Дистанционное обучение родителей

В данном разделе представлены статьи, рекомендации, консультации, касающиеся непосредственно воспитания и развития детей группы раннего возраста детей 2-3 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

10 ПРАВИЛ ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА

Люби своего ребенка! 

То есть радуйся его присутствию, принимай его таким, каков он есть, не оскорбляй его, не унижай его, не порывай его уверенности в себе, не подвергай его несправедливому наказанию, не отказывай ему в твоем доверии, дай ему повод любить тебя.

Охраняй своего ребенка! 

То есть защищай его от физических и душевных опасностей, даже - если потребуется - жертвуя собственными интересами и рискуя собственной жизнью.

Будь добрым примером для своего ребенка! 

Привей ему уважение к традиционным ценностям, сам живи сообразно с ними, отнесись к ребенку с чувством ответственности. Ребенку необходим такой домашний очаг, где семья дружна, где уважают и любят стариков, где поддерживаются тесные и искренние связи со всеми родственниками и друзьями. Ребенок должен жить в такой семье, где бытуют честность, скромность, гармония. Нарушение родителями супружеской верности, завистливость, обогащение бесчестными средствами, достижение той или иной выгоды для ребенка с помощью беспринципных связей и т. п. - все это составляет такой "образец", который весьма отрицательно отразится на моральном облике завтрашнего гражданина страны.

Играй со своим ребенком! 

То есть уделяй своему ребенку необходимое время, разговаривай с ним, играй с ним так, как ему нравится, игры его воспринимай всерьез, освойся с миром его представлений.

Трудись со своим ребенком! 

Помогай своему ребенку, когда он пытается принять участие в работе (в доме, в саду или в огороде). Когда ребенок подрастет, приучай его участвовать во всех работах по хозяйству и для хозяйства. В часы досуга и во время каникул он должен принимать участие в организованных школой видах деятельности.

Позволь ребенку приобретать жизненный опыт!

Пусть даже не безболезненно, но самостоятельно! Ребенок признает только такой опыт, который он пережил самолично. Твоя собственная опытность не редко оказывается лишенной ценности для твоего ребенка. Дай ему возможность накопить собственный опыт, даже если это связано с известным риском. Чрезмерно оберегаемый ребенок, "застрахованный" от любой опасности, не редко становится социальным инвалидом.

Покажи ребенку возможности и пределы человеческой свободы! 

Родители должны раскрыть перед ребенком замечательные          возможности развития и утверждения человеческой личности, соответственно дарованиям и особенностям каждого. Вместе с тем ему нужно показать, что любой человек должен признавать и соблюдать известные пределы в своих поступках в семье…, в коллективе... и вообще в обществе (придерживаться закона и соблюдать правила общежития).

Приучай ребенка быть послушным! 

Родители обязаны следить за
поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы его поступки не
причиняли ущерба ни ему самому, ни другим. Ребенка следует вознаграждать за соблюдение установленных правил! Однако в случае необходимости следует насаждать уважение к правилам посредством наказания.

Жди от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен

 В соответствии со ступенью созревания и собственным опытом! Ребенку требуется длительное время, пока он научится ориентироваться в этом столь сложном мире. Помогай ему, сколько сможешь, и требуй от него собственного мнения или самостоятельного вывода только в том случае, когда он способен на это в соответствии со ступенью своего созревания.

Предоставляй ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний! 

Ребенок "питается", так же как и взрослый, переживаниями, которые дают ему возможность ознакомиться с жизнью других людей и с окружающим миром.



Предварительный просмотр:

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ МОЖНО ПОИГРАТЬ ДОМА  И НА ПРОГУЛКЕ РОДИТЕЛЯМ И ДЕТЯМ

С самого рождения игра  в жизни ребенка приобретает большое значение. В ней малыш осваивает формы и величину предметов, их расположение в пространстве, учится различать цвета и звуки, познает первые слова и, вступая в контакт с окружающим миром, реагирует, наблюдает и запоминает информацию, пополняя свой кругозор. В последние десятилетия наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей и детей. Исследования показывают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Родителям важно принимать участие  совместных играх с детьми. Время, потраченное на совместные занятия с ребенком, не пройдет даром и обязательно принесет свои плоды. Можно подразделить игры по ознакомлению с  сезонными изменениями в природе и окружающем мире, по предметному окружению, по развитию мелкой моторики пальцев рук.

«ОСЕНЬ»

«Найди самый красивый листок»

Ребенок вместе со своими родными на прогулке по осеннему парку выбирает понравившиеся листья разных деревьев среди других листьев.

«Большой – маленький»

Малыш с мамой находят на прогулке в парке большие и маленькие осенние листья, мама предлагает сравнить их: «Какой лист у меня? (большой лист), А какой у тебя? (маленький). Раскладывают по размеру.

«Коврики из осенних листьев»

На столе лежат листы бумаги красного, зеленого, желтого цветов,  также на столе лежат собранные на прогулке осенние листья тоже разных цветов. Мама с малышом повторяют цвета, рассматривая листья, мама предлагает малышу разложить листочки на коврики такого же цвета, что и листик. Свои действия малыш и мама сопровождают словами: «Я кладу зеленый листок на зеленый коврик. Я кладу желтый листок на желтый коврик. Я кладу красный листок на красный коврик».

«Творческая работа «Осенний ковер»»

Взять гуашевые краски разных цветов, заранее приготовленные сухие листья деревьев. Обмакивать листья в тарелочку с краской и делать ими отпечатки на небольшом листе бумаги. Дать подсохнуть, затем приклеить получившимся листьям черенки от настоящих листьев.

«Соберем овощи в корзинки»

На огород мы наш пойдем

И овощей там наберем

На столе лежат разные овощи (пластмассовые). На скамейке стоят корзинки, детям необходимо взять овощ и принести его в корзинку, пока не будут собраны овощи.

 «Маленький художник» (на прогулке)

На листочке из альбома

Я всегда рисую дома,

А на улице могу –

На песке и на снегу.

На снегу мы можем рисовать только зимой, зато на песке – и весной, и летом, и осенью. Для того чтобы удобно рисовать на песке, надо его увлажнить. Можно взять с собой на прогулку бутылку с водой, а также прямоугольную дощечку или лопатку, чтобы разравнивать песок и стирать рисунки. Рисовать на песке лучше пальчиком, но можно и палочкой. С помощью песочных рисунков ребенку будет интереснее и легче запомнить геометрические фигуры. Например, из треугольника и квадрата (прямоугольника) получится домик, из кружка с лучиками – солнышко.

     «Сбор сокровищ»

На прогулке мама предлагает собрать вместе с ребенком «сокровища» (камешки, стручки, листочки, веточки и т.д.) и складывают в ведерко. Выясняет, какие «сокровища» вызывают у ребенка наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из ведерка.



