Школьный музей Финно-Угорской культуры

Серасхова Эльвира Прокопьевна

Здесь можно ознакомиться с программой и экспозициями школьного музея ФУК. Сайт  http://museum.pitlar-oz.ru/   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Питлярская средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр»

«УТВЕРЖДАЮ»                                                                «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ ПСОШ «ОЦ»                                          Замдиректора по ВР

  _______________________                                            __________________

                         Н.А. Горнова                                                     Н.С. Трушникова

      «     » _________2019г.                                                          «__» _________2019г.

ПЛАН РАБОТЫ

школьного музея

ФИНО-УГОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ

на 2019-2020 учебный год

Составитель: учитель КНЯ

Серасхова Эльвира Прокопьевна

с.Питляр,2019

ПЛАН РАБОТЫ  ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ ФИНО-УГОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ

на 2018-2019 учебный год

Цель работы школьного музея: Формирование общей культуры личности на основе  воспитания национально-патриотических, духовно-нравственных и гражданских качеств учащихся на основе восстановления исторических, культурных традиций прошлого и современности родного края, народов фино-угорской культуры.

Задачи:

  • создание  оптимальных условий для педагогов и учащихся в использовании материалов музея при обучении и воспитании  подрастающего поколения.
  • воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за ее прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности;
  • углублять и расширять знания учащихся по истории родного края, развивать творческие способности и умения самостоятельно добывать знания, приобщать школьников поисково-исследовательской деятельности;
  • пополнение музейных фондов подлинными предметами старины;
  • создание и оформление стендов и экспозиций по истории школы, краеведению;
  • использовать материалы музея в учебно-воспитательской работе школы.

Принципы работы школьного музея:

  • Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.
  • Использование в учебно-воспитательном  процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеурочной работы, музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, и др.
  • Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.
  • Связь с общественностью, с тружениками села и ветеранами труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
  • Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, и во всей деятельности музея.
  • Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

Виды работы:

•        Обучение  экскурсоводов;

•        Поисковая работа - оформление    тематических    выставок;  

•        Проведение   экскурсий   для   учащихся   школы, детей ДО;  

•        Проведение уроков на базе материалов школьного музея;

•        Знакомство с музеем родителей, гостей школы;

•        Разработка тематических экскурсий;

•        Участие в проведении школьных праздников.

Перспективный план работы школьного музея ФУК на 2019-2020 уч. год

Содержание работы музея

Сроки

Ответственный

1.Организационные мероприятия

1

Составление плана работы на учебный год

Сентябрь

Руководитель музея

2

Работа  с документацией, с архивами

В течение года

Руководитель

музея

3

Участие в совещаниях, заседаниях Совета музея

В течение года

Руководитель музея

4

Выборы Совета музея, актива учащихся, распределение обязанностей

Сентябрь

октябрь

Руководитель музея

5

Составление отчетов о проделанной работе за 2019-2020 учебный год

До 31 мая

Руководитель музея

6

Научно-экспозиционная работа оформление стендов, стеллажей.

В течение года

Актив школы

Рук. музея

2.Работа с фондом музея

1

Учет и хранение имеющихся экспонатов музея

постоянно

Руководитель музея

2

Инвентаризация музейных фондов

В течение года

Руководитель музея

3

Формирование фонда этнографической направленности

В течение года

Актив школы

Рук. музея

3. Организация экскурсий в музее школы

1

«История о школьном звонке»

октябрь

Актив школы

2

 «Школьный музей – хранитель истории и культуры родного края»

октябрь

Актив музея

Рук. музея

3

История одного предмета: «Тут сун», «Онтап». Проведение мастер-классов ко дню матери

ноябрь

Актив музея

Рук. музея

4

«Защитники Отечества»

Книга памяти

февраль

Актив музея

Рук. музея

5

«Игрушки народов Севера»

Проведение мастер-класса для дошкольного отделения

март

Актив музея

Рук. музея

6

«Быт и традиции народа ханты»

