Проект «Разговор о правильном питании»

Новикова Зинаида Александровна

Детям больше нравятся те продукты, которые вредны для здоровья, а от действительно полезных продуктов они чаще всего отказываются.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Разговор о правильном питании»

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/230574/pub_5ae84430fd96b16361b90467_5ae845141410c3259ffe9457/scale_1200

                                                        Разработчик проекта:

                                                                       Воспитатель: Новикова Зинаида Александровна

г. о. Солнечногорск 2020-2021 учебный год

Содержание:

  1. Введение ……………………………………………….. 3
  2. Актуальность создания проекта……………………….5
  3. Цель, задачи, ожидаемые результаты и продукты…..6
  4. Аннотация……………………………………………….9
  5. Этапы реализации проекта программы……………..12
  6. План мероприятий…………………………………….13
  7. Ресурсное обеспечение программы………………….19
  8. Риски и пути преодоления рисков…………………...21
  9. Выводы………………………………………………....22
  10. Литература………………………………………………24

        

1. ВВЕДЕНИЕ 

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтоб расти и кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться.

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

      Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно. О “хлебе насущном” человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался.

      Мы начинаем задумываться о своем физическом и духовном здоровье, когда наш организм не справляется с теми стрессами, которые окружают нас на каждом шагу, и тогда мы обращаемся к целебным силам даров природы. Но если бы мы знакомились с ними в детстве, нас, наверное, не коснулись бы многие проблемы    

      За последние десятилетия наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками.   Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.

     С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в младшем возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. 

2. АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА

    Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. А по данным государственного доклада «Положение детей в РФ» состояние здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие ухудшилось в связи с изменениями условий жизни и с нарушением питания дошкольников.

     Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания детей раннего и дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.

     Рациональное сбалансированное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными потребностями растущего организма. Дети не могут самостоятельно оценить полезность здоровой пищи. В наше время, время неконтролируемого потока рекламы, рекламы чипсов, кириешек, чупа – чупсов и т.д. У детей формируются искажённые взгляды на питание. Родители зачастую так же не способствуют формированию стереотипов правильного питания.

     Сегодня существует проблема правильного питания в семье. Многие родители не в состоянии обеспечить своим детям правильного питания из – за отсутствия теоретических знаний. Во многих семьях привыкли кушать солёное, жареное, жирное, копчёное, острое, сладкое. Многие кормят детей однотипно. В лучшем случае – котлеты, картошка, в худшем – сосиска, макароны, пельмени. Из – за этого дети, не привыкшие к здоровой пище, отказываются в детском саду от овощных блюд, кисломолочной продукции, рыбы, запеканок.

А ведь без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.

Мы постоянно ищем всё новые и новые способы позаботиться о своём здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых естественных вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на своё питание.

     Проблема: Детям больше нравятся те продукты, которые вредны для здоровья, а от действительно полезных продуктов они чаще всего отказываются.

Тип проекта: познавательный.

Продолжительность: долгосрочный, 01.10.2020-30.04.2021

Возраст детей: 6-7 лет

Участники проекта: дети группы «Мечтатели», воспитатели, родители.

3. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОДУКТЫ

Цель проекта: формирование у детей представлений о роли правильного питания в жизни человека.

Задачи проекта:

для детей

Образовательные:  

  • Формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
  • Формирование у дошкольников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила: объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим.

Развивающие:

  • Развивать любознательность, творчество, умение выделять правила здорового питания.

Воспитательные: 

  • Воспитывать у детей положительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
  • Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Для родителей:

  • Активизировать знания родителей о здоровом питании, повысить их самообразование по теме.
  • Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами.
  • Просвещать родителей в вопросах организации рационального питания дошкольников.

Ожидаемые результаты проекта: 

     В результате изучения курса «Разговор о правильном питании» дошкольники приобретут первичные представления о полезности пищи, о том, что вредно и что полезно для здоровья, получат представления о значении рационального питания для здоровья человека, о необходимости заботы о своём здоровье, бережном отношении к своему организму, представления о том, что вредно и что полезно для здоровья и как витамины влияют на организм человека.

