Работа с родителями

Софронова Татьяна Валерьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационная безопасность Основные понятия

Слайд 2

Среднее распределение угроз информационным системам

Слайд 3

Информационная безопасность Практика защиты информации от несанкционированного доступа, использования и раскрытия информации, нарушения, модификации, прочтения, проверки, записи или уничтожения. Это общий термин, который может быть использован независимо от формы данных ( электронные, физические, и т.д. ..)

Слайд 4

Аспекты информационной безопасности ИТ-безопасность : иногда называют компьютерной безопасностью, безопасность ИТ —применима к технологии (чаще всего в форме компьютерной системы). Информационное страхование: обеспечение сохранения данных при возникновении критических ситуациях. Эти ситуации включают (но не ограничиваются): стихийные бедствия, неисправности компьютера/сервера, физическая кража или др.

Слайд 5

Главные принципы информационной безопасности конфиденциальность (защиту информации от несанкционированного раскрытия или перехвата ) целостность (точность и полноту информации и компьютерных программ ) доступность (возможность получения пользователями информации в пределах их компетенции )

Слайд 6

Направления обеспечения информационной безопасности правовая защита – это специальные законы, другие нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту информации на правовой основе; организационная защита – это регламентация производственной деятельности и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе, исключающая или ослабляющая нанесение какого-либо ущерба; инженерно-техническая защита – это использование различных технических средств, препятствующих нанесению ущерба .



Предварительный просмотр:

Особенности темперамента ребенка

Изучение особенностей головного мозга – соотношение возбудительных и тормозных процессов, быстроты их течения, их силы – позволило выделить четыре основных типа нервной деятельности, четыре темперамента, которые присущи людям при рождении. Впоследствии под влиянием окружающей среды темпераменты могут видоизменяться, но в раннем детстве они отчетливо проявляются в поведении ребенка и должны обязательно учитываться родителями.

Слабый тип нервной системы отличается слабыми процессами, как торможения, так и возбуждения. Люди данного типа не могут выдерживать сильные, длительные раздражители. Это меланхолики. Дети со слабым типом нервной деятельности нуждаются в особо вдумчивом и осторожном отношении. Повышенная возбудимость, раздражительность, иногда плаксивость, высокая чувствительность еще более усугубляются при неправильном воспитании и могут привести к возникновению неврозов. Дети этого типа часто инертны. Отличаются робостью, стеснительностью, неспособностью выдерживать более или менее сильные нервные напряжения. Их надо больше включать в коллективные детские игры. Поддерживать и поощрять малейшую попытку проявить инициативу, самостоятельность. Гимнастические занятия, водные процедуры необходимы таким детям как закаливающее оздоровительное средство, укрепляющее нервную систему, повышающее жизненный тонус. Такую же роль выполняют физические упражнения и в отношении детей, обладающих другими темпераментами. Но дети слабого типа труднее усваивают точный распорядок жизни. Стараются избегать обязанностей, которые кажутся им обременительными. Правильный подход, обоснованные и продуманные меры воспитания дают в этих случаях положительные результаты. И. П. Павлов особо подчеркивал, что слабость нервной системы не является отрицательным качеством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, слабая – с другими. Так, слабая нервная система дарует высокую чувствительность. Сильная – более устойчива к интенсивным и продолжительным стимулам. Люди подобного типа могут долго и плодотворно работать при шуме.

Сильно возбудимый тип нервной деятельности – холерический темперамент. Дети с таким темпераментом быстро и легко возбуждаются. Они очень подвижны и эмоциональны, им бывает трудно подавлять свои желания, отказываться от намеченных действий. Дети обычно боевые, задорные. И когда активность таких детей стараются сдержать постоянными запретами, возникают непримиримые противоречия между естественными потребностями ребенка, обусловленными особенностями его нервной системы, и представлениями родителей о том, как должен вести себя хороший ребенок. Детям с таким темпераментом особенно необходимы значительные физические нагрузки (если, конечно, этому не препятствует слабое здоровье), подвижные игры, занятия спортом, где они могли бы расходовать свою недюжинную энергию и тем самым становиться более уравновешенными и спокойными. Такие дети, хотя они и легко возбуждаются, без особой психической травмы переносят словесные наказания, внушения, но лишение свободы («стань в угол», «никуда не пойдешь») переживают как пытку.

Дети с сильным уравновешенным типом нервной деятельности – сангвиники – менее подвижны. Но это жизнерадостные и бодрые, редко унывающие, энергичные и неутомимые труженики. Они быстро и охотно увлекаются спортивными занятиями. Достаточно усидчивы и легко преодолевают трудности. Без плача и эмоциональных срывов переносят наказания.

Еще более спокойны дети, у которых преобладает сдержанная, иногда отчетливо выраженная заторможенность поведения. Эти дети с флегматическим темпераментом. Они усидчивы, очень трудоспособны, но крайне медлительны; легко распознаются в среде детей своим спокойствием, основательностью, «солидностью». Таких детей иногда приходится побуждать к активности, развивать у них интерес к различным занятиям. Но зато привычки, которые вырабатываются у таких детей, приобретают в конце концов исключительную прочность и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому их режим, привычки, привязанности должны быть основательно продуманы родителями. Перевоспитание детей с флегматическим темпераментом – трудное занятие для родителей и нелегкое для ребят. Очень полезны таким детям физические упражнения, так как ими возмещается недостаточная природная активность.

