План по самообразованию
План по самообразованию
Скачать:
Предварительный просмотр:
2021г.
Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста
2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств
3. Все психологические новообразования берут начало в игре
4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике
5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.
На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.
Дидактические игры делятся на:
-игры с предметами
- настольно-печатные игры
- словесные игры
Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры. Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры - путешествия во времени.
3. Игры на ориентирование в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
Дидактические игры используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Предполагаемые сроки реализации проекта: ноябрь 2020 – май 2021г.
Предполагаемый результат: активизация познавательного интереса дошкольников; развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;формирование элементарных математических представлений;пополнение предметно-развивающей среды; обогащение родительского опыта в развитии детей.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:
Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме
Посещение НОД у воспитателей своего ДОО и района
Посещение педсоветов, семинаров, конференций
Самоанализ и самооценка НОД в своей группе
Проведение открытых мероприятий.
Практический выход: проведение открытого занятия
Отчет о проделанной работе: сообщение на педсовете; слайд – презентация по НОД.
Перспектива: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2020-2021 УЧ. ГОД.
Раздел плана | Срок | Формы работы | Практический выход | |
1. Изучение методической литературы | В течение года | - Подбор литературы по теме - изучить материал на тему: «Дидактические игры, как способ формирования математических способностей у детей дошкольного возраста» - изучение и внедрение новых технологий; - разработать картотеку дидактических игр по ФЭМП - общение с коллегами в детских садах, районе и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями. - участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в профессиональных конкурсах; - доклады, выступления; -создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития). -изготовить и внести: дидактические игры по развитию математических представлений; | - посещение семинаров, занятий коллег; , совещания, обмен опытом с коллегами; - проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег; - оформление уголка познавательного развития; - работа с родителями; - отчет по теме самообразования. | |
2. Работа с детьми | Сентябрь 2020 г. | Исследование количественных представлений: "Посчитай, сколько раз хлопну"; "Какая цифра следующая"; "Подбери картинку" | Привлечение родителей в изготовлении игры. | |
Октябрь 2020 г. | Исследование знаний о геометрических фигурах: "Домино"(геометр. фигуры); "На какую фигуру похоже". | Освоение знаний о геометрических фигурах | ||
Ноябрь 2020 г. | Игры с цифрами и числами:"Покажи столько же", "Посчитай от. до. ", "Какой цифры не стало", "Соедини цифры с нужным количеством", "На первый, второй рассчитайся", "Какой по счёту" "Весёлая гусеница". | Формирование умения соотносить цифру с количеством. | ||
Декабрь 2020 г. | Игры с цифрами и числами Кто первый назовёт"(должны посчитать количество ударов музыкальных инструментов); "Кто знает пусть дальше считает"; "Какие цифры поменялись местами", "Соседи чисел", "Волшебные яблочки"(найти карточку с нужным количеством семечек). | Изготовление самодельной книжки-малышки"Стихи-загадки про цифры" | ||
Январь 2021г. | Геометрические фигуры: "Форма и цвет"(игра по карточкам,найди подобное);"Избушка"(соотносить предметы по форме и цвету);"Танграм"(из 7 геометрических фигур собираем одну);"Волшебные резиночки"(ориентировка на плоскости) | Освоение умений соотносить предметы по форме и цвету, ориентироваться на плоскости | ||
Февраль 2021 г. | Ориентировка в пространстве с помощью слуха: "Иди в ту сторону, откуда позвали", "Угадай, кто позвал", "Иди на звук музыкального инструмента". | Ориентировка в пространстве с помощью слуха | ||
Март 2021 г. | Ориентировка в пространстве относительно предмета, относительно себя: "Поставь. (предмет)справа от, за. ,перед. ","Полочка"(что находится слева от. ,справа от. ,над. ,под.);"У нас в группе"(ориентировка по группе);"Куда пойдёшь, что найдёшь"; "Кто со мною рядом, возле, спереди, сзади" | . Освоение умений ориентироваться в пространстве относительно предмета, относительно себя | ||
Апрель 2021г. | Геометрические фигуры: "Форма и цвет"(игра по карточкам, найди подобное);"Избушка"(соотносить предметы по форме и цвету);"Танграм"(из 7 геометрических фигур собираем одну);"Волшебные резиночки"(ориентировка на плоскости) | «Фото выставка" Изучаем математику | ||
Май 2021г. | Повторяем пройденный материал: 1. Дидактические игры на выбор 2. Заучиваем стихи-запоминалки 3. Прорешиваем "Сказочные задачки» | Индивидуально поговорить об успехах ребёнка | ||
3.Работа с родителями | Сентябрь | Консультация «Как наша семья провела лето». | Беседа. | |
Ноябрь | Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольника» | Работы родителей. | ||
Январь | «Воспитание усидчивости – важное условие подготовки детей к школе». | Памятка-передвижка. | ||
Март | Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами,головоломками. | Игра - конкурс «Умные и находчивые». Участие родителей в конкурсе. | ||
Май | Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов». | Рекомендации для родителей | ||
4. Отчет о проделанной работе. | - посещение семинаров, занятий коллег; - совещания, обмен опытом с коллегами; - оформление уголка; - работа с родителями; - отчет по теме самообразования. - разработка и подготовка плана по самообразованию на следующий год. | Слайд – презентация о проделанной работе за год. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»
Таничева Наталья Анатольевна
на 2022-2023 учебный год
2022 г.