     Родители: обратят внимание на рацион своих детей, изменят их меню, сделав его более витаминизированным и полезным, получат представления об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регулярного питания, о наиболее подходящих блюдах для воспитанников.

4. АННОТАЦИЯ

    Выбранная тема обусловлена тем, в настоящее время возросла актуальность здорового образа жизни. Особое внимание уделяется правильному питанию, ведь именно оно одна из главных составляющих здорового образа жизни. Известно, что навыки здорового питания формируются с детства. Первые детские годы – то самое время, когда у ребёнка вырабатываются базовые предпочтения в еде, создаётся основа для его гармоничного развития. Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих условия роста и развития. Ход проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в формировании навыков здорового образа жизни; в центре внимания представления и умения о культуре питания, здоровой и полезной пище.

Проект построен на основе следующих принципов:

•        доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей дошкольного возраста);

•        наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

•        научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

•        актуализации знаний и умений (игровые ситуации предлагаются с точки зрения потребностей дошкольников);

•        деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).

Формы работы:

•        Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии, экскурсия, рассматривание альбомов).

•        Фронтальная работа – беседа, рассказ, чтение художественной литературы, показ презентации.

Методы:

Наглядный, словесный, игровой, практический

5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект рассчитан на 2020-2021 учебный год с октября по апрель

1 ЭТАП – подготовительный:

     Подбор, изучение, обработка методической литературы по вопросам здорового питания. Составление перспективного плана работы по проекту, конспектов занятий, разработка тематических буклетов, консультаций для родителей. Пополнение предметно-развивающей среды (подбор материала для оформления тематических стендов, передвижных папок; игр и т. д.)

     2 ЭТАП - практический

Проведение мероприятий с детьми по плану реализации проекта:

Месяц

Тема

октябрь

 «Здоровая пища»

ноябрь

 «Вредная пища»

декабрь

«Хлеб - всему голова»

январь

 «Каша – здоровье наше»

февраль

«Молоко - продукт отменный, для здоровья очень ценный»

март

«Овощи и фрукты - витаминные продукты»

апрель

«Культура еды»

     3 ЭТАП - заключительный:

           Подведение итогов работы над проектом «Разговор о правильном питании»

6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Нормативно-правовые ресурсы:

1. ФГОС дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155

2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Материально-технические ресурсы:

ПК, мультимедиа проектор, интернет-ресурсы для поиска информации, наборы для опытно-экспериментальной и художественно-творческой деятельности, иллюстрированный материал, дидактические игры, презентации, оборудование уголка дежурных

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Создание стенгазеты «Здоровое питание дошкольника»

Дидактические игры «Готовим дома», «Хорошо-плохо»

ВЫВОД

В ходе работы было выяснено, что здоровое питание – одно из основ здорового образа жизни. Питание является важнейшим фактором среды, воздействующим на состояние организма и его развитие. Для правильной жизнедеятельности организма необходимо, чтобы питание было рациональным, правильным, физиологически полноценным.

Пренебрежение правилами приема пищи может стать причиной различных болезней желудка, печени, кишечника, в том числе и онкологических заболеваний. Давно замечено: когда мы едим с удовольствием, выделяется много соков и съедаемая пища хорошо усваивается. Аппетит вызывается разнообразием пищи, высоким качеством продуктов, их кулинарной обработкой, оформлением блюд, сервировкой стола. По праву правдиво звучат слова великого французского просветителя и гуманиста Вольтера: «Я не имею возможности есть все, что люблю. Но я люблю все, что ем». Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные продукты. Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия.