Предварительный просмотр:

Ваш малыш скоро пойдет (или недавно отправился)

в детский сад.

Это одно из самых первых жизненных испытаний, выпавших на его долю, поэтому хочется, конечно, обеспечить все условия, чтобы ребенок прошел это испытание благополучно. Стало быть, ищем места, где следует «соломки подстелить», чтобы детский садик для вашего малыша стал именно Садом, а не Адом.

Всё это называется звучным термином «адаптация», что в переводе с психологического на русский означает «процесс приспособления к изменившимся условиям внешней среды». Если у нас нет возможности избежать этих изменений – к примеру, семейная ситуация такова, что выход мамы на работу неизбежен, и точно так же неизбежен детсад для малыша, – то уж в любом случае в наших руках сделать переход ребёнка к новой жизни максимально мягким и нетравматичным.

Адекватно оцениваем психологические особенности ребенка.

Проще говоря, пока еще есть время, стараемся честно ответить на вопрос: а нужен ли вообще вашему малышу садик?

Как это сделать правильно?

В первую очередь нужно учесть темперамент ребенка.

Ну и конечно же, не следует забывать о том, что детки с особенностями нервной системы – и, как следствие, поведения, тоже могут в саду не прижиться.

Кроме того, не будем забывать и о возрасте поступления малыша в детский сад – от него тоже существенно зависят адаптационные возможности ребенка.

Когда же лучше передавать наследника в заботливые руки воспитателей? Детсад становится интересен и привлекателен для ребенка лишь тогда, когда он начинает понимать прелесть и ценность общения. Проще говоря, когда детишки начинают играть «вместе, а не рядом». У девочек такая психологическая зрелость наступает примерно в 3,5 года, у мальчиков – в 4-4,5 года. То есть эмоциональное удовольствие от дружбы и общения кроха начинает получать только лет с четырёх.

Но многие ли родители имеют возможность (да и желание) сидеть с ребенком дома так долго? Как правило, малыша ведут в садик уже в 1,5-2 года, а иногда и раньше. Лишь немногим в такой ситуации удается адаптироваться легко, остальным надо основательно помогать.

Если у вас действительно нет возможности подождать с садом лет до 4-5, а вместо этого организовать для ребенка занятия в «развивалках», то передавайте его воспитательнице в два года. Это оптимальный вариант: кризис 1 года уже миновал, а кризис 3 лет ещё не наступил, к тому же наследник уже освоил основные жизненные навыки, да и речь у него уже сформирована.

Резюме: как видим, есть дети, которым в саду будет очень даже здорово, а есть и те, для кого самое замечательное детское учреждение станет кошмаром – такова уж их природа. Взвесьте все «за» и «против» и решите, что будет меньшим из зол – дыра в семейном бюджете или психологическая травма у малыша, необходимость социализации ребенка или страх оторвать его от материнской юбки… В любом случае стоит все же записаться в сад – и пораньше, учитывая проблемы с местами в дошкольных заведениях во многих регионах. А когда подойдет время поступления, будет видно – идти туда или нет.

Выстраиваем домашний режим ребенка так, чтобы он был максимально приближен к режиму детского сада.

В садах заведен особый распорядок, в соответствии с которым без проблем могут жить далеко не все дети. Люди ведь, как известно, делятся на тех, кто встает и ложится рано («жаворонков»), тех, кто делает это поздно («сов»), и аритмиков, которые могут приспособиться и к одному, и к другому типу режима. «Сов» на свете примерно 25-30%, аритмиков – около 10-15%, а «жаворонков» – большинство. И вот на них-то как раз и ориентируется социум, в том числе и детсадовский.

Конечно, было бы здорово, если бы при составлении распорядка дня учитывались особенности психики и биоритмов каждого ребенка. Но разве это возможно – повсеместно?

Поэтому придется постепенно приучать чадо к ранним подъемам. Зато, когда малышу придет время идти в первый класс, перед вами уже не встанет проблема побудки: садовские детки обычно бодро встают, даже когда за окном темно – ведь привычка уже сформирована, да и слово «надо» усвоено хорошо.

Как это сделать правильно?

Укладывайте ребенка в постель сразу же после вечерней сказки, то есть не позже 9 вечера.

Примерно за час до этого должны завершиться все шумные и подвижные игры, малыша нужно искупать, желательно также приглушить свет и звук бытовых приборов в доме.

Имейте в виду: позднее укладывание существенно усложняет процесс адаптации. Ведь ребенку предстоит осваивать новое помещение, привыкать к незнакомым людям, есть совсем не такую, как дома, еду – это нелегко, даже если ты бодр и свеж, а если еще и не выспался, так и вовсе туго.

Важно: в среднем дошкольнику необходимо спать ночью 10-11 часов (при условии, что и днем он проводит в постели не менее 2-2,5 часов).

Научить наследника рано вставать – еще полдела. Режим – это определенный порядок действий, повторяющийся изо дня в день. Чтобы обойтись без неприятных сюрпризов, нужно загодя приучить малыша к подобию детсадовского «бытия».

Что же ждет карапуза в садике? Приметно вот это:

7.30-8.30 – прием детей, утренняя зарядка
8.30-9.00 – подготовка к завтраку и завтрак
9.00-9.30 – игры
9.30-10.00 – организованная деятельность
10.00-12.00 – подготовка к прогулке и прогулка
12.00-12.30 – возвращение с прогулки, подготовка к обеду
12.30-13.00 – обед
13.00-15.00 – подготовка ко сну и дневной сон
15.00-15.30 – подъем, проветривание помещения и водные процедуры
15.30-17.00 – игры, самостоятельная деятельность
17.00-17.30 – подготовка к ужину и ужин
17.30-19.00 – игры или прогулка, проводы детей домой

Если вам удастся выстроить домашний режим ребенка аналогичным образом (плюс-минус полчаса), малышу будет гораздо легче адаптироваться к садику – ведь порядок действий уже привычен и понятен. Предсказуемость событий в этом возрасте – одно из главных условий для того, чтобы карапуз чувствовал себя в безопасности.

Развиваем речь ребенка.

В детском саду ваше сокровище будет окружено множеством людей, больших и маленьких, и с ними необходимо общаться. Если ребенок уже довольно «взрослый», вопросов нет. С крохой все сложнее. Конечно, можно надеяться на специальные занятия по развитию речи и логопеда, который «поставит» малышу все неподдающиеся звуки… Однако мы помним о задаче-максимум – облегчить ребенку адаптацию в садике. Значит, нужно постараться «разговорить» чадо еще до того, как оно попадет в новый коллектив.

Как это сделать правильно?