План самообразования
Тема «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста к родному краю»
Цель: самостоятельно получить новые профессиональные знания по интересующей теме, совершенствуя профессиональную компетентность, формировать у воспитанников ДОУ целостных представлений о родном крае.
Задачи: расширение и пополнение запаса необходимых теоретических сведений в данном вопросе;
- совершенствование образовательного процесса счёт повышения уровня теоретического и практического мастерства педагога;
- применение современных педагогических веяний по практике с учётом требований ФГОС ДО.
Срок реализации: сентябрь 2022г.- май 2023г
Предполагаемый результат
Для детей:
- итоговым результатом реализации плана самообразования будет является диагностика, где дети покажут свои знания;
- обогатятся и систематизируются знания детей о родном крае, культурных традициях;
- появится устойчивый интерес к приобретению новых знаний о родном крае, животном и растительном мире ХМАО;
- сформируется устойчивый интерес к проблеме экологического воспитания и бережного отношения к природе ХМАО.
Для родителей:
- появится интерес активно участвовать совместно с детьми в выставках, конкурсах, экскурсиях, спортивно-патриотических мероприятиях и других видах деятельности;
- повысится родительская компетентность по региональному компоненту
Для педагога:
- повысится качество собственной профессиональной, научно- практической подготовки и уровня компетентности в вопросах регионального компонента (РК);
- расширится и пополнится запас необходимыми теоретическими сведениями в данном вопросе;
- усовершенствуется образовательный процесс за счёт повышения уровня теоретического и практического мастерства педагога с учётом требований ФГОС ДО;
- совершенствование РППС группы.
Форма отчета по проделанной работы: Выступление с отчетом (презентацией о проделанной работе) по плану самообразования.
Перспективный план на 2022 – 2023 учебный год по самообразованию на тему ««Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста к родному краю»
Месяц | Содержание деятельности | Цель | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | Сбор литературы: пополнить личную библиотеку о городе, его достопримечательностях; найти и изучить методическую литературу о традициях и культуре народов севера. Создание ПРС; | Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, к самым близким людям. Воспитывать интерес к своим корням, родословной. | Диагностика ЗУН детей Беседы: « Моя Семья»; «Традиции в семье»; «Правила семьи». С.Р.игра «Семья» Выставка рисунков ««Мое генеалогическое дерево» | Анкетирование родителей «Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию»; Совместное творчество с родителями «Мое генеалогическое дерево» | |
Октябрь | Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. | Освоение представлений о своем городе –особенностях города (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях). Освоение представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений города - магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил поведения в общественных учреждениях города. | Беседы на темы: «Дом, в котором я живу», «Любимый мой двор», «Улицы города»; «Достопримечательности города Советского» Д. Игра « Мой город» Оформление альбома достопримечательности города Советского С.Р игра «Экскурсоводы» | Оформление папки – передвижки «Люби и знай свой край родной». | |
Ноябрь | Использование ИКТ и внедрение их в образовательный процесс | Продолжение расширение и уточнение представлений дошкольников о многообразии растительного мира ХМАО. Уточнение представлений о лесе, ознакомление со смешанным лесом. Закрепление представлений о деревьях, произрастающих на данной территории, ознакомление с пихтой и лиственницей. Закрепление представлений о кустарниках, дать представление о можжевельнике, о ягодах - голубике, морошке. | Беседа: «Для чего нужен лес» Д.игра «Деревья и кустарники нашего края» Просмотр презентации: «Природа наш лекарь» | Привлечение родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала | |
Декабрь | Создание творческой лаборатории дидактические, развивающие игры Сотрудничество с учреждением «Природный парк «Малая Сосьва» Изготовление атрибутов к подвижным играм по Р.К. Оформить картотеку подвижных игр. | 1) Прививать детям любовь к животным, воспитывать бережное отношение к природе. 2) Познакомить детей с заповедником. | Презентация: «Животный мир Севера» Д. игра « Узнай птицу по силуэту» « Найди кого назову» Лепка « Лось» Подвижная игра «Ловля оленей», «Нарты-сани» Экскурсия в заповедник «Малая Сосьва» | Привлечение родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала | |
Январь | Разработка рекомендаций, памяток и буклетов для родителей и педагогов по развитию проекта «Люби и знай свой край»; Обобщение собственного опыта, систематизация полученного материала для его распространения; Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальных сетях работников образования | Приобщение к исторической культуре и традициям ХМАО | Просмотр иллюстраций «Ханты и манси - таежные жители»; «Жизнь и быт хантов». Чтение художественной литературы «Огонь – камень»; Сказки народов севера; «Ах, сколько на свете детей» | Консультация для родителей «Игра, как элемент традиционной культуры», предложить картотеку игр народов Севера | |
Февраль | Подготовка консультации для педагогов «Нужно ли знакомить дошкольников с историей родного края» Сотрудничество с учреждением краеведческим музеем. | 1) Прививать детей к народной культуре, расширить знания о быте и культуре Хантов-коренного населения. 2) Познакомить детей с музеем. | Экскурсия в краеведческий музей. | Консультация «Нужно ли знакомить дошкольников с историей родного края» | |
Март | Изучить методическую литературу и публикации в периодических изданиях; Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. | 1) Дать элементарные представления о полезных ископаемых нашего края – нефти и газа. 2) Учить внимательно, слушать произведение, понимать содержание, отвечать на вопросы | Вводная беседа на тему: «Геологии, нефти и газа ХМАО - Югры» Чтение художественной литературы Рассказы из книг «Как искали Тюменскую нефть» | Памятка: «Природные богатства нашего края» | |
Апрель | Разработка конспектов занятий с детьми, консультаций и памяток для воспитателей и родителей. | 1) Создать условия для формирования у детей представлений о том, что нефть имеет природные резервуары, образованные в недрах Земли, которые образуют огромные сосуды, вмещающие в себя воду, нефть и газ. 2) Способствовать активному и творческому применению ранее усвоенных способов лепки 3) побуждать детей находить предметы, для производства которых необходима нефть. | Беседы: «Природные богатства нашего края», «Как устроены природные хранилища нефти?». «Какую пользу приносит нефть? Нефть – друг или враг?». НОД Лепка «Нефтяная вышка». Д/Игра «Что делают из нефти». | ||
Май | Подготовка и проведение викторины для детей. Провести самоанализ и самооценку работы по самообразованию; Обобщить результаты самообразования, написать отчет; Выступить с отчетом на итоговом педсовете; | Развивать у детей память, мышление, речь. Закрепить пройденный материал. | Викторина, загадки. (по пройденному материалу) | Выступление с отчетом (презентацией о проделанной работе) по плану самообразования. |
Литература:
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
- Гончарова Е.В. Экология для малышей: Методическая рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений / Гончарова Е.В. Под общ. ред. Гребенюк Г.Н. Издание 2. – Ханты - Мнсийск: Полиграфист, 2005. – 188с.: ил.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.:ВАКО,2011.- 240с.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. ( Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2012. – 96с.
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина.: Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ,2003.- 80с.
- Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. – 80с.
- Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2007.- 96с.
- Натарова В.И., Карпухина Н.И., Фельдшерова Н.А., Борискина Н.В., Вощинская Н.А., Фролова Т.А., Колесова Н.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// Авт. – сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,2005. -205с.
- Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995. – 160с.
- Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов западной Сибири: Методические рекомендации для воспитателей, педагогов и методистов дошкольного образования./ Урал. гос. пед. ун-т; Сост. А.Р. Сапрыкина. – Екатеринбург, 2003-132с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок»
План работы по самообразованию
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»
Таничева Н.А
Воспитатель
2024г.
- Пояснительная записка
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач воспитателя.
Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю.
В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
- Актуальность выбранной темы
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Данная работа предусматривает целенаправленные совместные усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса.
4. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, и в частности – чувства патриотизма.
Нравственно-патриотическое воспитание невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края.
В ходе анализа мониторинга по нравственно-патриотическому воспитанию у воспитанников была выявлена следующая проблема: недостаточный уровень сформированности нравственно-патриотических качеств дошкольника.
Было проведено анкетирование родителей по данной теме, в котором приняли участие 80%. В результате мы выявили высокую степень заинтересованности родителей в воспитании патриотических чувств у детей. Многие сами испытывают трудности в привитии детям любви к своей малой родине, своей стране. А это значит, что нужно наметить более конкретные и интересные формы работы воспитателя и родителей.
