Социальная акция "Я помню! Я горжусь"

Захарьева Елена Владимировна

 

Юлия Кузюкова рассказала трогательную историю о  своих  бабушке и дедушке.

 

     На фотографии изображены мои прабабушка и прадедушка. Это Степановы Прасковья Егоровна и Федор Иванович.

     Оба родились в 1905 году и жили в Воротынском районе Горьковской области: бабушка – в деревне Варварино, дедушка – в деревне Калитка Чугуновского сельсовета. До войны Прасковья Егоровна и Федор Иванович работали в колхозе:  бабушка – в должности звеньевой, а дедушка – ветеринаром. Их семья была многочисленной и дружной, ведь в ней воспитывалось шесть детей: сыновья Павел (1924 года рождения), Иван (1927 года рождения), Юрий (1932 года рождения) и дочери Зинаида (1929 года рождения), Фаина (1936 года рождения) и моя бабушка Валентина (1939 года рождения).

     В самом начале войны дедушку, как и других молодых здоровых мужчин, забрали на фронт. Жена и дети остались дома, волновались и ждали скорого окончания войны, Победы и возвращения красноармейца Степанова. Но скоро до них долетела страшная весть. Пришла похоронка на пулеметчика 54 стрелковой дивизии Степанова Федора Ивановича!

     На сайте обобщенного банка данных «Мемориал» размещены официальные документы о защитниках, погибших во время Великой Отечественной войны. Под номером 434 нахожу я информацию о своем прадедушке: «убит 24.7.41 г.», похоронен «на поле боя дорога Реболы Кочкома 190 кил.»

     Так получилось, что эти сведения оказались ошибочными. В 1947 году дедушка вернулся домой. О том, что же с ним случилось, он рассказывал неохотно. Известно только, что в бою его ранили и пленили, когда он был без сознания. Пленником он оказался в Финляндии. Что пришлось пережить ему в этой скандинавской стране, он никому не рассказал.

     На долю Степановых выпали серьезные испытания, но любовь помогла справиться со всеми невзгодами. Прасковья Егоровна и Федор Иванович всегда были вместе, продолжали работать в колхозе и радоваться успехам своих детей и всей страны.

     Умерли они там же, где и родились: дедушка в возрасте 56 лет 22 апреля 1962 года, а бабушка в возрасте 68 лет 15 декабря 1973 года. То, что смерть пришла к моим родственникам рано, – это, безусловно, отпечаток войны: велико было горе бабушки, оставшейся в страшные военные годы с шестью детьми; дедушка же так и не смог оправиться от полученных ран.

     К сожалению, я мало знаю о своих прабабушке и прадедушке, но я горжусь ими! Такие люди, как они (а их было в Советском Союзе очень много), сражаясь или работая без устали, приближали 9 Мая 1945 года!