Мои публикации

Мкртчян Армине Аржаниковна

http://mmo-informatiki.ucoz.net/index/metodicheskaja_kopilka/0-4

https://www.youtube.com/watch?v=9bheMW_2On8&feature=youtu.be

https://videouroki.net/razrabotki/my/

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Информационные технологии на уроке информатики

Учебный кейс на уроке информатики как способ формирования продуктового результата обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

 Проблема сохранения здоровья детей и подростков стала особенно актуальной в РФ на современном этапе. Кризисные явления в обществе, падение уровня жизни, стрессы, неполноценное питание, плохая экология, а также безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья стали основными причинами резкого снижения здоровья детей.

По данным исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков:

-  малоподвижный образ ведут приблизительно 45% детей и подростков;

- более 30% курящих, причем, многие начинают курить еще в младшем школьном возрасте;

- около 60% не соблюдают режим дня и соответственно более половины из них испытывают недостаток сна.

Соответственно, среди детей дошкольного возраста количество абсолютно здоровых детей – 15%,  количество детей, имеющих хронические заболевания – 17,5 %, имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата, 90% нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием около 50% детей. Среди обучающихся число абсолютно здоровых детей не превышает 10-12%.

Большую тревогу вызывает и то, что среди школьников увеличивается количество детей и подростков с несколькими хроническими заболеваниями.

Попыткой оздоровить обучающихся является введение элементов здоровьесберегающих технологий в процесс обучения.

Здоровьесберегающие педагогические технологии трактуются авторами по-разному. Так по определению Н.К. Смирнова (родоначальника понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии») это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению, а также формированию представления о здоровье как ценности, мотивации к ведению здорового образа жизни.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий на уроке информатике выделяют:

  • создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
  • создание творческого характера образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
  • обеспечение мотивации. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
  • построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
  •  обеспечение  двигательного режима.

Проблемы здоровьесбережения на уроках информатики  усугубляются вредными факторами, которые оказывает компьютер на здоровье человека:

  • сидячее положение в течение длительного времени;
  • воздействие электромагнитного излучения;
  • нагрузка на зрение;
  • перегрузка суставов кистей;
  • психические расстройства.

Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.

На уроках информатики предусматривается использование компьютера практически на каждом уроке. Работа за компьютером, может нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на уроке без использования компьютера. Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке, необходимо проводить динамические паузы, физминутки, минутки релаксации, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику.

Физкультминутки - это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.

 Немаловажную роль играют для здоровьясбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке. Эмоциональные разрядки —  мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем нагрузках - все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках. 

Самое важное — обеспечить ребенку душевный комфорт и чувство защищенности. Положительный психологический климат на занятиях  улучшает микроклимат в коллективе, способствует личностному росту и самоуважению.

На своих занятиях рекомендуется использовать артикуляционную гимнастику - работа по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Проводить игры (дидактические, ролевые, деловые)— игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

Проводить релаксации  во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

Проводить беседы о здоровье, а также делать задания на компьютере, например, создавать брошюры, памятки по темам «Здоровый образ жизни», «Влияние компьютера на здоровье человека», «Влияние компьютерных игр на здоровье», способствующие  привлечению внимание к  формированию здорового образа жизни.

Обобщая выше сказанное, приходим к выводу, что использование разнообразных видов деятельности, организационных форм, оптимального темпа урока, физминуток, динамических пауз, специальных комплексов упражнений для снятия усталости, а также присутствие благоприятного микроклимата на занятиях сохраняют физическое и психическое здоровье учащихся.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных результатов: повышается уровень познавательной активности учащихся, улучшается работоспособность учащихся, понижается утомляемость, улучшается уровень устойчивости и концентрации внимания, о чем свидетельствуют результаты проводимого мною мониторинга.

Таким образом, здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.



Предварительный просмотр:

Информационная карта творческой разработки

ФИО

Мкртчян Армине Аржаниковна

Регион

МО г. Химки

Название образовательной организации

МБОУ СОШ №26

Название работы

Электронная газета «Жизнь в школе №26»

Цель работы

Образовательные:

  • формировать умение работать с Интернет-ресурсами (сайты, документы, формы).

Развивающие:

  • учить анализировать, сравнивать, решать проблемные вопросы;
  • развивать познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности;
  • развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение работать индивидуально, в паре и в группе.

УУД

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на занятии.

Задачи работы

  1. развитие навыков использования компьютера и основных средств информационных технологий;
  2. развитие мышления, умения и навыков умственного труда учащихся;
  3. формирование основ общей информационной культуры.
  4. формирование основ общей информационной культуры,
  5. использовать задания для повторения темы,
  6. обучать работать с информацией в Интернете и оформлять результат в разной форме

Педагогические условия

1.Отбор педагогических средств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей

2.Организации различных видов деятельности

3.Создание ситуации успеха.

4.Организация различных видов стимулирования

Средства

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности: Компьютеры, интерактивная доска, проектор

Классы

5-11 классы

Апробация

Показать применение на уроках  различных видов технологии, средств  ИКТ, повысить уровень развития познавательного интереса детей и уровень их знаний  

Краткое содержание

Процессом работы руководит учитель. Класс разбивается на 4 группы (количество человек в группе - по желанию учащихся). Используем технологию  образовательного веб-квеста – путешествие по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы.

Центральное задание – создание электронной газеты.

Выбор роли, соответствующей интересам и способностям учащегося. Для каждой роли прописан план работы.