Выбор темы обусловлен пониманием воспитателями и родителями значимости этой проблемы, с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей и родителей о родном крае, своей стране с другой стороны.
5. Цель и задачи программы
Цель: создать условия для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольника через ознакомление с родным краем.
Задачи:
- Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- Развивать любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад.
- Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, уважение к людям труда;
- Формировать бережное отношение к родной природе и всему живому;
- Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения Родины;
- Расширять представления о России, ее столице;
- Расширять знания детей о символике России, своего города, края.
6. Перспективы при продолжении работы:
- Продолжить работу по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе);
- Изучить новинки методической литературы;
- В работе с детьми использовать интересные формы и методы по развитию нравственно-патриотических качеств личности дошкольника через ознакомление с родным городом;
- Продолжить подборку игр и игровых упражнений по данной теме;
- В работе с родителями включать анкеты, беседы, организацию совместных праздников, использовать интересные активные формы работы.
7. При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
- Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
- Индивидуальный подход. Ключевым фактором воспитания детей является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития.
- Наглядность. Чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия (иллюстрации, национальные костюмы, утварь, орудия труда) способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.
- Согласованность. Продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями. Прикосновение к корням своего рода вызывает живую, трепетную эмоциональную реакцию, чувство сопереживания, пробуждает личный интерес к историческому переплетению судеб своих предков с судьбой народа.
- Комбинаторность. Продуманное сочетание различных видов образовательной и воспитательной деятельности. Дети этого возраста быстро утомляются, поэтому целесообразно продумывать при планировании занятия сочетание экскурса в историю или изучения родного языка с уместным включением музыкальной паузы.
- Целостность - взаимосвязь и пересечение разных областей знаний, которые помогут сформировать у ребёнка понимание единства мира. Дать понимание связей между малым (деревня, город, регион) и большим (масштабы всей страны), процветающая глубинка - залог благополучия всей страны, деятельностью и самочувствием одного гражданина и всего народа («здоровый гражданин - здоровое государство»).
Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «от простого к сложному». Разработала перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Работу по данному направлению с детьми веду через игровую, совместную и образовательную деятельность с помощью развивающего обучения, проблемно-игровых методов, а также личностно-ориентированного подхода, что формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.
Также широко использовала педагогические средства: иллюстративные материалы, художественную литературу. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. В процессе отбора произведений руководствовалась общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность.
В группе создала, и периодически обновляю и дополняю предметно – развивающую среду патриотической направленности. Оборудование разместила по принципу гибкого зонирования с учетом детских интересов, индивидуальных потребностей и дифференцированного подхода. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
В группе создан центр патриотического воспитания, который в этом году пополнили новыми дидактическими играми «Народы России», «Профессии», «Собери флаг России», «Собери герб России», «Собери флаг города Советский», «Собери герб города Советский». Картотекой «Дидактические игры по патриотическому воспитанию». С детьми старшего дошкольного возраста, я считаю, необходимо приступать к ознакомлению детей с историей города, показать, что город, в котором живут дети, красив, современен, рассказать, какие есть предприятия и учреждения, чем они занимаются. Для этого была проведена виртуальная экскурсия по родному городу. Посетили пожарную часть, познакомились с героическими профессиями и особенностями нужного для общества труда. В ноябре месяце посетили детскую библиотеку, где ребята познакомились с поэтами нашего округа. В этом же месяце посетили заповедник «Малая Сосьва» для расширения знаний о природе родного края.
Привлекаю родителей к участию в экскурсиях, собиранию материалов, фотоиллюстраций.
Вместе с родителями провели сбор иллюстраций с видами нашего города . Оформили альбом : «Город, в котором я живу».
Все запланированные виды деятельности с детьми и родителями воспитанников за первые четыре месяца учебного года 2024 – 2025 проведены.
Патриотическое воспитание формирует в будущем человеке , любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство.
- План реализации программы на 2024- 2025 уч. гг.
Сентябрь.
1. Работа с методической литературой: а) 1. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников". 2. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью". 3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека". б) Изучение методик и технологий педагогов в Интернете: Интернет – ресурсы.
2. Разработка плана работы по данной теме в условиях ФГОС.
3. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по патриотическому воспитанию дошкольников.
4. Подбор практического материала по теме самообразования.
Октябрь.
1. Оформление зоны в группе детского сада «Патриотический воспитание».
2. Экскурсии по родному городу (Презентация)
3. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
4. Ознакомление с символикой России, родного города, округа.
