Готовимся к ОГЭ (русский)

Ольга Сергеевна Минаева

Материал для подготовки к ОГЭ, тренировочный вариант, шаблоны сочинений, рекомендации по созданию текста изложений

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения

 

   

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, приведённые в таблице* 

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы

0

ИК2

Сжатие исходного текста

 

    

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

2

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия двух микротем текста

1

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия одной микротемы текста,
или
экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста

0

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3

6

Таблица 2

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.1)

Баллы

С1К1

Наличие обоснованного ответа

 

   

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

1

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. В понимании тезиса допущена одна фактическая ошибка и более,
или
тезис не доказан,
или
дано рассуждение вне контекста задания,
или
тезис доказан на бытовом уровне

0

С1К2

Наличие примеров-аргументов

 

 

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте

3

   

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте,
или
привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,
или
привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте

2

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,
или
экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста

0

С1К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

 

   

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения 

0

С1К4

Композиционная стройность работы

 

   

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

 1

В работе нарушена композиционная стройность,
и/или
работа не завершена,
и/или
в построении текста допущена одна ошибка и более

 1

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4

7

Критерии оценивания выполнения задания 13.2

Внимание!
Сочинение по всем критериям С2К1–С2К4 оценивается нулём баллов:

– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;
– если сочинение написано на основе фрагмента текста, отличного от фрагмента текста в задании 13.2 выполняемого варианта;
– если в сочинении менее 70 слов.

Ответ на задание 13.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

Таблица 3

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (13.2)

Баллы

С2К1

Понимание смысла фрагмента текста

 

   

 Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет

1

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но в интерпретации допущена одна ошибка и более,
или
экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,
или
объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует

С2К2

 Наличие примеров-иллюстраций

 

    

Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента

3

Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента

2

Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера- иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента,
или
экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть

 0

С2К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения 

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения 

0

С2К4

Композиционная стройность

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

1

В работе нарушена композиционная стройность,
и/или
работа не завершена,
и/или
в построении текста допущена одна ошибка и более

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4

7

Критерии оценивания выполнения задания 13.3

Внимание!

Сочинение по всем критериям С3К1–С3К4 оценивается нулём баллов:

– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;
– если сочинение написано на основе ключевого понятия, отличного от ключевого понятия в задании 13.3 выполняемого варианта;
– если в сочинении менее 70 слов.

Ответ на задание 13.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

Таблица 4

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на
тему, связанную с анализом текста (13.3)

Баллы

С3К1

Толкование значения слова

 

 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

1

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его,
или
экзаменуемый дал неверное определение,
или
толкование слова (выражения) в работе экзаменуемого отсутствует 

0

С3К2

Наличие примеров-аргументов

 

 

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,
или
экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

3

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

2

Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

С3К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения 

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения 

0

С3К4

Композиционная стройность

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

1

 

В работе нарушена композиционная стройность,
и/или
работа не завершена,
и/или
в построении текста допущена одна ошибка и более

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4

7

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Внимание!

При оценке грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (ГК1–ГК4 и ФК1) следует учитывать объём изложения и сочинения.

Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.

Если суммарный объём изложения и сочинения составляет 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 1 балла:

ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет;
ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается 99 и менее слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.

Если участник экзамена выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:

– если в работе 140 и более слов, то грамотность оценивается по таблице 7;
– если в работе 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 1 балла (см. выше); 

Таблица 5

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм

 

Орфографических ошибок нет

3

 

допущено не более одной ошибки

2

Допущено две-три ошибки

1

Допущено четыре и более ошибки

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

 

Пунктуационных ошибок нет

3

 

допущено не более двух ошибок

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм

 

Грамматических ошибок нет

3

 

допущена одна ошибка

2

Допущены две ошибки

1

Допущено три и более ошибки

0

ГК4

Соблюдение речевых норм

 

Речевых ошибок нет

3

 

допущено не более двух ошибок

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи

 

 

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

1

В изложении материала или употреблении терминов допущена одна фактическая ошибка и более 

0

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4

13

Максимальное количество первичных баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 37. 



Предварительный просмотр:

https://grammatika-rus.ru/wp-content/uploads/2019/09/prichastnyj-i-deeprichastnyj-oboroty.jpg1)  Рассказавший о происшествии дежурный вышел из комнаты.

2)  Меж двумя колеями ещё не поросшими зелёной травой вьётся дорога.

3)  На крутом берегу он увидел сотни сосен стоящих ровными рядами.

4)  Шалаш был похож на слегка задремавшую птицу.

1)  Весной в нашем дворе цветут каштаны широко раскидывая свои ветви.

2)  Падая на землю коробочки каштана издают глухой звук.

3)  Плод каштана заключён в зелёную кожуру покрытую мелкими иголочками.

4)  Ребята давайте собирать плоды каштана складывая их в маленькую корзинку.

