800. Мы ввели понятия остроугольного и прямоугольного треугольников, показали, как доказанная теорема применяется при решении задач.

У учащихся развивалось логическое, аналитическое и алгоритмическое мышление, что развивало их память, внимание, умение отличать главное от второстепенного.




Предварительный просмотр:

 

Тема: Проектная  технология

Учитель: Мкртчян А.А.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение
  2. Внедрение метода проектов
  3. Цели и задачи метода проектов
  4. Технология метода проектов
  5. Метод проектов как средство повышения эффективности работы
  6. Проблемы проектной деятельности
  7. Способы реализации метода проектов
  8. Принципы проектной деятельности
  9. Проект как модель совместной деятельности преподавателя и обучающегося
  10. Требования к организации проектов
  11. Классификация проектов
  12. Этапы работы над проектом
  13. Роли преподавателя и обучающихся в ходе подготовки проекта
  14. Заключение

 

1. Введение

      Конституция Российской Федерации закрепляет  в числе прочих прав и свобод человека  право на получение образования. Российское образование основывается на Всеобщей декларации прав человека, на общечеловеческих моральных, культурных, социальных и духовных ценностях. « Закон  об образовании в РФ»   трактует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Образование является социальной и духовой опорой жизни человека.

       В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача образования – формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.  Современные подростки получают так много информации извне, что это просто нельзя не учитывать. Поэтому в современной системе образования  преподаватель не является единственным источником информации. Новые времена поставили новые вопросы. Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам.  Обществознание в этом плане наиболее подвержена изменениям. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий. Телевидение, радио, компьютеры за последнее время значительно увеличили поток информации. Однако все эти источники представляют материал для восприятия пассивно. В обществе, прессе, на телевидение, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события, В связи с этим возникает вопрос: «Способен ли ребенок запомнить и усвоить этот объем информации?» Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения. Но обучающиеся часто не умеют перерабатывать полученную информацию в знания, не умеют анализировать, структурировать, выделять главное, т. е. не владеют элементарными навыками поисковой работы и исследовательской деятельности.

       


2. Внедрение метода проектов

    Многие психологи и педагоги XX века указывали, что образование должно пониматься не  как процесс передачи знаний подрастающему поколению, а как взаимодействие педагога и обучающегося для получения необходимых ему знаний и умений с целью обеспечения успешного вхождения выпускника школы во взрослую жизнь.

         Л.С. Выготский   считал, что в основу воспитательного процесса должна быть положена  личная деятельность обучающегося, а учитель (воспитатель) призван направлять и регулировать эту деятельность.

         По мнению Е.С. Полат, необходимо обеспечить возможность вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс, причем,  не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания,  где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.   Этим требованиям отвечают технологии развивающего обучения, например, проектная технология.

          В начале XX века в США стал использоваться метод проектов. Его основоположником принято считать Джона Дьюи, хотя первую попытку методически обосновать метод сделал Вильям Килпатрик. В. Килпатрик в 1918 году опубликовал статью «Метод проектов В своих трудах В. Килпатрик   утверждал, что содержание образования должно определяться интересами школьника.

     Дж. Дьюи  противопоставлял ориентации на интересы ребенка ориентацию на учебный план и считал, что проблемы образования кроются в попытке заставить обучающихся изучать выводы, а не исследовать проблемы. Он призывал превратить процесс развития обучающегося в процесс его саморазвития.

    Ю. Олькерс, изучая историю метода проектов, размышлял о целесообразности внедрения в школьное образование этого метода, отмечал сильные и слабые стороны этого метода, определил  границы его использования.

    Достаточно быстро идеи Дж. Дьюи и В. Килпатрика распространились в мире, в том числе  метод проектов стал внедряться в Советском Союзе.  

     Полная подмена учебных предметов и образовательных программ проектной деятельностью не была поддержана руководством СССР и вскоре про метод проектов в нашей стране почти забыли.

      Актуальным в нашей стране этот метод стал только в связи с модернизацией образования, когда целью школьного  образования стало воспитание социально успешной личности. При этом в современной педагогической науке проект рассматривается и как метод, и как технология.

      Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.  

Проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации деятельности разработчиков проекта, самостоятельного решения проблемы учащимися.  

       Всего в отечественной педагогике описано около пятидесяти педагогических технологий.

1. Технологии, основанные на гуманизации учебного процесса (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили; система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др.).

2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельнос¬ти учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе опорных конспектов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.).

3. Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения, программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, индивидуализации учебного процесса, опережающего обучения, компьютерные (информационные) технологии.

4. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева (известное как блочная система планирования), технология «Диалог культур» В.Е. Библера и С.Ю. Куртанова, технология теории поэтапного формирования умственных действий М.Б.Воловича.

         При  работе с технологией проблемного обучения выделяются четыре взаимосвязанных этапа:

    1)    Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.

    2)     Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.

    3) Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала.

    4)      Дискуссия. Аргументация, синтез, обобщение, выводы.

3. Цели и задачи метода проектов

Основной задачей педагога является: подготовить и выпустить в жизнь человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию и усваивать ее в виде новых знаний, т. е. формировать у обучающихся информационную компетенцию. Любая компетенция предполагает не только наличие необходимых знаний, но и сформированность умения их использовать.   Помочь в решении данной задачи на уроках русского языка и литературы может как раз метод учебного проекта. В ходе преподавания конечным итогом является формирование у студентов ключевых компетенций  в различных сферах: познавательной, трудовой, массовой коммуникации, гражданской деятельности, семейно-бытовой, в сфере между людьми различных национальностей.  Технологией, которая в силу своей дидактической сущности позволяет решать стоящие перед современным образованием задачи, является метод исследований и проектов.  Этот метод в процессе обучения позволяет: развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем…и т.д.); коммуникативный потенциал обучающихся; решать информационные задачи; организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса; создавать комфортные условия обучения; активизировать мыслительную деятельность; снимать нервную нагрузку (релаксация). Анализ эффективности использования метода исследования и проекта позволяет сделать вывод, что на уроках  русского языка и литературы у 88% обучающихся повышается активность, 85% студентов утверждают, что на таких уроках им значительнее интереснее, чем на обычных. Сравнительная характеристика отмечает эффективность восприятия учебного материала обучающимися.              В    настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы   образования   к  компетентностной модели, которая  предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Важнейшей педагогической задачей является формирование у студентов умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и  применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Важной задачей является обучение   умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь студентам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, обучающиеся станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию.  

       В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности обучающихся. Она же обуславливает метод деятельности, направленной на её решение. Целью проектной работы становится:

  • поиск способов решения проблемы,  
  • организация такого учебно-воспитательного процесса, при котором каждый студент имеет возможность овладеть не только базовым уровнем учебного материала, но и развить свои творческие способности;
  • формирование и развитие познавательного интереса к  исследованию, научному поиску, творческой деятельности;
  • воспитание социально-активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Ведущая идея: проектная технология активно способствует формированию ключевых компетенций на уроках   русского языка и литературы, если:

  • она опирается на изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;
  •  учитывает мотивацию к занятиям проектной деятельностью;
  • используется системно в образовательном процессе.

Кроме того, проектное обучение:

  • способствует повышению личной уверенности обучающихся;
  • развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
  • обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
  • развивает у студентов творческие способности.

     Исследовательская и проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего.  Творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного студента, в результате появляются новые знания, умения, проявления личности. Таким образом, в процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, обучающийся  проходит все этапы научного исследования:

  • - возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;
  • - этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний;
  • - этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка.

   Значит, на уроках   русского языка и литературы студенты должны выработать общие навыки исследовательской работы. Каждый урок русского языка и литературы с использованием проектно-исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов:

  • организационно - подготовительного,
  • технологического,
  • презентационного.

      Работа над исследовательским проектом - это учебная деятельность, поэтому естественно, что она проводится под руководством преподавателя. Однако роль педагога в данном случае заключается в корректировке самостоятельной деятельности студентов.  В ходе организации работы  над проектами реализуются триединые цели образовательного процесса. Главный результат использования метода проектов - компетентность обучающихся в области   обществознания и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности:

  • опыт работы с большим объемом информации;
  • проведение презентации;
  • умение оценивать ситуацию и принимать решения;
  • работать в коллективе;
  • структурировать информацию;
  • планировать работу индивидуально и в команде.