В предсадовские месяцы нужно активно стимулировать наследника к высказыванию своих желаний. Внимательно выслушивайте просьбу, но выполняйте ее лишь в том случае, если малыш действительно постарался произнести что-то, а не выбрал самый лёгкий путь – например, ткнул пальчиком в нужный ему предмет. Не бегите к чаду с тарелочкой при первом же намеке на «ам-ам» – пусть выскажется четче.

Разговаривайте с ребенком много и на равных, без сюсюканья. Не превращайте свою речь в монолог – давайте и наследнику возможность рассказать о своих чувствах и впечатлениях.

Важно: существуют определенные нормы речевого развития. Если вы подозреваете, что «что-то идет не так», обратитесь за консультацией к педиатру или невропатологу. Утешать себя тем, что «в нашей семье все заговорили поздно» неразумно – чем раньше с ребенком начали заниматься, тем легче корректируется задержка речевого развития.

Вырабатываем у ребенка элементарные навыки самообслуживания и гигиены.

В идеале дошкольник, поступающий в детский сад, должен уметь:

  • Самостоятельно одеться и раздеться. Никто не ждет, что малыш управится с этим за полминуты, как пожарный. Но хотя бы понимать последовательность надевания одежек и знать назначение каждой из них – необходимо.
  • Пользоваться как минимум ложкой, а еще понимать, для чего нужны вилка, салфетка и носовой платок. Разумеется, если малыш поступает в садик совсем крохой, то бессмысленно требовать, чтобы он нарезал мясо ножом – да и кто его даст детсадовцу! Однако справиться с ложкой – нужное умение, можно сказать – жизненно важное. Конечно, в случае чего воспитательница поможет. Но она одна, а малышей – много...
  • Уметь пользоваться горшком. Уповать на то, что «в саду научат», не стоит: у вас ребенок один, а на воспитателе, как уже говорилось, лежат заботы о всей группе. Так у кого больше шансов быстрее добиться успеха? К тому же, воспитатель может и не уследить за вашим сокровищем – и будет оно бегать в мокрых колготках, пока не отловят.

Как это сделать правильно?

Если ребенок идет в садик в сознательном возрасте (ближе к школьному), то особенно волноваться, как правило, не о чем. Но большинство детишек поступает туда гораздо раньше. Родителям нужно четко понимать: если это произойдет слишком уж рано, жизнь отпрыска сильно усложнится – навыков самообслуживания у крохи буквально ещё никаких.

Однако большинство детишек поступает в садик не годовалыми, а все же существенно попозже – в 2-3 года, и к этому возрасту их уже необходимо научить всему необходимому.

Итак, как же...

...Приучить ребенка одеваться?

Ребенок в этом возрасте практически все воспринимает как игру и через игру. Именно поэтому приучать чадо к чему бы то ни было проще всего «играючи». Помните, как говаривал герой «Операции Ы»: тренируйтесь на кошках! И на мишках, и на мышках, и на куклах – словом, на всех любимых игрушках малыша – желательно, крупнокалиберных, чтобы на куклу можно было попробовать натянуть колготки и майку ее маленькой владелицы. В игре ребенок поймет и запомнит последовательность надевания одежек (трусы всегда перед колготками, майка – раньше платья) и вообще примет как данность необходимость одевания как такового.

Второй секрет – показать на практике «маленькие хитрости»: то есть что именно надо делать, чтобы одеться было легче. Например, собрать колготки в «гармошку» ручками, и в образовавшееся гнездышко вложить ножку, а потом натянуть – вместо того чтобы запихивать ногу в свободно болтающуюся колготину. Или же, надевая штанишки, обратить внимание, что пуговичка и замочек всегда должны быть впереди; а вот застежка у платьица – сзади. Потренироваться надо основательно и загодя, причем в свободное время, когда никто никуда не спешит, потому что и взрослому в нервозной обстановке экстренных утренних сборов не всегда удается одеться правильно (никто не приходил на работу в двух разных носках? А в юбке навыворот? То-то же!).

...Пользоваться ложкой и салфеткой?

Личный пример здесь – это наше все! Ребенок в данном случае копирует поведение взрослых, поэтому, если мы едим вместе с ним, а не кормим чадушко отдельно от всей семьи, у нас больше шансов, что дитя переймет навыки обращения со столовыми приборами и поймет, зачем нам салфетка (то есть все же заметит, что папа с мамой не вытирают губы рукавом).

Второй секрет уже был раскрыт выше: игра дает возможность многократно моделировать и закреплять поведение за столом, поэтому всячески поощряйте игры вашей детки в «гостей», в «банкет» и т.д. – пусть рассаживает своих зверушек и кукол, пусть их кормит, как умеет (в крайнем случае, вы их потом умоете – вместе! – или постираете).

Ну и главная хитрость – дайте ребенку шанс! То есть – самостоятельность и свободу маневра. Если вы всегда лично кормите его с ложечки и заботливо вытираете ротик – как ему освоить этот процесс самостоятельно ? Ясно, что так получается и чище, и быстрее – но ведь вы же не планируете кормить чадо аж до первого класса? Так что подумайте, что важней: сэкономленные минуты – или сэкономленные годы?

...Приучить пользоваться горшком?

Ну, здесь сколько деток – столько и вариантов: кто-то приучается к горшку быстро и рано, кто-то – с боями. Но есть все же несколько приемов, способных облегчить вам жизнь.

Во-первых, причинно-следственную связь никто не отменял: покормленный ребенок переваривает пищу, а процессы метаболизма в этом возрасте быстрые, поэтому зафиксируйте, как скоро ваш малыш обычно пачкает штанишки после еды – и постарайтесь оказаться в нужное время в нужном месте с горшком.

Во-вторых, проще всего в период приучения к горшку не прибегать к помощи подгузников и непромокаемых трусиков (при условии, что малыш находится постоянно под вашим присмотром). Это дает как минимум два бонуса:

– вы имеете возможность отследить, что и когда происходит с вашим чадом;

– само чадо чувствует дискомфорт и довольно быстро понимает, что лучше и приятнее сделать дело в горшочек, чем носить все своё с собой, в трусишках – это мокро, неприятно и плохо пахнет.

В-третьих, запомните, что горшок – вещь сугубо утилитарная, поэтому старайтесь не приобретать горшок-playstation: дитя должно понимать, что игра – это одно, а посещение горшка – совсем другое, и не смешивать эти два процесса.

 Корректируем меню ребенка

Если в садике хоть что-то напоминает малышу о доме – будь то котлетки или рассольник «как у мамы», адаптация будет проходить значительно легче. Поэтому за несколько месяцев до поступления в детсад нужно внести изменения в меню карапуза.

Как это сделать правильно?

Чем обычно кормят в саду? Кашами, пюре, запеканками , тефтельками, супчиками, киселями и компотами. Вспомните собственное детство, расспросите родителей деток, которые уже посещают выбранное заведение, или поговорите с его заведующей – и постепенно вводите в меню наследника те блюда, которые готовят в детском саду. Ключевое слово здесь – «постепенно», ведь нужно время, чтобы у малыша сформировались пищевые привычки.

Знакомим с пластилином, карандашами и красками

Было бы отлично, чтобы со всеми этими предметами ваш малыш познакомился еще дома, а не на занятиях в группе. Во-первых, как уже говорилось выше, чем больше хорошо известного он встретит в детском саду, тем легче пройдет адаптация. Ну а во-вторых, чем больше навыков он уже освоил, тем более успешен он будет среди других ребят – а значит, получит больше положительных эмоций от своей умелости и «компетентности»… Ну или хотя бы меньше отрицательных от своей неумелости, что тоже важно.

Как это сделать правильно?

Даже если малыш, на ваш взгляд, еще совсем неумел и несамостоятелен – это не повод лишать его возможности творить и фантазировать.

Опасаетесь за целостность квартиры и сохранность ремонта – дайте малышу возможность проявить себя под вашим присмотром, рисуйте вместе (а лучше просто рядом), лепите что у кого получится, увидите – самим понравится. И помимо «образовательной» функции, у такого творчества есть еще как минимум один бонус: совместный труд – он объединяет, это еще кот Матроскин заметил.

Приучаем ребенка проводить время без мамы

В первые детсадовские дни большинство ребятишек испытывают настоящий шок: только что любимая мама была здесь, улыбалась и держала за руку – и вот мамы нет, а вместо нее командует чужая тетя, которую почему-то нужно слушаться. Кислая мина и отказ есть кашу – самый щадящий вариант детского протеста. В худшем случае вас ждут ежедневные истерики. Чтобы избежать подобной ситуации, нужно заранее приучать ребенка к временным разлукам с матерью.

Как это сделать правильно?

У вас наверняка есть доброжелательная и ответственная подруга (родственница) – попросите ее присмотреть за чадом в ваше отсутствие. Постепенно увеличивайте «гостевое время» с получаса до пары часов.

Если вы уже определились с детским учреждением, берите малыша за руку и отправляйтесь туда «на экскурсию». Поиграйте рядом, посмотрите, чем занимаются ребятишки на прогулке, какие горки и лесенки установлены на площадке. Можно попросить, чтобы вам разрешили пройти на территорию (на всякий случай захватите справку, что ваш ребенок здоров). Если окружающая обстановка уже хорошо знакома, малышу будет легче перенести расставание с мамой.

Поинтересуйтесь, не практикуется ли в вашем саду «плавная адаптация». Она проводится так: сначала мама посещает садик вместе с ребенком и проводит там целый день. Когда малыш более или менее освоится, мама может незаметно улизнуть на часок – например, в тот момент, когда карапуз увлечен игрой. Постепенно время ее отсутствия увеличивается до тех пор, пока кроха не привыкнет проводить весь день среди сверстников.

И, конечно, родителей волнует главное: как же в итоге поступить правильно, то есть – посещать сад вместе с ребенком или просто прийти и оставить? Истина, как обычно, находится посредине, а не с краю.

То есть, во-первых, мы должны ориентироваться на психологические особенности своего ребенка: общительного и контактного можно и оставить – не сразу же, но довольно быстро, а вот с робким и боязливым придется пройти путь адаптации вместе чуть ли не целиком.

Во-вторых, вариант «просто прийти и оставить» пройдет, наверное, лишь в одном случае из ста, поэтому в любом случае надейтесь на лучшее, но готовьтесь к худшему – то есть настраивайтесь на то, что привыкание займет не день-два. На практике это означает, что если вы планируете выйти на работу сразу же после определения малыша в сад – это опрометчиво с вашей стороны.

Укрепляем иммунитет ребенка и повышаем свою сознательность

Аксиома: дети в садах болеют – и часто. Некоторые просто не вылезают из ринитов и бронхитов, и поэтому пресловутый «адаптационный период» длится у них годами. Отчего так происходит? Да оттого, что родителям нужно ходить на работу. И вот они – хоть тушкой, хоть чучелком, но тащат дитя в садик: с соплями, с кашлем, с желудочными расстройствами. Между тем, иммунитет у малышей до 6-7 лет еще очень слаб – и довольно скоро начинает хворать вся группа. Отвечая на вопрос «Как сделать это правильно?», следует говорить не только о приеме иммуностимулирующих препаратов, закаливании и здоровом образе жизни вообще – это само собой. Неплохо бы вспомнить набившее оскомину «поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Иными словами – необходимо думать не только о себе и своем ребенке, но и о других малышах и их родителях. На практике это выглядит так: при первых же признаках заболевания оставляем чадо дома и основательно его лечим, чтобы не подвергать опасности здоровье остальных членов группы. И тогда вечноболеющих детей в садиках будет гораздо меньше.

Как сделать пребывание в детском саду приятным и интересным, безусловно, нелишним был бы разговор о главных сложностях адаптации ребенка к реалиям детского сада.

Проблема №1: «В сад с истерикой»

Все, кто хоть раз был свидетелем подобной сцены, понимает, как сложно ее разрулить, поэтому запомним: главное – превентивные меры. Не высказывайте в разговорах с членами семьи, приятельницами и мамами других малышей никакого негатива о садике, куда ходит ваш ребенок, о том саду, который посчастливилось посещать вам в далеком детстве, а также о воспитателях и нянях из группы вашего наследника. 90% негатива и предубеждений ребенок «высасывает» из нас самих – наших разговоров, интонаций и мимики. И не надейтесь, что «он всё равно ничего не слышит» или «еще ничего не понимает».

Ну а если с вами это все же случилось, несмотря на то, что были предприняты все меры предосторожности, описанные в этой статье – берите дитя в охапку (плотный тактильный контакт в данной ситуации помогает лучше всего) и просто подержите в руках, погладьте по головке, обнимайте свое чадо, но не поддавайтесь на провокации: не кричите в ответ, не стыдите, не шлепайте, не берите помощь зрительного зала (привлекая к процессу других детей и воспитателя) – этим вы только усилите ответную реакцию и усугубите ситуацию.

А потом все сначала: снова отвлечение внимания и ваш уход. Помните при этом, что отвлечь внимание от вас можно только путем привлечения внимания к чему-то более интересному. К примеру, к игрушкам или к кому-то из детей в группе. Те из родителей, которые смотрели завязку старого доброго фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.», меня поймут: когда к мальчику на пике «садовской» истерики подвели девочку Клаву с глазищами в пол-лица, мальчик утих мгновенно и тут же ушел за ней собирать желуди, вообще позабыв о существовании родителей.

