Описание педагогического опыта

Сиркина Наталья Николаевна

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ "Курташкинская СОШ" Сиркиной Натальи Николаевны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_ped._opyta.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

Сиркина Наталья Николаевна

Должность: учитель истории и обществознания

Образование: высшее. МГУ им.Н.П. Огарева.

Педагогический стаж работы: 34года.

Квалификация: высшая квалификационная категория,14 разряд.

« Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»

« Патриотизм – это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека»                                     Эдлай Стивенсон

 Причины работы над проблемой:

  • Необходимость приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям
  • Необходимость поднятия уровня патриотизма, гордости за свой народ, свое государство
  • Необходимость усвоения социальных, нравственных норм на основе исторического примера

 Цель: воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания молодых россиян, приобщение их к национально-культурным ценностям и традициям

Задачи:

  • Формировать осознанное отношение к Отечеству, его истории, роли России в судьбах мира;
  • Развивать гражданственность и национальное самосознание;
  • Изучение истории родного края, как части истории России;

Актуальность опыта:

   В настоящее время наблюдается процесс депатриотизации российского общества. Основные причины данного явления неразрывно связаны с происходящими в обществе процессами, нередко сопровождаемыми негативными явлениями. Смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов и их носителей, разрушение идеологии стали причиной понижения воспитательного воздействия таких ведущих институтов воспитания как семьи,

учреждений образования, культуры на формирование патриотических качеств учащихся. Равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, падение престижа военной службы, утрата чувств патриотизма в молодежной среде и обществе в целом и другие негативные явления, распространившиеся в современном обществе, создают множество прецедентов для деформации, что затрудняет позитивную социализацию подрастающих поколений. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью , интегрирующей не только в социальную, но и духовную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества.

Условия формирования опыта:

   В последнее время вследствие кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сфер общественной жизни произошел резкий спад в деле воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. Вот почему в условиях реформирования современного российского общества повышается социальный статус патриотического воспитания.

Основная идея:

     Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своей малой Родины, своему народу.

Теоретическая база:

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Существует закон «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», который устанавливает правые и организационные основы целостной государственной системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и определяет цели, принципы, основные направления и механизмы организации патриотического воспитания граждан.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако, социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные.

    Для процесса воспитания и формирования патриотизма необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние, или, как иногда их называют, психологические, структурные компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители этих нравственных качеств. Как и в других моральных качествах, в патриотизме можно выделить следующие компоненты: потребностно - мотивационный, интеллектуально эмоциональный, поведенческий и волевой, развитие которых требует специфической методики воспитательной работы.

   В системе учебных занятий школьники знакомятся с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении родине, своему народу.

   Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей земле, к родине, когда они занимаются краеведческой работой, совершают походы по родному краю. Особенно в этом помогают школьные историко-краеведческие музеи. Именно музей является посредником между прошлым и будущей жизнью, ее духовным и чувственным миром, проводником истинной культуры и достижений человечества.

  Краеведение помогает формировать у учащихся знания о родном крае и чувства привязанности к тем местам, где они родились и выросли и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания.

Новизна опыта:

  • в применении на практике эффективных методик гражданско-патриотического обучения и воспитания  в конкретных условиях школы
  •  в ориентации на конкретный результат: содержание гражданско-патриотического воспитания направлено на подготовку в воспитательно-образовательном процессе школьников  к формированию гражданских ценностей и компетенций, осознанного отношения  к востребованности обществом и государством проявления их гражданских и патриотических качеств.

 Технология опыта:

  • Информационно-коммуникативная технология.
  • Технология развития критического мышления через анализ исторических фактов.
  • Проектно - исследовательская деятельность.

Описание опыта:

   «История Отечества» содержит большие возможности патриотического и гражданского воспитания. В своей работе я применяю различные формы деятельности: литературно – музыкальные композиции, КВН, викторины, устные журналы, беседы. Способствуют лучшему восприятию материала произведения русской литературы, живописи, фольклор. К примеру, урок в 8 классе сопровождается презентацией и чтением произведения М.Ю. Лермонтова « Бородино». На уроках в старших классах использую материалы средств массовой информации. Учу проводить параллель между прошлым и настоящим.

    Большое внимание уделяю патриотическому воспитанию детей во внеурочное время. Мероприятие « Светлая Русь» позволило совершить путешествие по героическим страницам  нашей страны. Большой интерес вызвал у детей устный журнал « Письмо неизвестному солдату». На уроки мужества мы приглашаем ветеранов войны и тех людей, детство, которых пришлось на военные годы.

    Знание истории страны невозможно без знаний истории родного края, « малой» родины. При знакомстве с историей родного края широко использую краеведческий материал. Его применение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования, создание творческих работ. Большую роль в этом оказывает школьный краеведческий музей. Краеведение является средством формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания и чувства ответственности за судьбу своей родины, своего родного края.

    Большую роль в гражданском образовании учащихся играют уроки обществознания. Провожу правовые уроки в старших классах. Очень интересно прошло мероприятие « Учусь быть гражданином».

Результат опыта:

2016г. Леванова Виктория-победитель районного конкурса исследовательских краеведческих работ «Мое Отечество».

2017г. Леванова Виктория-победитель 2 Открытой Республиканской научно-практической конференции «Мордовия глазами детей».

2017г. Кабанов Максим-победитель районного конкурса исследовательских краеведческих работ «Мое Отечество».

2018г. Кабанов Максим-призер 10 Всероссийской конференции учебно-исследовательских работ «Живая культура: традиции и современность».

2018г. - победители командной игры «Что? Где? Когда?» по избирательному праву.

2019г. Ипполитова Маргарита-участник Республиканского конкурса компьютерных  презентаций «Моя малая Родина».

2019г. Ипполитова Маргарита-победитель Республиканского творческого конкурса по краеведению «Добро пожаловать в музей».

Хотя результат патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес учащихся к изучению истории, к родной земле. Мы можем говорить о формировании патриотического сознания молодого человека лишь тогда, когда данные нами знания помогут ему определить свою жизненную позицию и когда эта позиция вырастит в убеждение, определяющее весь его жизненный путь.

Адресность опыта:

  Данный опыт является составной частью воспитательной работы школы и должен помочь учащимся в процессе творческо – поискового познания и формирования чувства ответственности за судьбу своей страны.

Список литературы:

  1. Вяземский Е.Е. Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшая задача и приоритетное направление развития российской системы воспитания. [Текст]  [эл. ресурс]
  2. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждения  [Текст]  / Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.- № 4.-С. 10-13.
  3. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе [Текст] /Вяземский Е.Е. // Преподавание истории и обществознания в школе - 2001.- № 9.-С. 12-15.
  4. Гражданское становление и патриотическое воспитание молодежи: Методический сборник проектов [Текст]  / Под. ред. И.И. Мельниченко, И.В. Метлика. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2005. –  44 с.
  5. Касаткина Н.Э., Хваленко Н.Г., Семенкова Т.Н. Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения [Текст] / Касаткина Н.Э., Хваленко Н.Г., Семенкова Т.Н. – Кемерово.: КРИПК и ПРО, 2006. Ч.1-3.
  6. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ в. [Текст] / Кузнецова Л.В. // Преподавание истории и обществознания в школе - 2006.- № 9.-С. 10-18.