Технология диффиренцированного обучения

Пальчиковская Галина Витальевна

                            Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Давыдовская гимназия»

 Орехово – Зуевского муниципального района  Московской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

 

 

«Уровневая дифференциация –
технология достижения учебного успеха в условиях реализации ФГОС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Подготовила:

                                              учитель начальных классов

                                         Пальчиковска Г.В.

 

 

 

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

2016 г.

                                                                            «Если дадим каждому ребенку учебный успех,

проблем с обучением не будет.»

В.В. Фирсов

Актуальность дифференциации учебного процесса

 

      Положение ФГОС  : «Начальное образование должно гарантировать разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и образовательного развития»

Конвенция о правах ребёнка :

« Ребёнок имеет право  на  сохранение своей  индивидуальности»

      Уровневая дифференциация – это технология обучения  в одном классе детей  с разными способностями, а не разделение учащихся на классы по уровням.

 

       Основные  аспекты:

1.Учет индивидуальных (типологических и личностных) особенностей учащихся.

2.Группирование учеников на основании индивидуально-типологичес-ких особенностей.

3.Организация учебной деятельности в группах на разных уровнях для овладения единым программным материалом.

Способы дифференциации учебной деятельности:

1.По содержанию    учебных заданий.                                                                                  2. По способу  организации  деятельности

Задания  по выбору  учащихся- оказывают влияние на становление положительной учебной мотивации

§  варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом

вариант 1 – основное задание

вариант 2 – задание большего объёма

вариант 3 – творческое задание

§   применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности (если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант)

В современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

Личностно-ориентированное обучение

Здоровьесберегающие технологии

Информационно-коммуникационные технологии

Технологию уровневой дифференциации

Игровые технологии

Коллективную систему обучения

Технологию проектной деятельности

 

Технология уровневой дифференциации позволяет:

- Повысить положительную мотивацию учения у детей

- Создать спокойное и комфортное пребывание в школе

-Снизить уровень конфликтности среди учеников, учителей и родителей,      создать доверительные отношения между ними

 

 

Дифференциация не направлена на селекцию детей по способностям или другим признакам. Основная ее задача – создание максимально комфортных условий образовательного процесса для развития способностей и склонностей учеников, успешного освоения содержания образования.

Современное общество в центр образовательного процесса ставит личность, в цели образования включается необходимость обеспечения актуализации личностных функций учащихся: самоопределение, самораскрытие, самореализацию личности.

Поэтому наряду с психологическими особенностями личности необходимо учитывать имеющийся субъективный опыт индивида, его предпочтения, ценности.

Для организации дифференцированной деятельности на уроке используются следующие методы:

1. Внутригрупповая дифференциация – учащиеся делятся на группы с учетом индивидуальных особенностей или степени подготовки.

2. Групповая дифференциация – разделение класса на группы, каждая из которых выполняет свое задание (возможна коллективная работа).

3. Фронтальная дифференциация – учащиеся выполняют одно упражнение, но учитель распределяет его задания по степени сложности разным детям.

4. Персональная дифференциация – каждый ученик выполняет свое задание самостоятельно или с помощью учителя.

Использование  образовательных технологий  на уроках  с учетом выще сказанного

Технология уровневой дифференциации

Показатель эффективности реализации:

·         Повышается уровень мотивации учения.

·         Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей.

·         Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утвер­ждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный yспex.

Коллективный способ обучения

Данная технология основывается на таких педагогических принципах:

•          Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи.

•          Ученик совершенствуется из урока в урок, стремится больше знать, искать ответ и в других учебниках, пособиях. Он – личность. Ребенок раскрывается, становится раскованным.

•          Принцип коллективной деятельности. Каждый принимает участие в самоуправлении, ребенок самоутверждается в коллективе, появляется уверенность.

Технология проектной деятельности

- Включение всех субъектов в поисковую, исследовательскую деятельность.

- Отражение интересов участников

- Творческая лаборатория

                                     

                 Информационно-коммуникационные технологии

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

·         повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5  раза

·         обеспечивает высокую степень дифференциации обучения

                                                                                         

     Разработка системы воздействия на каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей – вот задача, которая стоит перед педагогом для реализации индивидуального и дифференцированного подхода в практической деятельности.

     В многолетней практике учителя бывают  классы с разным уровнем подготовки,  от откровенно слабых до достаточно сильных, детей.  Да и в каждом классе ученики  разные по способностям. Так возникает  потребность во введении дифференцированного обучения.  По результатам этой работы выясняется, что при применении дифференциации и индивидуализации в системе, наблюдается:  значительное  повышение уровня  знаний, умений и навыков в учебной деятельности, возрастает уровень развития мышления, возрастает интерес к предмету, мотивация, появляется эмоциональное отношение к учебе в позитивном плане, развивается творческая целенаправленная личность.