   Таким образом, исследовательская работа, которая является основой проектной деятельности, формирует и развивает личные качества, как преподавателя, так и студента.  

     Выделяют  следующие этапы работы над исследованием.

1. Выбор темы исследования, определение его типа и числа участников.

2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.

3. Распределение задач по группам, поиск информации.

4. Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.

5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.

6. Промежуточные обсуждения полученных данных.

7. Презентация (защита) исследования.

8. Коллективное обсуждение выводы.

4. Технология  метода проектов

   Стадия “вызова” направлена на вызов у обучающихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Студент вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. На данном этапе мною используются приемы: верные  

На стадии осмысления студенты работают с новой информацией используя приём пометки на полях известный как инсерт.

Этот прием является средством, позволяющим   отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Студентов надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна студенту. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

    Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Студент ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

    Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у студента представлениями, о чем он думал иначе.

   Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным у и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

    Данный прием требует   не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике студенты просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

На стадии рефлексии необходимо вернуться к заданным вопросам, предположениям. Этот этап часто заканчивается написанием эссе.

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в аудитории после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут

      Результаты исследовательской работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты исследовательской деятельности:

· представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана-карты);

· выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля);

· содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации;

· рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;

· защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;

· должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.

     Выборы формы исследования определяются его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной форме можно было наилучшим образом представить на презентации результаты проведённой работы. Проектная деятельность на занятиях русского языка и литературы также активизирует индивидуальный познавательно-творческий потенциал студентов и способствует их нравственно-эстетическому развитию.

       Степень активности студента и преподавателя на разных этапах различна. Степень самостоятельности обучающихся в работе над проектом зависит   от сформированности умений проектной деятельности.    Предлагаются такие  уроки с применением учебного исследования или его элементов:

  • урок-путешествие,
  • урок-соревнование,
  • урок-презентация,
  • урок - устный журнал,
  • урок-митинг,
  • интегрированные уроки,
  • урок-лаборатория,
  • урок – творческий отчет,
  • урок изобретательства,
  • урок «удивительное рядом»,
  • урок фантастического проекта,
  • урок-рассказ об ученых, и т. п.

      Результатом являются устойчивый интерес к предмету, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и компетенций.

       Несомненно, данный вид деятельности занимает огромное количество времени, прежде всего, у педагога, так как требует систематической проверки работы, кроме того, затрачивается время на уроке как на организационные сообщения, так и на групповую работу по исследованию с целью выявления основных ошибок и корректировки процесса.

    В ходе такого вида учебной деятельности можно добиться, прежде всего, не только изучения материала, но и его глубокого осмысления. Систематическая работа по анализу изучаемого материала с привлечением дополнительной литературы, самостоятельная постановка целей, выдвижение гипотез, подведение итогов приводит к развитию способности анализировать и синтезировать информацию.  

 

Находит свое применение проектная технология и в воспитательной работе.   Целью применения данной технологии  является воспитание социально адаптированной личности посредством формирования познавательных интересов, повышение интеллектуального уровня и привития духовно-нравственных ценностей посредством решения ряда задач.

      5. Метод проектов - средство повышения                      

                          эффективности работы

    Несомненно, что  использование проектной технологии на уроках способствует развитию познавательного интереса к изучению   русского языка и литературы, формированию у учащихся умения проводить поиск информации, анализировать источник  информации, различать факты и мнения. Следовательно, можно утверждать, что проектная технология является важнейшим средством повышения эффективности работы в условиях реализации ФГОС СПО .      

       Метод проектов:

Во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. Необходимо выдвигать перед студентами такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы.

Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда студенты могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

В-третьих, выполняя проекты, обучающиеся осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания.

    В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность. Формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты студентов должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, обучающиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперёд к поставленной цели.

В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады.       

