Доклад на тему "Причины нарушений речи"

Ермакова Татьяна Валентиновна

Выступила с докладом перед учителями-логопедами города

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_narusheniy_rechi.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Причины нарушений речи

На каких этапах развития ребенка и при каких условиях и обстоятельствах может происходить повреждение его речевого аппарата, приводящее к нарушениям речи? И только ли повреждения речевого аппарата могут приводить к появлению речевых расстройств или такие расстройства возможны и при наличии вполне нормального речевого аппарата.

Начнем с самого начала. Ребенок еще не родился, даже не «запрограммирован», а разного рода неблагоприятные факторф уже могут полным ходом «работать» на его речевую и иную патологию.

Это объясняется тем, что на состоянии здоровья и речи будущего ребенка большое влияние могут оказывать

  1. Неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей.

По наследству могут передаваться некоторые особенности нервно—психического склада родителей, а также особенности строения периферического и центрального отделов речевого аппарата (особенности строения артикуляционных органов, вплоть до наличия нёбных расщелин, или своеобразное развитие некоторых структур головного мозга, имеющих отношение к осуществлению речевой функции).

  1. Профессиональные «вредности» (длительное время действующие радиационное излучение, работа с химически активными веществами, повышенные вибрационные нагрузки и.т.п)
  2. Наркомания, алкоголизм, курение.
  3. Искусственное прерывание предшествующей беременности.

При внутриутробном развитии:

  1. Токсикозы первой и (или) второй половины беременности.
  2. Острые и хронические заболевания матери.
  3. Резус – конфликт.
  4. Падения и ушибы во время беременности.
  5. Профессиональные вредности во время беременности.
  6. Курение матери и употребление алкоголя.
  7. Стрессовые ситуации.
  8. Не доведенные до конца попытки прерывания беременности.
  9. Лицевой скелет плода закладывается на II-III месяце беременности. Осложненное протекание родов.

В период раннего развития ребенка на формирование его речи неблагоприятно могут сказываться следующие обстоятельства.

  1. Травмы головы, сотрясение и ушибы головного мозга.
  2. Воспалительные заболевания головного мозга.
  3. Недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха.
  4. Применение некоторых лекарств, избирательно действующих на слуховой нерв и вызывающих те же самые отрицательные последствия.
  5. Приобретенные до сформирования речи повреждения периферического отдела речевого аппарата (в частности, приобретенные аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм и сосание пальцев и.т.п).
  6. Наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей или недостаточное внимание к его речевому развитию.
  7. Двуязычие.

Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию.

Запаздывает у них, по сравнению с девочками, и формирование межполушарного взаимодействия, способствующего лучшей компенсации разного рода нарушений.

Нарушение чтения – дислекция (лего- лат.читаю).

Частичное расстройство процесс чтения, проявляющееся в повторяющихся и стойких ошибок при чтении и обусловленное неформированностью или нарушением тех психических функций, которые обеспечивают процесс чтения.

Этим дислекция принципиально отличается от тех затруднений при чтении, которые связаны с плохой его техникой и в большей или меньшей степени свойственны всем детям на начальных этапах овладения чтением.

Комплексное обследование детей с дислекцией, проведенное различными специалистами (невропатологами, логопедами и психологами) позволило выявить у многих детей следующие отклонения:

  1. Отставание в созревании некоторых мозговых структур, о чем свидетельствуют особенности электроэнцефалограмм, характерные для чтения более раннего возраста.
  2. Недоразвитие общей моторики, ее отставание, что может отрицательно, сказываться на формы, необходимых для чтения предпосылок.
  3. Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (трудности определения формы и величины предметов, их расположения в пространстве по отношению друг другу). Эти трудности часто сочетаются с поздним выделением ведущей руки, с явным или скрытым левшеством.
  4. Выраженная задержка в речевом развитии (Дефекты в произношении звуков, бедность словарного запаса, неточное понимание значений многих слов, наличие аграмматизмов в устной речи) – много зеркалов, стадо оленев, Три яблок).
  5. Симптомы, по которым можно распознать дислекцию.
  6. 1. Неправильное называние при чтении некоторых букв (не узнавание их).
  7. Побуквенное (вместо послеслогового) чтения.
  8. Искажение звуко-слоговой структуры слов.
  9. Чтение отдельных слов или даже всей строчке направлении справа налево.
  10. Нарушение понимания прочитанного при технически правильном чтении.
  11. «Перескакивание» со строчки на строчку (читать по линейке) ли через специальную прорезь.