Выступление на ГМО учителей истории и обществознания

Елбаева Валентина Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование толерантности и гражданской позиции с использованием технологии критического мышления на уроках истории и обществознания. Учитель истории и обществознания МБОУ «СШ № 8» Елбаева В.В. 2017- городское МО

Слайд 2

«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма». Н.Г. Чернышевский

Слайд 3

ФЗ «Закон об образовании», № 273-ФЗ., М.2013. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995. М., «Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников». Проект., М., 2009. с. 17 – 18.

Слайд 4

Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений.

Слайд 5

Цель формирование таких гражданских умений и навыков, как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмысливать опыт, приходить к определённым умозаключениям, логично выстраивать цепь доказательств, выражать себя ясно и уверенно.. Цель Главной целью, я считаю, повышение мотивационной деятельности на уроках с помощью технологии критического мышления. Учитель способен добиться идеальной дисциплины и без пробуждения интереса, но без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Слайд 6

1. Научить учащихся моделировать жизненные ситуации, соотнося опыт прошлого с настоящей действительностью, что способствует приобщению учащихся к общечеловеческим нравственным ценностям. 2. Сформировать навыки толерантности, терпимости к чужому мнению, разрешения конфликтных ситуаций.

Слайд 7

«толстые» вопросы «тонкие» вопросы 1. Объясните, почему…? 1. Кто? 2. Как вы считаете …? 2. Что? 3. Чем отличается …? 3. Согласны ли вы…? 4.Почему вы сделали такой вывод…? 4. Будет …? 5.Подумайте, а могло ли быть по- другому…? 5. Когда …? 6. Предположите, что будет, если…? 6. Верно ли …?

Слайд 8

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам: Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими. Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека. Развитие умения анализировать полученную информацию.

Слайд 9

70 20 10


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию 25 января 2018г. г . Нижневартовск МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8» В.В. Елбаева – учитель истории и обществознания

Слайд 2

Большинство выпускников выбирают для сдачи ЕГЭ предмет «Обществознание». Многие вузы включили обществознание в конкурсный отбор. Содержание самого предмета неоднозначно, так как включает многочисленность подходов и интерпретаций к изучаемым явлениям и событиям. Объём, который включает материал по обществознанию охватывает : знания по философии, праву, экономике, политике, социологии, духовной сфере общества. ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СДАЧИ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ОСТАЕТСЯ АКТУАЛЬНОЙ

Слайд 3

Весь теоритический материал р азделен на 8 блоков: ОБЩЕСТВО ЧЕЛОВЕК ПОЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ДУХОВНАЯ СФЕРА (Культура) ЭКОНОМИКА ПОЛИТИКА ПРАВО

Слайд 4

Включаю вопросы как теоретические, так и практические. Например: Тема 1. Практическая работа по подготовке к ЕГЭ: Тема : Общество . Деятельность . 10 класс . Занятие 1 Как готовиться к ЕГЭ по обществознанию. - требования к подготовке; Что такое эссе и как его написать? Чему должны научиться: -связно и логично излагать свои мысли; -систематизировать информацию; -находить и использовать дополнительную информацию; - развить навыки практической и аналитической деятельности. Занятие 2 Общество. Деятельность. Теоретическое занятие. Занятие 3 1.Практикум. Работа с документами. 2. Термины: Миф Философия Сознание Деятельность Мышление Заблуждение Занятие 4 Устная работа по написанию эссе. План Основные этапы Работа над формулировкой вывода.

Слайд 5

«Знать» «Уметь» «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» ЕДИНАЯ СТРУКТУРА ТРЕБОВАНИЙ Такие уроки как уроки – игры, уроки исследования, уроки – лаборатории, анализ источников, анализ сведений, что повышает мотивацию учащихся к изучению предметов. В ходе таких уроков изучение курса далеко выходит за рамки натаскивания, нацеленного на сдачу ЕГЭ

Слайд 6

Задания ЕГЭ на различных этапах урока – проверка домашнего задания, изучение новой темы, закрепление : Например: Работа с документом Форма государства — это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства — это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития , достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране . Этим объясняется то, что в Средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов). Такое разнообразие объясняется тем, что, помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности , географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, и др. Государство — это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти, можно говорить о различных формах правления. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов. 2 1. Укажите четыре фактора, влияющих на складывание формы государства . - уровень экономического развития; - соотношение между политическими силами; - географическое положение страны; - исторические традиции. 22 . Приведены два признака монархии, указанные автором : — во главе государства стоит монарх, — его правление не ограничено каким-либо назван еще один признак, например: власть передается