апрель

Актив музея

Рук. музея

7

Этот день мы приближали, как могли…

май

Актив музея

Рук. музея

8

История школы «Ты нас растила, ты нас учила Родину любить»

май

Руководитель музея

4. Просветительская работа

1

Проведение музейных уроков по географии ЯНАО, родной литературы, краеведению

В течение года

Учителя-предметники

2

Международный день толерантности

«Викторина»

ноябрь

Руководитель

музея

3

Научно-практическая конференция

декабрь

Учащиеся школы

Учителя-предмет

4

«Литературная гостиная» писатели Ямала

январь

Рук. музея

Актив музея

5

Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах

В течение года

Учащиеся школы

6

18 мая – день музеев.

май

Рук. музея

Актив музея

5.Поисковая работа

Работа по сбору подлинных старинных предметов

В течение года

Учащиеся школы

Участие в ЭК экспедиции «Живая вода»

В летнее время

Учащиеся школы

Сбор информации у старожилов об истории села, школы, интересных людях…

В течение года

Учащиеся школы

Сбор материалов об учителях, выпускниках, по краеведению, о ВОв

В течение года

Учащиеся школы

6.Издательская деятельность

1

Составление буклета по школьному музею о проводимых мероприятиях

Май-июнь

Руководитель музея

2

Работа в СМИ

В течение года

Руководитель музея

3

Пополнение сайта школы

В течение года

Руководитель музея

Руководитель школьного музея:

учитель  Культуры народов Ямала

Серасхова Эльвира Прокопьевна



Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

КАК ФОРМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Серасхова Э.П.

руководитель школьного музея ФУК

Музей в образовательном учреждении создаётся «в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся». Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие, может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, осуществить патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране.[2]

Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения. В музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры.

Музей образовательного учреждения является уникальной точкой преломления культуры и образования.

Задачами школьного музея являются:

-Воспитывать чувство патриотизма - такого «социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».

-Сохранить для воспитанников и потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность.

-Способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс.

-Преобразовать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох.

-Способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины.

-Способствовать формированию духовных ценностей.

Для создания школьного музея необходим ряд условий:

собранные и зарегистрированные музейные предметы; музейный актив; помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов; музейная экспозиция; Устав (положение) музея, утверждённое органом самоуправления и руководителем образовательного учреждения. Эта работа заняла не менее двух лет. Сейчас музей работает в обычном режиме и стал в школе необходим.

Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д.С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».[2]

Если рассматривать музей как центр музейно-педагогической работы, который берет на себя задачу «омузеивания» образования, то следует, во-первых, признать его ответственность за создание в школе эстетически значимой и эстетически воспитывающей среды. [2]

Одной из задач нашего музея  стало комплектование и предоставление в распоряжение учителей-предметников или педагогов дополнительного образования фонда наглядных пособий (предметы музейного значения, копии, муляжи, иллюстративные материалы и пр.), организованных по типу «музей в чемодане».

В заключение отмечу, что интеграции в учебно-воспитательный процесс придает музею более высокий статус. Музей на деле становится важной составляющей школьной жизни и импульсом для личностно ориентированного образования и воспитания детей в атмосфере творчества.

 Происходит значительное оживление краеведческой работы. Появились, казалось бы, навсегда утраченные направления краеведческих исследований, новые темы.

В качестве особенно актуальных следует выделить три направления: семья, школа, родной край. [1]

Тема семьи  является главной в краеведческой работе школы, особенно если учитывать, что многие годы это направление краеведческой деятельности находилось если не в полном забвении, то в основательном небрежении. Сегодня чрезвычайно актуально внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказывать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему могла бы воспитываться любовь к родному дому. Назовем основные темы, получили  развитие в рамках "семейного направления" краеведческих исследований:

Родословное древо.

Семейные реликвии и предания.

