Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Аничкина Елена Станиславовна

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей36.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №32 «БУСИНКА»

Консультация для родителей

Тема: «Игра как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель

Группы № 12 «Горошинки»

Аничкина Е.С.

г. Химки, 2018 г.

Патриотическое воспитание детей начинается в семье. Тесная связь с родителями, прикосновение к «живым» документам истории семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, радоваться, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням, что способствует сохранению семейных связей.

В настоящее время эта работа трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными. Тем не менее, родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций. Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей могут быть разнообразными: семейные клубы, семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и истории, организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и пр.). И самая главная форма – это общение, беседы и игры с детьми. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают затруднения в общении и налаживании контактов со своими сверстниками.

Любовь, теплота, ласка между родителями и детьми дана самой природой. В семье не может быть двух миров – взрослого и детского, должен быть один мир – семья.

В настоящее время наблюдается усиление интереса людей к своей родословной. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

  • корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
  • семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
  • счастье семьи – это счастье и благополучие народа, общества, государства.

В группе воспитатели  совместно с родителями могут провести «мини-исследование» истории улицы, района. Хорошо, когда такие занятия будут включать в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской Масленицы, троицын день. Все это приобщает детей к ознакомлению с историей края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Я хочу познакомить родителей с  методом организации самостоятельной сюжетной игры, который называется «метод комплексного руководства игрой». Этот метод часто применяется при наличии и взаимосвязи следующих педагогических условий: активная деятельность детей, направленная на ознакомление с окружающим, обучающие игры, своевременное гибкое изменение предметно-пространственной среды и активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе самой игры. В быту, во время образовательной деятельности, на прогулке, во время чтения книг, просмотра телепередач ребёнок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются эмоционально – нравственные оценки. Всё это может служить источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения её содержания.

Для перевода реального опыта в игровой нужен условный план, а для усвоения детьми способов воспроизведения действительности в игре использовать обучающие игры: дидактические игры, игровые ситуации, игры-соревнования, рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий, театрализованные игры.

Игра – это серьезная школа для развивающегося мышления детей, через которую ребенок познает окружающий мир. Игра является естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающая великой воспитательной силой. Обучающие игры всегда содержат элементы новизны, вводят дошкольников в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний.

Основой всех игр, направленных на нравственно-патриотическое воспитание дошкольника является народная подвижная игра. В любой игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный и социальный опыт; в игре каждому из детей приходится добровольно отказаться от своих собственных желаний и согласовывать свои замыслы и идеи с другими участниками игры, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции и преодолевать разнообразные игровые трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные силы и результаты, а так же силы и результаты товарищей по игре. Народные игры наиболее доступны и являются неотъемлемой частью социального и нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В этих играх отражается образ жизни людей, их труд и быт, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве, желание обладать силой, ловкостью и выносливостью, проявлять смекалку, выдержку и находчивость. Радость движения сочетается с нравственно-духовным обогащением детей.

Особенность народных игр в том, что они, имея нравственно-патриотическую основу, учат дошкольника обретать гармонию с окружающим миром. У ребят формируется устойчивое, заинтересованное и уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны каждому ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора и уточняют представления об окружающем мире. В конце игры обязательно следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость и ловкость, выдержку и взаимопомощь.

Народные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу формирования гармонично развитой и активной личности, сочетающей в себе нравственно – патриотическое и духовное богатство, а так же моральное и физическое совершенство.  Перед самой игрой обязательно надо рассказать об изначальной культуре и быте того или иного народа (в зависимости, игру какой народности используете). В играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение и познавательная активность.

За последние годы в нашем обществе произошли значительные изменения в экономике и политике, повлекшие за собой ряд негативных явлений, одним из которых является некоторое разрушение традиционно хороших отношений между народами, населяющими нашу страну, ухудшение межнациональных отношений.

И здесь на помощь приходит подвижная народная игра, как одно из средств социально – нравственного воспитания детей. Ребенок, не разбирается в политических или социально экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, а сверстники это дети разных национальностей.

Именно поэтому нравственно – патриотическое воспитание детей нужно начинать в раннем возрасте. И лучше всего это делать посредством подвижной игры. Потому, что игра естественный спутник жизни ребёнка, его источник радостных эмоций обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры по своей сути являются традиционным средством педагогики. На протяжении многих веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт и труд, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве, желание обладать силой и ловкостью, воспитывает выносливость, быстроту и красоту движений, проявление воли и стремление к победе. Народная игра способствует развитию у ребенка умственных способностей, нравственно-патриотических чувств, создает богатый эмоциональный настрой, развивает его волю и характер.

Так, например можно проводить во дворе дома  игры,  построенные на народной игре или играх-эстафетах с использованием народного компонента. Опыт показывает, что детям очень нравятся такие игры, они вызывают чувство радости, море положительных эмоций, дарят им яркие мгновения чудесного человеческого общения, и также несут обучающий момент – дети непринужденно совершенствуют навыки движений и коммуникативность. Даже те дети, которые нерешительно и боязливо выполнют движения, испытывают затруднения и нерешительность (боязнь выполнить неправильно), то в игровой форме все проходит легко и просто, стираются все грани нерешительности, неуверенности и страха.

Игра «В мельницу»

   Играющие встают в круг. На середину выходят две пары ребят. Они встают друг к другу спинами, крепко сцепившись руками, согнутыми в локтях. Участники, образующие круг, медленно двигаются в правую сторону и поют:

Мельница на кочке

Развесила усочки.

На семи ногах стоит,

На ветер глядит.

Стучит и гремит,

Будто сто коней бежит,

Будто сто коней бежит,

Кругом пыль летит.

