Для коллег. Развитие интереса к чтению у младших школьников

Развитие интереса к чтению у младших школьников

Мир вступил в новое тысячелетие, где господствует телевидение, компьютеры, видео игры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, так как чтение является фундаментом всего последующего образования.

Учителя, да и многие родители тоже не довольны тем, что их дети не любят читать. «Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь!» И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.

Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. По - началу детям нравиться сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника, чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и проще и интереснее.

                                                                                             

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Эти слова были сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так решение проблемы привития интереса к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания. С первых дней обучения в первом классе приучаю детей видеть в книге собеседника, с которым можно разговаривать – без помощи взрослого, самому, - даже не умея читать, но научившись всматриваться и вдумываться в то, что видишь, взяв книгу в руки. Начинаю учить своих первоклашек тому, чему они пока не были обучены: разгадывая загадки, предлагаемые книгами, вглядываться, вдумываться, выстраивать догадки, обращаясь непосредственно к тексту книги, то есть к их чтению. Сначала текст читала им сама, очень скоро они всей душой захотели это делать самостоятельно. Так уроки обучения грамоте стали органической частью обучения первоклассников чтению книг – занятию для детей с каждым днем все более интересному и желанному. В дальнейшем на своих уроках использую разные методы и виды работ, чтобы дети читали с интересом.

Вот некоторые из них:

Сказочные герои (Колобок, Буратино, Кот в сапогах и другие) «приносят» в своих сумочках, карманчиках письма детям. Сначала это слоги. Вынимая по очереди листики из сумочки Буратино, дети читают на них слоги, из которых можно составить слова, вдруг обнаруживают, что из них получается предложение. А потом уже наши сказочные герои «рассказывают» нам коротенькие сказки. Составляю такие тексты по сюжетам хорошо знакомых детям народных сказок, сокращаю до минимума количество предложений и слов в каждом предложении.

Выйти к доске, достать листок из сумочки Буратино и прочесть желают очень многие. Но чтобы не привлечь к работе одних и тех же, мы договариваемся. Что эти сказки будут читать по очереди дети каждого ряда, а другие будут слушать, а потом рассказывать, а чтобы все внимательно слушали, придумали игру «Эхо» 1 читает, а весь класс хором повторяет.

Очень нравится детям чтение, под названием «Кто играет в прятки?». На доске, я пишу 5-6 рядов букв(25слов). Но среди случайного набора букв, вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, кто с ними играет в прятки, это могут быть: звери, птицы, насекомые, растения, грибы и т.д.

Кто играет в прятки? 

КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕДЬ

ДЬЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИ

ЁСЛИНОТУШКАНЧИККМ

ЭЖЛОСЬАКЛОРИНДЮК

МОРЖКОЗАИПРОЖУКМТ

АЕПЧЕЛАРМТЬЮЖИРАФ

МПАЛЕВ ИЬЮВОРОНАЖЪ

Такие упражнения развивают внимание, зоркость при чтении. Эти карточки можно применять на уроках окружающего мира, русского языка, ведь в названиях животных, растений кроются орфограммы. Больное место на уроках чтения – это невыразительное, монотонное чтение. И, конечно, каждый учитель стремиться научить детей читать выразительно. К этому стремлюсь и я.

                                                                                            

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения.

Например:

  • Инсценирование текста или отрывка.
  • Выборочное чтение (с определенным заданием).
  • Чтение в лицах.
  • «Жужжащее чтение».
  • Чтение цепочкой по предложению.
  • Чтение цепочкой по абзацу.
  • Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  • Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
  • Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  • Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  • Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
  • Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
  • Нахождение самого длинного слова в тексте.
  • Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
  • Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п.
  • Чтение с пометками непонятных слов.
  • Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске)

А чтобы сделать успешность ребёнка в чтении наглядной, вывешиваю в уголке:

  • «Экран прочитанных книг».
  • Устраиваю выставку рисунков по мотивам прочитанных книг, предлагаю ребёнку прокомментировать свои рисунки.

Немало важную роль в развитии интереса к чтению играет семья. Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система.

Начало этой системы – в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки:«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому – родители пример ему».

И если родители – люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. Любой школьный предмет. Кроме литературы, даёт ученику готовые знания, которые он должен усвоить, запомнить и в нужный момент применить. В литературе ученик добывает знания сам, сопереживая персонажам и автору произведения.

                                                                                           

Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено. По мнению психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 – скорость чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием интереса и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.