Судьбы семьи в судьбе страны.

Семейный архив.

Школа

Родной край

Важное направление работы музея – работа с активом музея. Главное, ради чего создается школьный музей, - дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация, а все традиционные музейные функции, включая комплектование, хранение, изучение, популяризацию коллекций, в школьном музее подчинены этому принципу. Организованы занятия с экскурсоводами, конкурсы на лучшую подпись под снимком, лучший заголовок для выставки. Проводятся конкурсы учебно-исследовательских работ учащихся (именно музеем, в дополнение к прочим конкурсам), конкурсы мини-проектов. Работаем с письмами, которые приходят в школу (поиск бывших односельчан, воспоминания, уточнение каких-то фактов и т.д.). Проектный метод вообще является одним из новых и перспективных с точки зрения включения потенциала музея в образовательно-воспитательный процесс. В любом случае проектная деятельность направлена на активизацию учащихся, развитие их творческой инициативы и умения самостоятельно добывать знания, в частности в процессе работы с первоисточниками.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования. Развивает сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Библиографический список

  1. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений (приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 N 28-51-181/16). – Пермь, 2007.
  2. Усков С.В., Юхневич М.Ю. Школьный музей как форма воспитательной работы. – Тотьма, 2008.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПИТЛЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»

Рассмотрено                                  

на педагогическом совете:

Протокол №1 от 31.08.2017 г.

Согласовано

Замдиректора по восп-ю и соц-ю

___________Н.С.Трушникова

Утверждено:

Директор школы

________________Н.А.Горнова

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Музейное дело»

5-6 класс

Срок реализации – 1 год 

Возраст обучающихся: 10-13 лет

Составитель: учитель, Серасхова Э.П

с.Питляр  2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музейное дело» для 5-6 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897

Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает создание педагогами различных образовательных технологий, максимально согласованных с целями развития образования и индивидуальными особенностями обучающихся.

Структура и содержание образовательных программ строятся таким образом, чтобы учитывать вариативную составляющую стандарта. Одно из возможных направлений педагогических инноваций  –  краеведческая и поисковая работа, связанная с деятельностью школьного музея и технологией «музейная педагогика».    

Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, пробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку.

Уникальная   среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников,  развивать навыки межличностной коммуникации, расширить образовательное пространство школы через привлечение ресурсов окружающего социума.

Современному обществу нужен не просто грамотный исполнитель, а человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению информации, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, умеющий принимать верные решения, стремящийся к совершенству.  

Насущным требованием становится утверждение в сознании обучающихся необходимости гармонии личных и общественных отношений, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к духовно-культурным ценностям и традициям, причастности к общечеловеческим проблемам. Осмысление этих требований, анализ результатов учебно-воспитательного процесса позволяют определить цель школы и выбрать правильное направление в ее развитии, установить стратегический и технологический уровни развития школы, а также уровень личностных контактов с учетом требований  гуманизации образовательного процесса.

Одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективных средств  обучения и воспитания подрастающего поколения является школьный музей. Школьный музей – это, по сути, универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства ребенка.

 Ключевой идеей является создание оптимальных условий для формирования гармонично развитой, социально активной, подготовленной к жизни в поликультурном обществе личности  через технологию «музейная педагогика».  Школьный музей поможет оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить навыкам исследовательской работы, способствует сохранению, возрождению и развитию локальных  культурно-исторических традиций, учит навыкам участия в диалоге культур.

  Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, посёлка, школы, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

               Школьный музей своей программой вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России.

             Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего посёлка, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

                                    Актуальность программы.

              Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения.  

             Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.  

             Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать  и школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

Цель:

-Формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа.

Задачи:

1.Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы.

2.Развитие  умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.

      3. Формирование навыков работы с архивными документами.

      4. Развитие  навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.

      5. Обучение методикам проведения  экскурсий в школьном музее.

      6. Развитие устной и письменной речи учащихся через  умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материал.