Крыльями машет,

Словно ей страшно,

А подняться не может,

Только зерно гложет.

И трёт и мнёт,

И завёртки рвёт.

Сама не глотает,

Другой сыт бывает.

(завёртки-здесь: крепления из древесины)

Во время пения внутри круга изображают мельничные колёса: один наклоняется, другой в это время оказывается у него на спине с поднятыми вверх ногами. И так до тех пор, пока одна из пар не остановится.

Детская народная игра «Золотое кольцо»

Все играющие сидят рядом. У водящего в руках кольцо, которое он прячет, стараясь незаметно передать одному из ребят. В это время все поют:

Уж я золото хороню,

Чисто серебро хороню

В высоком терему.

Гадай, гадай, девица,

Гадай, гадай, красная,

Через поле идучи,

Русу косу плетучи,

Шёлком первиваючи,

Златом приплетаючи.

Пал, пал перстень

В калину-малину,

В черную смородину.

Кумушки, вы голубушки,

Вы скажите, не утайте,

Моё золото отдайте!

Сразу по окончании песни участник, сидящий последним в ряду, ищет кольцо. А ребята приговаривают: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро!»

Участник, угадавший, у кого спрятано кольцо, становится водящим.

Игра «Совушка»

Один из играющих – «Совушка». Он находится в небольшом круге («гнезде»). Остальные дети свободно бегают и прыгают, изображая жучков, бабочек, лягушек.

По команде воспитателя или взрослого «Ночь наступает!» – все останавливаются. Совушка вылетает на охоту после слов «наступает».

Заметив пошевелившегося игрока, Совушка берет его за руку и уводит к себе в гнездо. По команде «День!» все снова начинают двигаться.

После двух – трех повторений игры выделяется новая сова. Наиболее ловкими и осторожными считаются игроки, которые не попадались совушке.

Правило:

 Совушка не имеет права подолгу наблюдать за одним и тем же игроком; вырываться от совушки нельзя.

Игра «Родничок»

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:

Разлился родничок,

Золотой рожок.

У-ух!

Разлился ключевой,

Белый, снеговой.

У-ух!

По мхам, по болотам,

По гнилым колодам.

У-ух!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.

Игра «Березка»

Дети ставновятся в круг и поют:

Березка белена,

Маковка зелена,

Летом мохнатенькая,

Зимой сучковатенькая,

Где она стоит,

Там и шумит.

Девочка «березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают:

Березка зелененькая,

Весной веселенькая,

Среди поля стоит,

Листочками шумит,

Гремит, гудит,

Золотым венчиком звенит,- «березка» изображает шум листьев, движение веток, – она шуршит платьем, машет над головой платками.

Под приговор: «А осенью корни у березки усыхают, листочки опадают!» – девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.

В игре, все как будто понарошку, но в этой условной обстановке очень много настоящего. Действия всех играющих достаточно реальны, их чувства искренны, а правильно организованная игра способствует подготовке к будущей жизни. Усвоение социальных ценностей происходит в коллективной деятельности, любая игра развивает чувство коллективизма и товарищества. А увлекательное содержание игр и эмоциональная насыщенность являются важным фактором формирования физических, психических, эстетических и нравственно-патриотических основ личности ребенка.

Одно из ведущих мест в подвижной игре я считаю слова. Они являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на игру, безоговорочно и точно выполнять правила. Эти слова быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневной жизни. Особые свойства у игровых припевов и игровых приговоров. Ими начинают игры или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок, а чаще всего содержат условия самой игры. Словесные приговоры и припевы придают смысл игровым действиям или составляют простое пояснение ходу действия. Но очень мало подвижных игр имеют рифмованные слова-зачины.

Познакомить детей с культурным наследием народностей нашего края, почувствовать себя причастным к его истории поможет детям подвижная народная игра, народный фольклор. К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована элементарная способность к ориентировке в окружающей обстановке. Она определяется умением ребенка правильно оценить обстановку, уметь понять настроение и состояние людей и выбрать соответствующую линию поведения.

Дидактические игры в формировании нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного школьного возраста так же играют огромную роль.

В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: «Укрась одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Сортируй узоры», «Исправь ошибку» (национальные куклы одеты неправильно). Цикл дидактических игр по родному городу «Узоры родного города», «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу. Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств. Например, игры «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово), «Река вежливости» (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он, произнося волшебное слово, выбирает себе пару), «Кто больше скажет?» (волшебных слов), «Поделись улыбкой», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Игры по формированию доброжелательных отношений у детей:

Игра  «Жизнь в лесу»

Педагог (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей):

 – Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись… (Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой).

Игра  «Птенцы»

Педагог: Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир – познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.

Игра «Пирамида любви»

Задачи: Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и к людям. Развивать коммуникативные способности.

Ход игры: Дети сидят в кругу.

Педагог: Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Сегодня мы с вами много говорили о своей любви к родному городу и нашей стране. А сейчас давайте с вами построим «пирамиду любви» из наших рук. Я пожелаю своему городу что-нибудь хорошее и положу свою руку, затем каждый из вас и пожелает нашему городу что-нибудь хорошее и положит свою руку. (Дети выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая пирамида у нас получилась. Высокая, потому что мы желаем своему городу - всего самого прекрасного, самого лучшего и это еще больше сблизило и сроднило нас.

Список литературы

1. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: Просвещение: Учебная литература, 1996г.

2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.:Мозаика-синтез,2001г.

3.Новосёлова С.Л. Игра дошкольника М.: Просвещение, 1989г.

4. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. - М.: Скрипторий 2003, 2006.

5.Интернет порталы:

http://www.maam.ru/,http://nsportal.ru/,http://doshkolnik.ru/index.php.