1)  И вот я изъездив всю страну поселился недалеко от Михайловского.

2)  Только на окраине парка вдруг откроется поляна заросшая блестящими лютиками.

3)  Тригорский парк пропитанный солнцем остаётся в памяти навсегда.

4)  Лежащий золотыми полосами свет украшает траву в парке и обрыв над Соротью.

1)  Находясь на солнце защищайтесь от солнечных лучей.

2)  Стоящий на окраине села домик утопал в густой зелени.

3)  Мы весь вечер обсуждали увиденные в музее картины.

4)  Поля родные к вам спешу оставив горы снеговые.

Спишите предложения, обозначьте границы деепричастных и причастных оборотов, расставьте знаки препинания.

1.Пройдя несколько домов Гаврик втащил Петю в какие-то ворота.

2. Пароход шёл задним ходом медленно поворачивая.

3. Шаланда подпрыгивая и разбивая волну быстро уходила в открытое море ярко синевшее крепкой зыбью.

4.Сдав тетради учителю ребята выходили из класса оглядываясь на Генку.

5. Выбравшись на чистую воду старая утка поплыла вдоль залива испуганно оглядываясь и подзывая к себе утят.

6. Сорока вспорхнула и распустив хвост по прямой полетела прочь.

7. Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату.

8. Алексей вздохнул прощаясь с затухающим костром.

1. Медленно распространяясь пожар захватывает всё больше и больше пространства.

2. Почуяв приближающееся бедствие уходят с обжитых мест дикие звери далеко улетают птицы.

3. Множество животных застигнутых пожаром не находя выхода погибает в огне.

4. По лесу вдруг пробежал сдержанный шёпот пугливо пронеслась неизвестная птица бесшумно взмахивая в воздухе крыльями.  

5. Утки отдыхали на озере кормились набираясь сил на дальнейший путь.

Предложения с обособленными определениями и обстоятельствами

1) Ассоль забрела в (1) брызгавшую росой (2) луговую траву и пошла вперёд (3) держа руку над её метёлками (4) и (5) улыбаясь их струящемуся прикосновению.

2) Семейство (1) приехавшее на старенькой «Волге» (2) располагалось на отдых (3) натягивая в виде тента (4) сверкающую белизной простыню.

3) Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

4) Кругом были поля, глушь исконной, срединной России; среди них (1) зарастая кудрявой муравой (2) уходила вдаль (3) изрезанная колеями (4) дорога.

5) Пословица (1) заключавшая народные наблюдения (2) согласовывалась с образом жизни и мыслями множества людей и (3) переходя из века в век (4) могла существовать тысячелетия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся на ошибках: разбор задания №6 ОГЭ по русскому языку

Слайд 2

Проблемное поле Одно из объемных заданий при подготовке к ОГЭ по русскому языку, вызывающих у выпускников затруднения – 6-ое задание, на орфографические нормы. Чтобы верно выполнить его, нужно не только знать, как пишется слово, но и внимательно прочитать правило, приведенное в качестве объяснения к выделенному слову. При выполнении орфографического анализа слов ученики испытывают трудности, которые часто приводят к ошибкам:

Слайд 3

1. Невнимательно читают объяснения написания слова. Важно научить детей правильно работать с формулировкой. Орфографический анализ целесообразно проводить по алгоритму: ЧТО? — о какой орфограмме спрашивается (гласная, согласная, слитное, раздельное или дефисное написание, Н или НН и т.д.); ГДЕ? — часть речи, морфема; ПОЧЕМУ? — обоснование правописания. По этому алгоритму нужно поэтапно проанализировать предложенную формулировку правила и сопоставить все характеристики со словом. Если хотя бы одна характеристика не соответствует слову, вариант ответа можно считать неверным.

Слайд 4

Например: РАСЦВЕТАЛИ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный , пишется буква С. ЧТО? — буква с — соответствует слову. ГДЕ? — на конце приставки — соответствует слову. ПОЧЕМУ? — перед буквой, обозначающей глухой согласный — соответствует слову. Вывод: верный вариант. ОТДАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный , пишется буква Т. ЧТО? — буква т — соответствует слову. ГДЕ? — на конце приставки — соответствует слову. ПОЧЕМУ? — перед буквой, обозначающей глухой согласный — не соответствует слову, так как ОТ- — неизменяемая приставка, её правописание не зависит от глухости или звонкости последующего согласного. Вывод: неверный вариант.

Слайд 5

2. Путают деепричастие и краткое причастие. Например: (дверь) НЕ ЗАКРЫТА - частица НЕ с деепричастием пишется раздельно. Чтобы отличить эти глагольные формы, нужно задать вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? КАК? (к деепричастию), КАКОВ? (к краткому причастию) 3. Путают глаголы и краткие прилагательные. Например: НЕ ГОТОВ – частица НЕ с глаголом пишется раздельно. Для определения части речи нужно задать вопросы: к глаголу (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?), к краткому прилагательному (КАКОВ?)