И второй секрет: «уходя – уходи». Если уж делаете это – то делайте быстро, а не поминутно оглядываясь: в этом случае истерика будет длиться еще долго: ведь ребенок плачет – для вас.

Проблема №2: «Из сада с истерикой»

Если это – ваш случай, то в первую очередь подумайте:

– какие якоря держат его в садике;

– и чего же вашему ребенку так не хватает дома?

Если это общение с ровесниками – старайтесь, чтобы друзья вашего ребенка регулярно бывали у вас дома, если это интересный досуг – занимайтесь и играйте с ним и сами, не ограничивайте свои функции только кормлением и уходом вместо полноценного общения с собственным наследником.

И, кроме того, организуйте мощную «привязку», изобретайте веские причины, по которым ребенку следует отправляться домой: кормить ли любимую собаку или кошку, которая якобы вечером больше ни из чьих рук не ест, сходить ли в гости к любимой бабушке (если она живет недалеко), помочь маме что-либо купить (пусть почувствует себя взрослым и нужным) – словом, вы знаете своего ребенка лучше, и вам, безусловно, виднее, чем его можно «зацепить» и привлечь.

Проблема №3: «Школа жизни»

Нельзя не коснуться еще одного аспекта общения в коллективе: в детских учреждениях очень тесно общаются ребятишки «из самых разных слоев общества». А это значит, что домой из садика ваша крошка гарантированно принесет много нового – привычки, словечки, а главное – мировоззрение. «Домашний» ребенок годам к семи успевает усвоить семейную систему ценностей. Малыш, поступающий в сад в 2-3 года и проводящий там почти все свое время, как губка впитывает взгляды, убеждения и приемы общения тех, кто входит в его непосредственное окружение. А тут и дети из неблагополучных (в первую очередь – морально и психологически) семей, и не всегда образцовые воспитатели и няни.

Недостаточно вечером задать дежурный вопрос «Ну, что было сегодня в садике?» и постараться дослушать ответ, мечтая поскорее вернуться к трансляции футбольного матча или к посиделкам на своем форуме. Нужно полноценное общение – с обсуждением поступков ребенка и его друзей, ситуаций, которые возникали в течение дня. Только так можно привнести в мировоззрение малыша разумное, доброе и вечное.

Все, что мы вкладываем в ребенка, возвращается сторицей. И наоборот – свято место пусто не бывает. Рано или поздно неразвившееся воображение и неутоленная жажда познания уступят дорогу лености ума и ограниченности, а невыученные уроки доброты и чуткости обернутся черствостью и эгоизмом. И даже не надейтесь, что все пустоты заполнит воспитательница.



Предварительный просмотр:

10 ПРАВИЛ, КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СЛУШАТЬСЯ

1. Не отменяйте требования и распоряжения без необходимости.

2. Просьбы и распоряжения должны быть сформулированы ясно и четко.        

3. Приучайте детей сразу же выполнять поручение и слушаться с первого слова. Наверное, многие из вас сейчас подумали: «Ну и что тут нового? Мы так и делаем, а толку никакого!» Ничего, дорогие друзья, наберемся терпения, потому что самое главное  впереди.        

4.  Родителям важно взаимно поддерживать свои авторитет, для этого у них должно быть полное согласие между собой. Один из родителей не может отменять распоряжений другого, при детях нельзя спорить о необходимости и характере распоряжений. В присутствии детей у родителей вообще не должно быть разногласий, так как это разрушает авторитет обоих... Пожалуй, немногие родители могут похвастаться таким поведением. Как правило, когда начинается выяснение отношений, родители вообще не думают, где в этот момент их дети. А дети, удивленно смотрят то на маму, то на папу, не понимая, почему они так кричат. Что же делать, если родители все же поссорились в присутствии детей? Тогда нужно обязательно помириться тоже в присутствии детей, постаравшись восстановить мир и согласие, искренне простить друг друга.        

5. Не оставляйте без наказания непослушание, усиливая наказание при повторном непослушания.

6.  Не изменяйте требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера. То, разрешая, то запрещая, взрослые не только лишают ребенка четких ориентиров, но и способствуют развитию таких качеств, как хитрость, изворотливость и упрямство.

7. Не командуйте постоянно детьми и не давайте им слишком частых приказаний (иначе ваш дом будет похож на казарму).

8. Давайте ребенку посильные задания, не требуя выполнения слишком сложного для него поручения и в то же время, не поручая заданий, справиться с которыми ему будет очень легко. Если задания и поручения взрослых оказываются слишком легкими, то ребенок постепенно приучится избегать всего, что требует усилий и труда.

9.  Не позволять детям фамильярного к себе отношения. Маленьким детям не нельзя позволять трепать вас за волосы или дергать за уши. Уарять, даже в шутку.

10. Самим давать пример послушания.



Предварительный просмотр:

КАК СТАТЬ ХОРОШИМИ РОДИТЕЛЯМИ

Любовь является важнейшей потребностью всех детей

Чем больше вы проявляете свою любовь к ребенку, обнимая, целуя его и говоря «Я тебя люблю», тем больше он желает доказать вам, что заслуживает ее. Любовь взрослого укрепляет уверенность ребенка в себе и развивает чувство уважения к своей личности.

Даже при самых доверительных и внимательных отношениях с ребенком необходимо четко установить ограничения, запреты

Это является частью родительских обязанностей. Следует, однако, помнить: для детей естественно и нормально испытывать эти границы на прочность. Это не каприз, а часть процесса обучения. Дети чувствуют себя более защищенными (хотя иногда и жалуются), если вы придерживаетесь установленных правил при условии, что они обоснованы.

Установите определенный распорядок дня

Многих конфликтов можно избежать, если для ребенка будет четко определенное время для приема пищи, сна или для шумных игр.

     Некоторые правила необходимо соблюдать в каждой семье, но следует быть «гибкими» с очень маленькими детьми

Однажды установив в своей семье правила, будьте  последовательны в их исполнении. Иногда (вне дома) вам потребуются другие правила, которые необходимо объяснить ребенку. 

     Слушайте внимательно, что ребенок вам говорит

Проявляйте интерес к тому, что ребенок делает и чувствует. Убедите ребенка, что все чувства естественны и надо только уметь их правильно выразить. Чем чаще вы будете так делать, тем реже вам придется прибегать к наказаниям.

     Видение событий с точки зрения вашего ребенка и представление о том, что он чувствует, - это ключ к пониманию его поведения

Вспоминайте, что вы чувствовали, когда были ребенком и взрослые несправедливо обращались с вами, и вы станете лучше понимать своего ребенка.