С чего же начать учителю начальных классов, еще не применявшим на практике дифференциацию?  Можно наметить  несколько основных шагов:

  1. Владение современными методиками и технологиями
  2. Систематическое изучение каждого ученика.
  3. Постановка ближайших педагогических задач.
  4. Выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику.
  5. Фиксация и анализ полученных результатов.
  6. Постановка новых педагогических задач.

     Проблемы индивидуализации и дифференциации в обучении успешно решаются  на базе технологии развивающего обучения  с применением различных современных систем и методик: критическое мышление, проблемное обучение. Через эти технологии и методики удается реализовать основную цель дифференцированного и индивидуального подхода в обучении: создать условия для развития личности ребенка.

    Ни один врач не начнет лечить больного, пока не поставит диагноз. Учителя же, зачастую, начинают учить ребят, не проводя диагностики. Поэтому,  второй шаг – это диагностика индивидуальных особенностей  учеников и определение области ее применения.

    Внедряя на практике индивидуальный подход, важно учитывать совокупность основных факторов основанных на диагностике ученика и класса в целом.

1.Исходный (реальный) запас знаний умений и навыков.

2.Уровень общего возрастного развития ребёнка.

3.Особенности памяти, внимания, мышления, восприятия.

4.Эмоционально - волевые качества. Учебную мотивацию.

5.Здоровье ребёнка и социальные условия.

    Чтобы выяснить реальный (исходный) запас знаний, умений и навыков ребенка, необходимо провести ряд диагностических контрольных, самостоятельных работ, тестов, проанализировать, спланировать коррекционную работу или работу по  дальнейшему продвижению и развитию учеников.

    Уровень возрастного развития ребенка выясняется в процессе личного общения, бесед, тестов. Значимо наблюдение за поведением ребенка в коллективе сверстников. По специальным тестам выясняется учебная мотивация. У медицинского работника школы, можно получить информацию о состоянии здоровья детей.

    Далее  важна диагностика индивидуальных особенностей памяти, способов восприятия информации, диагностика темпа деятельности и уровня работоспособности учащихся. Изучение внимания, особенностей фонематического слуха, т.к. он лежит в основе успешного обучения чтению и письму. Существует еще масса диагностических тестов: на логику, способы мышления, интеллект, воображение и многие другие. Что диагностировать, учитель определяет, отталкиваясь от проблем, с которыми он встретился, работая с классом.

Как это организовать? Рассмотрим  примеры диагностики учащихся и области их применения на уроке.

Может быть, проблемы усвоения знаний заключаются в слабой памяти детей. Проводится соответствующий тест. Возможно, некоторым детям стоит сделать упор на развитие памяти. Учитель должен планировать урок с заданиями на  ее развитие.

   Существует еще и особенности восприятия информации. Всех людей можно условно разделить на группы по восприятию информации: аудиалы, визуалы, кинестики (от греч. kinesis – движение, запоминание через  действия, телодвижения, жесты, мимику). Эмоциональная память – это память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается без труда и надолго. Именно поэтому важно эмоционально ярко организовать  каждый урок. 

   Чтобы выделить эти группы среди детей используются: беседы с родителями, детьми, тесты, наблюдения. Результаты обрабатываются, и учитель объясняет тему урока, уже опираясь на особенности восприятия информации каждым ребенком. Чаще всего урок строится на словесных методах обучения: рассказ, беседа, диалог и это благодатная возможность усвоить материал детям аудиалам. А визуалы, кинестики уже усваивают тему с некоторым затруднением.

   На уроке, можно предложить массу заданий для кинестиков: ролевые игры, инсценировка математических задач, пантомима, система Ривина – запоминание стихотворения по рисунку. Что же предложить визуалам? Наглядные пособия, иллюстрирование заданий самими детьми, записывание примеров, схем, яркое выделение акцентов в написании.

   На первый взгляд такая дифференциация  затруднительна, но в начальной школе, когда учитель работает с одним классом и знает, кто  и как лучше воспринимает информацию, то по ходу урока можно предлагать детям выполнять работу на удобном для них уровне восприятия и памяти.

   Часто учителя и родители жалуются на то, что ребенок невнимательный.  Диагностический тест покажет реальную картину по уровню внимания. Соответственно подбираются индивидуальные задания на её развитие, т.е. идет целенаправленная дифференциация.

   Почему класс не успевает выполнить задания, запланированные на урок? Знает ли учитель темп работы детей? Каков уровень их работоспособности? Проверьте. Сделав анализ, учитель, должен учитывать это в своей деятельности и если:

  1. Разный темп и уровень работоспособности  – ученикам предлагаются карточки, задания разного объема или уровня сложности. Создаются группы по темпу деятельности.
  2.  Медлительные, быстроутомляемые дети, значит, самую важную  информацию нужно давать в начале урока. Чаще проводить физминутки. Регламентировать время выполнения заданий.
  3.  Быстрый темп –  учителю нужно следить, чтобы количество выполненных заданий не вредило качеству давать разнообразить упражнения или давать более сложный уровень.

    Существует еще масса диагностических методик. Что диагностировать, учитель определяет, отталкиваясь от проблем, с которыми он встретился, работая с классом.

