Педагогический опыт

Представление педагогического опыта учителя-логопеда 

Тема:

«КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ        

                                                                                                              

У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogichsekiy_opyt.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА 

Тема:  

«КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

Сведения об авторе:

Алмазова Альбина Сергеевна,

учитель-логопед ГБОУ  РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с  ограниченными возможностями здоровья»

  

Актуальность опыта

Письменная речь – особая форма речи, своеобразное средство общения и обобщения опыта, освоение которого сопряжено с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер личности учащихся. Письменная речь – высшая ступень речевого развития. С психологической точки зрения она существенно отличается от устной. Специфика письменной речи состоит в том, что она функционирует в отсутствие собеседника, порождается иными мотивами, более абстрагирована от ситуации и обладает большей произвольностью и осознанностью. Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения.

Сформированная и грамотная письменная речь имеет большую социальную значимость. Эффективное обучение в школе невозможно при несформированном письме. С начальных классов школы и вплоть до ее окончания способность грамотно писать имеет очень большое значение. При этом речь идет не о сформированности функции, а о достаточно высоком уровне владения навыком. В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин является нарушение письма. Нарушение письма является достаточно распространенным среди учащихся с нарушением интеллекта, и это препятствует полноценному усвоению ими школьных знаний. В их письменных работах, чаще всего, встречаются ошибки, не связанные с грамматическими правилами, т. е. специфические ошибки, объяснить, которые возможно только изучив и проанализировав возможности каждого ребенка, его уровень развития.

Актуальность проблемы преодоления нарушений письменной речи у школьников с нарушением интеллекта на логопедических занятиях очевидна. В процессе коррекционно-логопедической работы происходит не только исправление нарушений письменной речи, формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку, но и психическое, речевое развитие ребенка, развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности и перспективности опыта.

Основная идея опыта

Работа над проблемой преодоления нарушений письменной речи у школьников с нарушением интеллекта, побудила нас к поиску основных условий, способствующих эффективной коррекционно-логопедической работе. Мы пришли к выводу, что в основу коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений письменной речи у школьников с нарушением интеллекта должен быть положен комплексный подход, который можно рассматривать как единый комплекс психолого-педагогического воздействия.

Весь процесс коррекционно-логопедической работы происходит комплексно и с обязательным соблюдением следующих условий:

- формирование и развитие слухового внимания;

- формирование слоговой структуры слова;

- формирование звукового анализа и синтеза;

- развитие лексики, грамматического строя и связной речи;

- формирование орфографических знаний и умений;

- развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания);

- совершенствование пространственно-временных ориентировок;

- развитие мелкой моторики рук; повышение уровня овладения навыками письма и чтения.

Таким образом, при устранении нарушений письменной речи у школьников с нарушением интеллекта необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, психопатологические особенности детей. В связи с этим коррекция нарушений письменной речи (чтения и письма) у школьников с нарушением интеллекта должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

Теоретическая база опыта

В основу рассмотрения проблемы преодоления нарушений письменной речи у школьников с нарушением интеллекта в процессе коррекционно-логопедической работы положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные в работах Л. С. Выготского, А. Н. Гвоздева, Н. И. Жинкина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, М. Р. Львова, Д. Б. Эльконина и др.

Основные положения по коррекции нарушений письменной речи у нормально развивающихся школьников, обоснованные Н. Г. Андреевой, Л. Н. Ефименковой, Н. С. Жуковой, О. М. Коваленко, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Е. В. Мазановой, Л. Г. Парамоновой, И. Н. Садовниковой и др.

В последние годы был осуществлен ряд исследований, направленных на рассмотрение особенностей коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений письменной речи у школьников с нарушением интеллекта (А. Л. Бирюкова, В. В. Воронкова, Л. В. Евдокимова, А. В. Егорова, Е. А. Лапп, Е. Ф. Соботович и др.). Исследователи отмечают, что нарушения письменной речи у школьников с нарушением интеллекта являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Разными авторами высказываются различные взгляды на причины и механизмы нарушений письма. Но все едины во мнении, что для преодоления нарушений письменной речи необходима целенаправленная коррекционно-логопедическая работа.

Технология опыта

Коррекционно-логопедическая работа по исправлению нарушений письменной речи у школьников с нарушением интеллекта базируется на следующих основных принципах коррекционно-логопедического воздействия:

– принцип взаимосвязи речи и других психических процессов, который предполагает использование в коррекционно-логопедическом процессе для формирования языковых и логических обобщений воздействие на те или иные психические процессы;

– принцип деятельностного подхода, который предполагает организацию логопедического воздействия не как простую тренировку умений и навыков, а как целостную, осмысленную деятельность учащихся с нарушением интеллекта, органически вписывающуюся в систему их повседневных жизненных отношений;

– учет ведущей деятельности;

– опора на сохранные формы деятельности (собственная деятельность по усвоению материала на доступном уровне с последующим переходом на более высокий уровень деятельности);

– принцип поэтапного формирования речевой деятельности и коррекции нарушений речи;

– принцип активизации мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти, которые являются необходимым условием для успешного и разностороннего обучения;

– принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития школьников;

– разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы логопеда.