Иногда родители не жалеют сил и эмоций на решение принципиально не решаемой задачи – «перевоспитание» темперамента. Им кажется, что можно с помощью уговоров, наказаний, психологического давления сделать медлительного ребенка расторопным, импульсивного – взвешенным, увлекающегося – постоянным, робкого – уверенным и решительным. Результат нередко бывает не просто нулевым, а противоположным. Дело в том, что недовольство и неприязнь родителя создают для ребенка ситуацию стресса, а при стрессе все наши природные черты проявляются сильнее. Можно помочь ребенку жить со своим темпераментом, сглаживать его острые углы и использовать достоинства, но условие успеха – принять человека таким, какой он есть. В этом отношении взрослым стоило бы взять пример с детей. Им тоже бывает нелегко приспособиться к жизни с родителем, обладающим другим типом нервной системы. Например, мама-холерик может утомлять и даже пугать своими перепадами настроения, а папа-флегматик – держать жаждущего общения и выражения бурных чувств ребенка-сангвиника на голодном эмоциональном пайке. Но дети любят маму и папу даже с самым «неподходящим» темпераментом. Они всегда уверены, что их родители самые-самые, и не пытаются их переделывать.

Среди великих мыслителей, художников, общественных деятелей есть представители всех типов темперамента. Человечество духовно обогатили сангвиники Моцарт и Пушкин, флегматики Кант и Черчилль, меланхолики Лермонтов и Чайковский.

Знание темперамента и врожденных особенностей нервной системы очень важно. Особенно стоит учитывать тип темперамента при выборе рода занятий. То, что будет хорошо удаваться уравновешенному, терпеливому флегматику, станет пыткой для импульсивного холерика. Постоянное общение с людьми, в котором буквально купается сангвиник, может вызвать эмоциональный ожог и нервное истощение у чувствительного меланхолика. Зато деятельность, требующая быстроты реакции, резких переходов от напряжения всех сил к расслаблению, неприемлема для флегматика. А сангвиник просто зачахнет, работая  в архиве или в тиши лаборатории.

Свой темперамент бесполезно переделывать. Его нужно знать, понимать и использовать с умом, быть его хозяином, а не подчиненным.

Видимо, раз мы созданы природой такими непохожими, в этом есть какой-то смысл. При принятии решений, встающих перед группой людей, нужны и быстро реагирующие холерики, и обстоятельные флегматики, и легко приспосабливающиеся к любым обстоятельствам сангвиники, и тонко чувствующие меланхолики.



Предварительный просмотр:

 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

И

НАСТАВНИКОВ

СОСТАВИТЕЛИ  СБОРНИКА:

п е д а г о г и  -  п с и х о л о г и

М.Н. Глухова, В.Б. Иванова

Сборник составлен с целью оказания помощи родителям и педагогам в решении проблемных ситуаций с подростками.

 Результаты  исследования знаний родителей и педагогов  особенностей «трудного» возраста – подросткового возраста, подтверждают отсутствие таковых знаний. Отсутствие  знаний возрастной психологии порождает множество проблем во взаимоотношениях подростков и взрослых, повышает уровень детской тревожности и агрессивности.

Материалы сборника в   доступной форме дают  основную информацию о физических, интеллектуальных, эмоциональных и личностных изменениях в развитии подростка, а также размышления о развитии  творческой активности подростка.

Для педагогов  подобрано ряд игр, способствующих стимулированию в развитии креативного мышления.

Уважаемые взрослые! Учитывайте возрастные особенности подростков и не порождайте конфликтов!

Процедура игры. Называются любые два предмета, например, «газета» и «верблюд». Нужно составить как можно больше разнообразных вопросов, в которых обязательно бы использовались заданные слова, причем вопросы должны быть по возможности необычными, иногда смешными.

Например: «Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?»; «Почему ты читаешь газету, ссутулившись как верблюд?»; «Почему ты, верблюд, грустишь так, как будто начитался газет про нашу жизнь?» и т.д.

Победителем оказываются авторы трех наиболее оригинальных вопросов, определяемых по итогам обсуждения.

Игра 20. «Поиск причины по двум следствиям»

Цель игры. Развитие способности быстро и легко оперировать всевозможными причинно-следственными отношениями, устанавливать причины событий, а также находить связь между двумя, на первый взгляд несвязанными, событиями.

Процедура игры. Называется два несвязанных друг с другом события, например: «комната наполнилась дымом» и «мальчик получил двойку за невыполненный урок». Их надо рассматривать как два следствия, которые являются одновременной причиной их обоих. Эту причину и нужно установить. Желательно указать несколько различных возможных причин.

Например, в нашем случае: «перегоревшие пробки», «неожиданный приезд родственника - заядлого курильщика и интересного рассказчика» и т.д.

Побеждает тот, чей список причин больше.

ФИЗИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И САМООЦЕНКА

Подростковому возрасту свойственно болезненное внимание к представлениям о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически, лица, поведения и движений, которые различаются в разных культурах. Подростки весьма склонны находить у себя физические отклонения даже в тех случаях, когда все показатели соответствуют норме. Эта повышенная чувствительность может вызывать конфликтные реакции или даже хронические психические нарушения невротического характера. Частым поводом к снижению самооценки служат широко распространенные в этом возрасте угри и непропорциональность телосложения. Как правило, к концу данного периода развития это полностью исчезает, что и помогает некоторым подросткам избавиться от чувства неполноценности. Типично для данного возраста нежелание признаться в подобных переживаниях из страха быть высмеянным взрослыми. При сходной у представителей обоих полов неуверенности физические изменения у девушек в этом возрасте чаще сопровождаются стыдом, а у юношей  гордостью, так как последние связывают их с половой потенцией. К психологическим проблемам могут приводить как действительная или мнимая задержка развития, так и преждевременное созревание, чреватое слишком ранней сексуализацией поведения. По данным социологических исследований в развитых европейских странах опыт половой жизни до достижения совершеннолетия имеют до 63 % мальчиков и до 80 % девочек. Исследования последних лет показывают, что эти данные значительно занижены.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Между 11-ми 15-м годами жизни в когнитивной области происходят существенные структурные изменения, выражающиеся в переходе к абстрактному и формальному мышлению...

Интеллектуальные функции в этот период не подвержены резким возрастным   сдвигам. На умственное развитие в этом возрасте влияют следующие факторы: характер отношений родителей с подростком, социально-экономический статус семьи, мотивационные факторы (стимулы в школе и дома), а также личностные особенности и представления о самом себе. В подростковом возрасте появляется новая черта - способность к интроспекции (самонаблюдению). Подростки вполне сознательно наблюдают и регистрируют как собственные реакции, так  и  реакции окружающих на свое поведение. Способность видеть себя глазами окружающих приводит к осознанию   недостатков собственной личности, которое часто сильно отличается от представлений о себе самом. Идеальное и реальное Я не совпадают. Это часто приводит к изменениям настроения, переживаниям и депрессивным расстройствам. В этот период формируются идеалы, которые не обязательно излагаются или претворяются в жизнь. Можно наблюдать, что подростки думают одно, а говорят другое, а также что-то выдумывают и сравнивают это с действительностью. Претензии к миру взрослых и бунт против него - характерная черта этого возраста. Поскольку взрослые не дотягивают до идеальных представлений, им могут адресоваться упреки в отказе от борьбы, приспособленчестве и неспособности активно содействовать будущему прогрессу. Хотя подобные мысли во многом обоснованы, они часто страдают чрезмерной обобщенностью. В этот период у подростков часто появляются образцы для подражания, которые вызывают быстрое разочарование, так как любой живой человек вряд ли отвечает идеальным требованиям. В ходе приспособления к действительности подростки постепенно утрачивают значительную часть идеализма.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Потребностная сфера подростков (по А.Маслоу).

1. Физиологические потребности. Среди них особо выделяются стремления к физической и сексуальной активности, а также к высокой оценке своего физического развития. Они основаны на биологических механизмах созревания и могут усиливаться благодаря особенностям социальной среды.

2. Потребность в безопасности усиливается в подростковом возрасте. Но подростки ищут ее чаще не в семье, а, скорее, в группе ровесников, влияние такой группы порой сильнее. Около 62-70 % подростков причисляют себя к разного рода неформальным группам.

3. Потребность в независимости также усиливается в этот период, что может приводить к столкновению с родительскими (педагогическими) ограничениями и ожиданиями. На этом фоне возникает много семейных и школьных конфликтов. Стремление в независимости проявляется в противодействии навязываемым мнениям, в отрицании авторитетов, в сомнении в общественных нормах, правилах и обычаях.

4. Потребность в привязанности (любви) возрастает в этот период в связи с половым созреванием, отдалением от родителей, а также возникающим чувством одиночества и изолированности. Обратимся в статистике. Так, например, при обследовании несовершеннолетних правонарушителей оказалось, что 90 % из них в школе чувствовали себя «изолированными», почти все они были недовольны своим положением в классе, более 50 % из них относились к одноклассникам безразлично или враждебно.

5. Потребность в успехе (мотивация достижения). У подростков стремление к успеху стимулируется: желанием добиться уважения и высокой социальной оценки, попыткой произвести впечатление на лиц другого пола, а также

 Игра 16. «Поиск сравнений»

Цель игры. Развитие способности видеть в одном предмете признаки других, иногда очень далеких от него по смыслу, но схожих по некоторым характерным внешним очертаниям, и на этой основе создавать образные обобщения.

Процедура игры. Описывается некоторый предмет или ситуация, например: «зеркало сверкало в лунную ночь, как...». Нужно подобрать как можно больше сравнений. Сравнения могут быть как банальными: «как поверхность озера», так и неожиданными: «как экран телевизора во время показа рок-парада», «как белое платье девушки, идущей на первое свидание» и т.д.

Побеждает автор более оригинального сравнения.

Игра 17. «Поиск эмоционально адекватных образов»

Цель игры. Формирование умения находить для разнообразных эмоциональных ситуаций простые, но в то же время емкие и содержательные образы, адекватно переживаемым в них состояниям.