        Хвалите и одобряйте своего ребенка

Ожидайте, что ребенок будет себя хорошо вести, поощряйте его усилия, хвалите за хорошее поведение и старайтесь игнорировать плохие поступки. Чем больше вы придираетесь, тем меньше ребенок будет вас слушать.

 Уважайте своего ребенка так же, как вы уважали бы взрослого человека

Привлекайте ребенка к принятию решений, особенно если эти решения как-то влияют на его жизнь; прислушайтесь к точке зрения ребенка. Если же вы поддались искушению сказать что-нибудь, что ранит вашего ребенка, то подумайте, как бы это выглядело, если бы вы то же самое сказали взрослому. Извинитесь перед своим ребенком, если вы чем-то обидели его.

 Смех помогает разрядить напряженную ситуацию

Иногда родители бывают слишком серьезны, словно юмору не место в общении с детьми. Старайтесь видеть забавные стороны и разрешите себе посмеяться, когда это возможно.

 Если вы чувствуете, что теряете контроль над собой или готовы закричать на своего ребенка, оскорбить его или ударить, лучше отойдите, успокойтесь (сосчитайте до 10).



Предварительный просмотр:

«Развитие внимания у детей при использовании сюжетных, предметных и разрезных картинок в развивающих играх» .

Ушинский говорил: «Внимание — это есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Но большинство наших детей не готовы и не могут воспринимать правильно окружающую действительность. Что же нужно для того, чтобы помочь детям? Во многом это зависит от их умственного развития: развития внимания, памяти, мышления, воображения, внимания и речи, т. е. Тех качеств, которые необходимы для усвоения новых знаний. Установлено, что умственное развитие детей и, в частности, развитие внимания в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее, чем в более поздние возрастные этапы, поэтому педагогические ошибки, допущенные в период дошкольного детства, трудно исправляются в старшем возрасте и отрицательно сказываются на дальнейшем развитии ребенка.

Умственное развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. Умственное воспитание ребенка выступает не только как овладение им знаниями и способностями мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности. Внимание является свойством свякой психической деятельности, это сосредоточенность, направленность сознания на чем-либо. Существует три вида внимания: произвольное, т. е. целенаправленное,  осознанное, оно связано с сознательно поставленной целью. Непроизвольное внимание возникает само по себе при необычных раздражителях, например, сюрпризный момент на занятии. Самым сильным раздражителем является интерес. Можно предложить одному-двум детям какое-то задание или игру «по секрету», это обязательно привлечет внимание детей. Бывает такое внимание послепроизвольное, которое соединяет в себе часть произвольного и непроизвольного внимания. Например, появившийся неожиданно на занятии Петрушка, просит выбрать карточки с изображением предметов, форма которых напоминает круг. Перед ребенком ставится определенная цель и его непроизвольное внимание переходит в целенаправленное. Другое дело, как долго он сможет этим заниматься. У внимания есть такие свойства, как устойчивость, объем, переключение, распределение, рассеянность. Устойчивость внимания зависит в основном от состояния здоровья.



Предварительный просмотр:

Разлука с ребёнком

 Расставание с матерью – один из самых критических моментов и для ребенка. Психологи считают, что в сознании ребенка с самого раннего возраста должна закрепиться уверенность: мама уходит, но она обязательно вернется.

Поэтому, если вы планируете выйти на работу, потихоньку практикуйте кратковременные расставания с малышом, естественно, оставляя его с человеком, которому вы стопроцентно доверяете. В противном случае, если вы были неразлучны с малышом, а в один прекрасный день оставляете его с кем-то еще или отводите в садик, он, вероятнее всего, получит серьезную психологическую травму. В такой ситуации ребенку кажется, что мама его бросила.

В зарубежной психологии очень популярна "теория привязанности" ребенка к взрослому. Привязанность, как правило, формируется на первом году жизни (обычно – во втором полугодии). В этом контексте наиболее важно, как расстается ребенок с мамой и как он ее встречает после разлуки. Показателен здесь не столько момент расставания, сколько момент встречи.

То, что дети при расставании плачут, вполне закономерно. Другое дело, если после маминого ухода ребенок продолжает еще очень долго плакать, устраивает истерики или не реагирует ни на что, смотрит в одну точку. А когда мама возвращается, своеобразно "мстит" ей – дерется, не дает прохода, виснет на ней, рыдает и так далее. В этом случае стоит посоветоваться с профессиональным психологом.

Очень важно заранее предугадать, отрефлексировать те возможные варианты ситуаций, которые произойдут с вами и вашим ребенком. Настраивая себя на одну с малышом волну, любая мама в состоянии сформировать безопасный тип привязанности.

Или, пользуясь терминами известного американского психолога Эрика Эриксона, заложить в малыше базовое доверие к миру. Получив на первом году жизни подобный положительный опыт коммуникации, такие дети в будущем будут доверчивы, доброжелательны, уравновешены, уверены в себе и в окружающих.

Уже работая, чаще разговаривайте с малышом, рассказывайте о работе, чем вы занимаетесь и как это для вас важно, даже если вы не уверены до конца, что маленький человек понимает все вами сказанного. Если вы на своей работе что-то делаете своими руками, непременно покажите ему. https://lh3.googleusercontent.com/9Tvy1ZbkrS-_bJsrPa9vVsRztU6QFHbZrbbwn8wnOEHYWZXTTNYqb4pJKIUTVnITLVeGREO9Pb6yYF8zN9HxXOBR6wuggfiktDWAtxslsXr0KjX2HgPTPgI6YzG_RdpYDCc

Оставляя ребенка с бабушкой, договоритесь с ней о том, чтобы она не акцентировала отрицательные моменты вашего расставания (многие пожилые люди любят "попричитать" о том, как несознательные родители бросают свое крошечное дитя).

Если к малышу приходит няня, подробно расскажите ей о всех привязанностях ребенка: какую игрушку, какую песню или сказку он больше всего любит, что быстрее всего может утешить его в случае сильного расстройства. Если ваш выбор остановился все-таки на садике (хочется надеяться, что к этому моменту ребенку уже исполнилось три года), психологи настоятельно рекомендуют мамам в течение двух недель проводить полдня или хотя бы несколько часов вместе с ребенком в его группе.

Это самая мощная психологическая поддержка, которую вы только можете обеспечить малышу в этой ситуации. Кроме того, что он не будет чувствовать себя брошенным и период адаптации пройдет рядом с мамой, вы еще и увидите все тонкости садовской жизни, которые наверняка ускользнули бы от вас при обычном поверхностном знакомстве с воспитательницей.

