Разработка и проведение тематических досугов в ДОУ

Тематические досуги в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тематические досуги в ДОУ34.81 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ

В ДОУ

ТЕМАТИЧЕСКИХ ДОСУГОВ

ДЛЯ ДЕТЕЙ

ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

ЦЕЛЬ: Создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающей формирование проектировочной, организаторской, коммуникативной и конструктивной её составляющих, индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в реализации задач опытно-экспериментальной работы.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ: Алгоритм изучения авторской системы педагога-мастера.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: Обретение нового уровня профессионально-педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Умение проектировать досуговую деятельность в режиме технологии, презентуемой педагогом-мастером.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: Разработка и проведение мастером литературного досуга «Агния Барто – друг детей», подготовка презентации мастер-класса, подбор методической и художественной литературы, наглядной информации.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

      - Журнал «Управление ДОУ № 4-2009»

  1. Приложение к журналу «Управление ДОУ» «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике»
  2. Журнал «Дошкольное воспитание № 6-2009»
  3. Журнал «Дошкольная педагогика № 3-2008»

СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА:

1 ЭТАП: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА МАСТЕРА.

  1. Краткое обоснование основных идей технологии.
  2. Описание достижений, обобщенных и рекомендованных к распространению муниципальной методической службой.
  3. Аргументация результативности деятельности воспитанников, свидетельствующая об эффективности используемой технологии.
  4. Определение проблем и перспектив дальнейшей опытно-экспериментальной работы.

2 ЭТАП: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ.

  1. Описание системы досуговой деятельности в режиме представляемой технологии.
  2. Выделение основных способов работы, которые мастер намерен продемонстрировать аудитории.

3 ЭТАП: ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА.

  1. Проведение занятия с педагогами ДОУ  с демонстрацией наиболее эффективных способов построения работы.
  2. Выполнение педагогами одновременно двух ролей: реальных учащихся и экспертов, оценивающих демонстрируемые способы и приемы построения досуговой деятельности, предлагаемые мастером.

4 ЭТАП: МОДЕЛИРОВАНИЕ.

  1. Самостоятельная работа педагогов по проектированию варианта построения досуговой деятельности в рамках предложенной мастером технологии.
  2. Обсуждение авторских моделей построения досуговой деятельности.

5 ЭТАП: РЕФЛЕКСИЯ.

  1. Обсуждение результатов совместной работы.

ТЕМА: РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ДОСУГА « АГНИЯ БАРТО – ДРУГ ДЕТЕЙ»

    ЦЕЛЬ: Учить педагогов ДОУ решать социально-нравственные задачи через досуговую деятельность, познакомить с новыми формами проведения досуговой деятельности в ДОУ.

    ЗАДАЧИ: Учить комплексно подходить к обучению и развитию детей, развивать коммуникативные способности дошкольников, способствовать социализации детей младшего дошкольного возраста, способствовать раскрытию творческого потенциала воспитанников ДОУ, продолжать формировать нравственные качества дошкольников, приобщать детей к литературному наследию русских поэтов и писателей.

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Разработка и проведение литературного досуга «Агния Барто – друг детей».

    1 ЭТАП: Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируются все основополагающие составляющие личности. И в тоже время это период, когда ребенок полностью зависит от окружающих его взрослых. Полноценное развитие дошкольников, их умение адаптироваться в социуме, нравственное становление личности во многом определяются эффективностью работы педагогов ДОУ. Возрастающие потребности общества, в том числе и в сфере дошкольных образовательных услуг, побуждают педагогов дошкольного образования к поиску новых идей, исследованию, экспериментированию и, как следствие, накоплению разнообразных инициатив, нововведений и продвижению инноваций.

    Представленный сегодня мастер-класс показывает, как классическая форма воспитательно-образовательной деятельности может быть использована для решения целого ряда программных задач в соответствии с современными требованиями к образованию и воспитанию дошкольников.

    В современных развивающих программах выделен ряд областей по которым ведется планомерное развитие дошкольников для формирования к семилетнему возрасту определенных качеств личности ребенка. Все эти области взаимосвязаны. Педагоги ДОУ должны стремиться задействовать все формы работы с дошкольниками для реализации данных областей.

    При планировании досуговой деятельности в форме общегрупповых мероприятий у педагогов появляется возможность реализации задач сразу по нескольким направлениям образовательных областей (социализация, коммуникация, познание, физическая культура, безопасность и др.) и охватывать все возрастные категории детей.

     ПРИМЕР: При проведении досуга «Агния Барто – друг детей» были реализованы следующие образовательные области: социализация (дети разных возрастных групп имели возможность продемонстрировать свои творческие способности перед большой аудиторией, приобрести опыт участия в массовых мероприятиях, получили возможность самореализации и повышения самооценки); коммуникация (дети имели возможность приобрести опыт живого общения, опыт участия в массовом диалоге, закрепить на практике правила общения с детьми разного возраста, в игровой форме закрепить правила культуры поведения, КГН и другие правила поведения); чтение художественной литературы  (дети познакомились с художественным наследием детской писательницы, имели возможность обсудить нравственные аспекты представленных произведений, получили эталон высокохудожественного чтения произведений).

    Перспективой использования данной технологии при построении системы досуговой деятельности в ДОУ является возможность решать комплексно и в игровой форме задачи реализации всех образовательных областей.