Слайд 6

4. Путают отглагольные прилагательные и причастия. КРАШЕНЫЙ (ПОЛ) — в суффиксе причастия пишется одна -Н-. КРАШЕННЫЙ ВЕЧЕРОМ (ПОЛ) -в суффиксе отглагольного прилагательного пишется –НН- Для определения части речи нужно обратить внимание на зависимое (пояснительное слово). Отглагольные прилагательные обозначают постоянный признак предмета, который не имеет отношения к протеканию действия во времени. У них нет приставок и зависимых слов, что является грамматическим признаком и указывает на написание в суффиксе одной буквы –Н-. Страдательное причастие прошедшего времени имеет признак действия во времени и зависимое слово. Это можно доказать тем, что слово легко трансформируется в глагол прошедшего времени: пол, который красили вечером. Значит, в суффиксе причастия пишется две –НН-

Слайд 7

5. Путают наречие и краткое причастие. Например: Чувствовал себя ПОТЕРЯННО - в кратком причастии пишется –НН-. Отличить можно по вопросам: к наречию (КАК?), к краткому причастию (ЧТО СДЕЛАНО?) Краткое причастие обычно можно заменить глаголом: ПОТЕРЯЛИ. 6. Забывают, что у наречия нет окончания. Например: ГОРЯЧО (благодарить) – в окончании наречий после шипящих под ударением пишется буква О. Здесь важно также правильно определить часть речи по вопросу КАК? И запомнить, что наречие - неизменяемая часть речи, потому у него нет окончания.

Слайд 8

7. Путают суффиксы и окончания. Например: КАЛАЧОМ – в суффиксе имени существительного под ударением пишется буква О. В помощь дается алгоритм: - определение части речи, к которой принадлежит слово; - разбор слова по составу (морфемный разбор), чтобы выяснить, в какой его части находится орфографическая проблема; - чтобы найти окончание, нужно изменить слово, просклонять его; - та часть слова, которая изменяется, будет окончанием.

Слайд 9

8. Ошибки, обусловленные неумением различать функцию буквы Ь. Например: ПЕЧЬ (пирог) – буква ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного. РЕЖЬ – буква ь пишется для обозначения мягкости согласного. Необходимо обратить внимание на позицию Ь: после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ он является показателем грамматической формы слова, в остальных случаях служит для смягчения согласной буквы.

Слайд 10

9. Неверно дана оценка правилу написания корней с чередующимися гласными. Например: РАССТИЛАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения. ПРЕДЛАГАЕТ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения. ВЫРАСТАТЬ -написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А. Следует напомнить девятиклассникам, что все чередующиеся корни делятся на 4 группы в зависимости от условия выбора орфограммы. 1) Зависят от суффикса -А-: КОС / КАС, ЛОЖ / ЛАГ если есть суффикс -А-, то в корне пишется А, если его нет, -О. БЕР / БИР, ПЕР / ПИР, ДЕР / ДИР, ТЕР / ТИР, МЕР / МИР, ЧЕТ / ЧИТ, ЖЁГ / ЖИГ, СТЕЛ / СТИЛ, БЛЕСТ / БЛИСТ если есть суффикс -А-, то в корне пишется И, если его нет, то Е (А, Я). 2) Зависят от ударения: ГОР / ГАР, ТВОР / ТВАР, КЛОН / КЛАН: в безударном положении — О; ЗОР / ЗАР, ПЛОВ / ПЛАВ: в безударном положении — А. 3) Зависят от согласной: РАСТ / РАЩ / РОС: перед СТ, Щ — А, перед С — О; СКАК / СКОЧ: перед К — А, перед Ч — О. 4) Зависят от значения: МОК / МАК: пропитаться жидкостью — О, погружать в жидкость — А; РОВН /РАВН: ровный — О, одинаковый — А.

Слайд 11

10. Неверно определяют морфологические признаки слов. Например: СТЕЛЮЩИЙСЯ (туман) — в действительном причастии настоящего времени, образованном от глагола II спряжения , пишется суффикс –ЮЩ. КЛЕЯЩИЙ (карандаш) — в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола I спряжения , пишется буква Я. Используем следующий алгоритм: - Определить глагол, от которого образовано причастие: стелить, клеить. Обозначить спряжение глагола: стелить (искл. I спр.), клеить (II спр.) Определить спряжение также можно по суффиксам причастий –ущ-, -ющ- (I спр.), -ащ-, -ящ- ( II спр.)

Слайд 12

При подготовке к 6 заданию ОГЭ по русскому языку обращаемся также к Интернет-ресурсам: https://vk.com/video-192116910_456239162 https://qwertyui11.blogspot.com/2019/09/5_29.html https://zen.yandex.ru/video/watch/605b1a08bfa7cf63c6ff092b https://saharina.ru/tests/test.php?name=test545.xml https://uchitel-filolog.ru/orfograficheskij-analiz/