Не забывайте, что малыш чутко улавливает все нюансы вашего эмоционального состояния. Если вы волнуетесь, звените как натянутая струна, предвидя сложности расставания, он моментально переключится на вашу волну. Возьмите себя в руки, постарайтесь быть спокойной, доброжелательной, ни в коем случае не убегайте стремглав, пока воспитательница или няня показывают вашему ребенку мифическую птичку. https://lh4.googleusercontent.com/8dt7BRnzc2s2_kJTEG5yt715GfQhI-Gsw4u6f8klLrcgzmknVQDucTyMBaQBoUn3VBtrh1ceR_RW713m3UeLgcyop-o5nYGbuYMsAY689DSZ4TS6fTpyVlWafJKPArW5Zjw

Попрощайтесь как можно более нежно и подчеркните, что очень скоро вы снова встретитесь. В таких ситуациях очень помогают игры с пальчиками ("пройдет столько часов, сколько у тебя пальчиков на руке, и мама вернется"), с игрушками ("мама идет на работу, и мишка идет на работу – в садик, но чтобы ему не было грустно, Максимка будет с ним рядом") и так далее.

Но вернемся к встрече после разлуки. Вот он, тот самый показательный, с точки зрения психологов, момент, и проанализировать его вы вполне в состоянии и сами. Нормально, когда ребенок, увидев маму, с радостными криками несется к ней и виснет у нее на шее. Нормально, если начинает рассказывать (если уже умеет говорить), что случилось у него за день, теребить ее. Если у вас позитивные взаимоотношения с малышом сформировались с самого начала, если вы обеспечили ему уверенность и в себе и в вас, то встречи будут именно такими – радостными, бурными, искренними. Встреча с мамой перекрывает все отрицательные эмоции, которые, возможно, были до этого.

А теперь, милые родители, внимание! Конечно, после рабочего дня вы возвращаетесь уставшие, возможно, голодные, не в настроении. Задержитесь на несколько минут перед дверью дома (или садика). Во-первых, ребенок в ваших проблемах совершенно не виноват. Во-вторых, счастливые дети, как правило, случаются у счастливых родителей. Вдохните поглубже, глаза распахнуты, улыбка – самая ослепительная. Готовы? Можно открывать дверь!

В сознании ребенка с самого раннего возраста должна закрепиться уверенность: мама, папа уходят, но они обязательно вернутся.

Настоящая трудность заключается не в том, что мать работает, а в том, чтобы не утратить при этом взаимопонимания с ребенком. Выход - разумно сочетать работу с уходом за ребенком. https://lh4.googleusercontent.com/A3FEWAAsfu_EoKHEeKaT3Rj8SUSio8oOtcq7Ow8CaFttBFWEwcfdmdsP0FFbvJtma1B94ec8twVJJzkjX3yGgPVPnV1-sYKS8FlsMG41cFtL6YzRLM5NlkO-OmI-yrpG-RU

В зачет идет достигнутое взаимопонимание, а не количество времени, проведенное с ребенком. А для него быть рядом с матерью - такая же естественная потребность, как, например, в пище. И, как потребность в пище не проходит со временем, так не проходит и это желание. И кто, кроме матери, может удовлетворить такую потребность ребенка? "Отзывчивость" -весьма популярное слово у специалистов по развитию детей. Другое такое слово - "взаимодействие". Эти понятия дают третье - "гармония".



Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО...

     Мы не знаем, насколько осведомлен был в вопросах детской психологии В. В. Маяковский, но известное детское стихотворение отражает психологическую реальность развития ребенка.

     Родители — именно те люди, которые первыми начинают обозначать малышу нормы и границы дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого. Поскольку начинаются эти процессы очень рано, когда ребенок впитывает как губка все, что увидел, услышал, пережил, родительское влияние в раннем возрасте невероятно сильно и глубоко оседает в детском опыте.

     Наш опыт общения с современными родителями говорит о сформировавшейся, видимо, как следствие глобальных процессов демократизации общества тенденции к свободному воспитанию, которое понимается как минимум границ и запретов, выставляемых ребенку. В действительности дело с границами и запретами обстоит тоньше и глубже, нежели просто наличие единственно верного ответа — все разрешать или все запрещать.

     Выставление ребенку границ и норм допустимого поведения необходимо в первую очередь для него самого. Это помогает ребенку структурировать картину мира, ориентироваться в нем, делает окружение более стабильным и предсказуемым, а значит, более безопасным. Первые сигналы о границах допустимого поведения ребенок, естественно, получает от родителей, и повторяем, они необходимы ребенку. Ребенок, которому не известны правила и нормы, теряется от неопределенности, чувствует себя брошенным, не ощущает комфорта и безопасности, ну а далее сам начинает устанавливать грань дозволенного и допустимого. Чаще всего это приводит к нарушениям социальной приемлемости поведения, сложностям в принятии любых рамок, правил и стандартов. Особенно остро этот вопрос встает в школе, когда чаще всего и начинаются трудности.

     Вопрос только в количестве, обоснованности и форме, в которых ребенку обозначаются границы допустимого поведения и выносятся суждения о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Как же ограничивать проявления ребенка, как найти грань между вседозволенностью и творческим поиском, свободой и независимостью? 

Здесь нужно помнить о следующих важных моментах:

     Во-первых, каждый раз взвесить принципиальность и важность того, что именно мы не разрешаем, что запрещаем, на что реагируем отрицательно. Ведь зачастую за нашими запретами стоит просто забота о собственном спокойствии и благополучии, чистоте и порядке, а не истинное желание обеспечить безопасность ребенка или желание воспитать в нем те или иные качества. Конечно, нам спокойнее, если малыш сидит в манеже и не пробует исследовать квартиру, но ведь это необходимый шаг, который очень важен для ребенка 2—3 лет. Мы чувствуем себя комфортно, если наш 13-летний подросток не ходит вечером гулять на улицу, он не свяжется с плохой компанией, мы знаем, что он дома, жив и здоров, но потом не стоит удивляться и переживать, если в 18 лет наш сын почему-то по-прежнему сидит дома, и у него нет друзей. Нам нравится, когда у ребенка в комнате порядок, наведения которого мы требуем железной рукой. Но нравится ли этот порядок владельцу комнаты, где он чувствует себя чужим, где на стенах картины, которые ему не нравятся, а фотографии любимых эстрадных певцов мама повесить не разрешает? Нам нравится, когда ребенок не спорит с нами, всегда соглашается с нашим мнением, и не высказывает собственного мнения, что могло бы внести диссонанс в наше семейное благополучие. Но тогда следует быть готовым к тому, что, став взрослее, сын также будет соглашаться со всеми, кто выше статусом, не сумеет отстоять собственное мнение и будет прятаться за нашу спину.