    Данная технология способствует формированию критического и творческого мышления обучающихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает задаче – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

 

6. Проблемы  проектной деятельности

      Главной проблемой стала проблема - как обучить студентов навыкам проектной деятельности, особенно как это сделать в курсе обществознания,  где проектная деятельность имеет ряд специфических особенностей, среди которых социальная направленность проектов и сложность их реализации в рамках   занятия  

     Ограниченное использование проектной деятельности связано с трудностями, которые возникают при введении метода проектов в учебный процесс. Роль преподавателя заключается в том, чтобы подвести ученика к осознанию проблемы в учебной теме, помочь сформулировать эту проблему. Сама тема проекта может не совпадать с учебной темой, она может быть уже или шире учебной темы. Главное, чтобы решение проблемы вызвало необходимость получения новых знаний.

   

7. Способы реализации метода проектов

Метод   проектов можно  осуществлять как индивидуально, так и в группе.  Преимущество группового проекта заключается в формировании коммуникативной компетенции студентов, возможности расширить границы проекта, найти лучшее решение проблемы. В то же время групповой проект сложнее организовать, так как трудно найти общую тему, которая будет интересна нескольким обучающимся. Индивидуальный проект   заслуживает внимания тем, что формирует  умение обучающегося вести его от начала до конца, самостоятельно находить решение проблем, нести личную ответственность за результат.

     Один из вопросов, волнующих преподавателей   – это представление студентами  готового проекта, особенно если он рассчитан  на один-два урока. В какой форме может осуществляться защита такого проекта?  В качестве оптимальных вариантов можно предложить защиту в виде доклада, реальной или виртуальной выставки, небольшого видеофильма, рекламного ролика и др. Если проект выходит за рамки урока, то презентация проекта может быть самой разнообразной: в виде реферата с вариантом решения социальной проблемы, в виде спектакля и других формах.

Существует еще одна проблема – оценивание проекта.   Сложность заключалась в расставлении приоритетов при оценивании работы. В качестве критерия оценки проектной работы отмечается выполнение поставленной цели и достижение конкретных результатов.  Среди других критериев, в равной мере, являются практическая (общественная) значимость проекта, оригинальность решения обозначенной проблемы, исследовательские методы в работе, умение представить результаты проекта. Различие критериев в оценке проекта позволяет отойти от привычной пятибалльной системы и дает возможность педагогу использовать суммарный показатель всех достижений студента при работе над проектом.

   Предназначение преподавателя   в том, чтобы учить детей всему тому, что способствует развитию свободного и системного мышления, формировать у них умения и навыки исследования, и в том, чтобы при этом учиться самому.  Проектная методика позволяет реализовать эти цели.

    На первом этапе работы по этой методике ставится задача – развитие познавательного мотива: интереса к предмету и любознательности. Строя учебный план, преподаватель может столкнуться с необходимостью согласования его с интересами обучающихся.  

    На уроках русского языка и литературы преподаватель должен создавать проблемные ситуации, которые подтолкнули бы обучающихся к изучению объекта, то есть изучение через открытие, когда студенты в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, когда процессом управляет преподаватель.

     Секрет успеха проектной методики на уроках русского языка и литературы состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда обучающиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается.

    Результативность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у студентов воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность.  

    Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Активное включение обучающихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.

        Используя проектную технологию в работе, приоритетным направлением является процесс познания, для того, чтобы подготовить студента, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

      Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

8. Принципы проектной деятельности

 Существуют определённые принципы проектной деятельности:

принцип вариативности (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы, выбор темы, изучение материалов, составление таблиц, диаграмм, карт, анкет);

принцип решения проблемы (проблема заставляет учащихся думать, а значит – учиться);

принцип самостоятельности (уточнение формулировки задачи, выбор формы проекта, распределение заданий в группе, систематизация промежуточных материалов);

принцип создания комфортной обстановки на уроке (отсутствие страха перед ответом помогает лучше усваивать трудные темы программы);

принцип учения с увлечением (усвоение материала идёт легче, если процесс учащимся нравится);

принцип личностного фактора (проектная работа предоставляет ребятам возможность думать и говорить о себе, своей жизни, своих интересах, увлечениях);

     При изучении русского языка и литературы наиболее популярными видами проектов являются исследовательские, информационные, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы.