В процессе обучения у учащихся происходит:  

- Формирование представления об историческом времени  и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;

- Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

- Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии

Актуальность   курса заключается в  необходимости  обучения  школьников

 основам музейного дела.

Это связано:

  • во-первых, с необходимостью знать и уважать своё прошлое, прошлое своей школы, района, края;
  • во-вторых, с умениями распознавать и описывать музейные экспонаты, что развивает практические умения и навыки, которые могут пригодиться не только в хранении семейных архивов, но и в будущей профессии;
  • в-третьих, навыки исследовательской работы позволят легче адаптироваться в получении дальнейшего образования;
  • в-четвёртых, выступления перед аудиторией и опросы респондентов развивают коммуникативные навыки, что, бесспорно, помогает в скорейшей социализации личности.

 Ожидаемые результаты.

- появится интерес к истории своего Отечества и родного края

- у учащихся  школы появится уважительное отношение к старшему поколению.

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

- обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с историческими и литературными источниками.

При составлении программы курса учитывались такие моменты, как:

- направленность основной образовательной программы общего образования на формирование личности каждого школьника, владеющей творческими  компетенциями, способной к успешной интеграции в современном обществе и к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции,

- требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования,

- системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС,

- положение о единстве и взаимосвязи  всех видов музейной деятельности,

- принципы: любой  обучающийся должен хотя бы в общих чертах знать историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской,  учетно - хранительской и просветительской работы, иметь целостное представление картины мира, максимальную ориентацию на творческое начало в любом виде деятельности, умения  применять полученные знания на практике,

- четкое  осознание  позиции актуализации школьного музея как открытой системы, его специфики, связанной с тем, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются:

 во-первых, степенью включенности в его работу учащихся,

 во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всеми участниками образовательного процесса.

Программа рассчитана на 102 часов  для обучающихся  5 – 7 классов. Данный курс предполагает  как теоретические, так  и практические занятия в течение пяти лет, которые включают  тематические и обзорные экскурсии по экспозициям школьного музея, организацию и проведение внеклассных мероприятий на базе школьного музея.  

Программа включает в себя  проведение индивидуальных и групповых занятий по организации поисковой работы, исследовательской  деятельности, оформлению и представлению ее результатов.

Объём программы  70 часов, которые распределяются следующим образом:

5 класс –  35 часа,

6 класс –  35 часа.

 

 

     Методы обучения

  1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
  2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций  и выставок музея.
  3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
  4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности. 

           

                               Содержание программы.

1. Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

 История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией и содержанием туристско - краеведческой работы в школе. Основные направления деятельности школьного музея.

2. Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

 Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея.

 Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы  всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов.

 Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов.

 Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций.

 3.  Поисково-исследовательская  работа.

Разработка поиска по теме «История пионерской организации  в школе»

Проведение поиска по конкретной теме:

- сбор экспонатов, связанных с историей пионерской организации в школе;

- сбор информации о последних пионерах школы;

- обработка и систематизация собранных материалов;

- организация  научно-исследовательской работы;

 4. Учёт и хранение фондов

Задачи учётно – хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов.

Вспомогательные картотеки:

а) книга записи воспоминаний

б) книга фотофиксаций

в) журнал приёма исторических памятников

г) журнал учёта газетных материалов

д) книга фиксации переписки музея с выпускниками и общественными организациями

Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.

Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.

 5.  Экспозиционная работа.

Знания о требованиях к экспозиции.   Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа). Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций. Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.

 6. Подготовка и проведение музейной экскурсии.

Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.  Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики.

  Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы.

   Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе школы.

  Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем   и их  прослушивание. Составление плана каждой экскурсии.

  Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов во время экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода.  Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования.  

  Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий.

   Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии. Проведение экскурсий разных типов:   экскурсия-лекция; экскурси в фотографиях; обзорная экскурсия.