    2 ЭТАП: Уважаемые коллеги! Сегодня во время проведения мастер-класса мы вместе постараемся по-новому взглянуть на выбор форм проведения досуговой деятельности, на определение воспитательно-образовательных задач, которые можно решать через досуговую деятельность.

     Представленная мною модель проведения досуговой деятельности является базовой для построения досугов тематической направленности. Использование этой модели позволяет с минимальными затратами сил, времени и материальных средств подготовить и провести досуг любой тематической направленности с привлечением к участию в досуге как старших дошкольников так и детей младшего дошкольного возраста. Особо хочется отметить, что дошкольники младшего возраста имеют возможность принимать участие в таких досугах не только как зрители, но и как полноправные участники.

    Для построения системы досугов в режиме данной технологии необходимо:

  1. определить тематику досугов на текущий учебный год.
  2. определить количество и периодичность проведения досугов.

    Для достижения качества реализации образовательных областей через досуговую деятельность в режиме данной технологии необходимо:

  1. глубокое изучение задач, реализуемых каждой из образовательных областей и взаимосвязь между образовательными областями.
  2. достаточное обеспечение методической и художественной литературой.
  3. достаточное обеспечение оборудованием и ТСО.
  4. готовность педагогов к реализации данного проекта и творческий подход к его реализации.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

  1. учет возможностей детей каждой возрастной категории
  2. подбор и изучение методической и художественной литературы по заданной тематике
  3. определение возможности использования дидактического оборудования и ТСО
  4. разработка сценария тематического досуга и определение возможных участников из числа педагогического состава ДОУ
  5. проведение предварительной работы с детьми всех возрастных групп
  6. определение даты и времени проведения мероприятия

3 ЭТАП: Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам принять участие в создании сценария тематического досуга «Космические приключения», используя вышеизложенные принципы построения досуговой деятельности. Для начала творческой деятельности вам необходимо разделиться на две команды: в каждую команду должны входить по одному  педагогу из каждой возрастной группы.

    Предлагаю Вашему вниманию подборку методической и художественной литературы, дидактические и наглядные пособия, а также аудио и видеоматериалы по данной тематике. Вам будет дано время на изучение материала, обсуждения плана построения досуга и собственно творческой деятельности. По прошествии данного времени каждая команда должна представить свой вариант проведения тематического досуга, после чего весь коллектив сможет перейти к обсуждению результатов творческой деятельности групп.

     ПОСЛЕ ОБЪЯСНЕНИЯ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИ ПРИСТУПАЮТ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ. По мере необходимости, мастер предлагает свою помощь участникам творческих мастерских.

     Предлагаю перейти к представлению результатов совместного творчества. Двум группам был предложен одинаковый материал:

  1. Книга «Вам строить звездолеты» - научно-художественная литература автора Ю.Колесникова
  2. Подборка разработок конспектов комплексных занятий и физкультурных развлечений на тему: «Космос»
  3. Подборка материалов «Юрий Гагарин. Героический полет»
  4. Подборка тематических бесед о космосе для всех возрастных групп
  5. Сборник детских стихов «Мы – космонавты»
  6. Комплекты наглядно-дидактического материала «Мир в картинках. Космос»; Ю.Копейко «В космос» с пояснениями; плакат «Солнечная Система»
  7. Материалы журнала «Дошкольная педагогика № 3-2008 г.» Цикл статей «Раз комета, два планета»
  8. Материал журнала «Дошкольное воспитание №6-2009 г.» Статья «Космический спортивный праздник»
  9. Аудиозаписи песен о космонавтах
  10. Аудиозаписи «Звуки космоса»
  11. Видеоматериалы «Первый полет», «Космическое пространство»
  12. Видеоматериал детского мультипликационного фильма «Тайна Третьей Планеты»

Обсуждение результатов коллективного творчества предлагаю проводить, основываясь на ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ:

  1. распределение доли участия детей в соответствии с возрастными возможностями
  2. качество изучения методической и художественной литературы по заданной тематике, познавательная насыщенность мероприятия
  3. творческий подход к использованию наглядно-дидактических пособий и ТСО
  4. адекватность формы построения досуга возрастным особенностям дошкольников, рациональность использования творческого потенциала педагогов
  5. рациональность построения системы предварительной работы с детьми
  6. методическая обоснованность выбора даты и времени проведения досуга

Далее идет обсуждение предложенных коллективных работ, выявление достоинств и недостатков, предложение возможных вариантов внесения изменений для достижения наилучших результатов.

4 ЭТАП:  

    Уважаемые коллеги! Следующим этапом мастер-класса, для закрепления принципов построения досуговой деятельности с использованием данной технологии, предлагаю каждому педагогу самостоятельно составить схему построения досуга на выбранную им тему. Наиболее интересные и познавательные варианты предложенных Вами тем можно будет включить в перспективный план работы на длительный период.

     По окончании работы проходит обсуждение результатов самостоятельной творческой деятельности педагогов, выбор наиболее интересных и познавательных проектов досуговой деятельности, возможность внесения отдельных проектов в перспективный план работы ДОУ.

5 ЭТАП:

    Далее идет обмен мнениями об эффективности и пользе проведенного мастер-класса, возможности практического применения приобретенных знаний и умений. Обсуждение результатов совместной работы.