Процедура игры. Задается какая-либо эмоциональная ситуация (предмет, существо, переживание) и предлагается изобразить ее в виде схематического рисунка или словами описать суть предлагаемых образов. Например, в ответ на вопрос ведущего: «Как можно изобразить радующегося человека?», участники могут выписать следующие варианты: «Человек летит; искрится; танцует» и т.д.

При подведении итогов учитывается как общее количество предложенных ответов, так и их оригинальность. Возможно коллективное совершенствование некоторых ответов.

Игра 18. «Добавление к предмету новых функций»

Цель игры. Формирование навыков комбинирования признаков различных предметов, совмещающих то, что несовместимо в данных условиях.

Процедура игры. Называется какой-либо предмет, например «диван». Следует продумать, какие принципиально новые, не свойственные ему функции он мог бы выполнять, если несколько изменить при этом его конструкцию. Другими словами, заданный предмет нужно соединить с другими предметами, выполняющими достаточно непохожие на него функции. Например, «дивану можно добавить функцию велосипеда (двигая ногами, лежащий мог бы кататься)», «будильника (в нужный момент диван тормошил бы спящего)» и т.д.

Побеждает тот, кто выпишет наибольшее количество подобных ответов.

Игра 19. «Формирование вопросов по двум заданным словам»

Цель игры. Развитие способности создавать при совмещении двух различных предметов нарочно необычную, странную, причудливую смесь, решительно преодолевая при этом шаблоны здравого смысла, прошлого опыта и привычного словоупотребления.

задачах, либо чрезмерно поглощены бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям;

Побеждает тот, кто наряду с задуманным предметом называет наибольшее число других, особенно неожиданных предметов, и четко обосновывает свои ответы.

Игра 13. «Поиск ассоциаций»

Цель игры. Развитие ассоциативного фундамента воображения, улучшение таких качеств ассоциативного потока, как его широта, глубина, скорость, управляемость, лежащих в основе многих видов творчества.

Процедура игры. Берется какое-либо словосочетание или фраза, например: «Самолет взлетает, пристегните ремни». Нужно как можно больше выписать ассоциации (в столбик), которые она вызывает. Время ограничено: 5-7 минут. Ассоциации могут быть как банальными: «стюардесса», «автомобильные ремни» и т.д., так и достаточно нестандартными: «перед началом дела подстрахуйся», «а птицы в полете ничем не пристегиваются» и т.д. Но в любом случае они должны быть тесно связаны по смыслу с исходной фразой, в противном случае они не засчитываются.

Побеждает тот, у кого больше ассоциаций, которые не встречаются у других участников.

Игра 14. «Перечень возможных ошибок в восприятии предмета»

Цель игры. Развитие способности видеть в одном предмете признаки других, иногда очень далеких от него по смыслу, но схожих по некоторым характерным внешним очертаниям, и на этой основе создавать образные обобщения.

Процедура игры. Называется какой-либо предмет (иногда и некоторые черты окружающей его обстановки), например: «лежащая на столе меховая шапка». Нужно выписать как можно больше названий других предметов, за которые может быть принят заданный предмет в условиях затрудненного виденья (например, при вспышке света лишь на одно мгновение, в полумраке, в тумане и т.д.). В данном случае это могут быть: «кошка», «наполовину спущенный волейбольный мяч», «чья-то макушка, высунувшаяся из-под стола» и т.д.

Игра 15. «Перечень возможных использований предмета в детской игре»

Цель игры. Развитие способности видеть в одном предмете признаки других, иногда очень далеких от него по смыслу, но схожих по некоторым характерным внешним очертаниям, и на этой основе создавать образные обобщения.

Процедура игры. Называется какой-либо предмет, например: «Пучок травы». Нужно представить себе игру детей и выписать как можно больше других предметов, в качестве заменителей которых может быть употреблен заданный предмет. В нашем случае: «веник», «макароны», «снег» и т.д.

Побеждает тот, кто указал наибольшее число предметов, не повторяющихся у других игроков.

стремлением проявить и проверить свои способности. Потребность в успехе проявляется ярче у тех подростков, которые уже в дошкольном возрасте привыкли добиваться успеха и во время учебы в школе в возрасте 8-10 лет не испытывали жесткого внешнего контроля.

6. Потребность в самореализации и развитии собственного Я. Ее усиление в подростковом возрасте связано с развивающейся мотивацией достижения, а также с потребностью в признании и принятии подростка как члена общества. Ее удовлетворение способствует формированию благоприятного представления о себе самом. Часто может проявляться в этот период в повышенном конформизме, так как у подростков сильно выражена ориентация на сверстников.

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРИОД ВЗРОСЛЕНИЯ

В этот период происходит пересмотр ценностных представлений. Родители, как образец для подражания, все больше отступают на задний план.

Развивается собственная иерархия ценностей, на основе которой принимаются решения и регулируется поведение. Образцом становится референтная группа сверстников. После периода проявления нигилизма молодые люди признают большинство ценностей, свойственных их культурному окружению. Постепенно подростки учатся учитывать потребности и интересы окружающих в той же степени, как и свои собственные.