Обучающийся выбирает одну из предложенных ему ролей. Анализирует, как его роль согласовывается с задачами других членов команды. Далее исследует предложенные ресурсы. Для подготовки отчета представляется описание артефактов, которые, на его взгляд, представляют исследуемый вопрос. По окончании процесса поиска, представляет отчет по выбранной теме. Веб - квест предполагает совместную работу, поэтому далее обучающиеся группой обсуждают, спорят, вырабатывают план работы группы в целом. Заканчивается все групповой защитой своей работы.

Технология:

Одной из инновационных технологий, которая способствует нахождению нужной информации и учит анализировать ее, решая поставленные задачи, является образовательный веб-квест – путешествие по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы квеста.

Цели

Образовательная:

  • формировать умение работать с Интернет-ресурсами (сайты, документы, формы).

Развивающие:

  • учить анализировать, сравнивать, решать проблемные вопросы;
  • развивать познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности;
  • развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение работать индивидуально, в паре и в группе.

УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на занятии.

Метапредметные:

- Регулятивные : планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; иметь навыки самоконтроля.

- Коммуникативные : умение осознанно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь членов группы, вести коммуникативное сотрудничество с одноклассниками в группе.

- Познавательные : умение сравнивать (выбирать основания и критерии для сравнения), структурировать знания; одновременно анализировать несколько разнородных информационных объектов, делать выводы, умение работать с текстом, находить в тексте нужную информацию; формирование алгоритмического мышления и объектно-ориентированного мышления, формирование и развитие ИКТ-компетентности.

Предметные: умение преобразовывать одни формы представления информации в другие, выбирать язык представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи, иметь понятие о различных формах представления информации

Для формирование информационных и коммуникационных компетентностей на уроках я использую технологию веб-квест.

Направление:

Внеклассная работа по предмету.

Возрастная категория:

5-11 классы.

Название проекта: Электронная газета «Жизнь в школе №26».

Методы обучения: Самостоятельная работа с компьютером

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности: Компьютеры

Формы организации деятельности учащихся: Групповая работа

Задачи:

  1. Развитие навыков использования компьютера и основных средств информационных технологий;
  2. Развитие мышления, умения и навыков умственного труда учащихся;
  3. Формирование основ общей информационной культуры.
  4. Предложить обучающимся интересную форму для закрепления знаний, полученных на уроке,
  5. Использовать задания для повторения темы,
  6. Обучать работать с информацией в Интернете и оформлять результат в разной форме

Структура  занятия

Процессом работы руководит учитель. Класс разбивается на 4 группы (количество человек в группе - по желанию учащихся).

1. Вступление, в котором описаны роли участников, предложен предварительный план работы.

2. Основная часть занятия – создание электронной газеты.

3. Рубрики:

  • Последние новости: репортажи о жизни класса и одноклассников (уроки, олимпиады, конкурсы, соревнования...).
  • Особое мнение: размышления на политические, социальные, философские темы.
  • Я творю: проза, поэзия, живопись, народное творчество...
  • А знаешь ли ты: интересная информация, которой нужно поделиться.

4. Выбор роли, соответствующей интересам и способностям учащегося. Для каждой роли прописан план работы.

  • Журналист пишет статьи, соблюдает авторские права, делает ссылки на источник информации.
  • Редактор создает издательство газеты, оказывает помощь.
  • Фоторепортер работает совместно с журналистом, подбирает иллюстрации для статей, оформляет фоторепортажи с места событий.
  • Художник-оформитель работает совместно с журналистом или самостоятельно.

Редактору:

  1. Проведите заседание редакционного совета по определению тематики статей в рубриках газеты.
  2. Оказывайте помощь журналистам, фоторепортерам, художникам.

Журналисту:

  1. Напишите по одной статье в любых рубриках газеты.
  2. Проведите социальный опрос, сделайте анализ данных.
  3. Соблюдайте авторские права пользователей сети, делайте в статье ссылки на источник информации.

Фоторепортеру:

  1. Подберите иллюстрации для статей.
  2. Оформите фоторепортажи школьных событий.

Художнику-оформителю:

  1. Работайте совместно с журналистом или самостоятельно.
  2. Создавайте рисунки.
  3. Создавайте иллюстрации к статьям.

 

Учащимся предлагается добавить ссылки на сайты, содержащие интересные, познавательные и обучающие материалы.

 

             Этапы работы :

1. Обучающийся выбирает одну из предложенных ему ролей.

2. Анализирует, как его роль согласовывается с задачами других членов команды.

3. Далее исследует предложенные ресурсы

4. Для подготовки отчета представляется описание артефактов, которые, на его взгляд, представляют исследуемый вопрос.

5. По окончании процесса поиска, представляет отчет по выбранной теме.

6. На уроке используется технология Веб – квест, который предполагает совместную работу, поэтому далее обучающиеся группой обсуждают, спорят, вырабатывают план работы группы в целом.

7. Заканчивается все групповой защитой своей работы.

Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. 
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания презентации, проекта.

Задачи:

1) поиск информации по конкретной теме;

2) разработка структуры  презентации, проекта; 

3) создание материалов для проектов, презентаций; 

4) доработка материалов для проекта, презентации.

Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные   результаты исследования.

Подведение итогов: Формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. Ребята сами оценивают работы своих коллег и выставляют объективную оценку.

Рефлексия:

Считаю, что работа  очень интересна и полезна для ребят. Работа на уроке должна не только сформировать у учащихся определенный набор компетентностей, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей.