План по самообразованию

Таничева Наталья Анатольевна

Предварительный просмотр:

2021г.

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.

  Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

  Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

  Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом

  Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

  К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

  Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

  Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1.         Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста

2.         Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств

3.         Все психологические новообразования берут начало в игре

4.         Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике

5.         Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов

  На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

  На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

  Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

  В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

Дидактические игры делятся на:

-игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры. Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.      

  Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры - путешествия во времени.

3. Игры на ориентирование в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

   Дидактические игры используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного возраста;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Предполагаемые сроки реализации проекта: ноябрь 2020 – май 2021г.

Предполагаемый результат: активизация познавательного интереса дошкольников; развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;формирование элементарных математических представлений;пополнение предметно-развивающей среды; обогащение родительского опыта в развитии детей.

Форма  самообразования:  индивидуальная.

Действия и  мероприятия проводимые в процессе работы над темой:

Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме

Посещение НОД у воспитателей своего ДОО и района

Посещение педсоветов, семинаров, конференций

Самоанализ и самооценка НОД в своей группе

Проведение открытых мероприятий.

Практический выход: проведение открытого занятия

Отчет о проделанной работе: сообщение на педсовете; слайд – презентация по НОД.

 Перспектива: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2020-2021 УЧ. ГОД.

Раздел плана

Срок

Формы  работы

Практический выход

1. Изучение методической литературы

В течение года

- Подбор литературы по теме

- изучить материал на тему: «Дидактические игры, как способ

формирования математических способностей у детей дошкольного возраста»

- изучение и внедрение новых технологий;

- разработать картотеку дидактических игр по ФЭМП

- общение с коллегами  в детских садах, районе и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями.

- участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в  профессиональных конкурсах;

- доклады, выступления;

-создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

-изготовить и внести: дидактические  игры по развитию математических представлений;

- посещение семинаров, занятий  коллег;

, совещания, обмен опытом с коллегами;

- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

- оформление уголка познавательного развития;

- работа с родителями;

- отчет по теме самообразования.

2. Работа с детьми

Сентябрь

2020 г.

 Исследование количественных представлений: "Посчитай, сколько раз хлопну"; "Какая цифра следующая"; "Подбери картинку"

Привлечение  родителей в изготовлении игры.

Октябрь

2020 г.

Исследование знаний о геометрических фигурах: "Домино"(геометр. фигуры); "На какую фигуру похоже".

Освоение знаний о геометрических фигурах

Ноябрь

2020 г.

Игры с цифрами и числами:"Покажи столько же", "Посчитай от. до. ", "Какой цифры не стало", "Соедини цифры с нужным количеством", "На первый, второй рассчитайся", "Какой по счёту" "Весёлая гусеница".

Формирование умения соотносить цифру с количеством.

Декабрь

2020 г.

Игры с цифрами и числами

Кто первый назовёт"(должны посчитать количество ударов музыкальных инструментов); "Кто знает пусть дальше считает"; "Какие цифры поменялись местами", "Соседи чисел", "Волшебные яблочки"(найти карточку с нужным количеством семечек).

Изготовление  самодельной книжки-малышки"Стихи-загадки про цифры"

Январь

2021г.

Геометрические фигуры:

"Форма и цвет"(игра по карточкам,найди подобное);"Избушка"(соотносить предметы по форме и цвету);"Танграм"(из 7 геометрических фигур собираем одну);"Волшебные резиночки"(ориентировка на плоскости)

Освоение умений соотносить предметы по форме и цвету, ориентироваться на плоскости

Февраль

2021 г.

Ориентировка в пространстве с помощью слуха: "Иди в ту сторону, откуда позвали", "Угадай, кто позвал", "Иди на звук музыкального инструмента".

 Ориентировка в пространстве с помощью слуха

Март

2021 г.

Ориентировка в пространстве относительно предмета, относительно себя:

"Поставь. (предмет)справа от, за. ,перед. ","Полочка"(что находится слева от. ,справа от. ,над. ,под.);"У нас в группе"(ориентировка по группе);"Куда пойдёшь, что найдёшь"; "Кто со мною рядом, возле, спереди,  сзади"

.

Освоение умений ориентироваться в пространстве относительно предмета, относительно себя

Апрель

2021г.

Геометрические фигуры:

"Форма и цвет"(игра по карточкам, найди подобное);"Избушка"(соотносить предметы по форме и цвету);"Танграм"(из 7 геометрических фигур собираем одну);"Волшебные резиночки"(ориентировка на плоскости)

«Фото выставка"

Изучаем математику

Май

2021г.

Повторяем пройденный материал:

1. Дидактические игры на выбор

2. Заучиваем стихи-запоминалки

3. Прорешиваем "Сказочные задачки»

Индивидуально поговорить об успехах ребёнка

3.Работа с родителями

Сентябрь

Консультация  «Как  наша семья провела лето». 

Беседа.

Ноябрь

Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольника»

Работы родителей.

Январь

 «Воспитание усидчивости – важное условие подготовки детей к школе».

Памятка-передвижка.

Март

Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами,головоломками.

Игра - конкурс

«Умные и находчивые».

Участие родителей в конкурсе.

Май

Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов».

Рекомендации для родителей

4.  Отчет о проделанной работе.

- посещение семинаров, занятий  коллег;

- совещания, обмен опытом с коллегами;

- оформление уголка;

- работа с родителями;

- отчет по теме самообразования.

- разработка и подготовка плана по самообразованию на следующий год.

Слайд – презентация  о проделанной  работе за год.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»

Таничева Наталья Анатольевна

на 2022-2023 учебный год

2022 г.

План самообразования

Тема «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста к родному краю»

Цель: самостоятельно получить новые профессиональные знания по интересующей теме, совершенствуя профессиональную компетентностьформировать у воспитанников ДОУ целостных представлений о родном крае.

Задачи:  расширение и пополнение запаса необходимых теоретических сведений в данном вопросе;

- совершенствование образовательного процесса счёт повышения уровня теоретического и практического мастерства педагога;

- применение современных педагогических веяний по практике с учётом требований ФГОС ДО.

Срок реализации: сентябрь 2022г.- май 2023г

Предполагаемый результат

 Для детей:

- итоговым результатом реализации плана самообразования  будет  является диагностика, где дети покажут свои знания;

-  обогатятся и систематизируются знания детей о родном крае, культурных традициях;

- появится устойчивый интерес к приобретению новых знаний о родном крае, животном и растительном мире ХМАО;

- сформируется устойчивый интерес к проблеме экологического воспитания и бережного отношения к природе ХМАО.

Для родителей:

- появится интерес активно участвовать совместно с детьми в выставках, конкурсах, экскурсиях, спортивно-патриотических мероприятиях и других видах деятельности; 

- повысится родительская компетентность по региональному компоненту

Для педагога:

 - повысится качество собственной  профессиональной, научно- практической подготовки и уровня компетентности в вопросах регионального компонента (РК);

- расширится и пополнится запас необходимыми теоретическими сведениями в данном вопросе;

- усовершенствуется образовательный процесс за счёт повышения уровня теоретического и практического мастерства педагога с учётом требований ФГОС ДО;

- совершенствование РППС группы.

Форма отчета по проделанной работы: Выступление с отчетом (презентацией о проделанной работе) по плану самообразования.

Перспективный план на 2022 – 2023 учебный год по самообразованию на тему ««Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста к родному краю»

Месяц

Содержание деятельности

Цель

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

Сбор литературы: пополнить личную библиотеку о городе, его достопримечательностях; найти и изучить методическую литературу о традициях и культуре народов севера.

Создание ПРС;

Воспитывать

любовь и уважение

к членам своей

семьи, к самым

близким людям.

Воспитывать

интерес к своим

корням,

родословной.

Диагностика ЗУН детей

Беседы: « Моя Семья»; «Традиции в семье»; «Правила семьи».

С.Р.игра «Семья»

Выставка рисунков ««Мое генеалогическое дерево» 

Анкетирование родителей

«Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию»;

Совместное творчество с родителями «Мое генеалогическое дерево» 

Октябрь

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Освоение представлений о своем городе –особенностях города (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях). Освоение представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений города - магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил поведения в общественных учреждениях города.

Беседы на темы: «Дом, в котором я живу», «Любимый мой двор», «Улицы города»; «Достопримечательности города Советского»

Д. Игра « Мой город»

 Оформление альбома достопримечательности города Советского

С.Р игра «Экскурсоводы»

Оформление папки –

передвижки «Люби и знай

свой край

родной».

Ноябрь

Использование ИКТ и внедрение их в образовательный процесс

Продолжение расширение и уточнение представлений дошкольников о многообразии растительного мира ХМАО. Уточнение представлений о лесе, ознакомление со смешанным лесом. Закрепление представлений о деревьях, произрастающих на данной территории, ознакомление с пихтой и лиственницей.  Закрепление представлений о кустарниках, дать представление о можжевельнике, о ягодах - голубике, морошке.

Беседа: «Для чего нужен лес»

Д.игра «Деревья и кустарники нашего края»

Просмотр презентации: «Природа наш лекарь»

Привлечение родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

Декабрь

Создание творческой лаборатории дидактические, развивающие игры

Сотрудничество с учреждением «Природный парк «Малая Сосьва»

Изготовление атрибутов к подвижным играм по Р.К.

 Оформить картотеку подвижных игр.

1) Прививать детям любовь к животным, воспитывать бережное отношение к природе.

2) Познакомить детей с заповедником.

Презентация: «Животный мир Севера»

Д. игра « Узнай птицу по силуэту»

« Найди кого назову»

Лепка « Лось»

Подвижная игра

«Ловля оленей», «Нарты-сани»

Экскурсия в заповедник «Малая Сосьва»

Привлечение родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

Январь

Разработка рекомендаций, памяток и буклетов для родителей и педагогов по развитию проекта «Люби и знай свой край»;

Обобщение собственного опыта, систематизация полученного материала для его распространения;

Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальных сетях работников образования

Приобщение к исторической культуре и традициям ХМАО

Просмотр иллюстраций «Ханты и манси - таежные жители»; «Жизнь и быт хантов».

Чтение художественной литературы «Огонь – камень»; Сказки народов севера; «Ах, сколько на свете детей»

Консультация для родителей «Игра, как элемент традиционной культуры», предложить картотеку игр народов Севера

Февраль

Подготовка консультации для педагогов «Нужно ли знакомить дошкольников с историей родного края»

Сотрудничество с учреждением краеведческим музеем.

1) Прививать детей к народной культуре, расширить знания о быте и культуре Хантов-коренного населения.

2) Познакомить детей с музеем. 

Экскурсия в краеведческий музей.

Консультация «Нужно ли знакомить дошкольников с историей родного края»

Март

Изучить методическую литературу и публикации в периодических изданиях;

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

1) Дать элементарные представления о полезных ископаемых нашего края – нефти и газа.

2) Учить внимательно, слушать произведение, понимать содержание, отвечать на вопросы

Вводная беседа на тему: «Геологии, нефти и газа ХМАО - Югры»

Чтение художественной литературы Рассказы из книг «Как искали Тюменскую нефть»

Памятка: «Природные богатства нашего края»

Апрель

Разработка конспектов занятий с детьми, консультаций и памяток для  воспитателей и родителей.

1) Создать условия для формирования у детей представлений о том, что нефть имеет природные резервуары, образованные в недрах Земли, которые образуют огромные сосуды, вмещающие в себя воду, нефть и газ.

2) Способствовать активному и творческому применению ранее усвоенных способов лепки

3) побуждать детей находить предметы, для производства которых необходима нефть.

Беседы: «Природные богатства нашего края», «Как устроены природные хранилища нефти?».

«Какую пользу приносит нефть? Нефть – друг или враг?».

 НОД Лепка «Нефтяная вышка».

Д/Игра «Что делают из нефти».

Май

Подготовка и проведение викторины для детей.

Провести самоанализ и самооценку работы по самообразованию;

Обобщить результаты самообразования, написать отчет;

Выступить с отчетом на итоговом педсовете;

Развивать у детей память, мышление, речь. Закрепить пройденный материал.

Викторина, загадки. (по пройденному материалу)

Выступление с отчетом (презентацией о проделанной работе) по плану самообразования.

Литература:

  1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
  2. Гончарова Е.В. Экология для  малышей: Методическая рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений / Гончарова Е.В. Под общ. ред. Гребенюк Г.Н. Издание 2. – Ханты - Мнсийск: Полиграфист, 2005. – 188с.: ил.
  3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.  Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.:ВАКО,2011.- 240с.
  4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое  воспитание дошкольников. ( Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2012. – 96с.
  5. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина.: Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ,2003.- 80с.
  6. Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. – 80с.
  7. Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2007.- 96с.
  8. Натарова В.И., Карпухина Н.И., Фельдшерова Н.А., Борискина Н.В., Вощинская Н.А., Фролова Т.А., Колесова Н.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ//  Авт. – сост.  Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,2005. -205с.
  9. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995. – 160с.
  10. Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов западной Сибири:  Методические рекомендации для воспитателей, педагогов и методистов дошкольного образования./ Урал. гос. пед. ун-т; Сост. А.Р. Сапрыкина. – Екатеринбург, 2003-132с.