РАЗВИТИЕ Я. ФОРМИРОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ

В центре внимания подростка стоят следующие вопросы: «Каков Я? Каким хотелось бы мне стать? За кого меня принимают?» Подростки часто сталкиваются в этом отношении со следующими проблемами:

• не могут выработать свои ценности, цели и идеалы;

• избегают адекватных и характерных для их возраста требований и возвращаются на более раннюю ступень развития, в известной степени оправдывающую их поведение;

• нарушением чувства времени (может проявляться в ощущении жесткого цейтнота, в одновременном ощущении себя и очень молодым, и старым, в страхе или желании смерти);

• застой в работе (нарушение естественной работоспособности). Подростки либо не способны сосредоточиться на необходимых и соответствующих их возрасту

• отрицание всех свойств и ролей, которые в. норме способствуют взрослению (семейные роли и привычки, профессиональные, полоролевые стереотипы). Часто дело доходит до ярко выраженного презрения ко всем этим ценностям. Это может выражаться также в ориентации подростка на образцы, роли или свойства, которые демонстрировались в ходе развития подростка как нежелательные или опасные. Можно привести пример матери, брат которой был алкоголиком, и которая постоянно находила у своего сына черты, указывающие на повторение им в будущем той же участи. Одновременно она предостерегала его от этой опасности. Для сына же это стало вариантом желанного «исхода». Часто подобные ситуации развиваются во взаимодействии педагогов и подростков.

Перечисленные выше источники конфликтов в крайних случаях чреваты развитием психологических затруднений и личностных проблем (по данным статистики около 30 % подростков страдают нервно-психическими заболеваниями). Именно поэтому родителям и педагогам нельзя не принимать это во внимание.

Часто у подростков в силу возрастных особенностей формируется негативная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка). Это может приводить в дальнейшем к нарушениям поведения.

Психологи отмечают следующее воздействие негативной Я-концепции:

1. Снижение самоуважения и часто, как следствие, - социальная деградация, агрессивность и преступность.

2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие подростки легко под даются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.

3. Глубокое изменение восприятия. Так, подростки с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.

РОЛЬ СЕМЬИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛЕНИЯ

Отношение к семье в ходе взросления меняется следующим образом:

1. Усиливается критика, сомнения и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослого. Часто это ведет к конфликту с родителями, особенно если в семье господствует нетерпимый и ограниченный стиль воспитания.

2. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей, как бы «обесценивая» последних. Это всегда серьезная проблема семейных отношений.

3. Ослабляются эмоциональные связи с родителями, постепенно замещаясь взаимоотношениями со многими людьми (группами). Особую роль играют здесь особенности, связанные с внешним видом и производимым впечатлением (одежда, прическа и т.п.). В связи с тем, что подросток ориентируется на группу, это может

Процедура игры. Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл предыдущего высказывания.

Побеждает тот, у кого больше вариантов.

Игра 10. «Перечень возможных причин»

Цель игры. Развитие способности сразу же искать широкий круг причин при решении любой проблемы или осмыслении явления, прорабатывать самые разные версии.

Процедура игры. Описывается какая-нибудь необычная ситуация, например: «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных объяснений (причины могут быть банальными: «забыл закрыть дверь», «залезли воры» и маловероятными: «прилетели инопланетяне»).

Побеждает тот, кто назовет наибольшее число причин и, чем они разнообразнее, тем лучше.

Игра 11. «Загадывание предмета с помощью пары других предметов»

Цель игры. Развитие способности выделять наиболее характерные признаки и находить другие предметы, имеющие сходные с ним признаки, а также способности комбинировать.

Процедура игры. Называется какой-либо хорошо известный всем предмет, явление, существо, например, «змея». Нужно назвать два других предмета, в целом мало похожих на заданный, но таких, сочетание которых (их признаков) по возможности однозначно бы его определяло. В данном случае могут быть названы, например, «горная дорога» (извилистая) и «кожаное портмоне» (кожа).

Время ограничено: 5-7 минут. Следует найти как можно больше вариантов. Ответы обсуждаются и обосновываются.

Игра 12. «Отгадывание предмета по паре других предметов»

Цель игры. Формирование умения быстро и точно оперировать с разнообразными характерными признаками предметов, выделять их, сопоставлять друг с другом, образовывать всевозможные сочетания.

Процедура игры. Называются пары предметов, которые однозначно кодируют некоторый третий предмет (например, задумав «фонтан», называется «дерево» и «ливень»). Участникам игры предлагается отгадать задуманное. При этом задачей игроков является записывание как молено большего числа разнообразных предметов и явлений, представляющих собой возможные расшифровки заданной пары, то есть образующих синтез различных признаков предметов (например, «дельта реки», «вода, которая течет и ветвится подобно дереву» и т.д.).

Процедура игры. Задаются два предмета, например, «лопата» и «автомобиль». Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходными мостиками от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. В нашем случае, например, «экскаватор» сходен с лопатой и является транспортным средством; «рабочий» копает лопатой и в то же время может быть владельцем автомобиля, и т.д. Допускается использование 23 соединительных звеньев (лопата - тачка - прицеп - автомобиль). Особое внимание обращается на четкое обоснование и раскрытие содержания каждой связи между соседними элементами цепочки.