Слайд 7

КОНСУЛЬТАЦИИ: Решаем тестовые задания: Закрепляем терминологию: формируем практические навыки по работе с планами, учимся писать эссе, заслушиваем, обсуждаем . Педагогический приём «вертушка »: Выпускники отработав тему, закрепив её, переходят к другому педагогу. Темы в начале учебного года распределяем между педагогами: Например: Валиева Л.А. – отрабатывает с выпускниками тему: «Социальная структура современного общества; Берилло И.В.- «Политическая жизнь общества. За счёт усиления воздействия трёх педагогов формируется кумулятивный эффект. - так происходит накопление индивидом знания, что усиливает его мотивацию к учению, а вновь приобретаемые , соединяясь с ранее имевшимися, не просто приплюсовываются к ним, а качественно обогащают общий итог учебной деятельности выпускника.

Слайд 8

ПАМЯТКА ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАЗВЕРНУТОГО ПЛАНА (задание 28) При составлении сложного плана развёрнутого ответа учащиеся могут воспользоваться универсальным алгоритмом: I. Понятие, сущность... II. Характерные черты, основные принципы Специфические признаки... Важнейшие задачи, основные функции... V. Формы, типы, виды, классификации ... VI. Структура... VII. Основные этапы, стадии развития ... VIII. Особенности развития... IX. Тенденции развития в современном мире, в РФ X. Значение ... в развитии общества, личности

Слайд 9

Памятка по написанию обществоведческого эссе : Составлен план по написанию эссе. На основе требований к эссе разработала предложения – клише. Давайте разберемся. Типичной ошибкой при написании эссе является использование термина «проблема» - в данном случае в первом пункте плана эссе необходимо использовать термин: автор рассуждает о…или идее автора в данном высказывании… Форма — мини-сочинение, без изменений. Слово проблема (которую поднимает автор цитаты) заменено на идея. Это принципиально? Думается нет, в любом случае это те мысли, которые возникают при осмысливании авторской цитаты! Более однозначно сформулировано требование писать несколько идей (в 2017 — при необходимости…). Также просят опираться на факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта, примеры из других учебных предметов. Также оценивается два примера из различных источников. Жестче сформулировано требование развернутого примера и его явной связи с идеей.

Слайд 10

Результатом работы по подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации является успешная сдача её выпускниками нашей школы по данному предмету – за последние три года общий балл по предмету выше городского

Слайд 11

ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ И ПОРТАЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ: Федеральный институт педагогических измерений ( fipi . ru ) Официальный информационный портал ЕГЭ ( ege . edu . ru ) Информационная поддержка ЕГЭ в компьютерной форме ( ege . ru ) Готов к ЕГЭ ( gotovkege . ru ) Статград (statgrad.mioo.ru) Кроме официальных сайтов создаются различные форумы. ( www . socgum . net ), целью которого является подготовка к написанию эссе. Темы эссе рассматриваются по блокам – экономика, философия, право и т.д. Работа над одной темой длится не более двух-трех недель. Каждый участник излагает свое видение проблемы, поднятой автором. Для отработки отельных этапов участникам предлагаю посетить раздел «Пошаговый тренинг», где они совместно с консультантами-методистами анализируют отдельные положения. Открытый сегмент базы данных ( fipi . ru ), на котором в интерактивном режиме можно выполнять демонстрационные задания ЕГЭ по разделам.

Слайд 12

ЛИТЕРАТУРА Обществознание, 10 – 11 класс, Профильный уровень, Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., 2010. Конституция РФ 1993 г. Обществознание в схемах и таблицах, 8-11 класс, Лебедева Р.Н., 2016. Право 10-11 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Профильный уровень, Лазебникова А.Ю, Табовой Т.Е., 2017 Экономика 10-11 класс. Учебное пособие для общеобразовательных школ; под редакцией С.И. Иванова., 2018

Слайд 13

Подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию 25 января 2018г. г . Нижневартовск МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8» В.В. Елбаева – учитель истории и обществознания