                                        Тематическое планирование на 2019-2020 учебный год

Темы занятий

Виды

деятельности

Количество часов

5

класс

6

класс

1.

Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

Знакомство с музеями разных профилей по кино – фото материалам, литературе

5

2

2

2.

Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

Заочное знакомство с музеями с.Овгорт, г.Салехард, с.Мужи

 6

3

3

3.

Поисково – исследовательская работа.

Знакомство с организацией, тематикой и направлениями деятельности школьного музея.

30

15

15

4.

Учёт и хранение фондов.

Изучение документов о порядке сбора, учета и хранения музейных экспонатов, работа с определителями и каталогами музейных коллекций.

10

5

5

5.

Инвентаризационная работа.

Проведение инвентаризации в школьном музее.

9

4

5

6

Экспозиционная работа: музейные экскурсии.

Разработка и проведение  экскурсии  по конкретной теме (сбор материала, проведение экскурсий)

10

5

5

Итого

70

35

35

                              Материально-техническое обеспечение учебного процесса

1.Материально-техническое оснащение музея и  его экспонаты:

проектор – 1, компьютер – 1, экран – 1, видеомагнитофон – 1, телевизор – 1.

  • Разделы экспозиций школьного музея ФУК:

1.Этнография финно-угров

2.Предметы быта и ремесла народа ханты

3.Археология (Питлярское городище, Усть-Войкарское городище)

4.Геральдика финно-угорских народов

5.Игры и игрушки народа ханты

2.Документация  музея.

- паспорт музея,

- книга учета поступления музейных экспонатов, книга учета посещений и отзывов

- акт приемки предметов на постоянное пользование,

- план работы музея.

3.Интернет – ресурсы.

Календарно - тематическое планирование

Внеурочная деятельность: « Музейное дело»

5-6 класс

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

10

1

 История возникновения музейного дела.

2-3

Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы.

4

Знакомство с положением о школьном музее. Профили школьных музеев

5-6

Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея.

7

Знакомство с организацией и содержанием туристко - краеведческой работы в школе.

8

Основные направления деятельности школьного музея.

9

Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

Поисково-исследовательская работа.

20

10-

Разработка поиска по теме «Кувл», «Онтап», «Средство передвижения коренных народов Ямала». Работа над темой

11-12

Проведение поиска по конкретной теме: «Заклички у северных народов». Работа над темой

13

Запись и оформление исследовательской работы

14-15

Сбор экспонатов, связанных с историей школы.

16-17

Сбор информации, обработка и систематизация собранных материалов.

Учёт и хранение фондов.

5

18

Задачи учётно – хранительской работы.

19

Музейный предмет как источник научных знаний.

20

Типы и группы музейных предметов.

21

Шифровка. Оформление шифра экспонатов

22

Приём и выдача предметов

Экспозиционная работа.

10

23

Требования к экспозиции.

24-26

Сбор материала для экспозиций

26

Подборка текстового материала к экспозиции

27

Оформление экспозиции

28

Составление текста  экскурсии по созданной экспозиции.

Подготовка и проведение музейной экскурсии.

10

29-30

Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее:

31

Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы.

32

Типы и виды экскурсий.

33

 Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее для детей ДО и школьников

34

Защита проектной работы.

Литература.

1. Горшкова Г.И. Музей образовательного учреждения. Документы, рекомендации, библиография. – Архангельскск, изд-во Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2004. – 94с.

2. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод, пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.

3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: культурно-образовательная деятельность музеев. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 85с.

4. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160с.

5.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216с.

6. Хитьков Н.А. Школьный музей, его назначение и организация. – Киев, 1915.

7. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России: Метод. Пособие. – М.,1990.

8.О деятельности музеев образовательных учреждений.