Побеждает тот, у кого больше аргументированных ответов.

Игра 7. «Способы применения предмета»

Цепь игры. Развитие способности концентрироваться на одном предмете, умения вводить его в самые разнообразные ситуации и взаимосвязи.

Процедура игры. Называется какой-либо предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше способов его применения (в нашем случае ее можно использовать как подставку, можно ей прикрывать бумаги на столе от «посторонних» глаз и т.д.).

Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предметов.

Побеждает тот, кто называет большее число различных функций предмета.

Игра 8. «Формулирование определений»

Цепь игры. Развитие четкости и стройности мышления, умения фиксировать существенные признаки.

Процедура игры. Называется знакомый всем предмет или явление, например, «волна». Надо дать ему наиболее точное определение, которое бы обязательно включало в себя все существенные признаки и не касалось несущественных.

Побеждает  тот,   чье  определение  однозначно характеризует данный предмет, то есть любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит. Эта игра требует, чтобы участники игры могли взаимно проверить друг друга: опровергнуть контрпримерами или одобрить. Возможно и коллективное творчество, когда на базе двух разных индивидуальных определений совместно вырабатывается одно общее.

Игра 9. «Выражение мысли другими словами»

Цель игры. Формирование «социального мышления», то есть способности высказывать одну и ту же мысль разными словами и с учетом конкретной ситуации.

приводить к семейным конфликтам, причем не только с родителями, но нередко также с братьями и сестрами.

4. Отход от родительского дома отражается не (а всех формах поведения, взглядах и установках зачастую это относится лишь к определенным областям жизни. Критика и споры касаются преимущественно одежды, прически и присутствия (отсутствия) дома по вечерам. Споры с родителями  важный фактор, отягощающий развитие подростка. Вместе с проблемами учебы и досуга они могут привести к потреблению алкоголя, наркотиков, правонарушениям, симптомам стресса и низкой самооценке. По результатам опроса  подростков можно выделить доминирование следующих видов досуга: «Просто гуляем» - 60 % опрошенных подростков; «Занимаемся чем придется» - 21,6 %.

5. Несмотря не уменьшение влияния семьи в период взросления, она по-прежнему остается значимой для подростка. Процесс постепенного отделения подростка от семьи, как обязательного условия достижения самостоятельности, носит в этот период временный и неполный характер.

Итак, в этот период у подростков можно наблюдать сильное стремление к самостоятельности и автономии. Эти изменения вызывают у родителей реакцию в виде усиленного стремления к контролю, грусти по поводу отдаления детей, боязни их потерять или же спокойствия и понимания. Эмоциональное состояние родителей, в свою очередь, влияет на поведение как подростков, так и родителей. Процесс выяснения отношений обостряется к концу фазы взросления и «разрешается» по-разному. Может восстановиться стабильная и прочная связь с родителями или наступить более продолжительный и непримиримый разрыв либо сохраниться противоречивая связь, характеризующая затянувшиеся расхождения.

Напряженные отношения между родителями и подростками сейчас обусловлены не только конфликтом между поколениями, но и изменившимися экономическими условиями и технологическим прогрессом, перед лицом которых родители, как и подростки, чувствуют себя неуверенными и беспомощными.

Типичные и наиболее важные темы конфликтов с родителями следующие:

1. Подростки хотят общаться, прежде всего, со своими ровесниками, развивать собственные интересы и слабо контролироваться родителями.

2. По сравнению с эпохой юности нынешнего поколения родителей значительно уменьшилось значение прически, одежды и неаккуратности как предметов для спора с родителями.

3. Столкновения с родителями по вопросам эротики и секса происходят уже в возрасте 13-16 лет - значительно раньше, чем у предшествующих поколений.

4. На подростков тяжелым грузом ложатся школьные проблемы, так как время, проводимое в школе, значительно увеличилось.

5. Главные конфликтные области  аккуратность, помощь в домашнем хозяйстве и успеваемость в школе,  сейчас менее важны, чем отсутствие подростка дома, одежда и курение. Школьные неудачи чаще обостряют отношения с родителями у мальчиков. А остальные проблемы сильнее затрагивают девочек.

Факторы, препятствующие развитию, (взрослению) подростка:

1. Социально-экономические трудности. К ним относятся: недостаток питания, плохие жилищные условия, бедность и т.д.

2. Оскорбление взрослыми чувства собственного достоинства подростков. Подростковый возраст  период особой чувствительности к поведению взрослых, ограничивающему самостоятельность и задевающему чувство собственного достоинства. Такое поведение может провоцировать негативные поведенческие реакции со стороны подростков, конфликты. Очень часто подростки, стремясь восстановить социальные контакты с близкими, совершают суицидальные поступки. В этих случаях покушение на самоубийство направлено не на самоуничтожение - это по сути дела мольба подростка о помощи. Статистика отмечает, что среди лиц 15-24 лет в последние 15 лет число самоубийств увеличилось в два раза. Во Франции их число среди подростков за последние 10 лет утроилось и теперь не уступает количеству несчастных случаев на автострадах. Социолог А.Г.Амбрумова, обследовав 770 подростков и юношей с суицидальным поведением, показала, что в возрасте до 13 лет попытку самоубийства совершили 14,4 %, в 13-16 лет - 51,8 %, в 17-18 лет - 33,8 %. Подростки стремятся в этот период «быть принятыми всерьез» взрослыми, а не в качестве детей переходного возраста.