У школьников с нарушением интеллекта отмечается низкий уровень развития фонематических процессов, в письменных работах учеников доминируют ошибки, связанные с нарушением звукового анализа и синтеза, недоразвитием фонематического слуха. Учитывая это, коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений письменной речи включает четыре основных направления: 1) развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; 2) развитие грамматического строя речи; 3) расширение словарного запаса, обогащение активного словаря; 4) формирование связной речи.

Работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков проводится на логопедических занятиях с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный). При этом учитывается, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. В работе по дифференциации звуков используются и задания на развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков ведется по двум направлениям: работа над каждым из смешиваемых звуков, работа над слуховой и произносительной дифференциацией смешиваемых звуков. В процессе работы каждый звук соотносится с определенной буквой. При коррекции нарушений письменной речи большое место занимают письменные упражнения закрепляющие дифференциацию звуков.

Работу по развитию слогового анализа и синтеза начинаем с использования вспомогательных приемов (отхлопать, отстучать слово по слогам и назвать их количество), затем работа проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане. В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умении выделять гласные звуки в слове, усвоение основного правила слогового деления. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет предупредить такие ошибки письма, как пропуски гласных звуков, добавление в гласных.

Также проводится работа по развитию фонематического анализа и синтеза. Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. Следующий этап - перевод фонематического анализа в речевой план без опоры на материализацию действия. Принцип усложнения реализуется через усложнение форм фонематического анализа и речевого материала. При этом широко используются письменные работы.

Конечной целью логопедической работы является формирование действий фонематического анализа в умственном плане, по представлению.

При работе над формированием морфологических и синтаксических обобщений нами выбраны следующие направления в работе: уточнение структуры предложения, развитие функции словоизменения и словообразования, работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами. Усвоение морфологической системы языка осуществляется в тесной связи с освоением структуры предложения. При работе над предложением учитывается сложность структуры, последовательность появления различных его типов в онтогенезе.

При формировании функции словоизменения обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т. д. Формирование функции словоизменения и словообразования осуществляется как в устной, так и в письменной речи. Закрепление форм словоизменения и словообразования сначала проводится в слове, затем в словосочетаниях, предложениях, текстах.

В процессе работы дети овладевают анализом все более и более сложных слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие.

В каждое логопедическое занятие включаются задания по развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления). Выполнение школьниками заданий на доске, на карточках, в рабочих тетрадях способствует решению следующих специальных задач: обогащение зрительных представлений; развитие зрительно-двигательной координации; стимуляция познавательной активности; развитие мыслительных операций; развитие неречевых процессов.

Обучение строится с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных особенностей школьников с нарушением интеллекта, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи.

Результативность опыта

Проведение коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений письменной речи у школьников с нарушением интеллекта помогает преодолеть трудности в освоении письменной речи. Используемые различные виды продуктивной и игровой деятельности позволяют ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме. Значительно снижается количество специфических ошибок, вызванных нарушением звукопроизношения, несформированностью фонематического слуха и фонематического восприятия, нарушением навыков звукового и языкового анализа и синтеза, ошибки, связанные с оптическими расстройствами письменной речи.

Система упражнений позволяет избежать психологического дискомфорта от неудач, с которыми школьник сам справиться не в состоянии, повышает познавательную активность.

Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы и повышает эффективность логопедической работы в целом.

Данный педагогический опыт может быть полезен учителям-логопедам при работе по преодолению нарушений письменной речи у учащихся с нарушением интеллекта, учителям начальных классов, родителям, студентам дефектологических факультетов.

Список литературы

  1. 1. Левина Р. Е. Нарушение чтения и письма у детей. //Хрестоматия по логопедии. – М.: Владос, 2001 – 423 с.
  2. 2. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя-логопеда. - М.: Владос, 2004. - 223 с.

3. Преодоление нарушений письменной речи у школьников с нарушением интеллекта. // Инклюзивная миссия образования: образовательные стандарты и нестандартные решения: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции / сост.: М.В.Антонова, М.Н.Ивашкина. – Саранск: 2017. – 144 с.

4. Особенности коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у школьников с нарушением интеллекта на логопедических занятиях.// Всероссийский образовательный портал «Продленка» - 2018. –