Литература:

  1. М. М. Безруких, Т.А. Филиппова Программа «Разговор о правильном питании», Методическое пособие – М, Олма-Медиа Групп, 2007 г.;
  2. М. М. Безруких, Т.А. Филиппова Разговор о правильном питании. Рабочая тетрадь для дошкольников/-М.: Олма-пресс, 2011.
  3. Т.Н. Грядкина «Формирование пищевых предпочтений у современных дошкольников» Детский сад: теория и практика» №8/2014 – с. 12-21
  4. И. И. Брехман «Введение в Валеологию – науку о здоровье»
  5. А.А. Ошкина, Е.В Царева, И.А. Галкина, Л.М. Капинос «Формирование у дошкольников здорового образа жизни (элемент – режим дня)»: учебно-методическое пособие – Ульяновск:Издатель Качанов А.В.,2014.-с.90-95
  6. А.А. Ошкина, В.А. Деркунская. Игровая образовательная деятельность дошкольников/ - М.:Центр педагогического образования, 2013.-с.4-9.
  7. Н.А. Виноградова, Н. В. Позднякова «Сюжетно ролевые игры для старших дошкольников»/- М.: Айрис-пресс, 2009.- (Серия: дошкольное воспитание и развитие). -с.128



Предварительный просмотр:

«Разговор о правильном питании»

(для детей 6-7 лет)

Карточка проекта №1

Тема: «Здоровая пища» 

Цель проекта: расширение представления у детей о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.

Программное содержание:

1. Сформировать представление детей о пользе продуктов питания  

2. Расширять знания о том, что здоровье зависит от правильного питания (еда должна быть не только вкусной, но  и полезной).

 3. Развивать умения применять полученные знания в продуктивных видах деятельности.

4. Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

5. Воспитывать у детей и родителей правильное отношение к питанию как составной части сохранения и укрепления своего  здоровья.

6. Активизировать словарь детей по теме «Здоровая пища».

Гипотеза: предположим, если дети узнают больше о здоровом питании, то они поймут, что здоровье зависит от правильного питания.

Проблемные вопросы, возникающие в ходе проектной работы:

  • Что такое здоровье?
  • Что необходимо есть, чтобы быть здоровым?
  •  Какие продукты полезны и чем?

«Разговор о правильном питании»

(для детей 6-7 лет)

Карточка проекта №2

Тема: «Вредная пища» 

Цель проекта: расширение представления у детей о продуктах, приносящих вред организму.

Программное содержание:

1. Сформировать представление детей о вредных продуктах питания  

2. Расширять знания о том, что здоровье человека напрямую зависит от его питания.

3. Развивать умения применять полученные знания в продуктивных видах деятельности.

4. Развивать творчество, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

5. Воспитывать у детей и родителей правильное отношение к питанию как составной части сохранения и укрепления своего  здоровья.

6. Активизировать словарь детей по теме «Вредная пища».

Гипотеза: предположим, если дети узнают больше о вреде любимых продуктов питания (кока-кола, чипсы, сухарики), то они поймут, что здоровье зависит от того, что мы едим.

Проблемные вопросы, возникающие в ходе проектной работы:

  • Что такое вредные продукты питания?
  • Чем вредна кока-кола?
  • Почему чипсы и сухарики – это вредная еда?
  • Что содержится во вредных продуктах питания?

 «Разговор о правильном питании»

(для детей 6-7 лет)

Карточка проекта №3

Тема: «Хлеб - всему голова» 

Цель проекта: расширение знаний детей о хлебе. Формирование уважения к хлебу и людям, вырастившим его.

Программное содержание:

1. Сформировать представление детей о многообразии хлебных продуктов.   

2. Расширять знания у детей о значении хлеба в жизни человека; о том,
каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас.

4. Развивать умения применять полученные знания в продуктивных видах деятельности.

5. Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

6. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

7. Активизировать словарь детей по теме «Хлеб - всему голова».

Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

Проблемные вопросы, возникающие в ходе проектной работы:

  • Как выращивали хлеб в старину?
  • Кто выращивает хлеб?
  • Как хлеб на стол пришел?
  • Какой бывает хлеб?
  • Как испечь хлеб дома?

«Разговор о правильном питании»

(для детей 6-7 лет)

Карточка проекта №4

Тема: «Каша – здоровье наше» 

Цель проекта: формирование у детей представления о каше, как обязательном компоненте меню.