3. Длительная экономическая зависимость подростков. В настоящее время экономическая зависимость детей от родителей увеличилась в связи с удлинением периода профессионального обучения. Чрезвычайно важно разрабатывать новые законодательные акты, предоставляющие человеку раннего возраста возможность получить осмысленную, посильную работу, в соответствии с возрастными особенностями.

4. Урбанизация, рост плотности населения. Этот фактор сужает возможности жизненного «экспериментирования» подростков, которое выражается в стремлении к самостоятельности. Эти условия приводят к тому, что взрослые в большей степени опекают подростков, в результате стесняя их и лишая возможности проявлять себя.

5. Условия, способствующие развитию эгоцентризма. Этому способствует ослабление традиционных семейных и внесемейных связей, приводящее к утрате личных связей подростком и освобождению от чувства ответственности.

6. Противоречивые взгляды общества на секс. Отсутствуют четкие принципы и, прежде всего, продуманное сексуальное воспитание и просвещение.

Игра 3. «Исключение лишнего слова»

Цель игры. Развитие способности легко переходить от одного вида связей к другим, не зацикливаясь на них, а также учит одновременно удерживать в поле зрения сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.

Процедура игры. Берутся любые три слова, например, «еж», «яблоко», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов, не присущих исключенному.

Побеждает тот, у кого ответов больше.

Игра 4. «Поиск аналогов»

Цель игры. Формирование способности классифицировать явления по их признакам.

Процедура игры. Называется какой-либо предмет или явление, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались (например, в данном случае «птица», «бабочка» - умеют летать, «поезд», «автобус» - средства передвижения).

Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Игра 5. «Поиск противоположных предметов»

Цель игры. Формирование способности по признакам одного предмета искать другие, выделять в них общее и различное.

Процедура игры. Называется какой-то предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше предметов, противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам (например, в нашем случае «сарай» - противоположный по размеру и степени комфорта, «поле» - открытое пространство и т.д.).

Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп противоположных предметов.

Игра 6. «Поиск соединительных звеньев»

Цель игры. Формирование легкости и быстроты установления связи между явлениями, различными на первый взгляд.

 

воспроизведение полученных знаний, а организовываться таким образом, чтобы учащиеся смогли полностью раскрыть и развить свои творческие способности. Необходимым условием для этого является креативность личности педагога, обладающей высокой творческой активностью и стремящейся «заразить» творчеством своих воспитанников.

Остановимся на основных приемах и упражнениях стимулирования и развития творческой активности учащихся как на уроках, так и во внеклассной работе креативного мышления, помогает акцентировать внимание учащихся на новых подходах (способах, тактиках, стратегиях), которые могут выводить на оригинальные ответы, а также помогают приобретать «собственные» подходы к решению поставленных задач. Важно акцентировать внимание на том, что в предлагаемых задачах не существует одного единственного решения, что хороши любые ответы и правильными могут быть различные решения, совсем непохожие друг на друга.

Остановимся на описании такого рода игр.

Игра 1. «Составление предложений»

Цель игры. Развитие способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами.

Процедура игры. Берутся наугад три слова, не связанных по смыслу, например, «остров», «экран», «пирамида». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падежи и использовать другие слова).

Обязательным условием эффективности этих игр является сопоставление и обсуждение игроками всех предложенных ответов и развернутое обоснование, почему именно тот или иной ответ им нравится больше или не нравится.

Игра 2. «Поиск общего»

Цель игры. Развитие способности находить множество общего в разрозненном, несвязанном материале.

Процедура игры. Берутся наугад два слова, мало связанные по смыслу, например, «чашка» и «лодка». Следует выписать как можно больше общих признаков для этих предметов. Ответы могут быть стандартными: «изделия человеческих рук», «имеют глубину» и т.д. Но особенно ценятся необычные, неожиданные ответы, позволяющие увидеть эти предметы в совершенно новом свете.

Побеждает тот, у кого список общих признаков больше. Можно вести и качественный критерий: начисляется дополнительный балл за оригинальность. В дальнейшем поступившие ответы можно разделить на вскрывающие существенные и несущественные признаки для заданных предметов.

В результате это способствует развитию экспериментирования в этой области подростками, рискуя забеременеть или заразиться венерическими заболеваниями.

7. Препятствия полноценному участию молодых людей в общественной жизни. Большинство перечисленных выше особенностей современной социальной ситуации подходит под эту формулировку. Ни школе, ни юношеским организациям, ни различным общественным объединениям не удается постепенно подготовить подростков к принятию на себя социальной ответственности. Это наглядно демонстрируют данные о подростковой преступности. Отбытие наказаний в значительной мере ограничивает возможности дальнейшего развития подростков и по окончании его срока они сталкиваются с еще более сложными барьерами на пути включения в общественную жизнь.