Письмо МО России №28 – 51 – 181/16 от 12.03.2003 г.- Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения, №2 (46)

9.Шляхтина Л.М., Фокин С.В. «Основы музейного дела» - СПБ,2000


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ Питлярская СОШ «Образовательный центр» Окружной конкурс «ПАРТА ГЕРОЯ. 75 лет ПОБЕДЫ. ЯМАЛ»

Слайд 2

Родямов Олег Александрович

Слайд 3

Принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики. Погиб 19 января 1995 г. Награждён орденом Мужества (посмертно). Похоронен в с. Питляр Шурышкарского района.

Слайд 4

Имя героя не забыто. В нашей школе есть доска памяти, где высечено его имя. 19 января 2020 года исполняется 15 лет, как погиб Олег Александрович в Чеченской войне. Открытие «Парты Героя» именем Родямова Олега Александровича для нас знаменательное событие в год Памяти и Славы

Слайд 5

«ПАРТА ГЕРОЯ» Родямов Олег Александрович

Слайд 6

Окружной конкурс «ПАРТА ГЕРОЯ. 75 лет ПОБЕДЫ. ЯМАЛ» подготовили учащиеся 5 класса Вылко Николай Серасхова Полина Сибарев Николай Руководитель: Серасхова Эльвира Прокопьевна



Предварительный просмотр:

Гости в музее

21 февраля в школьный музей посетила гостья, выпускница нашей школы, а ныне сотрудник «Обско-угорского института прикладных исследований и разработок» г. Ханты-Мансийска кандидат филологических наук Шиянова (Сязи) Анастасия Антоновна. Провели экскурсию по музею.  Была восхищена  коллекцией музейных экспонатов и подарила музею уникальные книги:  Петр Хатанзеев «Ханты книга» (1930г.), Т. Собольникова «Занимательная археология». Анастасия Антоновна  посетила урок родного языка в 8-9 классе. Передала методические пособия и учебники по родному (хантыйскому) языку учителю родного языка Серасховой Э.П. А мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с Обско-угорским институтом,  в частности с Анастасией Антоновной.

C:\Users\Эльвира\Pictures\23 февраля\IMG_4829.JPG

C:\Users\Эльвира\Pictures\23 февраля\IMG_4828.JPG

День родного языка

 21 февраля – международный день родного языка. Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Одним из приоритетных направлений в политике автономного округа является сохранение и развитие родного языка народов Ямала. В рамках развития данного направления создана сеть инновационных площадок, что будут способствовать осознанию того, что знание родного языка, культуры и традиций своего народа является ценным и полезным. Учащиеся нашего образовательного центра тоже присоединились к образовательной акции «Фронтальный диктант» и писали диктант на хантыйском языке по произведению Романа Ругина «Сумат ал»

Серасхова Э.П.



Предварительный просмотр:

Развитие  творческих способностей  через музейное пространство

Школьный музей – это и средство развития  и трудовая мастерская. Одним словом, он представляет собой многогранный образовательный ресурс, который дает простор не только для учебной, но и творческой, проектной внеучебной деятельности. 

Специфика нашего школьного музея ФУК в том, что это музей особого типа, он является, во-первых, образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют решающее значение, и, во-вторых, адресным музеем, для которого приоритетной является детская аудитория. Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей.

Цель музейной педагогики: создание  условий  для  развития  личности  путем  включения

её  в  многообразную  деятельность  музея.  Поэтому  на  сегодняшний  день  её рассматривают как инновационную  педагогическую  технологию. 

Выделены  следующие  задачи  музейной  педагогики:

- воспитание  любви  к  родному  краю  и  людям;

- формирование  самосознания,  умения  успешно  адаптироваться  в  окружающем  мире;

- развитие  творческих  и  организаторских  способностей;

- формирование  детско-взрослой  совместной  деятельности  на  материале музейной практики; 

- формирование  у  дошкольников  представления  о  музее;

- развитие  познавательных  способностей  и  познавательной  деятельности;

- формирование  проектно-исследовательских  умений  и  навыков;

- развитие  речи  и  расширения  словарного  запаса;

- воспитание  любви  к  природе  родного  края  и  стремление  к  ее  сбережению;

- воспитание  культуры  поведения.