5. «Собери флаг России», «Собери герб России», «Собери флаг города Советский», «Собери герб города Советский»
Ноябрь.
1. Беседа по теме «Улица, на которой я живу».
2. Экскурсия в городскую детскую библиотеку.
3. Консультация для родителей на тему «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье»
4. Занятие под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
Декабрь.
1. Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. (Беседа)
2. Ознакомление с традиционными блюдами России. (Беседа)
3. Консультация для родителей «Семья – малая Родина»
4. «Герб моей семьи» (выставка).
5. Участие в акции «Добрые крышечки».
Январь.
1. Ознакомление с русскими народными сказками (Беседа, чтение сказок, рисунки на эту тему)
2. Ознакомление с русскими традиционными народными играми
3. Создание традиционной русской игры.
Февраль.
1. Беседы на тему «День защитника отечества» (история появления праздника)
2. Подготовка и проведение праздника «День защитника отечества»
3. Приготовить подарки для пап своими руками.
4. Видеоролик для пап с рисунками детей и поздравлениями.
5. Знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма.
Март.
1. Беседа на тему «Родина мать», «Моя малая Родина», «Моя мама»
2. Работа с родителями. Выставка детских работ на тему «Маме с любовью», «Я несу в подарок маме»
3. Открытки к празднику своими руками для любимой мамы
4. Онлайн-экскурсия на почту. (познакомить с работой почтальона)
5. Беседа: " Что такое дружба" - чтение стихов о дружбе.
Апрель.
1. Презентация на тему: " Этот загадочный космос!"
2. Беседа о великих русских космонавтах и летчиках
3. Выставка творческих работ на тему «Космос»
4. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Космос»
5. Онлайн-экскурсия в школьный музей.
Май.
1. Беседа на тему «День Победы» (история возникновения праздника)
2. Презентация на тему «День Победы»
3. Экскурсия к памятнику «Наказ матери», приуроченная ко Дню Победы.
4. Изготовление стенгазеты «Растим маленьких патриотов»
5. Работа с родителями. Творческая выставка на тему «День победы»
6. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Чему мы научились»
7. Праздник «Пасха» (презентация, поделки)
8. Подведение итогов самообразования.
9.Ожидаемый результат реализации программы:
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Приложение
Анкетирование родителей:
- Считаете ли важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?
- Как считаете, нужно ли знакомить детей с родным краем, историей возникновения села?
- Знаете ли вы что-то интересное о своем селе?
- Какую тематику патриотического воспитания ваших детей Вы хотели бы узнать?
- Есть ли у ребёнка желание пополнить свои знания о родном крае, его жителях и жизни села?
- Выражает ли внешне ребенок своё желание и интерес узнать о своём селе?
- Отражает ли полученные знания в играх, беседах, рассказах?
- Есть ли у вашего ребенка и у вас любимое место в селе?
- Как вы воспитываете у вашего ребенка любовь к родному краю ,стране?
- Считаете ли вы, что взаимодействие с воспитателями необходимо при воспитании основ гражданственности?
Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости.
Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста.
Крылатая фраза: Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине».
Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. Во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка. Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов.
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Родители должны рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика.
В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие.
Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинным патриотом. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам.
Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей. Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой живем, и березки, вдоль которых рядом с мамой мы идем. Что мы Родиной зовем? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Теплый вечер за окном.
Консультация для родителей
«Воспитание маленького гражданина»
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека. На этом возрастном этапе закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста это потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. Помимо патриотических чувств, важным элементом становления маленького гражданина является осознание своей этнической принадлежности. А любое осознание начинается со ЗНАНИЯ.
Знания о том кто я, что такое народ, какой мой народ, какова его история, культура, традиции…. Чувство принадлежности к своему народу у ребенка не появляется само собой, оно нуждается в специальном формировании. Задача развития этно-гражданской идентичности ребенка очень сложна. Воспитательная работа должна носить комплексный характер. Только совместными усилиями родителей и педагогов можно заложить основы уважения и любви к своему народу, своей стране.
Как воспитать гражданина?
- Поощряйте интерес Вашего ребенка к культуре и истории своего народа
- Объясняйте значения народных праздников, обычаев, традиций
- Читайте ребенку народные сказки, потешки
- Используйте в общении с ребенком пословицы и поговорки
- Играйте с Вашим ребенком в народные игры
- Обращайте внимание ребенка на события, происходящие в стране
- Знакомьте ребенка с государственными символами (герб, флаг, гимн)
- Изучайте с ребенком родную природу и учите беречь ее.