Подростковая субкультура

Взгляды подростков обычно отличаются от представлений, свойственных миру взрослых. Культивируются особые формы общения, характерные отличия в одежде, прическе. Конечно, все эти внешние проявления и особенности поведения нестойки и касаются не всех подростков. Однако для некоторых из них принадлежность к субкультуре представляет собой важный этап перехода во взрослое состояние.

Типичные проявления подростковой субкультуры:

1. Бегство от общества (наркотики, религиозные секты, самопознание, медитация, нарциссическая погруженность в себя, увлечение Интернетом и компьютерными играми).

2. Цинизм (направления, связанные с культурой и модой, эстетика «детей большого города», решительно порывающих с окружающей повседневностью, выделяющихся внешним видом, музыкой и т.п., интересующихся только собой).

3. Агрессивные стычки (рокеры, футбольные «фанаты» и т.д.).

4. Традиционные формы самоорганизации (союзы, группы по увлечениям и т.д.).

Психосоциалъные конфликты подростков:

1. Столкновение с авторитетами в семье и обществе. Конфликты с авторитетами выражаются в открытом или скрытом сопротивлении существующему порядку, то есть возникают в результате взаимодействия существующих в обществе (семье) ограничений и типичной для подросткового возраста склонности к конфликтам.

2. Конфликты с ровесниками. Конфликты между подростками  часто  связаны  с  соперничеством  и партнерством. Часто возникают преимущественно с лицами  своего  пола:   между  мальчиками  за лидерство в группе, за успехи в физической и интеллектуальной  областях, за дружбу и привязанность, у девочек  

из-за соперничества за благосклонность и привязанность более старших по возрасту юношей.

3. Конфликты с общественными институтами. Конфликты возникают главным образом в школе, с инспекцией по делам несовершеннолетних, с карательными органами (с милицией, в суде, при отбывании наказания), по месту работы. Чаще всего эти конфликты обусловлены отклоняющимся (асоциальным) поведением подростков, алкоголизмом, наркоманией, проституцией, вандализмом.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

ПОДРОСТКОВ

Развитие творческих способностей учащихся  одна из актуальных задач воспитания и обучения. Успешное ее решение возможно лишь в том случае, если все факторы  психологические, социальные и биологические  будут изучены и учтены в педагогическом процессе.

Творческие способности, в отличие от специальных способностей, определяющих успешность в конкретных видах деятельности, проявляются в любой деятельности, в том специфическом стиле ее выполнения, который может быть назван творческим.

Для творческого стиля на всех уровнях деятельности характерны, прежде всего, самостоятельная постановка проблем, так называемая интеллектуальная инициатива, самостоятельный (оригинальный) способ решения уже готовых тем и проблем и т.д. Иными словами, творческая инициатива характеризуется отсутствием шаблона, функциональной фиксированности и ригидности в мыслительной и исполнительной деятельности.

Некоторые исследователи творческий стиль мыслительной деятельности  это первичная и естественная форма работы мозга. В связи с этим творческие способности присущи всем людям, но проявляются они по-разному в зависимости от выраженности специальных способностей к различным видам деятельности.

Шаблоны и штампы появляются под влиянием социальных воздействий и, главным образом, как продукт существующей системы воспитания и обучения. Вот почему для формирования гармонически развитой личности, с высокими интеллектуальными и творческими способностями, необходимо осуществлять преобразование процессов воспитания и обучения в современной школе. Эти преобразования должны учитывать все необходимые условия развития креативности («творческости»): благоприятная

теплая атмосфера между учителем и учеником; помощь детям со стороны учителя в осознании своего творческого потенциала; развитие коммуникативных связей между учениками в процессе решения творческих задач и т.п. Помимо этого, процесс воспитания и обучения должен быть направлен не на «простое»

«Только личность может действовать на           развитие и определение личности, только характером можно образовать характер»

                                К.Д. Ушинский

БЫТЬ  РОДИТЕЛЕМ – это значит быть воспитателем, педагогом- психологом, социальным педагогом, медицинским работником, профориентатором, экономистом, юристом… быть ЛИЧНОСТЬЮ   для своих детей.

Януш  Корчак  - «Советы вразброс»

« Детские годы – долгие важные годы жизни ребенка… Уважайте труд познания … Уважайте собственность ребенка и его бюджет… Уважайте тайны и отклонения тяжелой работы роста в подростковом периоде… Уважайте текущий час и сегодняшний день… Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?

Хороший воспитатель отличатся от плохого только количеством сделанных ошибок и причиненного детям вреда.

Есть ошибки, который хороший воспитатель делает только раз и, критически оценив, больше не повторяет, долго помня свою ошибку. Если хороший воспитатель от усталости поступит бестактно или несправедливо, он приложит все усилия, чтобы как-то механизировать мелкие надоедливые обязанности, ведь он знает, что все неладное от нехватки у него времени. Плохой воспитатель все ошибки сваливает на детей. Он полагает, что дети и в самом деле должны не шуметь и не пачкать платье, а добросовестно зубрить грамматические правила.

Умный воспитатель не куксится, когда он не понимает детей, а размышляет, ищет, спрашивает их самих. И они его научат не задевать их слишком чувствительно, было бы желание научиться!»