Дифференцированный, индивидуальный подход невозможно осуществить, не изучив всесторонне ребенка и класс в целом. Проведя диагностику, сделав по ней выводы, индивидуализация сама «напросится» на занятия.

    Результаты диагностики и уровня усвоения знаний, умений и навыков, заносятся в банк данных комплексного мониторинга  каждого ученика и класса в целом. Что позволяет наблюдать за продвижением ребенка, планировать и вести коррекционную работу.

Итак, урок после диагностики – это уже совсем другой урок, он личностно ориентирован.

            Можно вывести общие условия, обеспечивающие реализацию принципа индивидуального подхода на уроке при фронтальной работе с классом:

  • активных, сильных - привлекать к выводам;
  • пассивных - вызывать для  ответов на вопросы  в процессе первичного закрепления;
  • ученикам со слабой памятью и медленно протекающими процессами запоминания и мышления - давать возможность воспринимать материал второй, третий раз со слов хорошо успевающих учеников и по учебнику;
  • невнимательных и рассеянных - привлекать к подведению итогов работы;
  • всегда находить возможность отметить успех ребёнка, его продвижение.

    Круг дифференциации и индивидуализации в педагогике очень широк. Огромное место занимает здесь разноуровневый подход в обучении.

  1 способ.  Опережение. Контроль.

Учитель на уроке старается дать больше информации, чем  определено программой начальной школы или предложено в учебнике. Сильный ребенок усвоит и то, что надо по программе и то, что дано сверх нормы, а средний или слабый, только обязательный уровень, тот который отрабатывается. 

После изучения тем с учётом данных уровней целесообразно провести разноуровневые контрольные работы, где 1,2,3,4 задания даются по обязательному уровню, а 5 по возможному, с целью проверки, на каком уровне дети усвоили материалы продвижения и опережения.

 2 способ.  Дифференциация по уровням сложности упражнений и заданий.

При единой познавательной цели и общем содержании они должны отличаться разной степенью трудности и дети идут к достижению единой цели, но разными путями.

1 уровень - позволяет только закрепить базовые знания.

2 уровень -  предполагает отработку учебного материала, развитие мышления, логики.

3 уровень – творческие задания: исправление ошибок,  придумывание задания, сочинения и т.п.

Один из самых распространенных элементов в индивидуализации - карточки.

 3 способ. Разноуровневая   дифференциацию в группах.

Детей в группы с целью индивидуализации и дифференциации можно объединять по-разному:

1. Дети с разным уровнем подготовленности.

2. Группы с одинаковым темпом деятельности.

3. Творческие группы разного характера.

4. Группы по уровням сложности – где дети сами выбирают задания, если нужно берут подсказку.

5. Подвижные группы.

            Большая роль отводится индивидуализации самостоятельных работ. Это конечно карточки  с заданиями разного уровня. Либо подготовленные учителем конкретному ученику с целью формирования тех или иных умений. Либо ребенку предоставляется возможность самостоятельного выбора уровня сложности задания по той или иной теме.

Индивидуализация и дифференциация домашних заданий.

Домашняя работа - особый вид самостоятельной работы. Одно из главных условий домашних заданий - это доступность, следовательно, учителю просто необходимо осуществлять дифференциацию домашних заданий.

Предлагая дифференцированные домашние задания важно учитывать:

  1. Способность ребенка к учебной деятельности.
  2. Познавательную активность (проявляет ли интерес к знаниям).
  3. Организованность в работе, умеет ли доводить начатое дело до  конца.
  4. Отношение родителей к учебе ученика к советам учителя.

 Обязательно проверять домашние работы, оценивать и поощрять творчество и поиск.

     Работа учителя с детьми заключается не только в урочной форме. Индивидуальный подход можно и нужно организовать и во внеурочное время. Каждый ребенок чем-то уникален. Задача учителя рассмотреть способности, направить их, развить. Ведь вариантов проявить себя в школе множество: участие в олимпиадах, спортивные соревнования, выставки рукоделий и рисунков, конкурсы песен и танцев, концерты, утренники, театральные постановки, походы. Творческой работы мы с учениками  собираем в альбомы-папки

В тех областях, где есть способности, ребенок быстро схватывает материал, хорошо соображает, вырабатывает навыки, умения. Надо только показать ему область применения и ребенок с интересом и продуктивно трудится.

     Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, не только повышает успеваемость и качество знаний, но и позволяет раскрыться талантам, способностям. Учение становится радостным, интересным, увлекательным, открывает большие возможности для формирования внутренней мотивации. Дети отлично ощущают себя, если знают о своей уникальности в той или иной области.

    Результаты работы с использованием выше перечисленных приемов убеждают в том, что дифференциация и индивидуализация способствует раскрытию и развитию личности ребёнка, имеет веское значение  в обучении, воспитании и развитии ребёнка.

Использованные материалы:

1.О.В.Тараканова, И.В.Штых «Личностно ориентированные технологии обучения»

2.И. Смирнова «Исторические аспекты дифференциации обучения»