Сегодня краеведение – это одно из основных  направлений в работе   МБОУ-Питлярская СОШ «Образовательный центр.

  Разработана программа «Музейная педагогика в системе обучения и воспитания» МБОУ ПСОШ «ОЦ» на 2018-2020 гг. этнокультурной направленности, которая включает в себя работу школьного музея финно-угорской культуры. Учителям-предметникам сдать темы по музейной педагогике для внесения в программу. Также разработаны Программы по внеурочной деятельности «Музейное дело» для 5-6-7 классов,  «Северный край» для 3-7 классов.

Введение этнокультурного компонента в образовательный процесс в нашем центре позволяет обновить содержание образования на основе сохранения и развития ценностей родной культуры, повысить эффективность духовно-нравственного воспитания личности, определить сущностные характеристики ценностных основ организации жизни  сельской школы.

Как руководитель музея участвовала в дистанционном вебинаре на тему: «Школьный музейный ресурсный центр как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях реализации требований ФГОС» 2017 году. Приняла участие в районном семинаре на тему: «Реализация интеллектуально-образовательных технопарков в Шурышкарском районе» - выступление «Школьный музей – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности» 24 ноября 2017г. с.Мужи.

Дети в основном работают над исследовательскими и творческими проектами. Также помогают разрабатывать  экскурсионные мероприятия для дошкольников, младших школьников. Учатся быть экскурсоводом. Поэтому часто приходится искать тот или иной материал прибегая к музейным фондам.

Учащиеся принимали участие в различных мероприятиях по плану работы музея ФУК за 2017-18 учебный год:

Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ «Моя Россия» Диплом  победителя II степени Серасхов Валерий;

Всероссийский фотоконкурс «Дети России-2018»  - многообразие культур народов России через национальный костюм» Хартаганова Юлия 8 кл.;

За участие в межмуниципальном конкурсе ДПИ «Ты, я, он, она – народов большая семья» в рамках проекта «Цвети земля, Ямал!» Салехард, 2017г. Благодарности Позднякова Ж., Серасхова А.;

Районная конференция: выставка инновационных проектов – макет

«В стойбище - времена года» август 2017 г.;

Участие в муниципальном творческом конкурсе «Мой Шурышкарский» приказ № 711 от 20 ноября 2017 года: Накова Екатерина 9 кл. - 2 место, Ребась Карина 7 кл.- 2 место, Возелов Иван 6 кл. – 3 место, Позднякова Евгения 5 кл. – 2 место

Участие в школьной научно-практической конференции «Шаг в науку» проект «В стойбище - времена года» Позднякова Евгения – 2 место;

Музейная экскурсия для детей дошкольников на тему «История одного предмета - онтап» ноябрь 2017 посвященная дню матери.

День открытых дверей «Квест-игра «Travel-расследование по музейному залу» для родителей и гостей школы, апрель 2018.

…Пусть дети ни минуты не чувствуют себя гостями или простыми исполнителями. Работа в музее в основном практическая. И очень ценно, что результат труда всегда виден, а это не может не мотивировать на дальнейшую творческую деятельность. Здесь важен принцип делегирования полномочий преподавателя ученику. Это и контроль за собственной деятельностью, и опосредованная помощь ученику для выхода из затруднительного положения.

Специфика школьного музея позволяет представить в экспозиции практически все что угодно (в рамках возможностей школы, конечно). Выставочная тематика зависит от фантазии руководителя и актива музея, в первую очередь самих детей. Поэтому в музее можно проводить внеучебную деятельность, интегрируя ее не только с школьным предметом.
Можно сказать, что приобретенные в ходе музейной деятельности знания и навыки будут полезны школьникам, какую бы профессию в будущем они ни избрали.

Рук. Школьного музея ФУК

Серасхова Э.П.