     Важным достоинством метода проектной работы является развитие мотивации обучающихся. Ребята начинают понимать, зачем они изучают предмет или выполняют определенные виды работ. Это в свою очередь приводит к большей заинтересованности учащихся к изучению обществознания, которое ранее казался или неинтересным или ненужным.

   Метод учебного проекта предполагает опору на творчество студентов, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет использовать различные режимы работы, организовать обучение в сотрудничестве. Проектная деятельность более полно способствует учету интересов, склонностей и способностей обучающихся, а также развивает необходимые умения и навыки, например, умение анализировать ситуацию, развивать логическое мышление, умение делать выводы, навык написания и оформления результатов исследования, умение работать творчески.  Умения составления и проведения презентации.

       Проектный метод — один из компонентов системы методов, относящийся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в учебный процесс.

9.  Проект как модель совместной деятельности преподавателя и обучающегося

            Проектная деятельность может применяться на уроках как метод и как технология отдельного вида деятельности.  Метод - это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Применение проектной методики предполагает, что этот метод в педагогической деятельности учителя будет основным. Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Проект может рассматриваться как технология, так как имеет цель,  определенные стадии, четко очерченные по времени и предполагаемый результат. Мы будем рассматривать проектную деятельность с точки зрения технологии.

        В основе проекта - решение какой-либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Проект предполагает не только осознание  проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результат выполненного проекта должен быть «осязаемым», т.е. конкретный практический результат, готовый к применению.

10.  Требования к организации проектов

К организации проектов предъявляют следующие требования:  

  • проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
  • необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической,
  • учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи,
  • деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;
  • работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
  • учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,
  • анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;

Для этого преподаватель должен:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
  • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
  • направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  • уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

11. Классификация проектов

Существуют различные классификации проектов.  

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

  • исследовательские
  • творческие,
  • ролевые, игровые,
  • информационные,
  • практико-ориентированные (прикладные),
  • поисковые,
  • ознакомительно-ориентировочные.

2. По признаку предметно-содержательной области:

  • монопроекты (в рамках одной области знания),
  • межпредметные проекты.

3. По характеру контактов:

  • внутригрупповые
  • внутренние;
  • внутренние или региональные,
  • международные.

4. По количеству участников проекта:

  • индивидуальные,
  • парные,
  • групповые.

5. По продолжительности проекта:

  • краткосрочные (1-2 урока),
  • средней продолжительности ( в рамках учебной темы, 5-6 уроков),
  • долгосрочные.

6. По результатам:

  • доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
  • макет, схема, план-карта;
  • видеофильм;
  • выставка; и др.

 7. По комплексности:

  • Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной образовательной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. В таком проекте преподаватель-предметник выступает руководителем, консультантом – преподаватель другой дисциплины. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка альманаха.
  • Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.   

                         Специфика некоторых видов проектов

Тип проекта

Характеристика проекта

Результат проекта

Практико-ориентированный проект ( в том числе социально- ориентированный)

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни группы, колледжа и т.д.

Исследовательский проект

Напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Статья, стендовый и научный  доклад. Желательно впоследствии использовать данный результат при выступлении на конференциях.

Информационный проект

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто являются публикация, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды группы или колледжа.

Творческий проект

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Это могут быть альманахи, игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой (игровой) проект

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Его участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Перечисленные целевые направления деятельности обучающихся могут реализовываться в каждом проекте. А значит каждый проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой,  практико-ориентированный или информационный.

12.  Этапы работы над проектом

1) Подготовительный

Выбор темы, формулировка гипотезы, т.е. предположения о результатах и путях их достижения, определение целей и задач. Определение количества участников (индивидуальный или групповой проект).

2) Поисковый (исследовательская деятельность).

Поиск и отбор информации, изучение специальной литературы. Обмен информацией и ее обсуждение с другими участниками проекта.

3)  Аналитический.

Анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов.

4) Презентация полученных результатов.

Оформление пакета документов, информационных стендов, иллюстраций, схем, диаграмм. Защита проекта. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы. Анализ успехов и ошибок, коррекция.

                             Последовательность работы над проектом

Этапы работы

над проектом

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

1.Подготовительный

Определение темы и целей проекта, его исходного положения.       Подбор рабочей группы.