     Во-вторых, форма, в которой выставляются ограничения и запреты. С самого раннего возраста стоит объяснять и аргументировать ребенку, почему именно это нельзя или чем именно то или иное поведение плохо или вредно. Для ребенка это важно, так как служит знаком внимания к нему, потому что предполагает уважение к нему и признание его права выбирать.

     В-третьих, обозначая границы, запрещая недозволенное или наказывая за проступок, не забывайте выражать свое отношение к ребенку в целом. Наказан или осужден, может быть, поступок, но не личность в целом. Для ребенка это любовь и удивление тому, что такой хороший мальчик поступил так необдуманно, для подростка — уважение к его мнению и предоставление права выбора при описании последствий неразумных шагов. Но никогда запрет не должен основываться на доводе: «Так надо, потому что я так сказал, ты поймешь позже, сейчас делай, как велю».

     В-четвертых, последовательность и согласованность указаний и действий взрослых, которые окружают ребенка, — необходимое условие его нормального развития. Вот об этом следует поговорить немного подробнее в следующей консультации.



Предварительный просмотр:

"Особенности речевого развития детей 2–3 лет".

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.

После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами , конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом накапливается его пассивный словарь.

В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные)хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.

Рекомендации:

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи , песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваши малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.



Предварительный просмотр:

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРИОБЩЕНИИ

РЕБЁНКА К  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ним в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

 На важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи указывали педагоги-лингвисты Л.С.Выгодский, А.В.Запорожец, Е.И.Тихеева, К.Д.Ушинский. Всё последующее ознакомление с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Произведения художественной литературы являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

https://4gruppa-roshds1.edumsko.ru/uploads/3000/9539/section/299806/1_html_2bcfa07a.jpg

Основной задачей является привитие детям любви к художественному слову, уважению к книге

В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером все собирались за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, они всё больше уходят в прошлое.

Чтение и книга давно и прочно вошли в жизнь дошкольника. Примером этому могут послужить пословицы и поговорки о чтении, книгах.

«Книги не говорят, да правду сказываю»,

«С книгой поведешься – ума наберёшься»,

«Хорошая книга – лучший друг».

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Игры с книжками

«Прятки с книжкой»

Покажите ребенку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где-нибудь в комнате. Он с удовольствием отправится на ее поиски, а когда найдет — наградой ему будет прочтение этой книги,

«Угадай, о чем книга»

Дайте ребенку рассмотреть иллюстрации в книге, которую он еще не знает, и предложите угадать, о чем это произведение.

«Маленькие художники»

После прочтения книги предложите ребенку стать художником и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведения.

«Закончи сказку»

Вы рассказываете ребенку начало и середину знакомой ему сказки, например: про Колобка.

Ребенку нужно самому придумать другое окончание сказки (например: лиса поругала Колобка за то, что он убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой)

«Прыг — ив другой сказке!»

Предложите ребенку сочинить новую сказку о всем известном Колобке. Что еще могло с ним случиться? (Может, он чуть не утонул в реке, а лиса его спасла?).

 

 Веселая азбука

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребенку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребенка появляется интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение — вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события.

Многим детям нравятся книжки-игрушки: всевозможные «пищалки», книжки в форме животных, насекомых и т. д. Они привлекательны для ребенка, но не стоит ими увлекаться. Книги, прежде всего, предназначены для чтения — это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Три года — возраст почемучек — оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10—15%, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.

Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей — постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, и к тому же , должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное — такое чтение очень сплачивает.

 

 Читайте и рассказывайте детям

Песенки, потешки, заклички.  " Наши уточки с утра...", " Пошел котик на Торжок...", " Наша Маша маленька...", Чики, чики, кички...", " Огуречик, огуречик...", " Солнышко , ведрышко...".

Фольклор народов мира

" Три веселых братца"пер. с нем. Л. Яхнина; " Бу-бу, я рогатый", лит. обр. Ю. григорьева; " Котауси и Мауси", англ., обр. К. Чуковского; " Ты, собачка, не лай..", пер. с молд. И Токмаковой;

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. " Мишка", " Грузовик", " Слон", " Лошадка"( из цикла " Игрушки") , " Кто как кричит"; В. Берестов " Больная кукла ", " Котенок"; С. Маршак " Сказка о глупом мышонке"; Н. Саконская " Где мой пальчик?"; П. Барто "Девочка-ревушка";  А. Введенский " Мышка"; Г. Сапгир " Кошка"; К. Чуковский " Федотка"," Путанница".

Сказки.

Рус. нар. сказка " Колобок", " Репка"; " Теремок" , обр. М. булатова;  "Маша и медведь", обр. М. Булатова; " Козлятки и волк" , обр. К. Ушинского.

Проза.  Л.Толстой " Спала кошка на крыше", " Был у Пети и Миши конь"; Л. Толстой " Три медведя"; В. Сутеев " Кто сказал " мяу""; Н. Павлова " Земляничка". 

Произведения поэтов и писателей разных стран. С. Капутикян " Все спят", " Маша обедает"пер. с арм. Т. Спендиаровой; П.Воронько " Обновки", пер. с укр. С. Маршака; Ч. Янчарский " В магазине игрушек", " Друзья" ( из книги " Приключения Мишки Ушастика), пер.с польск. В Приходько.



Предварительный просмотр:

ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЁНКА ДОМА?

        

Для малышей- непосед любое занятие должно быть нескучным и увлекательным. Кроме того, хотелось бы, чтобы ребёнок получал  не только новые впечатления, но и полезные навыки. Для развития внимания, аккуратности, терпения и мелкой моторики полезны следующие занятия.

Приготовьте яркий пластелин, горох, чечевицу или старые бусы. Нарисуйте на цветном или белом  картоне простой рисунок: цветок,  яблоко,  шарик. Раскатайте вместе с малышом небольшие кусочки пластелина в нетолстые колбаски и выложите их по контуру рисунка. Слегка прижмите пластелин, чтобы он прилип к картонной основе.  Далее на пластелин выкладывают горох, чечевицу, зерно кукурузы, фасоль или бусины. Для детей постарше можно порекомендовать бисер, рис, черный перец. После нескольких занятий ребенок может самостоятельно раскатывать колбаски, выкладывать их по контуру и украшать свою работу.

Обязательно хвалите ребенка, независимо от результата, ведь он старался и для него очень важно ваше одобрение. Кроме того, ваше внимание и участие в его игре, послужит для маленького экспериментатора  стимулом для дальнейшех занятий.

Необходимо наблюдать за работой малыша, чтобы избежать травм при работе с мелкими предметами.

C:\Users\Администратор\Videos\Фото 2\CIMG0777.JPG   C:\Users\Администратор\Pictures\2013-08-18\090.JPG