Программное содержание:

1. Сформировать представление детей о наиболее подходящих блюдах для завтрака.   

2. Познакомить с детей крупами и крупяными изделиями.

3. Научить узнавать и называть, крупы и каши получаемые из них.

4. Расширять представления воспитанников о пользе круп и каш, их влиянии на организм человека.

5. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.

6. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни и правильном питании.

7. Активизировать словарь детей по теме «Каша – здоровье наше».

8. Организовать сотрудничество с родителями, в воспитании и привитии у дошкольников здорового питания.

Гипотеза:  предположим, если дети узнают больше о пользе каши, то они поймут, что каша – ценный продукт питания для организма человека и у них появится желание употреблять ее в пищу.      

Проблемные вопросы, возникающие в ходе проектной работы:

  • Как появилась каша?
  • Какие бывают каши?
  • Из каких злаков получают крупу для каши?
  • Чем полезны каши?
  • Какая каша самая полезная?

«Разговор о правильном питании»

(для детей 6-7 лет)

Карточка проекта №5

Тема: «Молоко - продукт отменный, для здоровья очень ценный» 

Цель проекта: расширение знаний детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.

Программное содержание:

1. Расширить знания о молоке и молочных продуктах.   

2. Расширять знания детей о значении молока и молочных продуктов для детского организма, выявить роль молока в жизни человека.

3. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.

4. Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

5. Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию

6. Активизировать словарь детей по теме «Молоко - продукт отменный, для здоровья очень ценный»

7. Организовать сотрудничество с родителями, в воспитании и привитии у дошкольников здорового питания.

Гипотеза: предположим, если дети узнают больше о ценности молока и молочных продуктов через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что молоко – ценный продукт питания для детского организма и у них появится желание употреблять его в пищу.

Проблемные вопросы, возникающие в ходе проектной работы:

  • Какую пользу приносит молоко?
  • Что можно приготовить из молока?
  • Что в молоке полезного?
  • Как молоко попадает в магазин? Откуда?

«Разговор о правильном питании»

(для детей 6-7 лет)

Карточка проекта №6

Тема: «Овощи и фрукты -  витаминные продукты» 

Цель проекта: расширение знаний детей об овощах и  фруктах;  их полезных свойствах.

Программное содержание:

1. Систематизировать и расширять знания детей об овощах, фруктах.

2. Сформировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в овощах и фруктах, полезны для здоровья человека.

3. Обогащать личный опыт детей знаниями о фруктах и овощах, их способе произрастания (сад, огород).

4. Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

5. Воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью

6. Активизировать словарь детей по теме «Овощи и фрукты -  витаминные продукты».

7. Организовать сотрудничество с родителями, в воспитании и привитии у дошкольников здорового питания.

Гипотеза: предположим, если дети узнают больше о пользе овощей и фруктов, для нашего организма, у них появится желание употреблять здоровую и полезную пищу.

Проблемные вопросы, возникающие в ходе проектной работы:

  • Что такое витамины?
  • Где живут витамины?
  • Чем полезны овощи и фрукты?
  • Что где растет?

«Разговор о правильном питании»

(для детей 6-7 лет)

Карточка проекта №7

Тема: «Культура еды» 

Цель проекта: повышение уровня этикета за столом  у детей.

Программное содержание:

1. Формировать навыки этического поведения за столом.

2. Развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам.

3. Закреплять знания детей об этикете за столом.

4. Воспитывать культуру поведения за столом.

5. Воспитывать уважение к окружающим людям.

6. Активизировать словарь детей по теме «Культура еды».


Гипотеза: предположим, если дети освоят культуру еды, у них появится желание употреблять здоровую и полезную пищу.

Проблемные вопросы, возникающие в ходе проектной работы:

  • Из чего ели в древние времена?
  • Откуда  появилась посуда?
  • Какая бывает посуда?
  • Почему нужно соблюдать правила поведения за столом?