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся.

Помогает в определении цели проекта.

Наблюдает за работой студентов.

2. Поисковый

а)Определение источников необходимой информации.

б)Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии  проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой студентов.

3. Аналитический

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).

2.Выявление (“мозговой штурм”) и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

5.Анализ информации. Формулирование выводов

Поэтапно выполняют задачи проекта. Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся. Наблюдает, советует (по просьбе студентов).

4. Презентация полученных результатов.

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.

Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.

Следует выделить важные педагогические приемы, которые используются в  проектной деятельности.

Педагог должен продумать «запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть обсуждение практической задачи, жизненно важной для студентов, создание проблемной ситуации, обращение авторитетных лиц с предложением принять участие в решении социально важных задач, рассказ о привлекательной перспективе и др.

«Мозговой штурм»: учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения.

Прием «Ромашка»: используется при запуске проекта. Преподаватель предлагает спектр проблем, которые фиксируются на «лепестках». В ходе обсуждения обучающиеся выбирают ту проблему, над которой им интересно будет работать.

Прием, заимствованный из ТРКМ, «Бортовой журнал», можно использовать при работе с источниками информации на аналитическом этапе подготовки проекта. При этом обучающиеся заполняют двухчастную таблицу. Первую графу заполняют на поисковом этапе, когда определяются направления работы, вторую графу - непосредственно при изучении источников.

Что мне известно по данной теме

         Что нового я узнал            

«Кластер» как прием визуализации материала поможет определить цели, задачи, очертить «круг» проблем. Прием призван систематизировать информацию до знакомства с источниками в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Интервью, опрос, анкетирование – это приемы сбора первичной социологической информации. Применяется в некоторых видах проектов на аналитическом этапе.

13. Роли преподавателя  и обучающихся в ходе подготовки проекта

Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа преподавателя и студента. При этом преподаватель формирует мотивацию участников, проводит консультации по выбору тем проекта, по содержанию проекта, оказывает помощь в подборе материала, отслеживает деятельность каждого участника проекта, координирует действия всех участников, выступает в качестве эксперта по защите проекта.

Применение проектной технологии  ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих студентов.

Проектная деятельность требует от преподавателя не столько объяснения “знания”, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Проектная деятельность позволяет преподавателю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.

 

14. Заключение

Современному обществу нужны образованные, способные к сотрудничеству, мобильные и креативные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия. Эти качества формируются с детства, поэтому задача системы образования -  дать обучающимся социальный опыт, т.е. опыт участия его в различных видах деятельности, межличностного взаимодействия при исполнении  социальных ролей. Овладеть социальным опытом - значит не просто усвоить сумму знаний, образцов, а научиться способам общения и формам деятельности.

              Потребность в самоопределении, самосознании требует своего удовлетворения в пространстве коллледжа. Но при традиционном образовании задача обучения знаниям, умениям и навыкам не соответствует задачам развития самого подростка.

            С введением в образовательное пространство проектной деятельности главным результатом  деятельности обучающихся становится способность к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач.

             Успешное применение проектной технологии на уроках русского языка и литературы позволяет сделать следующие выводы:

  • Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы дает возможность дифференциации уровня изучения материала для удовлетворения потребностей подростка.
  • Проектная технология на уроке русского языка и литературы мотивирует обучающихся на приобретение новых знаний о культуре речи, о жизни и творчестве писателей. Они не только получают знания, но и присваивают их, применяют на практике.
  • В ходе проектной деятельности обучающиеся получают возможность проявить свои творческие способности, навыки коммуникации, лидерские качества. Защита проектов – полезный и значимый опыт публичного выступления.
  • В проектной деятельности обучающиеся учатся ставить конкретные цели, отбирать оптимальные средства их достижения и ресурсы, нести ответственность за результаты своего труда. Развитие таких умений подростка является залогом его успеха во взрослой жизни.

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку по дисциплине “Информатика” разработанную преподавателем общеобразовательных дисциплин “Рязанского колледжа имени Героя Советского Союза НН Комарова” Бузуверовой Е.В. на тему

“Технология проектного обучения на уроках информатики”.